комментарии 16 в закладки

В волейболе назревает бунт: топ-клубы хотят выйти из еврокубков и создать свою лигу

Напоминает ситуацию в футболе.

Президент польской лиги Артур Попко взбудоражил европейское волейбольное сообщество, заявив, что клубы могут последовать примеру баскетбольной Евролиги и создать свой турнир, в котором будут выступать только топовые клубы.

«У нас есть соглашение с крупными федерациями. Если у Европейской конфедерации волейбола не будет хорошего предложения, мы можем создать отдельный еврокубок», – заявил Попко. И это не просто громкие слова.

Фото: cev.eu

Женские топ-клубы уже объединяются

Президент женского клуба «Будовляни Лодзь» Марцин Чудзик заявил, что инициатива революционных изменений в европейском волейболе исходит от женских итальянских клубов. «В ближайшие недели должна быть создана ассоциация европейских клубов. Предположительно, в неё войдут четыре лучших клуба Италии, три лучших клуба Турции, а также сильнейшие клубы Германии, Польши и Франции. Идея такого проекта есть. И он будет аргументом в диалоге с ЕКВ по реформе еврокубковых соревнований», – сказал менеджер в интервью TVP Sport.

И мужские, и женские топ-клубы недовольны тем, что призовые в еврокубках совершенно не покрывают огромные расходы. Победитель Лиги чемпионов получает 500 тыс. евро, обладатель Кубка ЕКВ – 80 тыс, обладатель Кубка вызова – 50 тысяч. В Лиге чемпионов ещё есть доход от выигранных и проигранных матчей (10 и 5 тыс. соответственно), но он уходит на различные взносы. Хочешь сыграть на групповом этапе турнира – заплати 25 тысяч. За участие в каждом раунде плей-офф тоже нужно платить – 5, 10 и 20 тысяч.

Но если в Лиге чемпионов призёры ещё могут отбить расходы на перелёты, то во второстепенных еврокубках призовые совсем символические. 50 тыс. евро в лучшем случае хватит на два выезда, а их гораздо больше. В целом участие в еврокубках убыточное занятие, поэтому клубы нередко стоят перед дилеммой.

Топовые клубы возмущаются не расходами, которые могут себе позволить, а большим количеством проходных и скучных матчей. ЕКВ постоянно движется в сторону расширения своих турниров. Например, в розыгрышах Лиги чемпионов до 2018 года выступали по 16 клубов, затем турнир расширили до 20 клубов, причем не за счёт представителей самых сильных чемпионатов. Клубам для продажи билетов, наоборот, нужна элитарность – больше топовых матчей и ярких афиш.

Фото: cev.eu

«Крупная реформа еврокубков – это необходимость. Еврокубки в нынешнем виде нас не устраивают, – заявил президент польской федерации волейбола Себастьян Свидерский. – Клубы и федерации начинают говорить друг с другом о создании условной суперлиги. В женском волейболе Италия и Турция хотят сделать турнир с участием десятка сильнейших клубов, чтобы уровень был очень высоким. Чтобы каждый матч был качественным и не было «петрушкиных игр» со слабыми командами, где затрат на проезд больше, чем затрат на игру. «Варшава» получила за победу в Кубке вызова 50000 евро – это смех. Создание альтернативной лиги определенно может произойти и в мужском волейболе. Однако на это нужно время. Необходимо не просто собрать элитные команды, но и решить вопросы по календарю, маркетингу, телевизионным правам и спонсорству».

Успешный пример закрытой лиги есть в баскетболе – это Евролига. 12 из 18 мест в турнире занимают клубы с долгосрочными лицензиями. Остальные получают wild card на один-два сезона. В 2015 году Евролига продала коммерческие права компании IMG. Стоимость сделки на десять лет составила 630 млн евро с прогнозируемыми доходами до 900 млн евро. В сезоне 2022/23 Евролига распределила между клубами 42,5 млн евро, из которых 33,7 млн разошлись через маркетинговый пул, оставшиеся 8,8 млн – через спортивный пул. Тем временем, средний бюджет клубов Евролиги в том сезоне составлял 24 млн евро.

В совете нового президента ЕКВ нет представителей Польши, Италии и Турции

В публичном пространстве тему создания альтернативной европейской лиги пока активно обсуждают только представители польского волейбола. Их бунт и желание «расшатывать лодку» ЕКВ объяснимо. Поляки считают, что их унизили во время последней генеральной ассамблеи ЕКВ, которая прошла в августе в Неаполе. Они рассчитывали, что новым руководителем организации может стать Лешек Венцель, однако победу на выборах одержал хорват Роко Сикирич. Он получил 36 голосов и стал преемником Александра Боричича. Хорват будет возглавлять европейский волейбол в течение следующих четырёх лет. Итальянец Ренато Арена получил 16 голосов, датчанин Эрик Адлер – один голос, поляк – ни одного.

