Игроки, тренеры, руководство или республика?
«Салават Юлаев» второй год подряд заканчивает сезон уже в марте, вылетая в 1/8 финала Кубка Гагарина. Огромные ожидания армии уфимских болельщиков опять не оправдываются. И теперь лозунги о необходимости перемен в клубе будут звучать всё громче и громче. Однако к подобному исходу «Салават» привёл огромный комплекс проблем, решить которые за один-два хода невозможно.
«БИЗНЕС Online» разбирается, почему для хоккея в Уфе всё заканчивается именно так.
А что сделала республика для клуба?
Более-менее серьёзных успехов в плей-офф «Салават» не добивается уже пять лет, а вылетает в первом раунде уже во втором сезоне подряд. Разумеется, после такого идея перестройки, «взрыва» команды появляется сама собой. Кто-то ведь должен понести ответственность за результат? Но нужно понимать, что к очередной неудаче привёл комплекс проблем, который не факт, что можно исправить кадровыми перестановками.
В первую очередь надо вспомнить о финансовых проблемах уфимского клуба. Немного истории. По-настоящему был вовлечён в дела «Салавата» ныне покойный первый президент Башкортостана Муртаза Рахимов. С его подачи в нулевых была построена «Уфа-Арена», а в клуб привлечены огромные финансовые средства, на которые были подписаны звёздные игроки, выигравшие для начала чемпионат России, а затем и Кубок Гагарина. Помимо этого, Рахимов постоянно заходил к игрокам в раздевалку, много общался с тренерами, приглашая их к себе в Белый дом. Даже после его ухода из власти уровень финансирования «Салавата» долгое время сохранялся в достаточном объёме за счёт старых договорённостей.
Нынешний глава региона Радий Хабиров тоже периодически вспоминает о команде и посещает матчи. Но интересно, что в этом году он впервые не провёл с командой традиционную встречу перед плей-офф. Что более серьёзно, так это то, что в республике не нашли решения ключевой проблемы – отсутствие денег. Она постепенно нарастала с 2020 года, с началом пандемии. Известно, что основной источник финансирования «Салавата» – это нефтянка. Деньги с неё перечисляются во внебюджетный Фонд социальных и целевых программ, откуда они уже перетекают на необходимые культурные, спортивные и прочие нужды. С 2016 года «Башнефть» – крупнейший налогоплательщик республики – была поглощена «Роснефтью». Вместе с тем финансирование регионального клуба стало контролироваться из Москвы. Бюджет «Салавату» в этот момент сократили на 1 млрд рублей. А «Салават» – это не только команда КХЛ, а ещё и «Толпар» в МХЛ, «Торос» в ВХЛ, «Агидель» в ЖХЛ и клубная школа.
Так «Салават» вынужденно перешёл в режим жёсткой экономии. В этом сезоне под потолком зарплат у «Салавата» оставалось более 100 млн рублей – на них можно было подписать парочку опытных игроков, которые и должны были внести решающий вклад в плей-офф. Но даже так постоянно возникают задержки с выплатами от «Роснефти». В ожидании очередного транша от компании, клуб уже на протяжении нескольких сезонов не выплачивает зарплаты вовремя. Год назад оклады задержали аж на пять месяцев, из-за чего КХЛ даже вынуждена была временно наложить на клуб бан на регистрацию новичков. В этом сезоне также наблюдались задержки по месяцу, по два. А ещё больше ситуацию усугубила зимняя блокировка части счетов «Салавата» из-за прочих задолженностей. На сегодняшний день они оцениваются, по нашей информации, в миллиард рублей.
Сказывается и борьба за власть в клубе. Обычно, не получая вовремя средства от спонсора, «Салават» брал кредит у другого ведомства – Регионального фонда. Но год назад в этом клубу неожиданно отказали, а сейчас с таким предложением клуб даже и не обращался. Всё это происходит на фоне постоянных сообщений о возможном смене руководства. Одним из интересантов назывался премьер-министр региона Андрей Назаров, чей сын – депутат Курултая Денис Назаров – вовлечён в хоккейную жизнь республики и намеревается попасть в «Салават». Слухи об этом поутихли только после того, как после вылета от «Адмирала» в прошлогоднем плей-офф Хабиров выказал доверие действующему руководству и тренерскому штабу клуба, аргументируя это удачным выступлением в регулярном чемпионате.
«Салават» вписывается в общую унылую картину республиканского спорта. До этого в регионе убили большой футбол – «Уфа» сейчас прозябает во Второй лиге без намёков на реинкарнацию. Незавидное положение и у волейбольного «Урала». Казалось, что хотя бы главный спортивный флагман республики не оставят в беде. Но как организация «Салават» показал себя одним из слабейших клубов сезона. На что расчёт, если в Уфе не создаются должные условия для игроков? Почему они обязаны рьяно рубиться в плей-офф при таких проблемах? У «Салавата» есть армия болельщиков, надежды, традиции, номинальные амбиции. Но нескончаемые финансовые проблемы с 2020 года уже не позволяют назвать его полноценным топ-клубом. Сойдясь на этом, можно перейти к чисто хоккейным моментам.
