комментарии 0 в закладки

«Ак Барс» сыграет в первом раунде с самым непутёвым олигархом КХЛ. Прервётся ли кошмар «Автомобилиста»?

Стефан да Коста – всё ещё главная звезда.

Сегодня в «Татнефть Арене» «Ак Барс» начнёт поход за Кубком Гагарина в серии первого раунда с «Автомобилистом». За уральской командой тянется шлейф вылетов на ранних стадиях плей-офф. При этом по уровню бюджета она находятся на уровне топ-клубов. Как обычно, многого ждут от легионеров. Прежде всего, от Стефана да Косты, у которого непростая история взаимоотношений с «Ак Барсом». Уральцы перешли к более оборонительному стилю игры и попытаются перебороть команду Зинэтулы Билялетдинова её же методами.

фото (здесь и далее): hc-avto.ru

Главный тренер был в шаге от увольнения 

По итогам регулярного чемпионата положение команд в турнирной таблице Востока достаточно плотное. Отставание «Ак Барса» от идущего третьим «Салавата Юлаева» – шесть очков. Столько же отделяет четвёртую команду от седьмой. Это следствие нестабильной игры как казанского клуба, так и конкурентов. Например, «Автомобилист» уже в середине сентября выдал первую серию из трёх поражений.

А в конце ноября, после очередной полосы неудач (пять поражений в шести матчах), заговорили о скором увольнении главного тренера Николая Заварухина. В течение месяца команда умудрилась дважды крупно проиграть аутсайдерам – «Амуру» (1:5) и «Куньлуню» (2:5). Будущее специалиста, возглавляющего клуб с 2021 года, висело на волоске. Сообщалось, что на исправление ситуации он получил от руководства три матча домашней серии – против СКА, «Салавата Юлаева» и «Трактора». Благодаря победам в играх с питерцами и уфимцами ситуация устаканилась. А в дальнейшем «Автомобилист» продолжил подниматься вверх по турнирной таблице.

В сезонной серии казанцы забрали три встречи, их соперник – один. Как и подобает соседям по таблице, каждый их матч проходил в плотной борьбе. Три из четырёх встреч закончились с разницей в одну шайбу. Единственную крупную победу казанцы одержали в последнем матче в конце января (4:1), но тогда две шайбы были заброшены уже в пустые ворота. Лучшие снайперы «Ак Барса» в этом противостоянии – Семён Кошелев и Райли Барбер (по два гола). У «Автомобилиста» эффективнее всех сработал Сергей Широков, забросивший три шайбы.

«Казань – фаворит, но не явный. На мой взгляд, шансы примерно 60 на 40. «Автомобилист» нельзя недооценивать: там собраны сильные легионеры, притом Блэкер и Волк с казахстанскими паспортами таковыми не считаются, поэтому у команды из Екатеринбурга, по сути, на два иностранца больше, – отмечает хоккейный эксперт, комментатор «КХЛ ТВ» Артём Божко.

Игроков «Ак Барса» опередили двое

Сильные легионеры, несомненно, главный козырь уральского клуба. Двое из них – да Коста (54 очка) и Брукс Мэйсек (47) набрали больше очков, чем любой из нападающих «Ак Барса». 34-летний да Коста проводит в КХЛ уже девятый сезон (и четвёртый в «Автомобилисте») . Это сильный распасовщик с отменным видением площадки. Четырежды за карьеру он набирал более 50 очков за сезон в КХЛ. Столько же раз его приглашали на Матч звёзд.

Стефан да Коста

Повышенная опасность исходит от нападающего Мэйсека, выступающего в «Автомобилисте» с 2019 года. В прошлом сезоне канадец с немецким паспортом установил личный рекорд по голам (36). Тогда он занял второе место в списке снайперов КХЛ, уступив только Дмитрию Яшкину. В этом сезоне его стиль игры немного изменился, он чаще выступает в роли ассистента. Впрочем, иногда Мэйсек напоминает себя образца недавнего прошлого. Например, в январе он оформил хет-трик в матче с «Сочи» (4:1). 

Сильные легионеры у екатеринбуржцев есть и в оборонительной линии. Например, качественный атакующий защитник Джесси Блэкер постоянно создаёт опасность в большинстве. Среди всех игроков клуба на своей позиции он первый по количеству передач (1435) и перехватам (19). Вместе с ним в первой паре обороны нередко появляется габаритный (202 см, 117 кг) защитник Никита Трямкин. Он чаще всех в команде выполнял силовые приёмы (103). 

Значимую роль в успехи вносят и другие игроки. Например, Алексей Макеев. Он не только занял четвёртое место в списке бомбардиров клуба но итогам регулярного чемпионата (31 очко), но и стал самым полезным нападающим (+11). Опытнейший Широков не только считается лидером раздевалки, но и остаётся важным на льду. 37-летний капитан «Автомобилиста» в этом сезоне набрал 27 очков.

Дорогой вратарь не стал незаменимым 

Главной удачей на трансферном рынке считалось подписание голкипера Евгения Аликина. Он практически всю карьеру провёл в «Амуре» и прошлый сезон стал для него лучшим в карьере. Евгений попал в тройку лучших по отражённым броскам (93,7%) и стал главной звездой хабаровского клуба. Взлёт совпал с 28-летием, когда игрок получил возможность выйти на рынок свободных агентов. Неудивительно, что к Аликину возник серьёзный интерес со стороны топ-клубов КХЛ.

