Вылет – это не случайная осечка, а результат стратегической ошибки.
Это случилось: «Ак Барс» вылетел из Кубка Гагарина, завершил сезон уже в марте и преподнес главную сенсацию (с приставкой «анти») хоккейного сезона. При этом всего год назад команда дошла до финала, оставшись в шаге от трофея. У нее по-прежнему звездные игроки, а на тренерском мосту все тот же Зинэтула Билялетдинов.
Но повторить чуда Билл не смог, и это хороший повод призадуматься, почему главный тренер, который банально устал от хоккея, вообще оказался безальтернативным кандидатом на такой пост в «Ак Барсе».
Билялетдинов – это не про новый «Ак Барс»
«Ак Барс» вылетел в первом раунде Кубка Гагарина, причём от вполне проходимого «Автомобилиста». В такой итог сезона вряд ли верили даже самые ярые скептики. Да, после неважного регулярного чемпионата, где «Ак Барс» занял лишь четвёртое место на Востоке, мало кто видел в казанцах кубковую команду. Но не заканчивать же плей-офф так рано?
В чём же причина провала «Ак Барса»? Дело не в каком-то игровом эпизоде, неправильно подобранной схеме, неудачном решении по составу. Это признал и сам Билялетдинов. «Можете кому угодно говорить что угодно. Если по-честному себе сказать, то это результат нашей работы в течении всего сезона, ребят, поверьте», – сказал он игрокам в раздевалке после финального матча с «Автомобилистом».
«Не сказал бы, что нынешний провал «Ак Барса» – большая сенсация. Они с начала сезона играют плохо. Вижу, что все хоккеисты выступают ниже своих возможностей», – сказал в интервью «БИЗНЕС Online» бывший генеральный менеджер «Автомобилиста» и «Салавата Юлаева» Леонид Вайсфельд. «В команде не всё в порядке. Лидеры не играют на своём уровне, игра не соответствует статусу плей-офф», – добавил экс-главный тренер «Авангарда» Фёдор Канарейкин.
Перенесемся в май прошлого года. Казанский кремль. Церемония по итогам чемпионата 2023/24. «Ак Барс», проигравший в финале ЦСКА, получает серебряные медали от Рустама Минниханова. Когда настала очередь Билялетдинова получать награду, президент РТ крепко схватил его за руку и сказал: «Зинэтула Хайдярович, не бросай нас. Я очень тебя прошу!». Контракт со специалистом заканчивался 30 апреля, а ответа по новому соглашению он не давал. «Я вас не брошу», – ответил он Минниханову.
Дело не в самой просьбе и том, что озвучивать её пришлось первому лицу республики, а в том, что этому предвещало. Как так вообще получилось, что «Ак Барс» оказался в заложниках у 68-летнего Билялетдинова? Почему мощный и солидный клуб выбирал летом между Биллом и Биллом и не рассматривал другие кандидатуры?
Один из ответов: «Ак Барс» еще ранее пожертвовал долгосрочной стратегией ради сиюминутных целей.
Вспомним, что оздоровление клуба (с его перезагрузкой) стартовало при самом Билялетдинове после его вылета от «Авангарда» в 2019 году (кстати, тоже в первом раунде) и назначения Дмитрия Квартальнова. Старый «Ак Барс» выигрывал как придётся, новый «Ак Барс» говорил: «Мы тоже боремся за победы, но любой ценой они уже нам не нужны». Во-первых, мы должны играть зрелищно, потому что «Ак Барс» – это ещё и восемь тысяч зрителей на каждом матче. Во-вторых, мы должны быть открытыми и публичными, потому что «Ак Барс» – это важнейший бренд для Татарстана. В-третьих, мы должны заигрывать своих татарстанских игроков, потому что «Ак Барс» – это вершина хоккейной пирамиды республики с огромным количеством дворцов и школ.
