комментарии 0 в закладки

У «Салавата Юлаева» кризис с защитниками-бомбардирами. Так плохо с результативностью не было никогда в КХЛ

Надежда на Цулыгина и трансферы до дедлайна.

Треть сезона позади и «Салават Юлаев» пока проводит его достойно – в ближайшее время точно не выбьется из топ-4 на Востоке, обыгрывает топ-соперников, собирает аншлаги. Но такого же впечатления от своей игры, как в прошлом сезоне, уфимцы не оставляют.

Четыре легионера и Александр Шаров тащат команду и набирают львиную долю очков, пока вспомогательные форварды только разогреваются. Но ключевое, что у «Салавата» нет полноценной помощи в атаке от задней линии. Показатели результативности защитников – одни из худших в лиге и истории клуба в КХЛ. Если уфимцы не найдут усиление, то это может сильно сказаться в плей-офф.

«БИЗНЕС Online» разобрался в проблеме с бывшим игроком «Спартака» и экспертом КХЛ Артёмом Батраком.

Михаил Науменков, Алексей Василевский, Ярослав Цулыгин и Григорий Панин (слева направо) / фото: hcsalavat.ru (здесь и далее)

«В прошлом сезоне я видел доминирование «Салавата»

В 26 матчах команда Виктора Козлова забросила 77 шайб. По этому показателю уфимцы пока середняки. Кроме того, из-за особенностей календаря у них c начала сезона стабильно есть один-два матча в запасе по отношению к другим. В прошлом сезоне «Салават» по голам стал седьмым – до отметки в 200 шайб не хватило всего четырёх.

Это можно объяснить слабой помощью для ведущих форвардов. Отрыв худшего по результативности в топ-6 Александра Шарова от идущих следом игроков составляет 10 очков. Это тоже одна из ключевых проблем «Салавата» по сезону. Но Денис Ян, Данил Алалыкин и Егор Сучков периодически выстреливают, и для них ещё можно спрогнозировать лучшую стабильность.

Больше внимание привлекает разница забитых и пропущенных шайб «Салаватом». В прошлом сезоне команда из Башкортостана была лучшей на Востоке по этому показателю (+53), уступив в лиге только московскому «Динамо» (+55) и СКА (+81). Сейчас у уфимцев только (+6), они пропустили 70 голов, а в моменте по сезону даже были в минусе. Эта проблема видится ключевой – «Салават» не столь убедителен как претендент на Кубок Гагарина. Да, мы постоянно видим, что в плей-офф далеко могут забираться и команды со средней регуляркой, но конкретно с уфимцами дело в деталях.

«По ощущениям, в игре «Салавата» ничего сильно не поменялось. Может быть, где-то чуть больше пропустили, потому что Самонов был травмирован и не сразу начал играть так, как играл в прошлом сезоне. Нормально играют, но не прям сверхнадежно, как в большинстве случаев прошлого чемпионата. Если сейчас начнётся плей-офф, у меня в «Салават» намного меньше веры, чем было в прошлом сезоне. Хотя мы все помним, чем он закончился. Всё очень тонко. Тогда я видел доминирование «Салавата» в большинстве матчей. Вспоминаю фразы игроков, которые играли против них. Несколько человек, особенно ребят из восточных команд говорили, что против «Салавата» играть тяжелее всего. Бурдасов говорил, что у него было чувство, будто у них семь человек на льду», – сказал Батрак.

Вопрос – это уфимцы много пропускают или мало забивают? И то, и то, но основание проблемы видится в защитной линии.

Виктор Козлов

«Пытаемся исходить из того, что имеем»

В межсезонье «Салават» покинул ветеран Евгений Бирюков, но его вклад в игру на льду и в прошлом сезоне уже мало чувствовался. Более ощутимыми оказались потери Павла Коледова и Николя Мелоша – защитников уровня топ-4. За Коледова уфимцы не захотели переплачивать, а «Авангард» отстегнул аж 55 млн в год. А права на канадца «Салават» продал минскому «Динамо», не рассчитывая на него изначально.

При этом, ни одного нового защитника уфимский клуб так и не подписал. Расчёт был на внутренние резервы. Существовал вариант положительного исхода, что бывшие игроки «Тороса» заиграют на новом уровне, получив шанс. Но при этом были опасения, что даже в регулярном чемпионате это скажется, не говоря о плей-офф. Так и получилось. В игре «Салавата» достаточно ляпов, обрезов, потерь и недоработок.

