комментарии 0 в закладки

«Если бы не приехал, подумал бы: «Чего вы мне гоните?» Шесть итогов «Игр будущего»

Что это было?

«Игры будущего» подошли к концу. Пускай соревнования длились две недели, не верится, что подобный эксперимент – другое слово для произошедшего не подобрать – состоялся. В России фактически создали новый вид спорта, вбухали в него гигантские ресурсы и предложили заниматься им представителей еще 106 стран.

Есть ли будущее у нового движения, и что мы увидели в Казани, осмысляет «БИЗНЕС Online».

Коллаж: «БИЗНЕС Online» / фото: «БИЗНЕС Online» и gofuture.games

1. В Казань вернулся дух Универсиады

Лучше всего общее отношение к «Играм будущего» описал футболист сборной России Андрей Аршавин. «Если бы я не приехал в Казань, то подумал бы: «Чего вы мне гоните?», – ответил он на вопрос о своих ожиданиях от «Игр будущего» после автограф-сессии в «Казань Экспо».

Аршавин в таком мнении – не одинок. «Не очень понимаю, что такое этот ваш диджитал-спорт», — намеренно проигнорировала слово «фиджитал» легендарная лыжница Елена Вяльбе, заслушав доклад об «Играх будущего» во время визита в Казань в январе. Подобные комментарии позволяли себе даже татарстанские чиновники, конечно, до тех пор пока город не перешел в активную стадию подготовки к «Играм будущего».

Андрей Аршавин / фото: gofuture.games

Все знали, что на новый проект потратят большие деньги (5 млрд рублей из бюджета, 10 млн долларов призовых от спонсоров), и тем не менее сохраняли большой скепсис. Оно и понятно: сначала играем в приставку, потом выходим на реальную площадку – кто верил, что из этого получится солидный продукт? Не до конца верили и сами организаторы, потому и заставили Казань проводить сразу 10 тестовых фиджитал-турниров в 2023 году – это объем, сопоставимый с Универсиадой, а турнир 2013-го сам по себе был гораздо крупнее.

Первое, что можно сказать, – опасения, что все это превратится в какую-то локальную тусовку, не оправдались. Все-таки 6 тыс. гостей, 33 отеля и 3,8 тыс. подготовленных номеров не просто дежурные числа от организаторов. В эти дни тяжело было находиться в Казани и уж совсем ничего не слышать об «Играх будущего». Конечно, решающую роль в этом сыграл президент РФ Владимир Путин, посетив церемонию открытия турнира в компании сразу шести мировых лидеров. Но и на следующей день жизнь на «Играх будущего» продолжила кипеть.

Владимир Путин / фото: kremlin.ru

Турнир посетили порядка 70 официальных лиц — от министра спорта Кубы до министра образования ОАЭ. Был целый ряд селебрити — от блогера и кумира молодежи Влада А4 до прославленного боксера Роя Джонса. Было много иностранных журналистов – преимущественно из Азии и Африки, но такие нынче времена. А европейские и американские спортсмены говорили журналистам, что в России все прекрасно, а то, что рассказывают о нашей стране по телевизору у них дома, — неправда.

Спонсорский пул был сравним с Олимпиадой-2014 – «Газпром», Сбер, РЖД, Yota, VK и многие другие. Группа компаний «Садовое кольцо» поддержала спецпроект «БИЗНЕС Online», посвященный «Играм будущего». «Мы понимаем, какое большое внимание уделили этому турниру в России. Считаем новое фиджитал-движение перспективным, разделяем его стремление к инновациям и высокотехнологичности, — рассказал нам Илья Колунов, заместитель генерального ндиректора по коммерческим вопросам и связям с общественностью ГК «Садовое кольцо». – Лично побывал на некоторых соревнованиях. Было необычно, но считаю, что у такой смеси киберспорта и физического спорта – большое будущее».

В этом плане «Игры будущего» немножечко напомнили Универсиаду-2013, чемпионаты мира 2015 и 2018 годов и другие крупные события в столице РТ. Конечно, с той оговоркой, что тогда Казань наблюдала за продуктом с многолетней историей. Например, в футбол играют с конца XIX века, а первый чемпионат мира по нему прошел в 1930 году. А сейчас речь шла о новом виде спорта со всеми вытекающими.

Матч по фиджитал-баскетболу / фото: gofuture.games

2. Фиджитал-формат состоялся. Но будут ли в это играть без миллионов призовых?