Наверняка в этом ряду появилось бы что-нибудь ещё, но, увы, Квартальнов не смог выиграть Кубок Гагарина за три года своей работы. С подачи генерального директора Мансура Усманова не стали продлевать контракт с Квадратом, после чего в Казани, отказавшись от глубинной трансформации, сделали ставку на «здесь и сейчас». На этом пути «Ак Барс» обжёгся сначала на Олеге Знарке, которого уволили спустя полгода, а теперь на Билялетдинове, который вылетел в первом раунде. Последний Кубок Гагарина «Ак Барс» выиграл, напомним, только в 2018 году.
Конечно, вешать всех собак на Билла было бы неправильно. Он, мягко говоря, не навязывался. Не он подготовил себе и контракт на 120 млн рублей – самый крупный среди тренеров в КХЛ. Первый виноватый здесь – сам «Ак Барс». Создалась ситуация, когда в клубе подбирали тренерские кандидатуры только по их громкому имени, а фундаментальные вещи были забыты в суматошной погоне за Кубком.
Поменяться ещё не поздно – наследие новых времён в «Ак Барсе» ещё не «проели». На это указывает целый ряд показателей, к сожалению, не спортивных. 85% – столько «Ак Барс» в среднем заполнял восьмитысячную «Татнефть Арену» на каждом матче. 2,9 тыс. – столько болельщиков купили абонементы на этот сезон. 11 – столько матчей подряд зрители выкупали все билеты. Всё это – лучшие показатели в клубной истории. Вот только зрители были вынуждены смотреть на нудный хоккей Билла с вялыми победами 1:0 или 2:1, а клуб теперь не досчитается миллионных доходов в силу раннего вылета команды.
Билялетдинов просто устал и был не похож на себя
А теперь разберём, как именно корабль «Ак Барса», назначив не того капитана, потерпел крушение в текущем «заплыве» за Кубком.
Тяжело поспорить, что в прошлом сезоне Билялетдинов сотворил некое чудо, взяв посреди сезона звездную, но раздираемую конфликтами команду и доведя её до финала Кубка Гагарина. Многие зададутся вопросом, зачем убирать успешного тренера. Вот только тренеру не очень-то хотелось работать. Первые звоночки раздались ещё летом. После того, как Билялетдинову сказали «Не бросай нас», он полтора месяца не давал ответа «Ак Барсу» по новому контракту. И только 15 июня клуб объявил о соглашении на один год.
По ходу сезона сигналов, что он банально «выгорел», стало ещё больше. Переменам удивились даже те игроки «Ак Барса», которые больше всех в команде играли под руководством Билла и видели его в самых разных ситуациях. В прошлом сезоне у тренера горели глаза, все видели, что он отдохнул и полон сил. Однако уже осенью всё стало совсем по-другому, когда на умудрённого и титулованного Билялетдинов навалилась хоккейная суета: сборы, тренировки, разъезды.
Билялетдинов, объясняют нам, сильно отдалился от игроков. Больше никаких индивидуальных бесед и никаких «разжёвываний». Также он перестал устраивать «разносы» в раздевалке даже после крупных поражений. В серии с «Автомобилистом» главный тренер не произнес ни одной мотивационной речи перед хоккеистами, чтобы хотя бы как-то их завести. Зинэтула Хайдярович будто и сам хотел быстрее отмучаться, а команда неосознанно подыграла его настрою…
Билялетдинов не верил в игроков, а они – в него
Виноват ли кто-то ещё в «Ак Барсе» в вылете команды? Наверняка можно найти ошибки и в селекционной работе – самая часто упоминаемая претензия, что «Ак Барс» собрал у себя возрастных звёзд. Доля правды в этом есть, вот только в прошлом сезоне эти возрастные звёзды добрались до финала, а сейчас не зацепили даже одну серию.
