комментарии 0 в закладки

Зависимость от легионеров, момент истины для Козлова и надежда на молодёжь: как обновился «Салават Юлаев»

Гид по уфимской команде.

Сегодня «Салават Юлаев» стартует в регулярном чемпионате КХЛ. И сразу  домашним матчем с «Ак Барсом». В межсезонье команда Виктора Козлова претерпела значительные изменения, касающиеся как состава, так и тренерского штаба. Большой уверенности нет ни в одном из пунктов, кроме качественных легионеров, от которых уфимцы теперь будут зависеть ещё больше. При этом, для нынешней версии «Салават» этот сезон теперь точно должен стать решающим.

Подробнее – в материале «БИЗНЕС Online»

Фото: hcsalavat.ru(здесь и далее)

Избавится ли Козлов от стереотипа?

Перед началом и по ходу прошлого сезона витала мысль, идея что он может стать для тренерского штаба и руководства последним, если в плей-офф вменяемого результата и хотя бы прохода первого раунда снова не будет. Её внедрил сам генеральный директор «Салавата» Ринат Баширов, опираясь на слова главы Башкортостана Радия Хабирова. Мол, если Козлов опять провалится, то и он обязан будет уйти. Однако после вылета от «Трактора» интерпретация поменялось. Оказалось, что высшее руководство ценит постепенное развитие команды и видит процесс её построения.

Важным аргументом за Козлова была также сама игра, разительно преобразившаяся в сторону куда более атакующей по хода сезона. А также постоянно улучшающиеся показатели посещаемости. Уфимцы собрали 19 аншлагов из 34 домашних матчей. Логика такая, что, если болельщик массово ходит на арену и радуется игре, то значит всё правильно.

Но прошлый сезон поистине провальным для «Салавата» назвать и правда нельзя. Уфимцы ровно шли почти всю дорогу, до последнего боролись за первое место в Восточной конференции, а по качеству игры соперничали с лучшими атакующими системами лиги. Например, по разнице забитых о пропущенных шайб команда стала третьей. Однако парочка травм ближе к концу регулярного чемпионата немного выбила «Салават» из колеи, лишила вариативности и полноценного второго звена к плей-офф. Уфимцы, конечно, уступили по делу, не реализовывая свои моменты, но не по игре, так как этих моментов было заметно больше. Из-за этого и не покидает навязчивое чувство разочарования, так как игроки понимали и чувствовали, что могут больше. Куда спокойнее в этом плане, когда проигрываешь без шансов. Но это мало кого волнует, если нет результата.

Из-за этого «Салават» оставляет ощущение скованности. Клуб глобально хочет победить на своих условиях, будто так и задумывалось изначально. Но всем и всё доказать пока не выходит. Всё это накладывается на значительную критику от экспертов и наиболее пассионарных болельщиков. Организация даёт не так много поводов в себя верить. Плюс накладываются неприятные репутационные удары, типа той же истории с допингом в «Толпаре», которая не только не закрыта, но и продолжает развиваться с отстранением игроков. Но хотя бы удалось поправить финансовое положение – недавно республика простила клубу миллиардный долг. Однако и это не гарантирует, что дальше транши от «Роснефти» будут поступать вовремя и в нужном объёме, и «Салавату» не придётся опять брать кредиты или задерживать зарплаты.

Виктор Козлов

Из-за этой излишней зажатости уфимцы словно и не могут расправить плечи и вдохнуть полной грудью. Показательно, что «Салават» в очередной раз не провёл летом презентацию команды для болельщиков – уже пятый год подряд. Сначала это была из-за ковида, а затем из-за отсутствия результатов. Баширов говорит, мол, праздновать пока нечего, но дело ведь не в этом. Увидеть команду лишний раз – всегда праздник для болельщиков. Тем более, что лишний раз можно было не тратиться и провести всё на том же Дне города, как сделали многие клубы. Например, соседи из Челябинска и Татарстана. В том числе и поэтому «Салават» пока не источает уверенности.

