Интервью Дмитрия Архипова.
В 2009 году «Рубин» открыл интернат и с тех пор клуб охватывал под своё крыло всё больше молодых футболистов. Но с его появлением увеличилось не только число воспитанников, но и тренеров. Многие, кто начинал тренировать в академии клуба, сегодня работают в ведущих клубах страны. Один из таких – герой интервью «БИЗНЕС Online» Дмитрий Архипов. В «Рубине» он работал с возрастной группой 2005 года, где выступал, например, Илья Рожков, а позднее уехал в ЦСКА и пробовал свои силы в ФНЛ и Медиалгие.
В разговоре Архипов рассказал о становлении Рожкова, методике работы в ЦСКА, удивлении от Медиалиги, обучении в Казани у испанцев и Курбана Бердыева.

«Данильянц часто говорил, что каждый игрок академии – это отдельный проект»
– Дмитрий, вы долгое время работали в академии «Рубина», застали фундаментальные методы работы испанцев, а в дальнейшем ушли в ЦСКА. От предложений армейцев не отказываются?
– Разного рода предложения поступали и до этого, но мне было важно доработать с моими ребятами 2005-го года рождения – я с ними провёл очень долгое время, у нас была ментальная связь, ребята привлекались в сборные. Пришло время, когда игроки переходили в другой этап: в молодёжные команды или ЮФЛ-1. В том виде, в котором команда существовала до этого, я уже понимал, что её время подходит к концу. У меня было понимание, что и мне нужно движение к чему-то новому.
К тому же, если ты хочешь быть тренером не только академии, но и повыше, есть цели и амбиции – то нужно выходить из зоны комфорта и пробовать себя в новых условиях, поэтому предложение от ЦСКА я начал рассматривать, и мы договорились. Тогда там был Ролан Гусев – мы с ним работали вместе в юношеской сборной России.
– Кстати, Гусев сменил Валерия Карпина на тренерском мостике «Динамо». Какие у него перспективы остаться в должности на постоянной основе?
– Совершенно точно он готов к этому. Желаю ему всяческих успехов. Ролан показал себя, работая исполняющим обязанности главного тренера «Динамо» после Марцела Лички, а после работал помощником в штабе Валерия Карпина. Получил опыт работы, новые знания. Плюс ко всему у него богатая игровая карьера.

– В «Рубине» вы застали времена работы Курбана Бердыева. Он следил за работой академии?
– Были совещания. Раньше в академии было несколько этапов подготовки: первый, второй, третий. У каждого были свои задачи. Он приходил, и мы общались по типу круглого стола. Бердыев часто смотрел за тренировками со стороны. Была со мной история: занятия с группой 2001 года, небольшой квадрат. 4–2. И он долго смотрел-смотрел, подошел ко мне и отметил небольшую деталь – игра под дальнюю ногу в контроле мяча, чтобы ребята сразу это использовали.
– Сильно удивились, когда он подошел?
– Да, конечно. Мы иногда занимались параллельно и смотрели за тренировками, видели как Курбан Бекиевич ведёт тренировочный процесс.

– Лично для себя какие-то вещи почерпнули, которые, может, сейчас используете в работе?
– С нами большую работу проводил один из помощников, кто работал в штабе Курбана Бекиевича – это Ивана Альбертович Данильянц (директор академии – прим. ред.). Большое внимание уделяли мелким деталям, фокус на игрока, а не только на игру команды, организация работы. То есть как развивается игрок, что нужно сделать, чтобы он продолжал развиваться. Нас учили анализировать и искать пути, чтобы мальчишки росли и развивались. Иван Альбертович часто говорил: что каждый игрок академии – это отдельный проект.
«Работа академии давала свои плоды в любом из возрастов»
– В академии «Рубина» долгое время работали испанцы. Чему они учили? Какие принципы работы внедряли?
– Был фокус на работу тренера: то есть как задаёт вопросы, как отвечает, в какой момент куда смотрит. Всё это было направлено на всестороннее развитие игрока.
– Знания, полученные, по сути, в начале 10-х годов – до сих пор актуальны?
– Безусловно. Это база. Каждодневная работа даёт по зёрнышку знаний. Если ты расположен к работе тренером, трудолюбив – всё идёт в копилку. И то, что давали в ВШК, и в академии «Рубина». Составить план тренировки – всего лишь маленькая часть работы. Нужно выстраивать шаги, которые будут выращивать футболиста и человека. Мы же занимались в академии не только воспитанием игрока, но и воспитанием личности.
– После ухода испанцев будто бы академия стала работать менее эффективно?
– Смотря чем измеряется это сравнение.
– Например, качеством и количеством выпускников академии.
– Не могу сказать, что в наше время количественно было много выпускников. Кроме Эльмира Набиуллина в основной команде никто не закрепился. А сейчас игроков из под основы: Никита Васильев, Никита Корец, Илья Рожков, Энри Мукба. Есть Рамиль Калмурзин, который тоже занимался с основной командой. Хороший мальчишка. Пришёл с набора.
Я могу точно сказать, что тогда была системная подготовка тренеров – на них делался большой акцент в работе директора академии. И показатель – что эти ребята, эти тренеры выросли дальше и сегодня работают в больших командах.

