Большой разговор с легионером уфимцев.
Канадец Нэйтан Тодд проводит в «Салавате Юлаеве» свой первый сезон и успел стать одним из лидеров уфимцев. В 57 матчах сезона на его счету 46 (13+33) очков, примечательно, что он лидер команды по передачам и входит по этому показателю в топ-10 КХЛ.
О своих передачах, целях на сезон, детстве в Канаде и критике игры от своей жены Тодд рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».

«У нас и сейчас будто плей-офф»
– Нэйтан, вы уже полгода живёте и играете в России в хоккей. Как ощущения?
– Всё здорово. Мне здесь нравится.
– До конца регулярного чемпионата осталось меньше двух месяцев. В «Салавате» уже все мысли о плей-офф?
– У нас и сейчас будто плей-офф. Все оставшиеся игры в регулярке важны, таблица очень плотная. Идёт борьба за первое место в конференции.
– Важно ли занять первое место в таблице? Или достаточно остаться в первой четвёрке?
– Думаю, борьба за первое место наша главная цель. Сначала ты хочешь стать лучшим в регулярке, а уже потом думаешь о будущем сопернике.
– Знали, что до этого «Салават» дважды подряд вылетал в первом раунде плей-офф?
– Я знаю. Но сейчас у нас одна цель, и она не заключается в проходе только первого раунда. Суть в том, чтобы сыграть в самом последнем матче сезона. Мы идём за Кубком.
– В случае очередной неудачи именно этот «Салават», вероятно, ждёт перестройка. Не чувствуете дополнительной ответственности за это?
– Не думаю, что именно нам стоит об этом особенно беспокоиться. Нам просто важно выходить и играть качественно каждый вечер, быть ко всему готовыми.

«Болельщики иногда просто сходят с ума на дерби с «Ак Барсом»
– На взрослом уровне вы далеко в плей-офф зашли пока только в одном сезоне – со «Спрингфилдом» в АХЛ. Насколько важен именно опыт плей-офф? Или важнее уверенность в себе?
– Важно и то, и другое. Опыт плей-офф показывает, чего ты ещё не можешь, и даёт понимание, как исправить ситуацию. Но в такие моменты необходима и уверенность в себе, чтобы всегда оставаться в игре. Весь сезон мы тренируемся, проводим эти 68 матчей в регулярке, чтобы быть готовыми.
– Как бы вы описали стиль «Салавата Юлаева»?
– Это хоккей, против которого тяжело играть. Мы стараемся всё делать быстро – думать, бежать, действовать. Недопустимо выключаться.
– «Салават» – среди лидеров КХЛ по разнице заброшенных и пропущенных шайб? В чем секрет такого баланса?
– Думаю, всё дело в синхронизации каждого с каждым. Мы стараемся быть предсказуемыми друг для друга. Просто нужно играть именно как команда.
– Что-то уже успело особенно запомниться за время матчей в КХЛ?
– Сложный вопрос. Даже не знаю, мы объехали много крутых городов. Не могу выбрать конкретную игру, соперника или арену. Пока что всё было потрясающе увлекательно.
– Быстро поняли, какое дерби в КХЛ самое яркое?
– Дерби – одна из моих любимых частей игры. В Канаде у нас тоже много принципиальных противостояний. В России с этим тоже всё в порядке. Особенно эти игры с «Ак Барсом». Болельщики иногда просто сходят с ума. На матчах здесь так шумно, это здорово.
«Слова Хмелевского про Кубок Первого канала? В целом я с ним согласен»
– В декабре вы также сыграли за сборную легионеров КХЛ на Кубке Первого канала. Вам понравился этот опыт?
– Да, в Санкт-Петербурге было круто, весело. До того момента я никогда там ещё не был. Было здорово посмотреть город и всё в таком роде. И, конечно, сыграть на самой большой хоккейной арене в мире.
– Саша Хмелевский тоже там играл и говорил, что лучше бы отдохнул вместо этих матчей. Вы так не считаете?
– В целом я с ним согласен. Но и поучаствовать в турнире тоже не было бесполезным. Для парней это, безусловно, классный опыт.