Всё зависит от команды. Козлов оставляет ощущение прогрессирующего специалиста, который всё лучше работает с коллективом и контролирует игру. Вдобавок, ему очень доверяют игроки. Но ему ещё нужно научиться переламывать ситуации. Банально быть победителем, вне зависимости от положения. Иначе не избавиться от статуса тренера не для плей-офф, который всё более становится стереотипом. Но, если первый сезон в «Салавате» был для него пробным, во втором была ещё устоявшаяся команда с понятными игроками, то третий оставляет куда больше вопросов из-за ощутимых перемен.

Графика: БИЗНЕС Online

Игра у уфимцев выстроенная, за счёт чего они должны вновь уверенно пройти регулярный чемпионат. И то, остаётся ощущение, что вот сейчас всё совсем может пойти не по плану. Прямые конкуренты слабее не стали: «Ак Барс», «Металлург», «Автомобилист», «Трактор» на месте, хотя и у «Авангарда» будут проблемы без двух ключевых игроков. Но на пятки наступают амбициозные «Амур» и «Барыс», заметно усилившееся в межсезонье. Наверняка можно сказать, что этот сезон уж точно станет для этого «Салавата» определяющим. Впрочем, так казалось и год назад.

Штаб «Салавата» стал больше, но не сильнее?

Козлова оставили, но в остальном штаб «Салавата» претерпел значительные изменения. Клуб лишился Констанина Кольцова, трагично погибшего почти сразу после окончания сезона. В штабе он отвечал за нападение и большинство. Несмотря на общий прогресс в организации игры, Козлову нужна дополнительная помощь, альтернативные мнения, усиление мысли. Однако на замену Кольцову клуб повысил Владимира Потапова, который ранее возглавлял «Толпар».

Егор Сучков и Владимир Потапов (справа)

При Потапове произошла история с мельдонием, хотя он сам в ней замешан не был. Но, лишившись из-за дисквалификации троих игроков (ещё пять и так покидали команду), уфимская молодёжка впервые вылетела в «Серебряный дивизион» МХЛ. Не вызывало уверенности и большинство «Толпара», оказавшееся на 29-м месте из 37. Ранее мы уже сообщали, что решение назначить Потапова пришло от руководства, а Козлову понадобилась пара собеседований, чтобы со всем согласиться.

Показательно также, что на предсезонке комбинации под большинство чаще расписывал уже сам главный тренер, хотя Кольцов раньше участвовал в процессе куда активнее. Пока сложно сказать, за что Потапов заслужил повышение и что он может дать большим мастерам. Хотя в личном общении игроки «Салавата», которые работали с ним также в «Торосе», называют Потапова сильным специалистом и тактиком, который многое дал и повлиял на них. Сказывается также опыт тренера в системе СКА и молодёжной сборной России.

Также раньше Козлов ограничивался двумя ассистентами на скамейке и говорил, что дополнительная помощь ему не нужна. Но сейчас к ним добавился и третий специалист – Евгений Бирюков, в межсезонье завершивший карьеру. В статусе великого для отечественного хоккея защитника сомневаться не приходится – он рекордсмен по матчам, проведённым в КХЛ. В 38 лет Бирюков почувствовал, что играть дальше уже не может, хотя «Салават» был бы готов предложить ему новый контракт. У Евгения также был вариант в Магнитогорске, родная организация предложила ему возглавить «Магнитку» – новый клуб системы из ВХЛ. Но тот выбрал КХЛ.

И пока также нет уверенности, что и Бирюков сможет дать команде качественный прирост, ввиду отсутствия опыта в новой роли. Хотя, вряд ли от него пока требуется именно это. Пока базово Евгению определили развитие защитников и молодёжи. В Уфе ценят опыт и уважение, которое к нему испытывают остальные. В команде он был одним из самых авторитетных игроков. И, учитывая, что он ещё может неформально общаться с подопечными, как раньше, в нём видят проводника между штабом и игроками.

Алексей Василевский и Евгений Бирюков (справа)

Но есть и по-настоящему интересные изменения. Так «Салават» выцепил из «Югры» 30-летнего тренера вратарей Дмитрия Мезенцева, который сам очень рано завершил игровую карьеру, не пройдя в МХЛ. Но в тренерстве его успехи куда заметнее. Благодаря работе с молодёжью ханты-манскийского клуба его лет приметили и пригласили в юниорскую сборную России, в штабе которой он числится до сих пор. А в «Югре» его подопечные выбирались на драфте НХЛ и становились лучшими вратарями сезона в МХЛ.  

