Партнёрство югорских клубов сразу не задалось.
До недавнего времени Югра была единственным регионом России, которая была представлена в мужской суперлиге сразу двумя клубами. Цвета Ханты-Мансийского автономного округа защищали сургутская «Газпром-Югра» и нижневартовский клуб «Югра-Самотлор».
Вартовчане по итогам минувшего сезона впервые за десять лет покинули суперлигу, но очень хотят вернуться, поэтому предложили соседям партнёрство в виде обмена игроками по ходу сезона. Сургутяне согласились сотрудничать, но интерпретировали всё по-своему.
«Партнёрство не означает, что «Самотлор» «застрелился»
«Нижневартовская команда становится фарм-клубом сургутской. Это взвешенное и логичное решение, которое упорядочивает и оптимизирует развитие волейбола в Югре. В последние годы региону было тяжело «тянуть» две команды суперлиги, предсказуемым итогом стало понижение в классе «Самотлора». Сургутяне сохранили для Югры место в элитном дивизионе и взяли на себя роль флагмана регионального волейбола. Нижневартовцы сосредоточатся на подготовке качественного резерва, станут опорой для соседей, которые, в свою очередь, всегда смогут подставить плечо коллегам», – сообщил сургутский клуб на своём официальном сайте.
Добавив, что переход двух югорских команд от конкуренции к сотрудничеству давно назревал в логике выстраивания стройной структуры регионального развития волейбола и отвечает интересам обеих сторон.
На следующий день нижневартовский клуб заявил, что «соседи оттолкнулись от реального факта, но унеслись в небеса». Как выяснилось, «Самотлор» сам вышел на своего принципиального соперника с инициативой сотрудничества, но подразумевал исключительно спортивные ресурсы, а именно возможный обмен игроками на разных этапах сезона.
«Не больше и не меньше! Я не мог предположить, что руководство «Газпром-Югры», даже не удосужившись поставить нас в известность, предаст наши договоренности огласке, да ещё интерпретировав их на свой лад, – заявил директор «Самотлора» Алексей Березин. – Партнёрство не означает, что «Самотлор» «застрелился» и по своей воле влился в структуру «Газпрома», отказался от больших спортивных целей и сосредоточился на подготовке спортивного резерва для соседнего клуба, объявившего себя флагманом волейбола Югры!!! Если коротко, то факт нашего предложения о партнёрстве по конкретному вопросу подтверждаю, но выход за формат точечного обмена игроками категорически опровергаю. В народе это называется бежать впереди паровоза».
Березин
апеллирует понятиями «базовая команда»
и «дочерняя команда», но в положении
чемпионата России-2025 их нет. Есть понятие
«фарм-команда». И у «Самотлора» во
взаимоотношениях с «Газпром-Югрой»
будет именно такое определение. Плюс
такого сотрудничества – сквозная
заявка. В команде суперлиги выделяется
10 игроков, которые не имеют
права играть за
фарм-команду, а остальные могут в любой
момент отправиться в высшую лигу А и
помочь. В обратном направлении тоже
могут командироваться игроки. Ранее
Нижневартовск по такой схеме работал
с «Тюменью», а Сургут – с ижевским
клубом «ИжГТУ-Динамо».
Югорские клубы получают одинаковые субсидии
«Самотлор» хотел как лучше, но, кажется, лишь навредил себе. Громкое объявление Сургутом о переходе «Самотлора» в статус фарм-клуба это, скорее всего, часть борьбы за бюджетные деньги. По информации «БО Спорт», сейчас оба клуба получают по 85 млн рублей субсидий в год. Но у «Газпром-Югры» есть ещё и солидный внебюджетный источник финансирования – «Газпром трансгаз Сургут». Как сообщают наши источники, газовая компания выделяет около 100–120 млн рублей. Также среди спонсоров на сайте клуба указан «Газпромбанк».
«Самотлору» когда-то помогала «Роснефть», но потом ушла и теперь клубный бюджет пополняется только благодаря поддержке городских компаний, но они не могут помочь большими деньгами. В итоге много лет у «Самотлора» был один из самых маленьких бюджетов в суперлиге.
Тем не менее, команда под руководством Валерия Пясковского неплохо держалась, а в некоторых сезонах даже выстреливала, становясь трамплином для игроков, которым нужен второй шанс. В последние пять сезонов команда занимала 13-е, 9-е, 8-е, 14-е и 16-е места в чемпионате России.
«Все
знают, что нужно жить по средствам. Не
исходя из эфемерных прогнозов и планов,
а из реальности. А реальность говорила
о том, что наше место – в высшей лиге А.
Мы на ходу затыкали финансовые дыры.
Никогда не комплектовались так, чтобы
ещё до старта чемпионата твердо могли
сказать, что нам не грозит расставание
с суперлигой, – заявил
Березин после завершения сезона. –
Конечно, будем
стремиться вернуться в суперлигу. Но
нельзя наступать на старые грабли.
Пример для подражания – МГТУ. Команда
заняла первое место в высшей лиге А,
нашла генерального спонсора – компанию
«Ростех», обзавелась современной
домашней ареной в Москве и только после
этого объявила о переходе в суперлигу.
И нам нужно идти по такому пути».
«Газпром-Югра» на этой же дистанции в пять сезонов занимала 9-е, 12-е, 11-е, 12-е и 12-е места соответственно. Почти десять лет назад, когда бюджеты всех газпромовсих клубов были большими, сургутяне даже выступали в еврокубках. Сейчас команда в основном борется за плей-офф и радуется локальным успехам. Сургут тоже клуб-трамплин, из которого игроки регулярно уходят в топ-клубы. Главный тренер команды Рафаэль Хабибуллин воскресил карьеры десятка волейболистов и к нему часто едут те, кому нужна перезагрузка.
«Объединение с Сургутом не представляю»
Политики в Югре периодически поднимают вопрос объединения двух югорских клубов ради экономии бюджетных средств. Но это чревато потерей одного из важных центров развития волейбола. Отношения между Сургутом и Нижневартовском всегда были конкурентными, у них разные подходы к работе, но их объединяет внимание к молодёжному волейболу. К слову, несмотря на вылет «Самотлора» из суперлиги, молодёжную команду Нижневартовска оставили в молодёжной лиге.
Ещё более важный вопрос при объединении – какой клуб оставить? И в Нижневартовске, и в Сургуте самобытные клубы, перечёркивать историю которых будет кощунством. «Самотлор» подготовил для сборной России Артёма Вольвича, Сергея Савина, Евгения Сивожелеза, Александра Янутова и Артёма Ермакова. «Газпром-Югра» вырастила для сборной Игоря Кобзаря, Антона Семышева, Алексея Родичева, Евгения Андреева и Кирилла Урсова. Оба клуба в 90-е взрастили Станислава Динейкина, первым тренером которого был Хабибуллин.
«Я объединение с Сургутом не представляю, – говорил Березин в интервью «БО Спорт» в 2022 году. – На мой взгляд, два клуба могут объединиться только под какую-то сверхзадачу. Например, Югра захочет стать чемпионом или призёром чемпионата России, найдёт соответствующий бюджет, разработает долгосрочную программу развития волейбола в регионе. Тогда могут возникнуть вопросы по реконструкции системы. А пока будем работать параллельно».
Добровольное сотрудничество между клубами сразу не задалось, начавшись с непонимания. Интересно, будет ли оно продолжено или они найдут себе другие клубы-партнёры?