Характерно, что отрицательные показатели полезности именно у воспитанников Сергея Варлова (–9, худший) и Александра Комарова (–4), но не впечатляет и Никита Зоркин (–2). Периодически ляпы происходят и у опытных игроков, но они всё же в плюсе. Впрочем, костяк защиты «Салават» всё равно сохранил, глобально оборона хуже не стала, а её принципы не изменились. Отвечающий за это Николай Цулыгин – сильный специалист.

Проблема, что защитники не вовлечены в нападение и это отражается на результате. У «Салавата» вообще нет хотя бы одного атакующего защитника, способного поддерживать атаку из глубины, дирижировать игрой на синей линии, разгонять команду, наносить неожиданные и точные броски издали. Показательно, что в большинстве Козлов по-прежнему играет спецбригадой из пяти нападающих.

Сейчас лучший по результативности у «Салавата» из защитников – Алексей Василевский, набравший 6 (1+5) очков в 26 матчах. Хотя он никогда не считался бомбардиром. Сравнение с другими лидерами из команд КХЛ обескураживает – Василевский предпоследний. И это не его вина. У всех претендентов на Кубок Гагарина атакующие защитники есть. У некоторых даже несколько. 

Графика: БИЗНЕС Online

«Меня это не удивляет, потому что у «Салавата», пожалуй, некому атаковать. Из тех, кто уже давно играет в КХЛ, никто там и не может много набрать. Там никто не играет хуже своих ожиданий. Впервые у «Салавата» за долгое время нет атакующего защитника. В прошлом сезоне хотя бы был Мелош, который хоть как-то атаку закрывал, с оговоркой и не идеально. Но он хотя бы был. Сейчас просто никого нет. У «Салавата» всегда был кто-то на синей линии, кто умел играть круто. Из последних – это Ларсен», – считает Батрак.

«Ситуация такая. Команда у меня такая. Мы с ней работаем и пытаемся выжать из ребят максимум. Они его дают. Конечно, можно сравнивать их с ребятами типа и Де Анджело, Мухамадуллина, но ребята тоже набирают свои очки. Игры и кубки выигрывает команда. Они по-разному формируются. Есть защитники атакующие, которые хорошо катаются и поддерживают. Есть те, чья сильная сторона оборона или бросок от синей линии. Мы, весь тренерский штаб пытаемся создать тактику, рисунок, исходя из того, что имеем», – ответил Козлов на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».

В прошлом сезоне тащил на себе атаку из защитников Динар Хафизуллин, набрав 25 (4+21) очков в 63 играх. В межсезонье с ним не сразу договарились о продлении контракта, но всё же руководство решило, что такой защитник, учитывая дефицит в задней линии, будет необходим. Однако 35-летний хоккеист не вечен и гарантий на повторение успешного сезона было мало. Динар проводит на льду больше всего минут (17:15), но в 26 матчах сделал только 6 ассистов. А его контракт действует до 2026 года.

Графика: БИЗНЕС Online

Конечно, большего стоило ждать от Михаила Науменкова – самого высокооплачиваемого защитника «Салавата» (60 млн). До этого он играл результативнее и с назначением Козлова мог набрать 24 (8+16) очка в 65 матчах – тоже не искромётный показатель, но в команде был вторым. Пока что Науменков набрал 5 (1+4) очков в 22 матчах, а с учётом игры в обороне по общему впечатлению создавалось ощущение, будто он проводит худший сезон за всё время в Уфе. Но тут мог сыграть фактор травмы, из-за которой он пропустил часть предсезонки, а потом с трудом вкатывался в регулярный чемпионат.

«Он играет нормально, но не настолько, чтобы набирать много очков. Может играть сильнее. Из всей линейки защитников «Салавата» от него очков стоило ждать больше всего. Но почему-то мы этого не видим сейчас. Может быть, он разгонится по ходу чемпионата», – сказал Батрак.

Задатки есть и у Зоркина. 24-летний защитник прошёл через систему СКА, также был и в резерве сборной на МЧМ-2020, когда Россия взяла «серебро». В «Салавате» он проводит второй сезон, играет ровно и старательно – по силовым приёмам (40) он второй в команде после Василевского. Но именно качеств для стабильной игры в нападении в нём не проявляется. «Зоркин просто нормально играет, и всё. Не думаю, что огромное количество людей ждут от него что-то невероятного. Не очень понимаю, какой у него там может быть атакующий потенциал», – сказал Батрак.