Управленческий кризис
Сегодня фактически все основные решения в клубе принимает один человек – генеральный директор Ринат Баширов. Бывший чиновник из команды Хабирова, у которого, впрочем, есть хоккейное прошлое – он занимался в школе «Салавата». Положительные моменты в работе Баширова есть. С ним клуб стал заметно более открытым, по любому вопросу можно получить разъяснения. Через считанные минуты после вылета «Салавата» от «Трактора» он признал свои ошибки. «Думаю, большая часть вины лежит на мне. Не смог сделать всего того, что должен был сделать руководитель клуба», – написал он в своём телеграм-канале.
Но тяжело игнорировать, что как таковой управленческой команды в клубе нет. Например, в «Салавате» есть спортивный директор Василий Чижов. По идее, в его зону ответственности должен входить поиск игроков. Но он максимум даёт только оценку, непосредственно не участвуя в переговорах. Также в его ведении – клубная вертикаль. Однако, на деле половина клуба не знает, чем именно занимается Чижов. Чего стоит также чудовищная история с допингом в «Толпаре» (из-за мельдония дисквалифицировали семь хоккеистов – ред.), которую хотя и удалось замять, но наказания никто не понёс, а значит и выводы не сделаны.
Показательно, что в 2018 году в клубе упразднили должность генерального менеджера – специалиста, который и должен быть полностью погружённым в формирование команды. Последним таким был Леонид Вайсфельд, который уходя заявил, что в клубе сменили вектор развития, не уточнив на какой. В Уфе посчитали, что генеральный менеджер «Салавату» не нужен, так как рынок в КХЛ не особо большой, а значит невелик и объём мониторинга. Мол, пул необходимых качественных игроков и так понятен, а легионеров и так предлагают сами агенты. Но передовые практики ведущих клубов даже на уровне КХЛ показывают ошибочность данной стратегии.
Один яркий пример. Год назад клуб выменял у «Северстали» Александра Самонова, который в этом сезоне сходу заявил о себе как об одном из лучших вратарей лиги. В целом – выбор удачный. Но за него пришлось отдать 21-летнего воспитанника Данила Аймурзина, который сходу набрал 48 (16+32) очков в свой первый полноценный регулярный чемпионат, был выбран на Матч звёзд, а в плей-офф добавил ещё 7 (4+3) очков. «Северсталь» уже вылетела, а Аймурзин до сих пор остаётся вторым самым результативным россиянином в Кубке Гагарина. Помимо прочего, он ещё и играет на дефицитной позиции центрфорварда. Потенциально это чуть ли не новый Вадим Шипачёв.
Да, есть информация, что главный тренер «Северстали» Андрей Козырев просил у «Салавата» за Самонова именно Аймурзина. Но, по другой информации, сначала речь шла только о 50 млн компенсации. Помимо этого, уфимский клуб не попытался навязать другой вариант, хотя перспективы Аймурзина были почти очевидны, но их не разглядели. Также по ходу сезона главному тренеру Виктору Козлову пришлось поставить вторым центром Александра Шарова, который играл на этой позиции лишь в начале карьеры. В регулярном чемпионате он стабильно набирал очки и стал вторым лучшим бомбардиром, но исчез в ритме плей-офф, где показал, что он совсем не центр. У него нет ни должной скорости, ни прессинга. И Шаров за 65 млн с двумя вторичными результативными передачами в плей-офф – это провальное подписание.
Состав «Салавата» именно в плей-офф выглядел слабее. Ведь у «Трактора» были опытные кубковые бойцы Владимир Ткачёв, Антон Бурдасов, Альберт Яруллин, Сергей Телегин, Сергей Калинин. Половина из них вообще бывшие олимпиадники. У Уфы для подсчёта подобных игроков хватит пальца одной руки. Удачным оказалось возвращение Динара Хафизуллина, ставшего лучшим защитником команды. Свою роль сыграл Евгений Тимкин, но это всё равно тафгай, чеккер для третьего-четвёртого звеньев. Удачным оказалось и подписание центрфорварда Владислава Ефремова, но это тоже игрок для черновой работы.
