Дебютный сезон превратился в кошмар с поражениями 1:10 и 1:11.
В новом сезоне ВХЛ произошли большие изменения для Татарстана: впервые регион представляют не два клуба, а три. К «Барсу» и «Нефтянику» добавились «Челны», чьи результаты удручают. Команда идёт на последнем месте и имеет большие проблемы с игрой. Пошли против клуба и собственные болельщики: написав письмо в адрес мэра с просьбой исправить ситуацию.
Как челнинцы мучаются с переходом в новую лигу, разбирался «БИЗНЕС Online».
Регбийные счета и гневное письмо
Во второй по силе хоккейной лиге России ВХЛ в этом сезоне выступает сразу три татарстанских клуба. Альметьевский «Нефтяник» находится на 13-м месте в зоне плей-офф, «Барс» расположился на 22-й строчке и развивает молодых игроков для «Ак Барса», а вот цели «Челнов» назвать трудно. Сезон для новичка лиги откровенно не складывается. Команда меньше всех в лиге забивает и больше всех пропускает. За последние два месяца «Челны» умудрились проиграть с регбийным счётом 0:9 «Бурану», 1:11 – «Молоту» и 1:8 и 1:10 – новокузнецкому «Металлургу». Закономерно, что команда занимает последнее 29-е (!) место в турнирной таблице, набрав 17 очков после 36 матчей.
На фоне нескончаемых серий из поражений не выдержали немногочисленные болельщики клуба. Недавно они написали письмо на имя мэра автограда Наиля Магдеева. В письме «досталось» президенту клуба и руководителю исполкома города Фариду Салахову, а также директору клуба и руководителю МУП «Горкоммунхоз» Альвиру Аглуллину. На запросы «БИЗНЕС Online» они не ответили. В письме, помимо результатов, руководству предъявляют ряд организационных моментов (например, якобы команда заняла раздевалки детской школы), подробно затронута тема экипировки (мол, она не подходит под цвета команды) и многие другие моменты. Например, по мнению авторов письма, на выездных встречах игроки живут где попало и в плохих условиях.
По нашей информации, в клубе видели письмо и считают его одной большой глупостью. Но, в любом случае, сам факт письма и количество претензий в нём подчёркивают тяжелое положение команды в этом сезоне.
«Александр Юрьевич, полкоманды равнодушных»
Ранее «Челны» выступали в полупрофессиональной лиге ВХЛ-Б с шестью командами. Уровень соревнований был под вопросом, в нём команде ещё удавалось выступать на хорошем уровне. Но летом ВХЛ-Б официально закрыли. Перебраться в ВХЛ было единственным вариантом сохранить в городе профессиональный клуб. Правда, для этого нужно было существенно повысить бюджет «Челнов». Сейчас он, по нашей информации, колеблется на уровне минимально допустимых лигой 130 млн рублей. Сумму эту набрали усилиями городского бюджета, клуб находится на балансе одноимённой ДЮСШ.
Столкнувшись с перспективой пребывания в ВХЛ «Челны» решились на большой и неоднозначный шаг в концовке прошлого сезона. После поражений команда попрощалась с главным тренером Айдаром Мускаевым, который работал в клубе 16 лет подряд. На его место пришёл Александр Соколов, который за 23 года тренерской карьеры сменил 13 команд. В сезоне 2022/23 специалист работал в «Фениксе» Тимура Шаймиева, однако ушёл из клуба после его закрытия. Соколов лично знаком с наставником «Торпедо» Игорем Ларионовым и симпатизирует его стилю игры. В клубе даже отказались от употребления сахара, как это сделали в нижегородском клубе.
Мускаев же ушёл в «Норильск», который, как и «Челны», проводит первый сезон в ВХЛ. Однако результаты у них разные: команда из Красноярского края занимает 15-е место, тогда как челнинцы, повторимся, замыкают турнирную таблицу. Почти что каждая пресс-конференция с участием Соколова превращается в набор громких высказываний о команде. «Мы поучаствовали в празднике в Воронеже. Команда как у вас называется? «Буран». Ну, вот они нам пургу и устроили», – отметил он после 0:9 с хозяевами. А недавно Соколов весьма чётко объяснил главную проблему «Челнов» в интервью пресс-службе. Приведём высказывание полностью.