Александр Боричич (слева) и Роко Сикирич / фото: cev.eu

«Печальное поражение. Судя по всему, бывший президент Александр Боричич, находившийся у власти предыдущие восемь лет, решил унизить восставших поляков, которые поставили под сомнение его достижения и возмутились, когда серб отправился с дружественным визитом в Россию, чтобы отпраздновать 100-летие местной федерации волейбола. Всё указывает на то, что Сикирич, который уже несколько лет находится в органах власти ЕКВ и прекрасно вписывается в систему, продолжит неумелую политику серба», – написал журналист Przeglad Sportowy Камиль Дронг.

Есть у поляков и весьма обоснованная претензия. В административном совете ЕКВ нет ни одного представителя Польши, Италии или Турции – стран, которые определяют лицо европейского клубного волейбола. Зато в совете есть функционеры из Шотландии, Ирландии, Латвии, Литвы, Швеции и даже Гибралтара.

«Исключены из совета не только мы, но и итальянцы, а также ряд других важных федераций. В состав теперь не входят те, кто больше всего знает о волейболе и вносит в него наибольший финансовый вклад. Зато входят те, кто обладает способностью создавать коалиции и ориентироваться в геополитике. Это вопрос сбора нишевых голосов. Это удручающе и несправедливо, но таковы правила голосования», – сказал президент польского клуба «Заверце» Криспин Баран.

В футболе тоже хотят создать суперлигу, но клубам мешают

Назревающий бунт в европейском волейболе чем-то напоминает ситуацию в европейском футболе. В апреле 2021 года 12 топ-клубов объявили о запуске суперлиги – нового закрытого турнира, который будет проводиться без участия УЕФА и на деньги  американского банка JP Morgan. Против системы пошли шесть английских клубов («Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити», «Тоттенхэм», «Ливерпуль», «Челси», «Арсенал»), три испанских («Барселона», «Атлетико» и «Реал»), а также три итальянских («Милан», «Интер», «Ювентус»).

Председателем совета директоров суперлиги был избран Флорентино Перес из «Реала». «Мы поможем футболу и выведем его на то место, которое он заслуживает. Это единственный международный вид спорта с четырьмя миллиардами фанатов и наша обязанность как больших клубов отвечать на их потребности», – заявил руководитель королевского клуба.

Флорентино Перес / фото: globallookpress.com

Реакция УЕФА и ФИФА последовала незамедлительно и оказалась чрезвычайно жёсткой. Они сразу перешли на язык ультиматумов. Бунтовщикам пригрозили тотальной дисквалификацией. Европейский союз футбольных ассоциаций заявил, что участники турнира не смогут принимать участие в национальных, европейских и международных соревнованиях. 

УЕФА в совместном релизе с английской, испанской и итальянской лигами назвал новый проект «циничным», ведь он служит интересам только узкого круга богатых клубов, а не европейского футбола в целом. Испанская лига заявила, что «суперлига – эгоистичная и элитарная модель». Против высказалась и футбольная общественность – от федераций до болельщиков, которые устроили пикеты у стадионов.

В итоге проект суперлиги продержался два дня. Сначала английские клубы один за другим заявили об отказе участвовать в новом турнире, затем и сама суперлига объявила, что берёт тайм-аут. УЕФА отказалась от жёстких санкций к революционерам и приняла их обратно.

Однако костёр революции продолжал тлеть, и он стал ярче 21 декабря 2023 года, когда Европейский суд признал незаконной блокировку суперлиги со стороны ФИФА и УЕФА. Суд постановил, что у ФИФА и УЕФА нет исключительного права организовывать европейские футбольные турниры. Это значит, что теперь любой проект как альтернатива Лиге чемпионов и другим турнирам УЕФА юридически легален.

Сразу после решения суда «Реал» и «Барселона» – главные идеологи проекта – поддержали вторую попытку запуска суперлиги. Перес назвал этот день великим для истории футбола и всего спорта. Однако других желающих присоединиться к суперлиге не нашлось. Для её запуска слишком много преград. Главная из которых – отсутствие толкового проекта, который объединил бы клубы без исключений, сделал турниры УЕФА по деньгам и не нарушил никаких законов.

Интересно, получиться ли создание своего турнира у волейбольных клубов или они просто вынудят ЕКВ принять их требования и провести реформу еврокубков?

Алмаз Хаиров
Оценка текста
+
113
-