комментарии 34 в закладки

Новые перегибы от федерации волейбола: 60% игроков команды должны вести соцсети, клубам предлагают покупать рекламу в их же трансляциях

Монополия на букмекеров укрепилась.

Всероссийская федерация волейбола (ВФВ) опубликовала требования по маркетингу на сезон 2025/26, а также положение о трансляциях. В обоих документах есть удивительные пункты.

В целом сохранилась тенденции последних лет – организация под угрозой штрафов продолжает загружать клубы дополнительными обязанностями, перекладывая на них свою работу по популяризации волейбола.

Телеканал «Волейбол» пытается заработать на клубах

Начнём с положения о трансляциях, в котором говорится, что клуб имеет право размещать в эфире телеканала «Волейбол» рекламные видеоматериалы на льготных условиях. «При производстве трансляций матчей для сайта volley.ru клуб имеет право размещать рекламу спонсора до и после матча на льготных условиях и при заключении договора на размещение рекламных материалов с основным лицензиатом», – сказано в документе.

Фото: belogorievolley.ru

Основной лицензиат – это телеканал «Волейбол», который не тратит деньги на производство трансляций матчей суперлиги. Эту нагрузку на себе полностью несут клубы. В прошлом сезоне организация трансляций в интернете или на региональном телеканале обходилась им минимум в 100 тыс. рублей в зависимости от региона. Стоимость трансляций на второстепенных каналах холдинга «Матч» составляла от 300 до 500 тыс. рублей. А ценник эфира на основном федеральном канале «Матч ТВ» начинался от 750 тыс.

То есть телеканал «Волейбол» предлагает клубам платить за рекламу в созданных ими же трансляциях. Это даже более странно, чем желание зарабатывать на платных подписках, которые федерация ввела в прошлом сезоне. Тогда как в хоккее и футболе клубы получают деньги от продажи телевизионных прав, в волейболе с клубов и их спонсоров пытаются выжать лишнюю копейку. Пожалуй, каналу стоит зарабатывать на третьих лицах, а клубам, напротив, предоставлять всяческие привилегии. Интересно, найдётся ли хоть один клуб, который всё-таки будет покупать рекламу в своих трансляциях и платить дважды.

По организации трансляций к клубам предъявляются десятки жёстких технических требований. Практически всё лежит на них. Даже хайлайты и запись матча на ресурсы ВФВ должен залить клуб-хозяин матча. Обязанности лицензиата уместились в два пункта: телеканал «Волейбол» оказывает методическую помощь в расстановке телевизионного оборудования и утверждает её, а также осуществляет передачу сигнала трансляций своим сублицензиатам.

Федерация вновь не даёт клубам свободно работать с букмекерами

Возместить расходы на организацию трансляций благодаря партнёрству с беттинг-компаниями у клубов вряд ли получится – федерация вновь заготовила эксклюзивные права для своего партнёра. В предыдущие годы это был букмекер Pari. О титульном спонсоре на новый сезон суперлиги пока не сообщается.

Несколько лет назад после многочисленных жалоб и обращений со стороны клубов федерация и Pari пошли им навстречу – разрешили работать с другими букмекерами. Но только с их одобрения и с выделением минимального количества рекламных площадей. В общем, приоткрыли небольшую форточку, но из желающих сотрудничать на таких условиях очередь не выстроилась. Теперь прикрыли и эту форточку.

«Клуб имеет право заключать договор в зарезервированной категории «Букмекерские услуги и ставки» с отличным от спонсора соревнований третьим лицом при условии уведомления ВФВ об условиях итогового коммерческого предложения потенциального спонсора не менее чем за 14 календарных дней до даты заключения клубом договора с данным спонсором и согласования данного спонсора с ВФВ. Если спонсор соревнований согласен повторить или улучшить условия коммерческого предложения потенциального спонсора клуба, клуб обязан принять условия такого коммерческого предложения и заключить соответствующий договор со спонсором соревнований», – говорится в пункте 3.39.

Здесь клубам и их потенциальным спонсорам-букмекерам вновь выкручивают руки, по сути, вынуждая делиться коммерческой тайной. С каким бы предложением ни пришёл другой букмекер, спонсору федерации достаточно будет его повторить, чтобы не пустить конкурента на рынок. Формально клубам разрешают работать с букмекерами, но в реальности это снова монополия. Такого нет ни в одном другом виде спорта.

Весной казанский «Зенит» под домашний «Финал шести» Кубка России подписал контракт с «Винлайном», но это стало возможно только потому, что федерация сама не смогла найти спонсора под турнир.

