Объясняют Бэкстрём, Строум и Зубрус.
По случаю погони форварда «Вашингтона» Александра Овечкина за историческим рекордом Уэйна Гретцки The Washington Post связался с его одноклубниками и узнал, кто ему помогал забивать голы в НХЛ. Тяжело ли найти контакт с Овечкиным? Где лучше искать его на площадке? Чего он ждёт от своих центральных нападающих?
«БИЗНЕС Online» подготовил перевод материала.

«Ты просто отдаёшь ему шайбу»
Всех их объединяет один человек. Эта тройка знает его лучше остальных.
Они видели Алекса Овечкина с необычной стороны. Они катались вместе с ним. Они пытались понять его мышление, смотреть на игру его глазами, всегда находить его на площадке. Они изучили, что ему нужно в те решающие моменты, когда его клюшка готовиться принять шайбу, а затем бросить её в ворота.
«Он всегда хочет шайбу», – говорит Никлас Бэкстрём.
«Когда я замечаю его, он стоит с поднятой клюшкой и ждёт [моего паса]», – рассказывает Дилан Строум.
«Конечно, ты просто отдаёшь ему шайбу», – добавляет Дайнюс Зубрус.
Но не всё так просто, как кажется.
Капитан «Вашингтона» Овечкин находится на пороге исторического достижения: он всего в нескольких голах от рекорда Гретцки. Однако даже такому талантливому снайперу, как Овечкин, невозможно достичь этой вершины в одиночку. Нужна помощь одноклубников. Это Никлас Бэкстрём, Дилан Строум и Дайнюс Зубрус – три центральных нападающих «Вашингтона», которые помогали организовывать атаки команды и раскрывали лучшие качества российского хоккеиста, который уже давно стал главным лицом «Кэпиталз».
Зубрус был ветераном, который взял дерзкого 20-летнего Овечкина под своё крыло. Бэкстрём образовал с ним идеальную связку, которая с его мастерством распасовщика и результативностью Ови помогла «Вашингтону» завоевать первый Кубок Стэнли. Строум — один из последних, кто поддерживает Овечкина в его пути к рекорду Гретцки.
У всех есть особое пониманием игры Овечкина и того, что это значит – быть его одноклубником.
«Очевидно, что всё немного сложнее, но это самый простой способ ответить, – сказал Бэкстром. – Я думаю, мы достаточно хорошо его знаем... [Мы] знаем его любимые точки на льду, те места, где он особенно опасен. И стараемся доставить туда шайбу».
Овечкина в первые сезоны в НХЛ наставлял литовец
Глен Хэнлон подобрал первого центра для Овечкина в НХЛ. Он тренировал «Вашингтон» с 2003 года до первой половины сезона 2007/08 и хорошо знал Овечкина по международным турнирам, где тренировал сборную Беларуси. Овечкин был выбран под первым номером на драфте 2004 года, но его дебют в НХЛ задержался из-за локаута.
Хэнлон понимал, насколько крупным и сильным был Овечкин, но также знал, что ему потребуется адаптация к меньшим площадкам. Так что Хэнлон обратился к Дайнюсу Зубрусу – опытному игроку из Литвы, который говорил по-русски.
Хэнлон также хотел убедиться, что Овечкин будет играть вместе с приверженцем игры по обе стороны площадки. Центры как правило выполняют много работы в защите, и универсальность Зубруса сделала его подходящим выбором.