«Я в прошлом году команду принимал и у капитана Тимура Булатова спрашиваю: «Тимур, скажи мне, пожалуйста, на твой взгляд, какая главная проблема в команде?» Он мне говорит: «Александр Юрьевич, полкоманды равнодушных». Я на него рукой махнул, сказал ему: «Иди отсюда, не бывает в хоккее такого. Если там заведётся один, от него избавляются». Теперь, смотрю, он прав, оказывается. Для меня это удивительно. Я вышел сегодня на предыгровую разминку, посмотрел на них. Мы стоим с Олегом Сергеевичем и у меня просто шок. Перед игрой я пошел, попытался завести, думал, выйдут на полный стадион... Один дурачок себе привез, второй дурачок два привез, ну а дальше – все. Те раскрепостились, стали издеваться надо мной. Так, ноги об меня обтерли, по спине потоптались», – высказался специалист.
Как «Челны» собирали состав
Когда «Челны» перешли из ВХЛ-Б в ВХЛ, то оставили 75% состава. Ошибки пришлось исправлять прямо по ходу сезона: состав пополнили более 15 игроков, с таким же количеством хоккеистов пришлось попрощаться.
Костяк «Челнов» – это игроки, которые не понадобились более сильным клубам ВХЛ или КХЛ. Большая часть из них – воспитанники нижнекамского хоккея. Например, капитан Тимур Булатов, который в этом сезоне лидирует в ВХЛ по количеству штрафных минут. Порой защитнику приходится отвечать за результат и делать это прямо в комментариях в группе «ВКонтакте». «Ты откуда можешь знать, почему уходят хоккеисты? Может, ты их друг? Не думаю, что тебе кто-то что-то правдивое мог рассказать, так что будь любезен, фигню не пиши», – ответил на один из комментариев Булатов.
Есть и бывшие игроки «Барса»: вратарь Илья Голубев – сын чемпиона 1998 года Кирилла Голубева или нападающий Савелий Кувардин, который попал в систему казанского клуба в результате обмена форварда Александра Бурмистрова в «Салават Юлаев». Прямо сейчас средний возраст игроков «Челнов» – 22 года. Конечно, можно похвалить клуб за доверие молодым игрокам, но по большей мере это не челнинские ребята, а из соседнего Нижнекамска или других регионов страны. Все известные воспитанники клуба (Мускаев и Роман Горев) давно завершили карьеры, из последних талантов – лишь нападающий «Ак Барса» Максим Быков, который начинал играть в Челнах, а затем перешёл в систему казанского клуба.
В этом и кроется одна из главных проблем «Челнов»: клуб существует сам по себе и фактически оторван от хоккейной структуры Татарстана. Тем же «Барсу» и «Нефтянику» не нужно волноваться за подбор игроков: помощь всегда может подоспеть из «Ак Барса». У «Челнов» есть партнёр – «Олимпия» из МХЛ, но чего-то большого и стоящего оттуда ждать не стоит.
Что говорило руководство о задачах на сезон?
Какие же цели были у «Челнов» на первый сезон? Конечно, вряд ли кто-то ожидал от новичка лиги с минимальным бюджетом прорыва. «Перед командой стоят определённые задачи. Основная – закрепиться в лиге. Мы не ставим для себя задачи получить кубок, забраться выше максимально быстро. Наша первая и основная задача – закрепиться», – говорил пресс-службе Эльдар Гимадеев, заместитель директора клуба. Сейчас интересно вспомнить одно из высказываний главного тренера Соколова в марте после назначения. Он рассуждал, что «Челны» должны бороться за призовые места. «Задачи, которые перед нами поставлены, – это медали», – был уверен он.
Сейчас же понятно, что никакие задачи «Челны» не выполняют и приносят городу репутационные потери, а не гордость от успехов в лиге. Но определённо свой хоккейный проект имеет право на существование в городе с населением в полмиллиона человек У географических соседей Челнов есть свои команды в разных лигах России: Альметьевск имеет топ-клуб в ВХЛ, а в соседнем Нижнекамске базируется и вовсе клуб КХЛ. Пока «Нефтехимик» поставляет своих игроков на драфт НХЛ и делает из них обладателей Кубка Стэнли, а воспитанники «Нефтяника» борются с «Ак Барсом» за Кубок Гагарина, челнинцы же находятся... При этом есть пример футбольного КАМАЗа, который при тех же скромных возможностях, но за счёт грамотной селекции и работы тренерского штаба достойно выступает в Первой лиге (сейчас команда на девятом месте). Такой же сценарий по силам и «Челнам».