Ноу-хау «Игр будущего» – концепция фиджитал, которая объединяет виртуальный и реальный спорт. Всего в соревнованиях в Казани участвовали 2 тыс. спортсменов по 21-й дисциплине. В 12 из них этот принцип реализован не был, а в оставшихся 9 можно подсчитать примерно тысячу спортсменов. Их и следует считать полноправными членами нового фиджитал-движения, что на самом деле неплохая база для старта.

Но кто же он – фиджитал-спортсмен? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться с термином. Фиджитал-спортсмен – тот, кто одинаково хорош за приставкой и на площадке. Перекос в какую-то сторону – это либо профи в спорте, либо киберспортсмен. Так вот, такие идеальные фиджитал-примеры встретить на «Играх будущего» не удалось.

Возьмем в качестве примера баскетбол. Командам разрешили заявлять на каждый матч троих игроков – и в большинстве случаев эти места занимали два профессиональных стритболиста и один киберспортсмен. В физической части соревнований киберспортсмен оставался на скамейке. А в компьютерной – один стритболист вынужденно садился за приставку, но был лишь на подыгрыше. Такая же ситуация наблюдалась на фиджитал-хоккее и фиджитал-футболе. То есть, это спортсменов сажали за приставки, а не вытаскивали оттуда геймеров.

Фото: gofuture.games

Лучше всех заставили побегать киберспортсменов «стрелялки» — Counter-Strike, Standoff 2 и Warface. Их на «Играх будущего» совместили с лазертагом. Но, как неоднократно отмечали зрители и комментаторы, спортсмены вообще не готовились к физической части соревнований. На трансляциях было заметно, что субтильным ребятам-киберспортсменам тяжело просто бегать – чего уж говорить о владении лазерной винтовкой и тактических подходах. Результат противостояний определялся в большинстве случаев на компьютерах и именно с компьютерных баталий начиналась каждая встреча.

И пускай киберспортсменам не хотелось в реальный спорт, а спортсменам – в виртуальный, соревнования состоялись. Почему? Ответ на этот вопрос легко найти, если посмотреть на раскладку по призовым «Игр будущего». Зачастую их получала не только тройка призеров, но и вообще все участники соревнований. Так, например, на турнире по фиджитал-баскетболу четвертая команда заработала 87,5 тыс. долларов, занявшие с 5-го по 8-е места – 43,75 тыс., с 9-го по 12-е – 31,25 тыс., с 13-го по 16-е – 18,75 тыс. Чтобы заработать очень неплохие деньги, было достаточно просто выйти на площадку и сделать на ней два шага.

Иногда это приводило к забавным ситуациям. Можно вспомнить бразильскую команду Brabots на «Битве роботов». Перед поединком за 9–12-е места механики не смогли устранить у своего робота повреждения от предыдущих боев, так что их орудие просто стояло на месте и принимало удары от соперника. Не сделав ни единого движения, бразильцы все равно получили 7,5 тыс. долларов.

Фото: gofuture.games

3. Организаторы говорили, что им нужна красивая картинка. Они ее получили

В плане спорта «Игры будущего» не всегда давали зрелищный и понятный продукт. Но то, как это все показывалось, заслуживает отдельных слов. На Играх был гигантский объем трансляций, который сопоставим с Олимпиадой. В прямом эфире показывали каждый матч в каждой дисциплине на каждой платформе (от VK до популярного у геймеров Twitch). Чтобы выдержать такую нагрузку, в Казань съехались 8 из 11 передвижных телевизионных станций, которые вообще есть в стране. Весь сигнал «стекался» с объектов в «Ак Барс Арену», где сидела главная режиссерская группа, и уже оттуда передавался в Москву, а затем – в другие страны.

И речь идет не о «голых» трансляциях. В качестве примера приведем стрим со спортивного программирования. Соревнования эти полезные и важные, но в плане зрелищности скука смертная. Участники сидят за компьютерами и много часов пишут код. Ничего не происходит. Но даже за этим можно понаблюдать некоторое количество времени, поскольку в стриме есть комментаторы, графика, статистика, крупные планы участников, трансляции с их экранов и другие элементы. Конечно, у «Игр будущего» были некоторые недочеты (за все время турнира на сайте так и не настроили страницу матч-центра), но в общем и целом наблюдать за ними было удобно.

Как раз к этому стремились организаторы, которые постоянно подчеркивали, что им важно организовать трансляции и собрать как можно больше просмотров. Этим объяснялось решение проводить «Игры будущего» на объектах с маленькой вместимостью. Даже  в 8-тысячной «Татнефть Арене», организаторы задействовали лишь 2,4 тыс. мест.

