Занимался хип-хопом, хочет в Большой театр, любит Казань.
Одно из главных летних приобретений «Рубин» – французский нападающий Жак Жюльен Сиве, за которого заплатили около 2,5 млн евро. Это одна из самых больших трат «Рубина» за последние несколько лет. Пока он ещё ищет свою игру в Казани, забив один гол в четырёх матчах, но со своей главной задачей справляется: добавляет глубины атаке «Рубина» и позволяет немного разгрузить Мирлинда Даку.
В интервью «БИЗНЕС Online» Жак рассказал о своём карьерном пути и впечатлениях о России.

Общается на французском с Кузяевым
– Жак, вы уже здороваетесь на русском языке. Наняли учителя для дополнительных уроков?
– Нет, пока запоминаю слова на бытовом уровне, футбольную терминологию. «Здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «право», «лево». В остальном помогает переводчик. Подсказывает и учит новым словам. Шаг за шагом я узнаю больше. Не думал, что когда-то буду учить русский, но мне нравится.
– Когда на вас впервые вышел «Рубин» с предложением?
– В летнее трансферное окно. Если быть точнее, то в августе. Также был интерес от бременского «Вердера», но с ними не сложились переговоры. По факту они даже не сделали предложений, а «Рубин» сразу показал явную заинтересованность и я решил, что хочу поехать именно сюда – в казанский клуб.
– Что вы знали о «Рубине»?
– Мне не пришлось гуглить, так как клуб на слуху и раньше играл в еврокубках. «Рубин» два раза становился чемпионом России. Во Франции многие знают о «Рубине»
Перед трансфером я общался с Ньямси из «Локомотива»: он рассказал мне про страну, чемпионат. После его слов я ещё раз убедился в том, что в России сильный чемпионат. У него только положительное впечатление о «Рубине» как о команде, хорошо отзывался о клубе. Ну и сам я многое узнавал о клубе через представителей: здесь отличные условия, классная база и есть всё для того, чтобы качественно тренироваться и играть.

– В «Рубине» дружный коллектив?
– Да, у нас сплочённая команда. Все футболисты, сотрудники, персонал – очень дружелюбные и всегда помогают, поддерживают. Наверное, это больше похоже на семейные отношения, где все друг другу помогают и заботятся о тебе как о своих близких.
– Кто вам показывал базу клуба?
– Сначала мы прошлись с переводчиком. А после, уже более подробную экскурсию провёл мой друг Александар Юкич. Отличный парень, знает много языков. Кажется, что единственный язык, которого он не знает – это французский (смеётся). Пытались говорить на английском настолько, насколько это у меня получалось.
– В «Рубине» у многих игроков есть прозвища. Вуячич – Вуй, Иванов – Ива. Какое прозвище дали вам?
– В основном меня так и называют сокращённо от моего имени – Жак. Мое полное имя Жак Жюльен, именно так назвали меня родители. Во Франции спутали документы и написали через запятую «Жак, Жюльен». Но касаемо прозвищ бывают и шутки. Тренер вратарей Сергей Викторович Козко называет меня Жак Ширак (в честь бывшего президента Франции – прим. ред.), а Иванов прозвал меня Джибрилем Сиссе (смеется)!
– Наверное, из-за причёски. У вас своеобразные дреды. Раньше в чемпионате России играл Вагнер Лав, который красил волосы в цвета клуба. Вы готовы на такие эксперименты?
– Точно нет! Красить волосы для меня чересчур. Как-то поэкспериментировать с причёской я ещё готов, но не красить.
– Сколько в команде говорящих на французском игроков?
– Свободно говорить на французском может Далер Кузяев. Персонал команды знает некоторые фразы, но у них не разговорная речь. А Далер играл во Франции и он хорошо владеет французским, мы общаемся. С другими партнерами говорим на английском, либо через переводчика.
– Знали о Кузяеве до знакомства в «Рубине»? Во Франции говорили о нём и его игре?
– Далер – достаточно известный игрок во Франции, в «Гавре» он выглядел заметным. Он забивал красивые голы, провёл много хороших матчей. И конечно же я слышал о нём.
– Вы снялись с приветственном ролике с Далером. Это отсылка к мему 10-х годов. Вы знали об этой отсылке и поняли почему сделан такой акцент?
– Мне показали видео, и я без проблем согласился. Мне понравилась задумка медиа-отдела клуба, но, честно, я не совсем вник в юмор. Но мне объяснили, что это отсылка к известному мему и, как я понял, наше видео многим понравилось.
– Сходятся ли ваши представления с тем, что ранее слышали о России?
– Ну я много следил за футболом и знал в первую очередь футбольные клубы. А ещё я знаю, что это огромная страна с красивыми городами. Москва, Санкт-Петербург, Казань. По Казани я немного успел погулять с Юкичем. Он мне рассказал о городе, показал интересные места. Здесь меня впечатлили здания – они огромные. Мне очень понравился Кремль – прекрасное место.
Ещё я хотел бы познакомиться с гастрономической культурой, лучше узнать вашу национальную кухню. Также люблю театр, и, возможно, когда-нибудь удастся посетить Большой театр.
«Никита Васильев как будто Олег Иванов, но молодой»
– Вы сыграли в шести матчах в России. Какие впечатления? Какой самый сложный матч показался вам?
– В РПЛ много хороших игроков, с которыми трудно соперничать. Отличается от французского чемпионата тем, что в России более интенсивный футбол, много агрессивных и жестких игроков, высокий уровень единоборств.
– Вы дебютировали в матче с «Оренбургом» и сразу забили пенальти.
– Я был на сто процентов уверен в себе и вообще не был напряжен. Всё-таки я не первый раз бью пенальти и раньше постоянно исполнял их, в том числе в важных матчах и при большой аудитории. Если ты уверен в себе, уверен в своём ударе, то забьёшь. Поэтому я был спокоен.
– Ваш конкурент по позиции – Мирлинд Даку. Какие сильные стороны вы в нём видите?
– Мирлинд – отличный завершитель атак. Защитникам всегда нужно быть с ним во внимании. Я смотрел игры «Рубина» перед тем, как приехать в клуб, и могу сказать, что Даку – крутой форвард, очень техничный и с сильными качествами. Так что я не был удивлён его игре, когда мы вместе тренировались. Но мы с ним форварды разных функций, разные по стилю. В моей стихии забегать за спину защитникам, открываться на линии. Уверен, вместе с ним мы можем принести много пользы команде.