– Те, кого вы перечислили – игроки 2005 года, с которыми вы работали. И сейчас они доросли до профессионального уровня. Можно ли сказать, что 2005 год – сильнейший выпуск академии на сегодняшний день?
– Не соглашусь, что 2005-й был сильнейшим. 2000-й год не называть слабым. В свое время себя показали на взрослом уровне Раиль Абдуллин, Даниил Степанов, Артур Сагитов. Или возьмём 2001-й год. Играют Илья Агапов, Давид Волк, Владислав Микушин, Илья Порохов. Вероятно, я вспомнил даже не всех. Работа академии давала свои плоды в любом из возрастов.
«Нельзя просто всех игроков загнать в «двойку» и ждать, что каждый из них даст рост»
– ЦСКА отличается количеством воспитанников в составе в последнее время: Кисляк, Глебов. Это лучшая на сегодняшний день академия в стране?
– Видно, что у ЦСКА есть определённый план на молодых игроков. Они их анализируют, показатели сравнивают с игроками основного состава по специальным метрикам, которые использовались во времена моей работы. В этом плане работа ЦСКА с молодыми игроками показательна.
– То есть они подводят по стиль главной команды?
– В первую очередь – оценивают по качеству, а не стилю игры основы. После анализа если считают, что пора делать следующий шаг – отдают в аренды, либо привлекают к тренировкам.

– Но при этом, у ЦСКА нет второй команды. Типа ЦСКА-2.
– Зато работает система аренд в другие клубы.
– Вот у «Рубина» есть вторая команда, но немного игроков оттуда добирается до основы. Нужна ли в таком случае вторая команда? Может, тоже пользоваться системой аренд, как ЦСКА.
– Сейчас обсуждается новые реформы. Снова хотят сделать дублирующие команды – что полезно само по себе в принципе. Для «Рубина» открытие второй команды – это шаг вперёд, но как работает эта система? Какие плоды она даёт? Это важный и ключевой момент. Нельзя просто всех игроков загнать в «двойку» и ждать, что каждый из них даст рост. Чтобы ждать выходцев из «Рубина-2» – нужно время и найти свой путь, сформировать свою систему для плодотворной работы. А вообще наличие второй команды – это большой плюс. Игроки могут развиваться находясь в своём клубе.
– Гёкдениз часто говорит, ему количественно не хватает игроков для «Рубина-2». Неужели академия не выпускает готовых к ФНЛ-2 игроков?
– Сейчас сложно сказать, потому что я не в клубе. Но когда я был там – клуб только создавался и было много воспитанников. Нужно задать более глобальный вопрос: а кто решает, что игрок готов или не готов играть в «Рубине-2»? Моё мнение: план на развитие игрока должен быть у клуба, а не только у конкретного тренера в данную минуту. Потому что решение одного тренера – это только субъективное мнение.
– А обязан ли клуб обеспечить игровое время воспитаннику в таком случае? Ведь тогда это будет выглядеть как лимит, когда тренеру команды необходимо обязательно ставить игрока. В данном случае – из-за паспорта. В случае воспитанника – из-за клубной принадлежности.
– Не совсем. В случае с молодым игроком тренер будет требовать качества. И если этого качества нет – то гарантий игры в старте не будет, в отличие от лимита.
«Илья Рожков в 15 лет играл нападающего, но были свои минусы»
– В нашем интервью Илья Рожков тепло о вас отзывался. Как думаете, почему Рожков стал играть именно при Рахимове?
– Слуцкий в любом случае следил за Ильёй. Возможно, у него было своё видение в плане постепенного развития игры Ильи. А Рашид Маматкулович решил попробовать его сразу. Но я думаю, что Илья получил бы свой шанс в основной команде.
– Илья в академии с позиции нападающего перешёл в оборону. Как такое возможно?
– Это частая практика. Илья в 15 лет играл нападающего, но были свои минусы, казалось, что не хватает определённых качеств для игры нападающим. И когда мы его перевели в новую позицию крайнего защитника он на турнире забил больше голов, чем как крайний нападающий. Часто на практике игроки меняют позиции на определённое время и футболисты раскрываются в другом амплуа. Чтобы футболисты понимали как действовать против определенных позиций. И получается так, что в какие-то моменты открывали игрока заново – уже в другом амплуа. В случае с Рожковым – так и случилось.

