Бывший тренер «Ак Барса» выдал лучший старт в российской истории.
Результативная серия Артемия Панарина началась со старта сезона НХЛ и не заканчивается уже месяц. Форвард набрал очки в 12 играх подряд, перебил лучшее достижение «Нью-Йорк Рейнджерс» в XXI веке и теперь нацелен на рекорд клуба за всю историю. Одновременно он может догнать рекордсмена среди россиян.
Интересно, что лучше всех сезон за океаном начинал Дмитрий Квартальнов. Он совсем немного поиграл в НХЛ, но успел выделиться на общем фоне. Сможет ли Артемий перебить достижение (14 очков), непокорённое за целых 30 лет?
В погоне за двумя рекордами
В предыдущей игре с «Детройтом» (5:3) Панарин набрал два очка. Сначала он отдал шайбу на пятачок, под наброс Эрику Густафссону, а уже Крис Крайдер добил её в ворота. Чуть позже уроженец Коркино исполнил идеальный бросок с близкого расстояния. За этот голевой момент надо сказать спасибо Алексису Лафренье. Молодой канадец отлично поборолся у борта и выдал шайбу неприкрытому россиянину.
С приходом в НХЛ Александра Овечкина и Евгения Малкина многие российские рекорды были переписаны. Но один – по самой длинной результативной серии со старта – держится до сих пор. С 8 октября по 12 ноября 1992 года форвард «Бостон Брюинз» Квартальнов набирал очки 14 матчей кряду. Чтобы сравняться, Панарину нужно отметиться ещё в двух играх. Возможность повторить рекорд у Артемия будет в игре с «Коламбусом». Символично, что пройдёт она тоже 12 ноября, но с разницей в 31 год.
До этого сезона второе место среди россиян делили Никита Кучеров (2014/15) и Малкин (2018/19). У них по 11 очков. Перед Панариным уже вовсю маячит клубное достижение. Обойдя Мариана Габорика, он выдал сильнейший старт с начала века. Лучший результат «Рейнджерс» всех времён установлен Родом Гилбертом в сезоне 1972/73. Как и в случае с российским рекордом Квартальнова, нужно ещё два матча с очками.
Немудрено, что Артемию уже вовсю прочат самые почётные призы, хотя со старта чемпионата прошёл всего месяц. «Панарин заходит на территорию «Харт Трофи», Шансы будут ещё выше, если он поддержит высокий темп без Адама Фокса», – пишет автор The Athletic Артур Стэйпл. Несколько дней назад звёздный защитник травмировал ногу и выбыл на десять матчей. Были опасения, что без его передач и хлёстких бросков большинство просто «встанет». Предыдущий матч развеял эти сомнения. Дважды нью-йоркцы забивали при численном перевесе и россиянин стабильно создавал остроту.
Важно, что Артемий не только стабильно набирает очки, но и активно участвует в прессинге. Раньше игрок чаще выезжал за счёт своих сильных сторон – скорости и техники, а теперь вместе с остальными отрабатывает в обороне и постоянно напрягает соперника в чужой зоне. Когда журналист The Hockey News Джонни Лазарус обратил внимание на изменения в игре Панарина, тот по привычке ответил с юмором: «Рад, что кто-то это видит, ха-ха. Обычно вы, ребята, подмечаете только мои ошибки. Мы наладили хорошее взаимодействие. Здорово, когда команда впятером прессингует в зоне соперника», – сказал Артемий. Сейчас он находится на третьем месте по очкам в НХЛ, уступая только Кучерову (22) и Элиасу Петтерссону (21).
Квартальнов сбежал из «Химика» в первое звено «Бостона»
Панарин родился в 1991 году. Этот год стал поворотным и для Квартальнова. Почти все игроки выше среднего уровня в то время спешно покидали страну, устремившись на Запад. Но Дмитрий тянул до последнего и всё же сорвался в последний момент – за два дня до старта чемпионата 1991/92. Он тайно покинул расположение «Химика», ошарашив главного тренера Владимира Васильева. Но в отличие от знаменитых «беглецов» того периода – Сергея Фёдорова и Александра Могильного, Квартальнова в НХЛ никто не ждал, на драфте его не выбирали. Тогда возник вариант с IHL. Это низшая североамериканская лига, вроде современной АХЛ.