Возможно, грех жаловаться, когда у «Салавата» образовалась супертройка Иван Дроздов – Джош Ливо – Александр Хмелевский, забившая подавляющее число голов команды. Но толковой помощи от партнёров оно не дождалось. И здесь мы вновь возвращаемся к пассивности «Салавата» на рынке. За сильных опытных россиян уфимский клуб особую борьбу не навязывал. В итоге на том же Востоке они предпочитали Челябинск, Магнитогорск, Екатеринбург и, конечно, Казань. Да, имеющийся состав хорошо показал себя в регулярном чемпионате, но давление тогда было минимальным. Отчасти в неудаче можно обвинить и Самонова, божившего на первом этапе чемпионата, но переставшего творить чудеса в плей-офф и уступившему в серии Заку Фукале, который до этого заоблачных цифр не показывал. Были подозрения, что Александра могли сбить с толку слухи о его возможном скором переходе в ЦСКА, возникшие аккурат перед началом плей-офф. Но дело оказалось не в этом. По информации «БИЗНЕС Online», Самонов проводил серию плей-офф с повреждением. По ходу серии у тренерского штаба были мысли поставить в ворота Илью Ежова, но и он бы не гарантировал более высокий уровень надёжности.
«Если в прошлом году «Салават» был обязан проходить первый раунд, то в этот раз ему противостоял абсолютно равный соперник. Уфимцы владели инициативой только потому, что «Трактор» сам её отдавал. Всю игру делала тройка Хмелевского, особенно выделялся Дроздов. Помощи от остальных звеньев не нашлось. Важно и то, что голкипер «Трактора» всё время держал команду в игре, он превзошёл Самонова из «Салавата», – сказал «БИЗНЕС Online» воспитанник уфимского клуба и бывший игрок ряда других клубов КХЛ Никита Щитов.
«Салават» показывал яркий хоккей, было приятно смотреть, однако, результата нет. Подписали иностранцев высокого уровня. Гуськов сыграл слабо, я ожидал, что он сделает следующий шаг в карьере, после удачного сезона в ЦСКА. Высокое место в регулярном чемпионате уфимцам принесла игра Самонова, который постоянно давал команде шанс. В плей-офф он выступил средне: не подводил, но и не вытаскивал матчи», – высказался экс-генеральный менеджер «Салавата» Вайсфельд.
Козлов виноват, но только благодаря ему команда хоть как-то функционировала
В Уфе велик соблазн сделать козлом отпущения главного тренера. Действительно, у Козлова можно найти недостатки. Так у него пока нет важного качества для тренера в плей-офф – способности резко и правильно реагировать на изменения в игре. Два года подряд он проигрывает тактически сопернику. «Салават» демонстрировал отсутствие запасного плана и часто безрезультатно бился об оборону «Адмирала» и «Трактора».
При всем этом Козлова называют с отрывом самым авторитетным человеком в клубе. Каждый без исключения хоккеист доверяет наставнику и его видению, некоторые даже говорят, что команда билась именно за него в условиях задержек зарплат. Его статус легенды хоккея и «Салавата», капитана чемпионской команды-2010/11 и, в конце концов, человека с большой карьерой в НХЛ играет огромную роль.
Также нужно учитывать, что Козлов играл одну из ключевых ролей в переговорах с хоккеистами. По информации «БИЗНЕС Online», лучший бомбардир «Салавата» в плей-офф Ливо осенью был уже одной ногой в «Локомотиве». Он даже отправил в Ярославль документы со своей электронной подписью. Но затем канадцу позвонил Козлов и тот передумал. Очевидно, что Джош сам прекрасно помнил, как следил за ним, когда тот ещё играл в НХЛ. Он фактически рос на его игре, а это не пустой звук. То же можно сказать и о Хмелевском, который год назад после продления контракта заявил, что хочет играть именно за Козлова. А теперь представьте, если бы их не было: 0–4 в серии.
«Козлов должен продолжить работу. Это хороший тренер, он поставил игру в регулярном чемпионате. Конечно, республика заслуживает лучших результатов, но я не представляю, кого сейчас можно взять на его место», – считает Щитов.
Что дальше?
Сегодня в «Салавате» проведут первое собрание после вылета. Сейчас на повестке – традиционный тур по городам Башкортостана. В клубе хотят хоть как-то попытаться поднять настроение болельщикам. Есть и другие идеи по закрытию сезона. Также ожидается встреча руководства и лидеров команды с Хабировым, который и определит будущий вектор развития клуба. Правда, учитывая, что он не встречался с командой до плей-офф, сейчас дату назвать трудно. В прошлом году глава республики встал на сторону действующего руководства, сейчас его позицию предугадать сложно. Его соратник Баширов весь год говорил, что в случае повторения неудачи перемены будут неизбежны.
Непопулярное решение – оставить Козлова ещё на один сезон, точечно усилить команду и надеяться, что к третьем сезону прорыв всё же случится. Популярное – перестройка. Вот только где на неё взять деньги, учитывая, что долги клуба уже перевалили за миллиард? И учитывая, что Ливо, Хмелевский и другие видные игроки с заканчивающимися контрактами без Козлова в Уфе оставаться не захотят. Потенциально такой исход может ещё больше отбросить «Салават», и в следующем сезоне он будет бороться лишь за попадание в плей-офф. Глобально улучшить положение клуба, что с Козловым и Башировым, что без них может лишь стабильное финансирование.