«Цулыгин может стать ведущим защитником команды КХЛ»

«Смотришь на линию обороны и понимаешь, что там нет никого, за исключением одного человека – Ярослава Цулыгина. Вот, кто может набрать много. И это не потому, что он у него три гола – больше любого другого защитника. Просто нет человека на эту роль. Поэтому и первая спецбригада в пять нападающих», – считает Батрак.

Но надежда всё же есть – Ярослав Цулыгин. У тренера по обороне уфимского клуба Николая Цулыгина два сына. Оба пошли по стопам отца, и также стали защитниками. Старший, 28-летний Кирилл Цулыгин,  успел немного поиграть за первую команду. В сезоне 2015/16 отыграл 43 матча, но проводил на льду в среднем не больше 6 минут. После он сыграл ещё в трёх матчах в сезоне 2018/19, когда команду возглавил его отец. В основном, он играл за «Торос», а сейчас выступает за воронежский «Буран».

Ярослав Цулыгин

Младший, 20-летний Ярослав, изначально считался более талантливым. За «Толпар» в МХЛ он провёл лишь один полноценный сезон и уже с 18 лет оказался в основе «Салавата», получив кредит доверия от назначенного Козлова и оставшегося в штабе отца. На правах лимитчика он отыграл в 44 матчах и сделал два ассиста. Летом 2023-го он выставил свою кандидатуру на драфт НХЛ, но так и не был выбран – здесь полностью пойти по стопам отца не вышло.

Периодически Ярослав отсылался в «Торос». Особенно это было заметно в прошлом сезоне, в котором он отыграл лишь в 29 матчах в КХЛ. Словно невольно чувствуя, что за ошибки его никто резко из состава не уберёт, он порой заигрывался, передерживал шайбу, бросал в защитников и не видел партнёров, что порой их даже нервировало. Нужно было чуть поучиться взрослому хоккею в ВХЛ.

Сейчас Ярослав улучшил баланс. При нём осталась всё та же смелость в действиях и отсутствие страха взять на себя игру. Но в нынешней ситуации это оправдано. Цулыгин бойко начал сезон, сразу же забив «Ак Барсу» (5:3). Затем было затишье и травма. Весь октябрь он восстанавливался, но энергично проводит ноябрь, набрав 4 (2+2) очка в пяти последних играх, а также отмечаясь результативностью в трёх матчах подряд.

Голов (3) он уже забил больше любого другого защитника. Как по очкам, так и по голам он лучше ряда форвардов – Владислава Ефремова, Сучкова, Петра Хохрякова. Он сыграл на 10 матчей меньше Василевского, но отстаёт  лишь на одно очко. Легко спрогнозировать, что Цулыгин должен становиться лучшим бомбардиром-защитником «Салавата» в сезоне.

При этом Ярослав не делает чего-то особенного и не предстаёт экстраординарным игроком, новым «некстваном» «Салавата» в защите. Просто функционально и по своим качествам он единственный на данный момент, кто стабильно готов поддерживать нападение.

«Он просто играет. Берёт шайбу, не боится ее притаскивать из своей зоны в чужую. Он не боится бросать и активно закрывать зону. Где-то рискует, бросает поворотом, подключается к атакам. Он делает тот объем, который должен делать атакующий защитник. Он может стать ведущим защитником команды КХЛ. У него есть катание, голова, бросать умеет, в молодом возрасте подключается, семья хоккейная, которая с детства вела и помогала. Навыки имеются. Плюс ко всему он очень весёлый хороший парень. Не вижу проблем, которые могут мешать», – считает Батрак.

Николя Мелош

«Если за защитника попросят что-то хорошее, то придётся жертвовать»

Но правильно ли клубу-претенденту на трофей надеяться на 20-летнего ещё не совсем готового защитника и преображение более опытных хоккеистов? В прошлом сезоне уверенность за «Салават» в плей-офф подкреплялась убедительной игрой почти по всем пунктам в регулярном чемпионате. И это всё равно не сработало. Теперь огрехов стало больше. А в плей-офф вырастет и давление

Сложно сказать, как с ним справятся легионеры. Прошлый сезон показал, что нормально – оставались лучшими. Но со вспомогательными форвардами лучше не стало. Плюс с усилившейся плотностью помощь из глубины  будет необходима. «Отсутствие атакующего защитника рано или поздно скажется. Это большая проблема», – считает Батрак.

