Чернышенко сказал, что «наверно, надо ехать».
В спортивном мире продолжаются споры, нужно ли заключать сделку с дьяволом. Вслед за министром спорта России Олегом Матыциным в пользу того, чтобы все-таки ехать на Олимпиаду, высказался вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. Правда, он уже оговорился, что подписывать декларации с осуждением СВО ни в коем случае нельзя.
О том, какие споры породило новое заявление, — в материале «БИЗНЕС Online».
МОК разрешил поехать в Париж 55 спортсменам из России
Три месяца остается до летней Олимпиады в Париже, которая стартует 26 июля. Церемония открытия состоится на открытом воздухе в садах Трокадеро с видом на Эйфелеву башню. Одним из центральных ее событий станет парад спортсменов, а их в Париже ожидается 10 тыс. человек. Правда, россиян там не будет. Даже тех, которых допустят до турнира. Таким заявлением на этой неделе «обрадовал» российское спортивное сообщество Международный олимпийский комитет (МОК).
Такая же судьба ждет белорусов и всех остальных представителей команды Individual Neutral Athletes — именно так, с приставкой «индивидуальный», решили называть в Париже спортсменов без национальной принадлежности. Так их результаты будут обозначаться в официальных протоколах. Однако вряд ли МОК волнует судьба спортсменов из Афганистана или Намибии так же, как из России из Беларуси. Во всяком случае, на брифинге во вторник директор департамента МОК по связям с национальными олимпийскими комитетами Джеймс Маклауд раз за разом делал акцент именно на этих странах.
По информации, которой поделился Маклауд, к этому моменту 12 российских спортсменов и 7 белорусских выполнили нормативы для отбора на Олимпиаду в своих видах спорта. Еще сохраняют шансы отобраться 24 россиянина и 15 белорусов. Впрочем, чиновник комитета отдельно уточнил, что такой сценарий «маловероятен». Всего же МОК готов был принять 55 атлетов из России и 28 из Беларуси, и это сильно меньше по сравнению с предыдущей летней Олимпиадой в Токио. Тогда выступали 330 россиян и 104 белоруса.
Чернышенко не видит «юридических препятствий» для поездки на Олимпиаду
Возникает вопрос: а поедет ли на Олимпиаду хотя бы один российский спортсмен? Несмотря на одну провокацию МОК за другой, четкого ответа на этот вопрос в России до сих пор не дали. Более того, долгое время этот вопрос будто бы замалчивался. Длилось это так долго, что даже президент РФ Владимир Путин в конце февраля был вынужден сделать отдельное поручение спортивным руководителям: уточните условия МОК и разработайте российскую позицию по Олимпиаде.
Некоторое время спустя появились, видимо, «очертания» этой позиции. 15 марта министр спорта РФ Олег Матыцин сказал: «Мы не должны отворачиваться, закрываться, бойкотировать это движение. Надо максимально сохранить возможность диалога и выступать на соревнованиях».
А сегодня его фактически поддержал курирующий спорт вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. «Созданные МОК и международными федерациями условия таковы, что практически никто из наших спортсменов поехать туда и не сможет — не получится отобраться. Совсем несколько видов спорта есть, где такая возможность остается, и дальше национальные федерации и Олимпийский комитет России должны будут принимать решение вместе. Если будет возможность у спортсменов, то, наверное, надо ехать», — цитирует его ТАСС.
Чернышенко добавил, что если спортсменов не заставят для допуска на Олимпиаду осудить СВО и отказаться от Родины, то «юридических препятствий» для участия в Играх россиян не будет. Также вице-премьер оговорился, что сложившаяся ситуация его не устраивает.
«Я уже не знаю, как это охарактеризовать приличными словами, потому что уже не знают, что придумать, — сказал он. — Пытаются всячески сделать условия неприемлемыми для наших спортсменов. В разное время мы сталкивались с разными ситуациями, но, конечно, до такого никогда не доходило. Это говорит о том, что международная система управления спортом больна и ангажирована, работает в угоду капиталистических интересов очень ограниченного круга стран».
Что же касается федераций и ОКР, на которые ссылается Чернышенко, здесь все против. Самые активные — президент всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер-Усманова и руководитель федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе, они чуть ли не каждый день говорят, что в текущих условиях поездка на Олимпиаду теряет смысл. Глава ОКР Станислав Поздняков с такой же регулярностью атакует МОК в своих заявлениях. Прямо свою позицию он не обозначал, но из его слов легко сделать вывод, что в Париж ехать не надо. При этом все должны считаться с мнением вышестоящих Матыцина и Чернышенко.