– Вам комфортнее играть центрфорвардом?
– Я бы предпочел играть одного из двух нападающих в схеме, по которой мы сейчас играем. Так эффективнее оказывать давление на защиту и проводить атаки, когда на поле два форварда.
– Кто из команды вас впечатлил больше всего? Новички как правило говорят об Олеге Иванове.
– Я бы тоже его назвал. Олег – очень техничный игрок, с видением поля и высоким пониманием футбола – он чувствует игру. Но я бы ещё отметил молодого парня с кудрявой причёской – Никиту Васильева. Он техничен, хорошо понимает игру и он как будто Олег Иванов, только молодой. И если Никита продолжит в том же духе, если он будет над собой работать, то я думаю, что он может вырасти в большого игрока. Но не стоит забывать о Даку, Иву, Кабутове, Вуячиче – в команде много классных футболистов.
– Какие требования у Рашида Рахимова к вам в плане игры?
– Для нападающего главная цель – забивать голы. Тренер знает мои способности, мои сильные стороны и просит это показывать на поле. Раз меня сюда пригласили, значит, тренеру нравится моя игра и от меня ждут, что я буду приносить пользу в «Рубине». Но также тренер требует самоотдачи и дисциплины, держать уровень борьбы, не выключаться из эпизодов и бороться за каждый мяч. Стараюсь выполнять его требования.

– Сложный ли тренировочный процесс у Рахимова?
– Тренировки чуть дольше и более интенсивные, чем в период, когда я играл во Франции. Много работы с мячом. Для меня – новый опыт и мне интересен такой тренировочный процесс, который я здесь увидел.
Дебютировал в «Дижоне», потому что одноклубник проспал
– Вы родом из Шуази-ле-Руа. Что это за город?
– Это пригород Парижа, всего в 20 минутах. Небольшой городок, который я очень люблю. Горд, что представляю свою родину на высоком уровне.
– Каким ребенком вы были?
– Очень активным! Много улыбался, всегда был чем-то занят. Но активным – не значит что создавал проблемы. Всегда был разумным и спокойно оценивал ситуацию: что можно делать, а что нет.
– Во сколько лет вы начали заниматься футболом?
– Достаточно поздно – в одиннадцать лет. Но это зависело не только от меня. Родители пробовали меня в разных сферах: я занимался и брейк-дансом, дзюдо, хип-хопом, лёгкой атлетикой, играл в театре. И только потом сконцентрировался на футболе. Хотя говорили и раньше, что мне стоит себя попробовать в этом виде спорта, но отдали только в одиннадцать лет.
– Сразу стали нападающим?
– Нет, первый тренер видел меня на позиции левого крайнего защитника. В 13 лет он сказал: «Давай-ка попробуем тебя в атаке». Так всё и началось. В игре в защите есть своя польза: я стал играть не только правой, но и левой ногой. И теперь свободно могу использовать это умение.
– Помните свой дебют на взрослом уровень?
– Это интересная история: я тренировался с основной командой «Дижона», не было никаких разговоров о том, что я попаду в заявку. В день матча мне звонят из клуба и говорят, что я буду в заявке на игру, так как другой игрок, которого планировали включить в состав, не выходил на связь. Выяснилось, что он проспал и до него просто не смогли дозвониться. Вот так я получил шанс дебютировать.