В Мезенцеве интересен его подход. На тренировках он активно вовлечён в процесс вместе со всеми игроками, а не работает только с вратарями. Также он постоянно присутствует и раздаёт указания на скамейке во время игр, чего не было у предыдущего тренера вратаря Олега Филимонова, остававшегося в стороне. В этом плане Дмитрий видится источником свежих идей.

Хотя, в основном, Мезенцева пригласили для развития Семёна Вязового, которого в «Салавата» среди воспитанников по уровню таланта котируют только ниже звезды НХЛ Андрея Василевского. Вязовой уже тоже выбран в НХЛ «Сиэтлом», но сначала ещё нужно окрепнуть в КХЛ. После завершения карьеры Ильёй Ежовым такая возможность открылась. В клубе долго готовили болельщиков, что 21-летний вратарь вот-вот станет игроком основы. Впрочем, пока в любом случае придётся быть сменщиком Александра Самонова, который в прошлом регулярном чемпионате был в топе по всем ключевым метрикам, но в плей-офф вынужденно сдал из-за травмы колена.  

Сохранит ли Самонов стабильность на второй сезон в «Салавате» – тоже сильно зависит от Мезенцева. И есть сомнения, будет ли один из лучших вратарей лиги слушать ровесника, особенно если что-то пойдёт не так. Впрочем, профессионализма у Александра достаточно и, в основном, при большом количестве матчей ему необходимо просто поддерживать форму. А, учитывая неопытность Вязового, Самонову может придётся брать ещё больше на себя. Это риск для «Салавата», но своей собранностью на предсезонке Вязовой дал предпосылки, что бэкапом на играх с номинальными аутсайдерами он будет неплох. Впрочем, запасного плана и более опытного сменщика на случай, если Вязовой не сдюжит, в команде теперь всё равно нет. На вратарей в Уфе очень рассчитывают.  

Также важно, что при всех перестановках «Салават» сохранил Николая Цулыгина. От него у уфимцев оборона – самый стабильный элемент в команде. При нём даже со сменой стиля качество защиты ниже определённого уровня не падает. В прошлом сезоне меньше «Салавата» пропустили только две команды – СКА и «Локомотив». Хороши уфимцы и в меньшинстве. На предсезонке они, оставаясь вчетвером или даже втроём не пропустили ни разу. Также нередко «Салават» забивает в меньшинстве благодаря комбинациям Цулыгина – в прошлом сезоне стали четвёртыми. «Салавату» повезло, что после работы главным тренером он сам немного остыл в плане амбиций и удовлетворён ролью ассистента, а также что из-за личных обстоятельств он хочет работать только дома в Уфе. В своей роли он один из лучших специалистов лиги.

Графика: БИЗНЕС Online

«Салават Юлаев» опять зависим от легионеров

Главные достижения «Салавата» на рынке в межсезонье связаны с легионерами. В Уфе два года активно лоббировали увеличение лимита. В клубе уверены, что взгляд в сторону иностранцев даёт хоть какое-то конкурентное преимущество тем, кто не может бороться за сильных россиян. При этом, за наших свободных агентов «Салават» не боролся и сам, наблюдая, как они уходят к прямым конкурентам. Во многом, это связано и с их финансовыми запросами. Переплачивать уфимцы не хотят, но готовы тратиться на легионеров, считая их более надёжным вариантом. Так зарплаты только четырёх иностранцев составляют почти половину от всей ведомости.

Но хватка в вопросе иностранцев у «Салавата» надёжная. В клубе их всегда долго выбирают, но почти не ошибаются. И клубу удалось сохранить как готовых для КХЛ здесь и сейчас игроков, так и подписать потенциально сильных хоккеистов. В первую очередь, «Салават» уговорил остаться Александра Хмелевского – лидера последних двух лет, который и закрывает проблемную позицию центрфорварда, и в целом ведёт команду за собой. Сейчас забавно вспоминать, что два года назад его приезд мерк на фоне Джоша Хо-Сэнга, в котором видели новую звезду, но всё обернулось иначе. По ходу прошлого сезона неоднократно возникали слухи, что Сашу вот-вот заберёт ЦСКА.