А что говорят спортсмены? Здесь можно отметить, например, теннисиста Даниила Медведева. «Если это будет под нейтральным флагом, я буду играть под нейтральным флагом, я постараюсь показать хороший теннис и выиграть», — говорил он своем желании выступить на Олимпиаде 7 марта. Вскоре президент МОК Томас Бах назвал именно Медведева одним из наиболее вероятных кандидатов на поездку на Олимпиаду от России.
МОК считает, что «политизацией» спорта занимается не комитет, а Россия
МОК еще не отреагировал на сегодняшние слова Чернышенко, но, судя по последним действиям комитета, ждать его долго не придется. В организации очень тщательно следят за всеми заявлениями из России. Так, во внимание попала даже спикер МИД РФ Мария Захарова, которая на брифинге сказала, что в МОК процветает неонацизм. Когда это высказывание попросили прокомментировать Баха, уроженца Германии, он передал слово директору по коммуникациям Марку Адамсу. «Мы видели агрессивные заявления из России, но один из комментариев переходит все границы и затрагивает нашего президента, его национальность, события холокоста. Это неприемлемо и достигает нового минимума», — отметил тот.
Впрочем, «спровоцировал» Захарову и других российских комментаторов сам МОК. Накануне совет директоров комитета, куда входят Бах и другие руководители, высказал позицию, что Россия занимается «политизацией спорта». Как поясняется в релизе, наша страна нарушает олимпийскую хартию, резолюцию ООН и права спортсменов.
И занимается она всем этим, в понимании МОК, проводя турнир «Игры дружбы». Где, подчеркивает МОК, не будет организован допинг-контроль ВАДА (потому что страна под санкциями ВАДА), и куда Россия зазывает не через спортивные ведомства, а используя государственные дипломатические каналы.
«Игры дружбы» пройдут в Москве и Екатеринбурге осенью. Они повторят программу Олимпиады и должны стать самым крупным спортивным событием 2024 года в России. О других больших турнирах речи в релизе МОК нет, но в отдельных выступлениях о них вспомнили. Так, представитель МОК Маклауд пригрозил санкциями участникам «Игр будущего», которые завершились 3 марта в Казани. Там участвовали 2 тыс. спортсменов из 117 стран. Маклауду уже успел ответить пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: «Запугивание спортсменов — это совсем подрывает, наверное, авторитет МОК».
Подозрительно, что МОК не вспоминает об Играх БРИКС, которые начнутся 11 июня и пройдут в Казани впритык к Олимпиаде. Но, как обещал Матыцин, туда приедут 5 тыс. участников из 60 стран.
«Они так и будут нас мордой возить по навозу, пока мы будем мямлить!»
Надо ли ехать на Олимпиаду? Последние комментарии официальных лиц запустили новый раунд дискуссий по этому поводу. «Золотые слова!» — так в своем телеграм-канале прокомментировал слова Чернышенко комментатор Дмитрий Губерниев. Он неоднократно высказывался в пользу того, что нашим спортсменам нужно ехать в Париж.
Количество тех, кто высказывается против поездки в Париж, кратно больше. «Зачем вы подыгрываете этим мерзавцам и говорите «надо ехать»? — написал у себя в канале ведущий шоу «Есть тема» на «Матч ТВ» Антон Анисимов. — Они так и будут нас мордой возить по навозу, пока мы будем мямлить про „это их смысл жизни, они готовились“! В 2026-м, 2028-м, 2030-м и так далее будете ездить нейтралами с бирюзовыми тряпками и непонятными мелодиями».
Мнения экспертов «БИЗНЕС Online» разделились. Политолог Сергей Марков считает, что следовало бы давно отказаться от Олимпиады, просто этому действующей политической верхушке мешает либеральная философия.
«Почему Россия до сих пор официально не отказалась от участия в Олимпиаде? Это из-за гуманизма и индивидуализма, — уверен он. — Все-таки в правительстве по большей части не коллективисты, а люди, ориентированные на рыночные, либеральные ценности, личный успех. Они воспринимают так близко к сердцу судьбу индивидуальных спортсменов, которые много лет готовились к стартам, которые строят свою карьеру, в том числе экономическую. Спортсмены вложили огромные деньги, их семьи вложили огромные деньги. А еще десятки тысяч часов личного времени в эти напряженные тренировки.