– Джошуа Ливо как раз отдыхал, а потом превратился в хет-трик машину. Совпадение?
– Точно подмечено (смеётся). У Джоша определённо можно поучиться различным фишкам.
– Для вас есть какие-то фундаментальные отличия между российским и североамериканским хоккеем?
– В основном, всё очень схоже. Только лёд разного размера. Некоторые площадки ощутимо больше, что определенно меняет игровой процесс. На большом льду у тебя больше времени на принятие решения.
– Видели, на каких площадках в России играли ещё не так давно? Вот, например, финал 2011 года, когда «Салават» завоевал Кубок.
– Ого, она огромная. Места там полно.
– Вам самому на каком льду больше нравится играть?
– Меня устраивают оба варианта. Но думаю, что чем меньше, тем лучше. На маленькой площадке случается больше ошибок, поэтому игра становится более продуманной. Но на большом льду хочется и есть возможность контролировать шайбу, потом что её становится труднее отобрать.
«Хочу стать лучшим ассистентом КХЛ. Почему нет?»
– Как бы вы описали свою роль в команде?
– Стараюсь быть хорошим примером для молодых парней и играть на любом участке льда. Играть умно, разгонять атаки передачами, хорошо отрабатывать в обороне.
– Слышали, как Виктор Козлов, описывал вашу игру? Он говорил, что вы помогаете раскрывать лучшие качества своих партнёров.
– Получать такие комплименты для меня честь. Иногда нужно уйти в тень, чтобы помочь другим.

– Но такой стиль позволяет вам и быть лучшим ассистентом в «Салавате». И отрыв от первого места в КХЛ не такой большой.
– Хочу стать лучшим ассистентом КХЛ. Почему нет?
– Как вы пришли к такому стилю игры?
– Не знаю. Я просто играю и всё. Можно сказать, что я шёл к нему всю карьеру.
– Вам никогда не хотелось быть снайпером, забрасывать больше шайб?
– Всегда нужно исходить из того, как складывается игра. Сейчас у нас в «Салавате» много забивает Ливо. Ему просто даётся забрасывать шайбы в сетку. Так что с моей стороны было бы глупо не пытаться искать его передачами. В то же время у нас есть Уилли (Скотт Уилсон – прим. ред.) Саша (Хмелевский), Рампи (Шелдон Ремпал), которые тоже любят и могут забивать. Вообще, каждый из нас может как забивать, так и играть на партнёров.
«Ови обязан войти в историю как лучший снайпер всех времён»
– У вас были кумиры из хоккеистов, на кого бы вы равнялись?
– Сидни Кросби, Павел Дацюк – они на вершине. Кросби – самый умный игрок на свете, превосходно видит площадку. Он культовый хоккеист для многих канадцев. Дацюк тоже был просто великолепен как с шайбой, так и без нее.
– Есть самый запоминающийся момент с Кросби?
– Думаю, олимпийское «золото» в Ванкувере и его гол американцам в овертайме финала. Помню, как смотрел ту игру с дома с семьёй, было нереально.

– Для вас Кросби – величайший хоккеист в истории? Или всё же Гретцки или Лемье?
– За столетие было много выдающихся игроков и сравнивать сложно. Игра определённо изменилась, стала восприниматься по-новому, быстрее. Я слишком молод и не видел, как играли Гретцки и Лемье. Так что назову Кросби. Ещё на это звание претендует Макдэвид.
– Коннор пока без Кубка Стэнли – его уже можно ставить в один ряд с величайшими?
– Дайте ему время, он ещё молод.
– Кажется, что весь хоккейный мир следит, когда Овечкин побьёт рекорд Гретцки по голам за историю НХЛ. Это действительно важно?
– Безусловно, это грандиозно. Просто невероятно, как много он забивает, поэтому все и ждут с нетерпением падения рекорда. С Гретцки сравнивать его сложно – два разных игрока. Но Ови обязан войти в историю как лучший снайпер всех времён.
«В школе хотел стать пожарным»
– Правда, что каждый канадский ребёнок мечтает стать профессиональным хоккеистом?
– Точно. Я бы сказал, что дети у нас редко этого не делают. Я начал заниматься уже с трёх лет, меня отдали родители. В школе я ещё хотел стать пожарным. Возможно, если бы с хоккеем не сложилось, это был бы мой запасной план.
– В этом сезоне вы начинали играть на фланге, но потом стали центрфорвардом. Это родная для вас позиция?
– Да, но я много играл и там, и там. В начале карьеры я около пяти лет играл в центре, потом на пару лет перешёл на фланг, а после каждый год менялся местами. Мне комфортно менять стили игры и быть на разных участках площадки.