С этим отлегло, хотя недавно мы и узнали, что армейцы по-прежнему могут забрать из «Салавата» кого угодно. Сам Хмелевский также всерьёз рассматривал вариант с возвращением в НХЛ. Изначально он воспринимал КХЛ как трамплин, но за два года многое изменилось. В Уфе он обрёл комфорт, любимую и особый статус одного из лучших легионеров лиги, всё лучше говорит по-русски. Плюс клуб подписал и его брата Илью Хмелевского, который пока будет играть за «Торос», но, в теории, сможет дебютировать за первую команду с братом. Это перевесило перспективы биться за место в нижних звеньях в худшей команде НХЛ. Показательно, что именно с Хмелевским «Салават» продлил контракт аж на три года. Для иностранцев это редкая история, обычно продлеваются на один, а дальше смотрят по ситуации. Это для клуба отдельная удача, а также показатель преданности игрока.

Александр Хмелевский

Также «Салават» удержал Джоша Ливо. Он присоединился к команде по ходу прошлого сезона и почти сразу начал оправдывать вложения. В плей-офф он стал лучшим бомбардиром первого раунда среди всех команд, набрав 9 (4+5) очков в шести матчах. На его продление, как и в случае с Хмелевским, повлияло сохранение должности Козлову. Джошу – 31 год, сбавлять он не должен, а дальше будет лишь лучше адаптирован к КХЛ. Отметим, что Ливо был единственным, кто на сборах присоединился к команде позже остальных. Но, несмотря на недостаточную подготовку, он сходу показал желание брать на себя.

Не менее высококлассный легионер и среди новичков, ещё один канадец – Шелдон Ремпал. Вообще самое статусное подписание «Салавата» в межсезонье. У Шелдона есть опыт игры, 21 матч и один гол в НХЛ. Учитывая в целом понизившийся уровень легионеров в КХЛ, это невольно обращает на себя внимание. А в АХЛ Ремпал и вовсе мог набирать по 69 очков. Среди его ключевых качеств – скорость и мощный бросок. В этом плане он должен заменить в топ-6 ушедшего Ивана Дроздова, а по общему качеству игру должен добавить. Хотя с адаптацией у канадца пока проблемы. На предсезонке Козлов пробовал с ним разные сочетания, но хорошо не сыграло ни одно, а сам Ремпал так ни разу не отличился даже ассистом.

По статусу и зарплате наименее примечательный легионер – Нэйтан Тодд. У него опыт игры только в АХЛ, но в прошлом сезоне он выбил 55 очков. Зато с адаптацией всё лучше. По стилю Тодд, скорее, дополняет остальных, может вовремя уйти в тень и создать лишнее пространство. За счёт этого он, как минимум, дважды отличился за лето, врываясь в свободные зоны. Плюс за счёт универсальности Тодд также может закрыть позицию центра, но пока в этой роли Козлов предпочитает Александра Шарова.

Графика: БИЗНЕС Online

Тренерам ещё придётся поломать голову, как лучше использовать всех легионеров. Ставить троих в одно звено или распределять по два на каждое? А какие сочетания работают лучше? Например, Козлов разбивал наигранную связку Хмелевского с Ливо, но вернулся к ней под конец лета. А с кем лучше сыграется Ремпал? Глобально в нём видят лидера второго звена, которое в клубе стремятся сделать столь же полноценно сильным, как и первое. При этом, нельзя не заметить, что «Салават», в целом, стал вновь заметно зависим от легионеров. Они будут вынуждены брать на себя много, учитывая ожидания и те же оклады. В большинстве других клубов лиги иностранцы не всегда выступают только на ведущих ролях, а в «Салавате» они – главные объекты внимания. Если что-то надломится, то процесс может быть необратим.