По факту у «Ак Барса» был сильнейший состав в лиге. Игроков с таким опытом хватило бы на две команды, а в Казани они были собраны в одном месте. Казалось, что состав с Александром Радуловым и Вадимом Шипачёвым уже некуда усиливать, но летом «Ак Барс» всё равно нашёл место для Дмитрия Яшкина, Евгения Свечникова и Дамира Жафярова. А по ходу сезона в «Ак Барс» перешли защитники Митчелл Миллер, Артемий Князев и Алексей Марченко, нападающий Райли Барбер.
Если проводить военные аналогии, армии предоставили все снаряды и технику, а выиграть сражение не получилось. Почему? Здесь, опять же, всё упирается в командование. По нашим данным, тренер чуть ли не весь сезон ходил и жаловался, что эти игроки ему не подходят. Дескать, он бы собирал состав «Ак Барса» по-другому. Естественно, во всех этих разговорах Билл умалчивал, что сам медлил с подписанием нового контракта, что сказывалось на селекции, а костяк этой команды формировался летом 2022 года под Знарка с заключением многолетних соглашений.
При этом, по нашим данным, все трансферные вопросы с главным тренером всё-таки согласовывались. Даже прошлым летом, когда он ещё не продлил контракт с клубом, с ним советовались по трансферам Яшкина и Жафярова. Такая же ситуация была со Свечниковым или Барбером. Билялетдинова ставили в известность о переговорах с этими игроками, и тренер ни разу не сказал, что они ему не нужны или не смогут заиграть в его системе.
Самое неприятное в этой ситуации то, что сами игроки знали о постоянных жалобах. Понимали, что в них не верят.
Билялетдинова подвело упрямство
Обстановку можно было бы смягчить, прояви Билялетдинов хотя бы немного гибкости. Её точно не хватило в желании настроить команду на «динамовский» хоккей, наладить сильную оборону, сделать акцент на первое звено в атаке и т. д.
Обратимся к примеру главного тренера «Локомотива» Игоря Никитина. Именно его хоккей называют максимально близким к хоккею Билялетдинова. При этом Никитин, имеющий состав без больших звёзд, научился быть гибким: играть первым номером, использовать все четыре звена и сильные качества лидеров. «Локомотив» Никитина недавно обыграл ЦСКА (в истории Кубка Гагарина лишь во второй раз оба финалиста вылетели в первом раунде) и закрепился в статусе одного из фаворитов.
Билялетдинов тоже был гибким, но только в прошлом сезоне. Судя по всему, он сделал выводы после поражения в финале от ЦСКА, разочаровался в своих попытках адаптироваться под хоккеистов и решил выкрутить свой фирменный стиль на 100%. Те, кто не играл строго по его заданию, попадал в запас. Самый яркий пример – Дамир Жафяров, которого полгода «мурыжили» в «Ак Барсе», а потом он ушёл в «Авангард» и набрал там к этому моменту 16 (4+12) очков за 28 матчей.
А тот, кто играл по заданию, получал место на льду, но чувствовал себя там не очень комфортно. Здесь же пример – Станислав Галиев. С ноября лучший снайпер Кубка Гагарина-2018 забил всего лишь два раза. Галиев мучается, мучается и мучается, а Билялетдинов его всё ставит, ставит и ставит в состав. В «Ак Барсе» вообще мало кто из нападающих показал себя. Как объясняли нам в команде, в нападении форвардам давали свободу действий, но прежде приходилось тратить очень много сил в защите. «Свобода в атаке? А ты попробуй сперва дойди до этой атаки!» – говорил один из игроков.
Если бы «Ак Барс» на 100% состоял из «боевых роботов» Билялетдинова, в таком подходе не было бы проблемы. Но в команде было подавляющее большинство хоккеистов, кто эффективнее действует в другой системе. Их Билялетдинову приходилось ломать через колено. Перестройся главный тренер хоть в чём-нибудь, учти возможности своего состава, сделай пару уступок, результат мог бы быть другим. «Билл не менял, а ломал команду под себя», – говорил один из наших источников в феврале.
