Спортсмены готовы завершать карьеры, потому что им нечем стрелять.
Есть ли в России нехватка патронов? Наверняка вы задумались, что нет, иначе бы нашим бойцам пришлось тяжело на полях СВО. Там в них недостатка действительно нет. А вот где, оказывается, он есть, так это в российском биатлоне, причём, судя по всему, вещи эти взаимосвязанные. Ранее наши спортсмены стреляли только зарубежными патронами, затем переключились на снаряды единственного завода в России, а теперь и он перестал работать в тех же объёмах.
О том, чем теперь стрелять биатлонистам, в материале «БИЗНЕС Online».
Что случилось?
В российском биатлоне заговорили о патронах: накануне появился целый ряд тревожных комментариев. Почему именно сейчас? Потому что потихоньку начинается сезон, и спортсмены закупаются всем нужным для тренировочного и соревновательного процесса.
«Где-то чуть-чуть пособирал, поскреб, но на сезон не хватит так скрести. Как-то более серьезно нужно отнестись к этому и найти патроны», – рассказал чемпион мира Антон Бабиков. Ранее он даже грозился завершить карьеру, если ему не подыщут подходящие снаряды и он не перестанет из-за плохих патронов «стрелять в молоко». «Ну что поделать, я так бегать не готов», – отметил он.
«Дефицит есть. Если раньше могли перед сезоном отстреливать порядка 15–20 партий, то сейчас дай бог если 3–4 партии находим», – подтвердил призёр Олимпиады Александр Логинов.
Дальше в дело включились функционеры. «Попросту нет качественного нового патрона. Кто-то использует остатки, старается экономить максимально», – сказал олимпийский чемпион и президент федерации биатлона Санкт-Петербурга Дмитрий Васильев. «Проблемы с патронами есть у всех биатлонистов», – заявила ещё одна олимпийская чемпионка Светлана Ишмуратова. «У нас такой проблемы нет. Да, это непросто, но мы справляемся», – поделился президент федерации биатлона Московской области Алексей Нуждов.
«Этот год мы ещё добегаем, а вот в следующем столкнемся с колоссальной проблемой. В такие трудные моменты необходимо, чтобы подключалось государство (…) Иначе у нас будет тяжелейшая ситуация вплоть до полного паралича всего биатлона», – предупредил Васильев. «Нехватка патронов для биатлонистов – серьезная проблема. Министерству спорту и государству надо обратить самое пристальное внимание, потому что иначе мы можем просто потерять биатлон в стране – ни много, ни мало», – солидарен с ним комментатор Дмитрий Губерниев.
Где брали патроны раньше?
Сперва проясним: да, в биатлоне используют особенные патроны. Их главная характеристика – морозостойкость. Также благодаря ряду конструкторских решений они стреляют кучно. Вы можете зарядить биатлонную винтовку, допустим, охотничьими патронами, но так вы не сможете несколько раз подряд попасть в мишень. Наличие хороших патронов даёт конкурентное преимущество, их нехватка – наоборот. Если два спортсмена одинакового уровня сойдутся в одном соревновании, объясняет нам спикер, знакомый с тренировочным процессом в биатлоне, выиграют как раз те, у кого лучше патроны.
Несмотря на то, что у России большие традиции в биатлоне, таких патронов в стране долгое время не производилось. В отличие от тех же винтовок, чьё производство давно налажено в Ижевске (но, кстати, лучшие всё равно используют немецкие винтовки). Так что спортсмены пользовались снарядами из Франции, Германии, Финляндии и других европейских стран, где их выпускали стабильно и качественно. Границы были открыты, торговые цепочки отлажены, так что никто и не думал, что когда-то с патронами возникнут проблемы.
Со стартом СВО, понятное дело, уже нереально закупиться из зарубежных стран, тем более недружественных, тем более такой легко применимой на фронте вещью, как патроны. Здесь важно понимать, что биатлонист не может просто связаться с торговым агентом, назвать бренд и закупить пару коробок. Все закупки проводятся как правило через Центр спортивной подготовки, которое, в свою очередь, запрашивает разрешение у Росгвардии. А хранятся патроны не у кого-то дома, а в специально оборудованных и охраняемых оружейных комнатах.
Где берут патроны сейчас?
Решение проблемы было найдено – в России сами стали производить патроны. Такую ношу взял на себя Климовский завод, расположенный в Подмосковье, а также ЦНИИТОЧМАШ (входит в концерн Калашникова). В целом общую потребность спортсменов глава Союза биатлонистов России Виктор Майгуров оценил в 15 млн патронов в год, и российские производства брали на себя 20% от этого.
К российским патронам уже давно возникали вопросы у биатлонистов: те жаловались, что они уступают в качестве иностранным аналогам, а заводам в силу нерентабельности невыгодно вкладываться в научные исследования – легче делать как есть. По нашей информации, представители сборной России пока всё ещё стреляют иностранными снарядами: то ли их закупили давным-давно в больших количествах и хранили на складах, то ли всё-таки нашли какие-то скрытые пути их закупок.
Но речь идёт о 15–20 спортсменах у мужчин и женщин. Остальные биатлонисты, а их десятки тысяч, уже не могут так разжиться. Впрочем, у наших патронов есть своё преимущество: если зарубежные аналоги стоят по 70–80 рублей за штуку, а в нынешних реалиях их стоимость доходит уже до 100 рублей, то российские – 20-30.
Ранее без проблем можно было найти патроны в России, а этим летом ситуация поменялась, что, должно быть, спровоцировало волну комментариев. Один функционер поделился с «БИЗНЕС Online», что сделал запрос на 50 тыс. патронов для региональной команды в одном из заводов. Кажется, что это очень много, на самом деле это очень экономный вариант. Как объясняют, топ-биатлонисту для одной полноценной тренировки требуется порядка 7 тыс. патронов… Так вот, на заводе ответили, что готовы предоставить только 10 тыс. снарядов, чего в идеале хватает только на две тренировки двум спортсменам.
Компании не выступали с официальными заявлениями по теме, но, само собой, все заводы, производящие биатлонные патроны, имеют оборонный профиль. Им есть куда потратить сырьё.