Уход Дроздова и ветеранов, отсутствие глубины и надежда на молодых

Главной потерей «Салавата» ещё в начале межсезонье стал уход в ЦСКА Дроздова. Вдвойне для уфимцев досадно, что взамен они получили трёх ещё совсем молодых игроков и лишь 50 млн рублей. Всё это вновь вызывает вопросы, что уфимцы теневой фарм-клуб армейцев. В «Салавате» это, конечно, отрицают, а Баширов заявлял, что познакомился с президентом ЦСКА совсем недавно. Но отсутствие явной выгоды от подобных обменов для Уфы нельзя не заметить.

Впрочем, небольшие проблески есть. Так на предсезонке заблистал получивший шанс 18-летний экс-армеец Максим Великов. Рослый и уже физически выглядящий готовым ко взрослому хоккею форвард забил пару красивых голов, да и в целом отметился высокой активностью. Если и правда заиграет, то от ухода Дроздова будет не так больно. Но эта линия надежды на молодёжь прослеживает во всех перспективах «Салавата» на сезон.

Максим Великов

Уфу покинуло сразу 10 опытных игроков. Из форвардов логичным было расставание с Сергеем Шмелёвым и Вячеславом Лещенко, которые уже не подходили под модель игры. Также спокойно расстались с Евгением Тимкиным, который хотя и был душой команды, но кроме силовой борьбы ничего больше не давал. Если не считать Дроздова, главной потерей стал Николай Кулёмин. Он добавлял необходимого опыта и ещё был в хорошей форме, но в 37 так и не решился продолжать карьеру. И на этом фоне команду усилили лишь два игрока, когда ушло значительно больше.

Из защитников вообще не подписали никого, а потери здесь тоже ключевые. Запросы Павла Коледова в 55 млн за год посчитали переплатой, и тот ушёл в «Авангард». А Николя Мелоша отпустили самостоятельно. Сезон он провёл достойный, качественно дрался и стабильно набирал очки. Но в «Салавате» всё равно были недовольны его игрой в большинстве и роли атакующего защитника. При этом, лучше вариант найти не успели. «Салават» ещё попытается закрыть проблемную позицию осенью, но и здесь есть элемент везения.

Вопрос глубины состава «Салават» так и не решил. Но на рынок свободных агентов в клубе толком не смотрели, хотя именитых игроков было достаточно. Под конец, разве что, подписали уже знакомого Петра Хохрякова под меньшинство. Бреши уфимцы решили закрывать теми, кто в состав ранее не проходил. Риск, как понимаете, большой. Это и молодёжь и те, кто пока за несколько лет ещё не зарекомендовал себя на взрослом уровне. Например, ещё открыт вопрос с топ-6. С учётом четырёх легионеров и самого высокооплачиваемого россиянина Александра Шарова, вакантна шестая позиция. На неё претендуют Егор Сучков и Данил Алалыкин. Но первому пока не хватает стабильности, а второго ещё преследуют проблемы со здоровьем.

Но, если это хоть немного проверенные игроки, то с нижними звеньями всё куда хуже. Точек для роста пока не прослеживается. Что, если мастерство не проявится, а желания пробиться не хватит? А защитников с большим опытом в КХЛ вообще только четверо – Михаил Науменков, Григорий Панин, Динар Хафизуллин и Алексей Василевский. Почти все уже ветераны. Да, как минимум, Ярослав Цулыгин и Сергей Варлов перспективные. Но если хоть кто-то вылетит, заменить равноценно будет совсем некем.

Динар Хафизуллин

Здесь показательна история концовки предсезонки. «Салават» так нуждался в хоть каком-то дополнительном усилении, что вновь предложил контракт Алексею Пустозёрову. От первого он отказался, став неограниченно свободным агентом, будучи недовольным недоверием и малым количеством игрового времени. Но далее он толком не привлёк ни один клуб КХЛ. «Салават» и хочет за него компенсацию, и также был готов предоставить форварду ещё один шанс. Алексей отказался вновь, хотя со стороны ситуация выглядела выигрышной для обеих сторон.

Козлов намекал, что ему не хватает игроков. Надежда на молодёжь и бывших резервистов воспринимается, скорее, как от безысходности. Похоже, это и правда будет самый сложный сезон главного тренера в карьере.

Максим Иванов
Оценка текста
+
2
-