Фото: gofuture.games

При этом те, кто пришел на соревнования вживую, вряд ли почувствовали, что их в чем-то отодвинули на второй план. Было видно стремление «Игр будущего» создать свой особый антураж на каждом соревновании. На фиджитал-единоборствах экраны выкатывались с потолка, а по залу ходили робособаки и косплееры персонажей Mortal Kombat. На фиджитал-баскетболе невозможно было отвести взгляд от интерактивной площадки, которая реагировала на каждое передвижение игроков. На «Битве роботов» участники «выезжали» на арену из-под трибуны на специальной платформе, а каждого робота представляла голосовой помощник VK «Маруся».

Всем этим «Игры будущего» выгодно отличались от большинства турниров, которые принимала в последнее время Казань. Обычно в городе думают только над комфортом спортсменов: как бы их побыстрее привезти, получше разместить, не доставить проблем на объекте. А никаких бюджетов на продвижение соревнований и зрительскую программу не закладывается. Здесь же было видно, что по этим позициям «Игры будущего» вложились и вложились конкретно, от чего турнир только выиграл.

Фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Увидеть соревнования изначально должны были 80 тыс. человек – столько билетов продавалось на «Игры будущего». Уже на первой неделе турнира организаторы отчитались, что все они проданы. После этого в продажу выпустили еще порядка 5 тыс. билетов – их получили за счет сокращения мест для журналистов и VIP-гостей на каждом из объектов. Несмотря на разговоры, что и они разлетаются как пирожки, пустые места можно было заметить на многих соревнованиях, даже на их решающих стадиях.

Наименьшей популярностью пользовались VIP-секторы. При базовой стоимости в 300 рублей места туда стоили по 3 тыс. рублей. Заплатив в 10 раз больше, ты в первую очередь получал близкое расположение к спортсменам. Это не самый очевидный плюс, учитывая, что зал и без того маленький, а хороший обзор открывается с любого места.

Финальный день соревнований по Counter-Strike / скриншот трансляции gofuture.games

4. Киберспорт – это не шутка

Руководство «Игр будущего» часто повторяло, что их соревнования – это не про киберспорт, а про новый продукт с участием киберспорта. Тем не менее, на турнире было четыре чисто киберспортивные дисциплины – Dota 2, MLBB, «Мир танков» и Speedrun. Для их участников, конечно, организовали матчи по фиджитал-футболу, но в официальной сетке их результаты не учитывались.

Если вы прочитали названия выше и не узнали ни одно из них, позвольте перенести вас на соревнования по Dota 2. Кратко об игре: команды выбирают себе героев, высаживаются на карту и захватывают базы друг друга. Так как у каждого героя есть уникальные способности, а способов захвата – великое множество. Dota 2 называют шахматами от киберспорта. Общая аудитория игры – 82 млн пользователей, топ-соревнования смотрят 1–2 млн человек в моменте, а призовые на соревнованиях доходят до десятков миллионов долларов и считаются самыми высокими в мире киберспорта.

Фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Много ли «дотеров» в Казани? Точной статистики на этот счет нет, но билеты на четыре соревновательных дня по Dota 2 разошлись в числе первых. Матчи принимал «Казань Экспо» с вместимостью в тысячу человек. Когда билеты разошлись, организаторы задействовали балконы и выпустили в продажу на каждый день ещё 500–600 билетов. Их разобрали тоже. Это был тот случай, когда на «Играх будущего» случился реальный аншлаг.

Зрители выстраивались в очередь на входе еще за полчаса-час до старта. Киберспортсменов они встречали как суперзвезд, знали никнеймы каждого из них, а во время матчей выкрикивали им подбадривающие слова, хотя большинство участников были из Китая и не могли их понять. Если вы не разбирались в тонкостях Dota 2, то чувствовали себя чужим на этом празднике жизни. Но ценители жанра, как правило, молодые ребята до 25–27 лет, были в полном восторге.

Фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Это, пожалуй, первый случай, когда любители каток, мидов и прочих крипов в таком широком составе показали себя миру. И это дает определенную пищу для размышлений. В Татарстане киберспорт очень редко принимает какие-то организованные формы: в республике нет своих клубов, школ, сети соревнований. Но школьники и студенты все равно играют, интересуются этим, разбираются в тонкостях. Нужно ли государству тянуться к ним? Или лучше дальше делать вид, что их не существует?