Евгений Аликин

Борьбу за ценный актив выиграл «Автомобилист». Уральцы выписали игроку зарплату в 52 млн рублей в год. Таким образом, он вошёл в тройку самых высокооплачиваемых вратарей в лиге. Первый сезон в новом клубе был далеко не провальным. С сезона 2019/20 Евгений отражает не меньше 92% бросков. Этот чемпионат не стал исключением. Но и ключевым игроком, который регулярно делает сэйвы и спасает команду Аликин не стал.

При этом Евгений проиграл своему номинальному сменщику – Владимиру Галкину и по проценту сэйвов, и по коэффициенту надёжности. Галкин находится в системе с 16-ти лет, ещё в прошлом сезоне его активно привлекали к играм в ВХЛ. 23-летний вратарь провёл в чемпионате почти одинаковое число матчей с Аликиным (36 против 40). И, если бывший дублёр с первого же сезона на равных конкурирует с дорогим новичком, возникают сомнения в необходимости крупного подписания.

Также екатеринбуржцы в межсезонье усилились Кириллом Воробьёвым из «Нефтехимика». Этот хоккеист прославился как самоотверженный боец, готовый в любую секунду принять на себя бросок соперника. В прошлом сезоне он сделал 192 блок-шота. Это лучший результат в лиге и на 25 больше, чем у ближайшего преследователя. Сейчас показатели скромнее (143). Но игрок всё ещё лидирует по блокам в команде и находится в десятке лучших в КХЛ.

Да Косту посчитали предателем 

Конечно, перед битвой «Автомобилиста» с «Ак Барсом» к да Косте повышенное внимание. И дело не только в том, что он – лидер уральского клуба. По ходу плей-офф 2021 года появилась информация, что француз, будучи игроком казанского клуба подписал контракт с «Автомобилистом». По новому контракту зарплата выросла с 55 до 75 млн рублей. Регламент КХЛ строго запрещает клубам вести переговоры с игроками с действующими контрактами, но «Автомобилист» это не остановило.

Впрочем, переговоры с игроками по ходу сезона – секрет Полишинеля. Трансферная кампания многих клубов начинается ещё в середине зимы, подобные ситуации неизбежны. Проблема в том, как именно ушёл да Коста. В регулярном чемпионате его тройка с Найджелом Доусом и Виктором Тихоновым была сильнейшей на Востоке. Суммарно хоккеисты набрали 123 очка, а сам француз стал пятым бомбардиром КХЛ. Но в плей-офф игрок абсолютно потерял мотивацию, выглядел потерянным на льду и совершенно не оправдывал статус звезды. Как итог, в четырёх матчах полуфинальной серии с «Авангардом» он остался без очков.

Да Коста в составе «Ак Барса» / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

К слову, три оставшиеся игры игрок пропустил по решению тогдашнего главного тренера Дмитрия Квартальнова. Подобные санкции применялись и к его напарнику Доусу, который тоже не забивал в той серии. Но Найджел пропустил всего одну игру, а к решающему седьмому матчу уже был в составе. Сообщалось, что вернуться помогли игроки «Ак Барса», заступившись за партнёра перед главным тренером. За да Косту никто заступаться не захотел. Его поступок команда посчитала предательством. 

Проблемы с характером и голами

За француз уже давно тянется шлейф некубкового игрока. То же самое можно сказать и про весь «Автомобилист». Трудно поверить, но обеспеченный клуб лишь однажды в своей истории проходил барьер первого раунда. «Автомобилист» обходит по зарплатному бюджету «Салават Юлаев», московское «Динамо» и другие клубы. Однако вложения совсем не соответствуют результатам.

Клуб поддерживает гигант российской металлургии – УГМК. Спонсоры не жалеют денег на хоккей. По данным «Спорт-Экспресса», да Коста, переподписавший контракт в межсезонье, всё ещё получает 75 млн рублей в год. Зарплата Мэйсека – 60 млн, Алексея Бывальцева и Трямкина – по 55 млн. К началу сезона у уральцев было самое массовое представительство в топ-200 игроков КХЛ по зарплатам. Там у «Автомобилиста» значатся сразу 16 хоккеистов. 

Брукс Мэйсек / фото:hc-avto.ru

В такой ситуации каждая новая осечка в плей-офф воспринимается болезненно. Проблем с мотивацией в серии с «Ак Барсом» у команды Заварухина не будет, но хватит ли характера? Год назад с этим были проблемы. В седьмом матче серии первого раунда с «Металлургом» «Автомобилист» вёл со счётом 3:1 за 10 минут до конца основного времени. Но команда упустила перевес, позволила сопернику перевести игру в овертайм и проиграла, не сумев вовремя сбавить темп и уйти в защиту. 

Теперь оборонительному аспекту уделяется больше внимания. Нередко игроки всей пятёркой находятся на своей половине льда. С одной стороны, это помогло уральцам попасть в пятёрку лучших оборонительных линий лиги. С другой, команда занимает 16-е место по заброшенным шайбам между «Амуром» и «Ладой». С созданием моментов появились проблемы, что нетипично для команды с набором классных исполнителей. Ни один российский игрок не забил больше 15 голов в этом сезоне.

Но тягаться в оборонительном стиле, когда командой соперника управляет Билялетдинов – затея рискованная. Недавно мы уже видели образцы типичного закрытого хоккея Билла. В плей-офф таких примеров наверняка будет больше. В равных и вязких матчах многое решает индивидуальный класс хоккеистов, и здесь у «Ак Барса» есть преимущество: «Не стал бы называть «Автомобилист» проходным соперником. Думаю, что нас ждёт напряженная серия, которая, может, не станет зрелищной, но в четырёх-пяти матчах не закончится», – считает Божко.

Альберт Гильфанов, Тимур Хуснутдинов
Оценка текста
+
21
-