Марко Ивович / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com

«Если условный «Фонбет» сейчас придёт в один из волейбольных клубов, то мы не будем против. Это важно для развития любой индустрии. Не думаю, что мы не договоримся. Если федерация не против, то в волейболе я не вижу никаких проблем», – говорил в 2022 году на тот момент руководитель отдела спонсорства, а ныне директор по маркетингу Pari Алексей Левинский. То ли он лукавил, то ли федерация через ущемление клубов пытается добыть себе максимально большой контракт, но ситуация за три года особо не поменялась.

Между тем смотрим на КХЛ. Титульный спонсор лиги – «Фонбет». Благодаря этой сделке хоккейная лига зарабатывает 1,5 млрд рублей в год. Часть этих денег потом получают клубы. До 2022 года клубам разрешалось работать только с «Фонбетом». Но с сезона 2022/23 им позволили заключать контракты с любыми букмекерами. И спустя два года в лиге остался лишь один клуб без такого спонсора – китайский «Куньлунь». 

Клубы в прошлом сезоне спонсировали пять букмекеров: помимо вышеупомянутого, это Olimpbet, «Винлайн», «Лига Ставок» и «Пари». Благодаря этому клубы получили в бюджет от 30 до 250 млн рублей за сезон. Неплохие деньги как для проведения качественного шоу на матчах, так и для улучшения инфраструктуры.

Во время волейбольных матчей реклама букмекера всюду – на форме игроков, на светодиодных панелях вдоль игровой площадки, на самой площадке и даже на сетке. При этом бенефициар один – ВФВ. С этими деньгами федерация не делится. В отечественном волейболе все денежные потоки направлены в одну сторону.

Клубы оплачивают всё – трансляции, судей, штрафы и даже приезд руководителей федерации на финалы. Этот пункт прописывается в конкурсных условиях за право проведения турниров. Давайте посмотрим обязательные условия на организацию «Финала шести» Кубка России-2026: клуб обязан предоставить призовой фонд, оплатить все судейские расходы, обеспечить ТВ-сигнал, обеспечить транспорт для команд и судей, обеспечить шоу-программу и принять шесть гостей ВФВ.

Клубы теперь должны развивать соцсети игроков

Расходы клубов в новом сезоне, похоже, увеличатся. И дело не только в индексации некоторых взносов, а в новых требованиях. Отныне клубы должны «обеспечить наличие страницы игрока в социальных сетях с открытым профилем не менее чем у 60% игроков, находящихся в заявочном листе команды для его популяризации».

Также в документе говорится, что страница игрока в социальных сетях должна обновляться не реже одного раза в месяц, а клуб должен предоставить федерации списки аккаунтов не позднее, чем за 10 дней до начала соревнований, а также оказывать консультационную и техническую помощь игрокам при ведении ими страниц и их регулярном обновлении не реже одного раза в неделю.

Ирина Королёва и Сэм Деру / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com

Получается, восемь игроков каждой команды суперлиги теперь обязаны вести социальные сети. Что ж, у запасных теперь будет чем заняться во время матчей. Но в реальности дополнительная нагрузка вновь упадёт на плечи пресс-атташе и эсэмэмщиков клубов, которые и так делают кучу разных отчётов для ВФВ.

Популяризация волейбола указана первым пунктом в регламенте ВФВ, но организация постоянно пытается делать это чужими руками. Делает важное и благое дело, но за чужой счёт, категорически отказываясь делиться доходами, что кажется несправедливым. При этом многим клубам суперлиги не помешали бы гранты на развитие медиа и социальных сетей. В целом небогатые клубы сейчас пытаются экономить на любых мелочах – лишь бы хватило на игроков.

Пока непонятно, кто будет контролировать выполнение новых условий, но в документе написано, что за нарушение «Требований ВФВ по работе в социальных медиа» на клуб налагаются штрафные санкции согласно регламенту ВФВ. Штраф для юридического лица – до 800 тыс. рублей. Клубы, готовьте ваши денежки или нанимайте дополнительных сотрудников.

На самом деле пока в российском волейболе не появится профессиональная лига, клубы так и будут принимать любые условия и требования. Но её появление в ближайшей перспективе маловероятно. Клубам нет смысла бунтовать против системы, поскольку большинство из них спонсируются государственными корпорациями или регионами. А в поддержке волейбола с их стороны едва ли не ключевое значение имеет личность председателя наблюдательного совета ВФВ – помощника президента России Николая Патрушева.

Многие менеджеры клубов суперлиги в неформальном общении с нашим изданием подчеркивали – если бы ни влиятельный Патрушев, в России не было бы волейбола. В итоге в стране есть сильный в спортивном плане чемпионат, но есть и федерация с постоянными перегибами в вопросах организации турниров, маркетинга и спонсорства.

Алмаз Хаиров
Оценка текста
+
258
-