Сезон прошёл бомбезно. Дмитрий сильно выделялся на общем фоне и собрал все призы – стал MVP, лучшим бомбардиром и попал в символическую сборную. После такого выступления игнорировать Квартальнова было уже невозможно. «Бостон» в 1992 году выбрал его под 16-м номером. Самый высокий пик на драфте команда потратила на 26-летнего Квартальнова, а не на перспективного юниора. Так что Дмитрий приходил в лигу уже матёрым игроком с большим опытом. В этом плане его путь отчасти схож с карьерой Панарина. Артемий дебютировал в НХЛ незадолго до своего 24-летия.
В начале сезона звезда «Бостона» Кэм Нили получил тяжёлую травму, поэтому Дмитрия перевели в ведущее звено к Адаму Отусу и Джо Жюно. Тройка сработалась моментально. Интеллектуальная игра Отуса идеально сочеталась с подключениями молодого Жюно. Хоккеисты постоянно придумывали красивые комбинации, которые нередко завершались точными бросками Квартальнова, подобными выстрелу из вестерна. Поэтому тройка получила прозвище Bonanza Line – в честь популярного американского вестерна 60-х и начала 70-х годов.
Переход в ведущее звено вряд ли состоялся бы без мощнейшего дебюта. С самого старта игрок поймал фантастический кураж. Уже в первом матче забросил свою первую шайбу, в третьей игре набрал символичные три очка, а после оформил сразу три дубля за две недели. Дважды пострадали калифорнийские команды – «Сан-Хосе» и «Лос-Анджелес». В матче с «Кингз» у Квартальнова наладилось отличное взаимопонимание с Владимиром Ружичкой. Чех организовал для россиянина два голевых момента, а во втором случае атака началась с Отуса, который ввёл шайбу в чужую зону.
За сезон у нападающего накопилось 72 (30+42) очка в 73-х матчах. Он стал четвёртым бомбардиром команды и ворвался в гонку за «Колдер Трофи», но награда досталась более молодому Эрику Линдросу. Казалось, что заокеанская карьера Квартальнова только начинается. Главный тренер «Бостона» Брайан Саттер называл его редким талантом, который прибавляет от матча к матчу. Однако уже скоро начались серьёзные проблемы.
Рекорд держится в НХЛ в 20 раз дольше Квартальнова
Ближе к плей-офф Нили восстановился от травмы и Bonanza Line разбили. Особого эффекта это не принесло («Бостон» проиграл «Баффало» 0–4 уже в первом раунде Кубка Стэнли). Но к рабочему варианту тренерский штаб всё равно не возвращался. Дмитрия ставили в разные сочетания, но найти ему достойного применения не удалось. Хоккеист реже стал набирать очки, а игра в обороне оставляла желать лучшего. К тому же, не хватало взаимопонимания с главным тренером. Россияне в целом тяжело приживались в оборонительных командах Саттера. Похожие трудности в «Калгари» испытывал Герман Титов. С приходом этого тренера он из форварда первого звена превратился в игрока ротации.
В межсезонье Квартальнов окончательно убедился, что на него в «Бостоне» не рассчитывают. В 1993 году НХЛ пополнилась двумя новичками – «Анахаймом» и «Флоридой». Каждая команда могла защитить на драфте расширения одного вратаря, пятерых защитников и девятерых форвардов. Квартальнова в списке не оказалось, в «Брюинз» были готовы расстаться с россиянином: «Мы не хотели делать этого. Но наша главная цель – удержать других игроков», – отмечал в интервью Boston Herald генеральный менеджер «Бостона» Харри Синден.
Но при любом раскладе Квартальнов остался бы в прежней команде. В драфте расширения могли участвовать только игроки с двумя и более сезонами на профессиональном уровне. Понятно, что НХЛ не учитывала советские чемпионаты, но у Дмитрия уже был опыт в низшей лиге Северной Америки, из-за этого статус игрока вызвал споры. Накануне драфта лига постановила, что не будет засчитывать Квартальнову сезон в IHL как профессиональный. Так шанс на перезагрузку в одном из клубов-новичков отпал.
В следующем сезоне ситуация с игровым временем предсказуемо ухудшилась. Дмитрий окончательно отошёл на второй план. Сначала спустился в четвёртое звено, а после – в фарм-клуб. И хотя в АХЛ Квартальнов набирал больше очка за игру, возвращать в основу его не спешили. Как и обменивать в другой клуб. Дмитрий уехал в Швейцарию, не дождавшись достойного шанса в НХЛ. Есть ощущение, что заокеанская карьера Квартальнова могла бы сложиться гораздо ярче и он заслуживал большего, чем полтора сезона в НХЛ. В любом случае, Дмитрий успел оставить след в лиге и установить рекорд, который не покорялся никому уже 30 лет. Останется ли он вечным? Узнаем в ближайшее время.