В хоккей Билялетдинова не верили
Четвёртое место «Ак Барса» в регулярном и вылет в плей-офф – можно ли это считать окончательным подтверждением, что хоккей Билялетдинова устарел? На самом деле сказать так нельзя, а всё потому, что команда просто не верила в этот хоккей. Требования не выполнялись, что совершенно логично в силу написанного выше.
Например, Билялетдинов перед каждым матчем с «Автомобилистом» просил хоккеистов не удаляться на ровном месте, потому что соперник в каждой игре забивал в большинстве. Но просьбы не работали – удаления были, а «Автомобилист» всё так же их реализовал.
«В прошлом сезоне Билялетдинов кардинально всё изменил, навёл порядок в команде, в организации игры, – описал в разговоре с нашим изданием экс-форвард «Ак Барса» Алексей Терещенко. – Теперь некоторым игрокам эти требования не нравятся. Например, Шипачёв и Кагарлицкий просто отбывали номер».
Возьмём пять лучших снайперов «Ак Барса» в этом сезоне и посмотрим на их статистику в пяти матчах с «Автомобилистом». Яшкин – один гол, Шипачёв — один гол, Радулов – один гол, Дмитрий Кагарлицкий – ноль, Илья Сафонов – один. Ни один из них не отличился в последние три месяца больше десяти раз. Большинство из лидеров были блеклой тенью самих себя в плей-офф. Тем самым лидеры «Ак Барса» сказали своё слово: они, похоже, ждали, когда же всё это побыстрее закончится и в команду придёт новый наставник.
Надо ли «Ак Барсу» откатываться в прошлое?
А каким должен быть этот новый главный тренер? Первое, с чем нужно определиться, – «Ак Барсу» нужен специалист с многолетним кредитом доверия. Казанский клуб – единственный среди топов в КХЛ, кто системно раздаёт своим тренерам однолетние контракты. Знарок получил такое соглашение, потому что в него банально не верили. Билялетдинов – потому что просто устал и не согласился на длительный срок. Новый специалист должен иметь понятную перспективу и программу действий.
Тот, кто будет тренировать «Ак Барс», получит возможность собрать состав под себя. Логично, что после такого провала будет сильное обновление команды. По нашей информации, высока вероятность ухода из «Ак Барса» Шипачёва, Кагарлицкого и Вячеслава Войнова. Вяло отреагировал на желание казанского клуба вступить в переговоры о новом контракте Радулов. Как нам известно, хоккеист считает, что не может сыграться с другими лидерами команды. Он будет наблюдать, какое будущее в казанском клубе их ожидает. И, конечно, Радулову интересно, кто станет будущим главнымтренером «Ак Барса». Таким же вопросом задаются все остальные.
Сразу скажем, что вероятность дальнейшей работы Билялетдинова в «Ак Барсе» совсем не нулевая – он по-прежнему пользуется большим авторитетом у руководителей. Также он может согласится на ещё один год работы, чтобы не уходить в нижней точке. Что случится при таком раскладе, догадаться нетрудно. Выстояв даже после такого провала, он подомнёт клуб под себя, устроит зачистку клубного офиса, кардинально обновит состав. По итогу мы получим не «Ак Барс»-2024, а «Ак Барс»-2019 с пустыми трибунами, отсутствием воспитанников, скучнейшим регулярным чемпионатом, изолированностью команды от публики и так далее. Будет ли это движением вперёд?
При этом есть и те, кто говорит, что Билл не настроен продолжать. Косвенно подтвердил усталость от работы и он сам уже после вылета из Кубка Гагарина: «Эта работа отнимает, на самом деле очень много сил. Не так просто всё», – сказал он, однако, добавив, что дойти до финала энергии ему бы точно хватило.
В ближайшее время, по нашим данным, состоится совещание с руководством клуба, на котором будут разбираться ошибки сезона. Команде дали выходные, но вскоре она должна собраться на клубной базе. Контракты на этот сезон у всех действуют до 30 апреля.