– Вы были в основной команде, будучи молодым игроком, получали игровое время, но в конце сезона отказались от продления контракта. Почему?
– Клуб предложил контракт лишь на один год. Вы же понимаете, в футболе что-то может измениться в мгновение ока: травмы, повреждения. Так что мне показалось, что это не лучший вариант для меня. Был определенный риск, и я думаю, что заслужил предложение на более длительный срок.
– Вы ушли в «Анси», но и там отыграли всего год, после чего ушли свободным агентом ибо клуб не предложил новое соглашение. Как переживали эту ситуацию?
– Да, контракт не предложили и это было их решение – нормальная история для футбола. Я не впал депрессию, не замкнулся в себе, потому что понимал, что в футболе такие ситуации – не редкость. Главное – не опускать руки. Была важна поддержка моих родных, разговор с мамой дал мне сильную мотивацию. Она сказала: «Сынок, нельзя сдаваться. Верь в себя. Если ты веришь и прилагаешь все усилия, стараешься – это будет вознаграждено. Всё получится».
– Когда вы стали игроком «Генгама», то первой игрой стала встреча против «Дижона». Наверное, эмоции переполняли?
– Да, такой поворот судьбы, словно из кино. Но я держал себя в руках, подходил к матчу с холодной головой, ведь я профессионал. Главное, не то как я сыграл или отличился, а что команда выиграла и взяла три очка. После матча мои экс-партнеры по «Дижону» поддержали меня. Сказали, что рады за меня и что мне стоит продолжать в том же духе.
«Мой любимый футболист – Тотти. Смотрел его нарезки на ютубе»
– Вы родились во Франции, но ваши родители из Камеруна. Были когда-то на исторической родине?
– Был там один раз, когда был совсем маленьким, поэтому мало что помню о той поездке. Поэтому в будущем хочу отправиться на историческую родину моих предков. Считаю, что это очень важно держать связь с историей семьи. Родители рано покинули Камерун. Сначала поехал папа, а только потом мама. На тот момент ей было всего 22 года. Во Франции у отца свой ресторан, а мама работала в отеле горничной.
– Какому топ-клубу вы симпатизируете?
– Я – большой фанат «Ромы», в частности из-за Франческо Тотти. Это мой любимый футболист. Когда был ещё маленьким, то смотрел нарезки его голов и игры на ютубе. Было бы невероятно когда-нибудь оказаться в Риме и побывать на игре.
– Понятно, что главная звезда «Ромы» – это Тотти. Но в команде было много французов. Кого-то поддерживали персонально?
– Я не акцентировал внимание на национальность и восторгался разными игроками. Тотти, Даниэле де Росси, Стефан Эль-Шаарави. Я бы сказал, что это три моих любимых игрока в «Роме».

– Какой у вас стиль игры с вашей точки зрения? Кто из нападающих является для вас ориентиром?
– Сейчас у меня свой стиль, и я не стараюсь кому-то подражать. Но слежу и стараюсь находить какие-то черты в игре больших нападающих, чтобы улучшить свою игру. Например, мне нравится француз Коло Муани за то, как он находит пространство, или Ромелу Лукаку, который очень силён физически.
– Ваш брат выступает за «Осер». Какие у него успехи?
– К сожалению, недавно он получил травму колена и ему была сделана операция. Во время паузы на игры сборных я ездил домой и навестил его, поддержал. Мы с ним очень близки, всегда на связи, поддерживаем друг друга, помогаем. Говоря о его характеристиках, то он высокий и крепкий, а играет на позиции центрального защитника.
– Встречались на поле друг против друга?
– Нет, он намного моложе меня и нам не довелось играть друг против друга. Но я бы хотел сыграть с ним или против него. У нас всё впереди!
– В этом противостоянии кто оказался бы сильнее?
– Конечно я! Я же старший брат (улыбается).
– Наверняка вы помните чемпионат мира-2018, который выиграла сборная Франции. Какой матч был для вас самым памятным?
– Конечно, матч Франции против Аргентины в 1/8 финала со счётом 4:3. Просто безумная игра. Вся Франция испытала незабываемые эмоции.
– Это игра, кстати, проходила в Казани на «Ак Барс Арене».
– Да, и вот я здесь! Неожиданный поворот судьбы.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Жак Жюльен СИВЕ
Амплуа: нападающий
Дата рождения: 29 июля 2001 года
Место рождения: Шуази-ле-Руа (Франция)
Карьера игрока: «Дижон» (Франция) – 2018–2021; «Анси» (Франция) – 2021/22; «Генгам» (Франция) – 2022–2025; «Рубин» (Россия) – 2025 – н.в.