От Мелоша «Салават» отказался с позицией, что клуб не устраивала тонкость его игры на синей линии, чувство ритма и голевое чутьё. Николя действительно изначально представлялся силовым защитником и больше запомнился своими драками. Показательно, что и в Минске его игра сейчас не впечатляет.

Пятая легионерская позиция у «Салавата» ещё вакантна – постоянно обсуждалось, что именно для атакующего защитника. Но поиски в межсезонье и по ходу турнира ни к чему не привели. Учитывая недофинансирование и вынужденную экономию, принципиальная позиция «Салавата» в поиске игрока, который точно и сразу усилит команду. Как это произошло с Джошем Ливо или Шелдоном Ремпалом в этом сезоне. В Уфе ставят на легионеров, но и очень редко с ними промахиваются.

Но защитника найти труднее, особенно если речь идёт об атакующем профиле. Периодические переговоры с кандидатами ни к чему не приводят. Мы видим, что обстановка между странами ещё непредсказуемая, а игроки или тренеры могут передумывать, даже несмотря на договорённости. «Салават», чтобы держать марку, стоит на позиции, что нужно играть и давать результат с имеющимся ресурсом. Но предпосылки, что его не хватит, игнорировать всё труднее. Помимо прочего, у «Салавата» исторически, как минимум в КХЛ, никогда не было всё так плохо с бомбардирами-защитниками.

Графика: БИЗНЕС Online

А ранее уфимцы в этом плане ассоциировались с превосходным катанием Филипа Ларсена, настырностью Виталия Прошкина, всеуспевающим Кириллом Кольцовым, который вообще в сезоне 2014/15 с 48 (18+30) очками стал лучшим и бомбардиром, и снайпером команды. Да и Шакир Мухамадуллин провёл достойный сезон перед отъездом в «Сан-Хосе».

А если кто-то из ведущих защитников сейчас у «Салавата» вылетит из-за травмы, то ситуация станет кратно бедовее. До дедлайна любой клуб-претендент должен быть начеку. Нельзя упускать возможность стать сильнее.

«Если бы я был Башировым, я бы думал, что, пока есть время до закрытия трансферного окна, нужного искать того, кто точно заиграет. Условного Ливо только в оборону. Я бы поставил себе гарантию до 1 декабря, что, если до начала зимы не находятся, то дальше я бы уже склонялся к поиску просто крепкого игровичка. Я бы уже смотрел бы на другие команды, на тех, кто немного играет. Условно говоря, можно было бы посмотреть на «Адмирал». Там сейчас Георгий Солянников очень даже неплохо начал действовать. Там же, наверное, можно посмотреть на Шулака. В «Амуре» не идет у Кэмерона Ли совершенно, хотя в прошлом сезоне шло нормально. Это первое, что приходит в голову. Можно посмотреть другие более сильные команды, где молодежи полно, которая готова», – считает Батрак.

Ринат Баширов

Но здесь уже может сыграть фактор уязвлённого положения «Салавата», для которого усиление необходимо, а не опционально. «Конечно, работа ведётся. Всё смотрится. И все хотят атакующих защитников. Но есть ли они и можно ли поменять? Или же за него попросят что-то хорошее, придётся жертвовать. Все мы в такой ситуации, у кого нет таких защитников», – сказал Козлов.

Под потолком у «Салавата» ещё свободно 180 млн. История с долгами по зарплате пока утихла, но ощущение финансовой нестабильности не угасло. Даже если в Уфе подыщут не идеально подходящего, но хорошего защитника – найдутся ли легко средства?

«До дедлайна нужно брать кого-нибудь. Или делать Цулыгина первым защитником команды. Давать ему очень много игрового времени, давать шайбу, первую пару, чтобы с ним играл тот, кто думает только об обороне, отдавать ему, как минимум, вторую бригаду большинство, раз в первой играют пять. По потенциалу из защитников только Цулыгин готов играть в атаке интересно. Может Хафизуллин, но, наверное, он не вечен», – заключил Батрак.

Максим Иванов
Оценка текста
+
21
-