– В чём принципиальное отличие между центрфорвардом и крайним форвардом?
– В центре важны единоборства за ничейную шайбу, вбрасывания, а затем чтение игры. Думаю, что центры должны быть немного лучше осведомлены обо всех остальных хоккеистах на льду.
– На этой позиции легче ассистировать?
– С фланга тоже можно раздавать много передач. Но в центре главное – быть немного более сосредоточенным, чем обычно. Нужно быть осторожным, не выбрасываться и играть чуть ниже, прикрывая защитников. За счёт этого ты больше вовлечён в игру. Но любимой позиции у меня нет. Нравятся оба варианта. Главное, чтобы команда побеждала.
– Ливо как раз после вашего перевода в центр и начал штамповать хет-трики. Совпадение?
– Он и так забивает голы весь сезон. Но я тоже думаю, что мы хорошо дополняем друг друга.
– Перед дедлайном к «Салавату» присоединился Уилсон. Чего он добавил вашему звену?
– Мы как раз говорили об опыте игры в плей-офф. Он выигрывал Кубок Стэнли. Скотт играет уже много лет, многое знает о хоккее. Выменять его было потрясающим решением. Уилсон ведь как раз играл с Кросби, многое рассказывал об этом.

«На тренировках постоянно вижу, как Ливо разделывает вратарей»
– В этом сезоне КХЛ много обсуждают Ливо – он может побить рекорд по голам за один регулярный чемпионат. Чем он так хорош?
– Он динамичный форвард с отличным броском. И у него высокий игровой интеллект. Он словно делает простым сам процесс забивания голов. Часто Джош почти из ничего может придумать момент. Сейчас он в огне. На наших тренировках тоже постоянно вижу, как он разделывает вратарей.
– Успели поволноваться, когда Ливо получил сотрясение мозга в матче с «Ак Барсом»?
– Конечно. Мы не хотим травмы для любого из наших игроков. Были рады услышать, что повреждение Джоша оказалось не настолько серьёзным.
– Вы ведь играли против Ливо в финале АХЛ 2022 года. Он тогда стал чемпионом и MVP. Джош подшучивал над вами насчёт этого уже в «Салавате»?
– О да, это он любит, время от времени поднимает эту тему. У них тогда была отличная команда. Да и у нас тоже, была напряжённая серия. Но мы с Ливо поиграли немного вместе и до «Салавата». В том 2022 году он ведь подписал контракт с «Сент-Луисом» и успел провести со мной пару матчей в «Спрингфилде». Плюс я знал Хмелевского с юношеских лет, играл с ним в Оттаве.
В этом плане в команде у нас хорошая синергия, что не пришлось долго друг к другу притираться. Они же и помогли мне с переходом в «Салават». Так как я уже знал их, то для верности немного проконсультировался насчёт города и клуба. Отзывы были хорошими.
«Встретился перед переходом с Мухамадуллиным»
– Почему вы вообще решились на переезд в Россию? Почувствовали, что именно в АХЛ достигли потолка и дальше уже не пробиться?
– Недавно мне исполнилось 29 лет. Прошлый сезон был для меня удачным, я надеялся пробиться в НХЛ, но вызова так и не последовало. Летом поступали разные предложения, включая Россию. Я взвесил все «за» и «против», встретился с Козловым и ребятами, которых знал. Среди них ещё был Шакир Мухамадуллин, с которым мы играли в «Сан-Хосе». Парни объяснили, что здесь отличный город, хорошая команда, яркие болельщики, одна из лучших лиг мира. Я и подумал, что сейчас самое подходящее время попробовать себя в России. Вот я и рискнул. Пока всё замечательно.
– Козлов сыграл серьёзную роль в переходе?
– Конечно. Приятно, что он говорит по-английски. Кроме того, он сам играл на высочайшем уровне, столько лет провёл в НХЛ. Плюс стал легендой здесь. Знаю, что он был капитаном «Салавата», когда команда выигрывала Кубок Гагарина. Немногие могут похвастаться такой карьерой. Он понимает и североамериканский, и российский хоккей. Тренер дал мне понять, почему я нужен команде.
– Чему уже научились у Козлова?
– Как я уже сказал, за него говорит его огромный опыт. Он отыграл в таком количестве матчей. Во время разбора игр он приводит различные примеры, учит, помогает разобраться в ситуациях. С ним работать великолепно.
– Всё же то, что в «Салавате» уже было много иностранцев, стало существенным фактором вашего перехода?
– Несомненно – это огромная причина переехать сюда. Я знал, что в «Салавате» хорошо относятся к легионерам.
– А как в общении с русскоязычными? Насколько уже успели пополнить словарный запас русского языка?
– Я ещё не умею составлять предложения. Но мне определённо нравится некоторые слова и выражения. В русском много чётких характерных выкриков. Я стараюсь заниматься изучением языка и узнавать что-то новое каждый день. Это тяжело, но парни в клубе постоянно помогают.