И спортсмены, и их семьи хотели бы, чтобы была возможность продолжить карьеру. Поэтому либеральные, демократические и индивидуалистические ценности членов правительства диктуют гуманизм в отношении спортсменов и их семей. Понятно, что это вступает в противоречие с большинством населения, коллективистскими ценностями. С большинством населения, которое уже не знают, что такое, когда вся семья вкладывалась в спортивную карьеру этих молодых людей. Отсюда возникает противоречие и напряженность».
В свою очередь, олимпийская чемпионка и депутат Госдумы РФ Светлана Журова видит в словах Матыцина и Чернышенко тонкий расчет. По ее мнению, закрывать дверь раньше не времени не стоит. Возможно, эта позиция имеет смысл. Если раньше, по словам Позднякова, МОК просил осуждения СВО для участия в Играх, то недавно комитет заявил, что этого не потребуется. Нужно будет лишь подписать бумагу об уважении олимпийских принципов.
«Мы правильно делаем, — отметила она. — Чем больше мы выдерживаем космическую паузу, или паузу по Станиславскому, тем больше они новые придумывают козни, новые условия, какие-то дополнительные правила. Они же не знают, поедем или нет. И это всех очень будоражит: кто-то бойкотировать начинает, кто-то по этому поводу высказываться.
Международному олимпийскому комитету, конечно, это все не нравится. Они хотят, чтобы мы уже приняли какое-то решение. А я считаю, что мы просто должны на какое-то время взять эту паузу и до конца понять, какие будут условия, потому что они каждый раз меняются. Мы сейчас согласимся, а потом выяснится, что нам еще предъявят что-то. Ну естественно, уже официально отказаться от СВО или от Родины. И поэтому надо ждать до последнего месяца, до Олимпиады, когда уже, я надеюсь, они условия менять не будут. И тогда, кстати, будет понятно по спортсменам, потому что сейчас вот эти разговоры про допуск 55 спортсменов… Они не смогут критерии пройти, потому что в основном финансируются из федерального бюджета.
Мое мнение, что в самый последний момент надо принимать решение, дабы не казаться странными: сначала согласились, а потом отказались. Нет никаких гарантий, что [президент Франции Эмманюэль] Макрон по этому поводу чего-то не скажет. Пока мы молчим, Макрон тоже может высказаться, что, мол, не пущу русских. Тогда вопрос снят. Зачем мы сейчас будем копья ломать и друг с другом отношения выяснять, ругаться. Нас там сталкивают сейчас».
Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов не видит в поездке на Олимпиаду ничего, кроме унижения. «Все вполне ясно высказались по этому поводу, что спортсмены должны самостоятельно принимать решение. Мы же участвуем без флага, без гимна, с унижением. То есть федерации тех или иных видов спорта или спортсмены лично принимают решения. Каждый себе сам выбирает степень, так сказать, допустимого унижения.
С точки зрения общественности, зрителей и болельщиков, на мой взгляд, это исторический позор. Есть мнения разные, мое такое. Кто-то рассказывает про то, как всю жизнь готовился к этому. Ну готовились и готовились. Что теперь? Кто-то готов даже поменять гражданство ради этого, отказаться от Родины, от флага. Люди разные.
Конечно, найдутся спортсмены, которые поедут. Но они не сильно российские, как окажется. Можно же без конца оперировать какими-то аккурат-патриотическими модуляциями. Проблема в том, что это уже давно не идеология и не престиж. Это уже бизнес. В самом спортивном сообществе давно уже отношение к таким турнирам как к бизнесу, причем такому транснациональному, глобальному, если можно так выразиться. Тренируются в одной стране, выступают в другой, живут в третьей. Но у всех почему-то русская фамилия, и они участвуют в какой-то условной национальной спортивной федерации. Молодое поколение спортсменов, за редким исключением, все давно в таком режиме живет, в режиме отсутствия какой-либо глубокой связи со страной. Мы сами этих детей вырастили», — констатировал Мартынов в разговоре с «БИЗНЕС Online».
Фото на превью: Maksim Konstantinov, Alexis Sciard, Keystone Press Agency, globallookpress.com