– Как он воспринял переход в оборонительную позицию?
– Я объяснял, говорил: «Давай попробуем». Игроки прекрасно понимали, что мы нацелены на развитие. В плане психологии, тактики, техники, «физики». Родители тоже звонили, но отнеслись с пониманием. И этот переход был воспринят положительно.
«Карадениз очень уверен в себе и своих действиях»
– Вы работали с Караденизом в «Рубине-2». Какие обязанности у вас были?
– Часть работы Карадениз доверял мне, поэтому я бы этот этап сравнил с доверием как со стороны Ролана Гусева в ЦСКА. Могу сказать, что Карадениз очень уверен в себе и своих действиях. При этом, Карадениз анализирует работу. Не такого, как: «Я прав, а остальные неправы».
Что у Вадима Гаранина, что у Ролана Гусева или Гёкдениза – я мог пробовать что-то своё. В работе с ними я многому научился в плане психологии и общения с игроками, индивидуальных бесед. Я имел возможность разбирать соперника, имел возможность делать анализ игры команды.

– Какой тренер Карадениз? Тактик или мотиватор?
– Это его первый тренерский опыт. Думаю, он поиске себя на данном этапе. Он может зарядить игроков перед игрой, но и в плане тактики он ищет сильные стороны в своей команде, разбирает соперника.
– Есть ли перспективы у Гёкдениза дорасти до тренера уровня РПЛ и выше?
– Конечно. Почему нет? Сейчас идёт этап становления. К тому же, у него богатая игровая карьера, что как ни крути, даёт преимущество перед тренерами без игровой карьеры.
«Рубин» открыл мне дорогу, дал знания и я всегда бы хотел быть полезным»
– Вы недолго пробыли в казанском «Соколе», который спустя время закрылся. Что можете рассказать о клубе?
– Меня позвал Евгений Варламов. Хотя мы и не были знакомы лично и вместе не работали – он был наслышан о моей работе в ЦСКА и «Черноморце». Я переходил с одной договоренностью с Ильясом Миннивалиевым (спортивный директор – прим. ред.) что в случае другого предложения могу покинуть клуб. Был в «Соколе» недолго, но могу сказать, что печально, что история так закончилась у клуба. Казани нужен ещё один футбольный клуб, чтобы местные пацаны могли себя показать. Возможно, раньше где-то у них не получилось в плане различных моментов. Но ведь кто-то созревает позднее?
– Дальше вы ушли в Медиафутбол. Почему?
– В «Соколе» не было понимания по будущему. Появилось предложение Litenergy. У меня были сомнения, потому что я не следил за Медиалигой, единственное, что знал – это команду Rocket Team, потому что там работал Игорь Звездин – тренер, который импонирует своими идеями.

– Какие сомнения были перед переходом в Медиафутбол?
– Думал о том, что эта среда не совсем мне импонирует. Я удивлён от того, что происходит в Медиалиге с хорошей точки зрения. Есть возможность тренироваться на хороших полях в «Лужниках», так что о чём и говорить? Есть администраторы, массажисты, врачи, возможность поехать на международный турнир. Сборы в Турции и Сочи. Тысячи болельщиков. Так что, меня всё это сильно поразило и перевернуло моё представление о Медиалиге.
– Но это же шоу. Драки, провокации, оскорбления...
– Да, Медиалига со своими нюансами, постоянными съемками. Но ведь в целом футбол – это развлечение, шоу? Так что и Медиалига в своём обличии имеет место быть. Уровень подготовки и тренировочный процесс – почти такой же, как в профессиональном футболе, за исключением некоторых ограничений.
– Многие тренеры из академии «Рубина» не в клубе и вы в том числе. Допустим, вернуться в Казань сейчас – это шаг назад?
– Ни в коем случае. Сегодня я набрался опыта, поработал в ЦСКА, ФНЛ на разных уровнях. Вернуться в «Рубин» – было бы ещё одно приключение в родном для меня клубе. «Рубин» открыл мне дорогу, дал мне знания и я всегда бы хотел быть полезным.