«Чем занимается моя жена в Уфе? Критикой моей игры»
– Контракт с «Салаватом» у вас всего на один сезон. Хотели бы остаться в России?
– Хотел бы. Конечно, ещё нужно посмотреть, как пройдёт оставшаяся часть сезона, плей-офф и всё такое. Но пока от сезона только положительные впечатления.
– То есть, вы ещё не начали вести переговоры с клубом?
– Нет, пока не знаю, когда они начнутся. Насчёт этого я не волнуюсь. Сейчас все мысли о плей-офф, стараюсь побеждать в каждой игре.
– Как вам эти полгода именно жизни в России. Уже ко всему привыкли?
– Да, я бы так сказал. В Уфе мне нравится – это отличный город. Потрясающие люди, фанаты, действительно вкусная еда. Моей жене тоже всё нравится. Стереотипов о России до переезда особо не было. Знакомые рассказали о городе и команде достаточно, чтобы нам понравилось это место.
– Чем в России занимается ваша жена?
– В основном критикой моей игры. Говорит мне, когда я плох или хорош. Чаще, конечно, старается хвалить. Но иногда мне достаётся от неё.
– Кстати, вам очень повезло – в этом году в России зима местами очень тёплая, почти как весна. А вы готовились к морозам?
– Действительно ожидали, что будет холоднее. На самом деле сейчас в Канаде холоднее, чем здесь.
– Можно ли сравнить Уфу с городами Канады и США в плане того же благоустройства? Или другие российские города.
– Пока сложно сказать. Во время выездов редко доводится погулять по городу. Да и в Уфе я ещё недостаточно насмотрелся на город. Не был во всех его удалённых уголках, чтобы составить полное мнение. Но здешняя архитектура, здания – у нас такого как будто нет. Это потрясающе.
– Как вы обычно проводите своё свободное время в Уфе?
– Мы часто ходим в баню. Также с женой можем выбраться на каток и, как и многие, любим сходить куда-нибудь поесть, изучить новые места в городе. А ещё я полюбил игру в нарды.
– Нардам вас здесь научили?
– Да, потрясающая игра. Я даже купил себе доску. В первые разы было сложно играть, но потом освоился. Каждая партия складывается по-разному, от того и интересно.
– Что насчёт других хобби?
– Моё любимое хобби – гольф. Но здесь поиграть в него возможности нет, поэтому обычно я просто прихожу на каток. По вечерам иногда ходим в гости к друзьям, общаемся. Дома часто смотрим хоккей. Особенно сейчас, когда борьба в таблице очень напряжённая, и мы следим за нашими прямыми конкурентами.
– То есть, помимо хоккея, ваш любимый вид спорта – гольф?
– Один из, его тоже часто смотрю по ТВ. Ещё мне нравится боулинг и американский футбол. Вставал в четыре утра, чтобы посмотреть Суперкубок.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Нэйтан ТОДД
Амплуа: форвард
Дата рождения: 2 декабря 1995 года
Место рождения: Кемптвилл (Канада)
Карьера: «Броквилл» (CCHL, Канада) – 2012–2014; «Оттава» (OHL, Канада) – 2014–2016; «Бингемтон» (АХЛ) – 2015/16; «Куад Сити» (ECHL, США) – 2016/17; Университет Карлтона – 2016/17; «Брэмптон» (ECHL, США) – 2017–2019, 2019/20; «Манитоба» (АХЛ) – 2019/20, 2020/21; «Беллевилл» (АХЛ) – 2019/20; «Спрингфилд» (АХЛ) – 2021–2023; «Сан-Хосе» (АХЛ) – 2023/24; «Салават Юлаев» (КХЛ) – 2024 – н.в.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее Зарегистрироваться можно здесь.
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.