«С Зуби он мог найти общий язык. Тот знал, каково это – приехать из Европы сюда, – сказал Хэнлон. – Это было действительно важно. У них сразу же возникла связь».
Зубрусу не понадобилось много времени, чтобы понять основные принципы игры с Овечкиным: отдавать ему шайбу, поддерживать его в обороне и, когда придет время, уступать ему место. Игра с кем-то, кто привлекает столько внимания, требует определенного типа характера.
«Я гордился своей игрой независимо от того, играл ли я с ним или нет, – сказал Зубрус. – Мне нравилось играть на обоих концах площадки. Мне нравилось играть в большинстве, но также и в меньшинстве. Я всегда хотел быть таким игроком, чтобы неважно было, забил я или нет – я чувствовал бы свой вклад в игру… В этом плане я никогда особо не менялся. Но с Алексом ты, конечно же, тебя выпускают в самые сложные моменты игры.
Овечкин и Бэкстрём часто ругались
Брюс Будро сменил Хэнлона в ноябре 2007 года – примерно через полтора года после того, как Овечкин вышел на сцену в Ванкувере и объявил, что «Кэпиталз» выбрали молодого шведа по имени Никлас. «У него хорошая скорость, и он умеет забивать голы, – сказал тогда этот игрок. – Может быть, мы сможем сделать это вместе. Я могу быть для него распасовщиком». И менее чем через два месяца после дебюта Бэкстрема в НХЛ Будро помог воплотить это в реальность.
Одним из первых решений Будро было перевести Бэкстрема в первую бригаду большинства «Вашингтона». В первой игре под руководством Будро Овечкин ассистировал Бэкстрёму при победном голе в овертайме, и с этого начались десятилетия плодотворного партнерства. Сначала Бэкстрем играл в четвертом звене, затем был переведен выше.
«Ник был отличным распасовщиком, он был выбран под четвертым номером на драфте, но застрял в четвертом звене и не использовался так, как должен был, – вспоминает Будро. – Я просто сказал: «Ты будешь играть с Алексом». Они сидели рядом друг с другом в раздевалке. Они оба были молодыми парнями, и если они оба ошибались, я не думаю, что у них возникали проблемы в общении. Я думал, что это хорошее сочетание».
Центр Овечкина должен обладать огромной уверенностью в себе, ведь он не может отдавать шайбу Овечкину каждый раз, когда тот просит этого. Бэкстрём пошутил, что самым сложным за время совместной игры было «объяснить ему, что он не всегда открыт». Овечкин должен верить, что его центр принимает верное решение, но иногда верное решение – это оставить шайбу при себе.

Бэкстрём вспоминал множество разговоров – некоторые «приятные», а некоторые «с криками друг на друга» – за эти годы. Всё ради того, чтобы найти контакт друг с другом.
«Мы подходили друг другу, потому что были игроками разных стилей, – сказал Бэкстрём. – При этом нам нужно уметь читать игру друг друга, понимаете? Мой план заключался в следующем. Я быстро понял, где его любимые точки. Если он не занимал их по какой-то причине, мы обсуждали это. Каким-то образом мы всегда находили план игры, который приносил результат».
Будро сразу поверил, что Бэкстрём справится с этой ролью. Но сейчас тренер пошутил, что он до сих пор не уверен, было ли это «хорошим решением или плохим решением» объединить одну из самых успешных пар в истории НХЛ.
Бэкстрём ассистировал в 297 голах Овечкина – больше, чем любой другой игрок. Когда его спросили, как игра с Овечкиным сделала его лучше, Бэкстрём сначала ответил с легкостью: «Он сделал меня лучше тем, что забивал много». Затем он призадумался. «Пожалуй, он сделал меня лучше во всём», – сказал он после паузы.

«Он умный игрок. Это делает мою работу легче»
Когда Строум подписал контракт с «Кэпиталз» в 2022 году, он сразу задумался о возможности сыграть с Овечкиным. Бэкстрём боролся с хроническими травмами бедер и Строум должен был стать его преемником.
Будро видит немало сходств между Бэкстрёмом – лучшим партнером Овечкина – и Строумом. Скорость никогда не была сильной стороной ни одного из этих центров, но их видение площадки и умение читать игру позволяют им находить Овечкина.
«Он уверен в своей игре. Алекс может положиться на него, – сказал Будро. – Он не слишком быстрый… Но у него потрясающее хоккейное чутьё. Оно очень нужно при игре с Алексом, который может быть где угодно на льду в любой момент времени».
Строум, как и Бэкстрём и Зубрус до него, быстро понял, что нужно Овечкину. Редко бывает, чтобы Овечкин сам проходил через нейтральную зону с шайбой – даже в молодости. Зато он всегда находит способ открыться для передачи.
«Он всегда в нужном месте, – сказал Строум. – Как только я получаю шайбу в центре площадки или если её передаёт защитник из нашей зоны, он всегда знает, куда идти. Он умный хоккеист».
Строум научился находить его и в процессе он настолько хорошо заменил Бэкстрёма, что некоторые фанаты начали называть его Бэк-Строум.
«Я думаю, что вся наша «химия» основана на том, что он знает, куда идти», – сказал Строум. – Моё главное достоинство – это передачи, нахождение его в открытых позициях. Он такой умный игрок… Это делает мою работу лёгкой».
Пускай Строум утверждает, что его работа лёгкая, он и его предшественники знают, что это не так. Если центры Овечкина будут только отдавать ему шайбу, они не обретут нужную уверенность в себе.
«Вы должны чувствовать себя комфортно в своей роли, – пояснил Будро. – Если вы сидите и восхищаетесь тем фактом, что играете с Алексом Овечкиным, говорите себе: «Я должен отдать шайбу Алексу» – вы не добьётесь успеха. Вы должны быть уверены в том, что вы хороший игрок, что вы играете в свой хоккей и что Алекс тоже будет подстраиваться под вашу игру».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее Зарегистрироваться можно здесь.
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.