5. Надо ли это другим странам? Похоже, что да

Кстати, соревнования по Dota 2 вызвали аномальный интерес в Китае – трансляцию первого дня смотрели в моменте 7 млн человек, по словам директора «Игр будущего» Игоря Столярова. А соревнования 22 февраля суммарно собрали в Поднебесной 126 млн просмотров на платформах трех китайских телеканалов. Понятно, что всё это весьма абстрактная статистика. Точный и комплексный подсчет всех просмотров потребует много времени по завершению соревнований. Но выводы об определенном интересе к «Играм будущего» в Китае сделать можно.

По нашей информации, именно Китай рассматривался как основное место проведения следующих «Игр будущего». Российской стороне понравилось, что к новым соревнованиям в Поднебесной отнеслись ответственно – привезли звездных спортсменов в Казань, организовали трансляции, снарядили самую многочисленную делегацию из иностранных государств. Однако по ходу турнира ситуация поменялась. Сегодня Китай уже не единственный претендент на игры. К нему присоединились Казахстан и Узбекистан, чьи президенты заявили о желании принять соревнования прямо на церемонии открытия в присутствии Путина. Оставить такие слова без внимания нельзя.

Касым-Жомарт Токаев на церемонии закрытия «Игр будущего» / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Также, по нашим данными, претендентами на «Игры будущего» стало еще несколько стран из пояса БРИКС и СНГ. Можно даже говорить о высокой конкуренции за новый турнир и перспективе «расписать» «Игры будущего» на следующие 10 лет. В этом плане Россия получила то, что хотела, — элемент мягкой силы, новый продукт, который можно продвигать за рубежом.

О следующем организаторе изначально должны были объявить на церемонии закрытия, которая пройдет 3 марта в «Казань Экспо». Но это могут пересмотреть ввиду ажиотажа вокруг турнира и большого числа потенциальных организаторов. Чтобы разобраться с каждой заявкой, потребуется время. Всем процессом занимается московский организатор «Игр будущего» — агентство развития компьютерного спорта. На его базе уже создана международная федерация фиджитал-спорта.

Впрочем, говорить, что весь мир только за новое движение, нельзя. Главным политическим скандалом «Игр будущего» стали решения латвийской и эстонской федераций хоккея аннулировать лицензии игроков, которые выступали на турнире по фиджитал-хоккею. Спортсмены находятся под угрозой уголовного преследования, а они всего лишь вышли на казанский лед и соперничали с россиянами. Также обратим внимание, какие вопросы задавали Путину на «Играх будущего». Аршавин на церемонии открытия попросил президента РФ создать отечественный аналог симулятора FIFA. Как позже признался футболист, о таком его попросили организаторы Игр. Видимо, там переживают, что американцы могут ограничить доступ к играм для россиян.

Команда Baltic Select, которая попала под санкции латвийской и эстонской федерации хоккея / фото: gofuture.games

6. Казань сохранит курс на спортивную экзотику

В этом плане весьма лестно, что каждый следующий организатор будет обращаться к опыту Казани. Какое ещё наследие осталось столице РТ от «Игр будущего»? Если говорить о вещах конкретных, то только фиджитал-центр – небольшой объект, который построили в деревне Универсиады для занятий фиджитал-спортом. Он перешел на баланс Поволжского университета, вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко поставил задачу перед вузом разработать методические пособия для подготовки фиджитал-спортсменов. Если «Играм будущего» действительно приказано жить долго и счастливо, логичным было бы создание на базе центров татарстанских клубов.

Еще один элемент наследия – репутационный. Казань провела соревнования, которые никто никогда не организовывал. Не было регламентов, технических заданий, консультантов, к кому можно было бы съездить для изучения опыта. Раз столица РТ справилась с этим, значит, теперь можно задействовать ресурсы Татарстана и под другие необычные мероприятия? Ответ на этот вопрос уже дан – да. Прямо во время «Игр будущего» стало известно, что Казань примет в 2025 году международный фестиваль кочевников. Этот турнир организует сын президента Турции Билял Эрдоган, в его программу входят национальные виды спорта тюркских народов. Также ведутся переговоры о проведении в столице РТ юношеских Исламских игр – идею во время визита в Казань одобрил Путин.

А уже в июне, с 11-го по 23-е, столица РТ примет Игры БРИКС. Этот турнир проводится давно, еще ни разу он не проходил с таким большим масштабом – 5 тыс. участников из 60 стран и 21 вид спорта. Интересно будет посмотреть, сможет ли Казань создать вокруг этого мероприятия тот же антураж, что определенно был на «Играх будущего».

Артур Валеев
Оценка текста
+
3
-