Некогда непобедимая команда не выигрывает в России.
В мире грузовых автогонок все привыкли к доминированию «КАМАЗ-Мастер»: челнинская команда 19 раз становилась победителем «Дакара» и заслужила славу сильнейшей в мире. Однако в этом году «Дакара» нет: российских пилотов туда не пускают. Нет вместе с тем и привычных результатов «КАМАЗ-Мастера»: команда уступила на втором ралли подряд.
О причинах поражений – в материале «БИЗНЕС Online».
И снова вторые
Если раньше самым престижным стартом для российских грузовиков был «Дакар», то теперь ситуация поменялась: для допуска туда просят бумагу о политическом нейтралитете, что наши пилоты расценили как выступление против государства и президента, из-за чего и приняли тяжелое решение отказаться от старта.
Главным соревнованием в таких условиях стал «Шелковый путь», который стартовал в Казани 7 июля и завершился в Москве 17-го числа. Ралли было международным – там участвовали спортсмены из Китая и других дружественных стран. «КАМАЗ-Мастер» заявил туда пять машин (всего их 11), и двум экипажам удалось занять места на пьедестале почёта. Экипаж Эдуарда Николаева стал вторым, а Андрея Каргинова – третьим. Казалось бы, две медали – неплохой результат, но не по меркам «КАМАЗ-Мастера», который в последние годы не знал ничего, кроме побед. После финиша Николаев пообещал провести разбор ошибок и вернуть приз «Шелкового пути» в следующем году.
Возможность исправиться пилоты «КАМАЗ-Мастер» получили в этом месяце. В Ульяновске проходила баха (укороченное ралли) «Симбирский тракт», куда заявились 11 сильнейших грузовиков России и Беларуси, в том числе пять экипажей челнинцев. И снова главными наградами для них стали «серебро» и «бронза». Первая медаль досталась Дмитрию Сотникову, вторая – Богдану Каримову. Причём Сотников уступил победителю по итогу всех этапов лишь 25 секунд. После финиша он посетовал на трассу: якобы там было слишком пыльно, что ограничивало обзор.
«Пыль поднималась и оставалась столбом, – сказал Сотников пресс-службе «КАМАЗ-Мастер». – С трассы не сместиться ни вправо, ни влево. А «обрезать» было нельзя: за это положены серьёзные санкции».
Руководитель «КАМАЗ-Мастер» Владимир Чагин оказался недоступен «БИЗНЕС Online» для комментария.
Непобедимый белорус
Кому же каждый раз уступает «КАМАЗ»? Белорусскому «МАЗу», а если конкретно, то экипажу 44-летнего Сергея Вязовича. В 2018 он становился серебряным призёром «Дакара», в 2020-м – бронзовым. В 2021 году он был серебряным призёром «Шёлкового пути», в 2022 – бронзовым. То есть все эти годы Вязович и пилоты «КАМАЗа» всегда были рядом в турнирной таблице.
И, наконец, в этом сезоне ему покорились победные результаты: он выиграл и «Шёлковый пут», и «Симбирский тракт». «Долгий путь в 13 лет для нас, – сказал он после успеха в первом ралли. – «МАЗ» впервые принял участие в «Шелковом пути» в 2010 году и вот сегодня мы наконец-то стали победителями этой сложнейшей гонки в трудных погодных условиях».
Недавняя победа получилась для Вязовича особенно драматичной: на дистанции у него разорвало сразу две шины. «Ехали на 2,5 колёсах», – писали в соцсетях «МАЗа», выложив фото разорванных покрышек. «Шины не держат сегодня. Едем уже без колёс», – сказал после финиша Сергей.
Обе победы «МАЗа», само собой, были отмечены в Беларуси. Особых красок добавило, что одержаны они были над «КАМАЗ-Мастером». О челнинской команде, например, вспомнил министр промышленности Беларуси Александр Рогожник в поздравительной телеграмме после «Симбирского тракта»: «Горжусь достижением «МАЗ-Спорт». Очередная победа в гонке у такого серьёзного соперника, как «КАМАЗ» – это важное событие, которое ещё более повысило профессиональный уровень белорусского экипажа и закрепило репутацию «МАЗов» как самых перспективных и сильных машин».
«В «КАМАЗе» умные ребята, они всё понимают»
Можно ли говорить, что доминированию «КАМАЗа» в грузовых ралли что-то угрожает? Это мы обсудили с редактором автоспортивного раздела на Sports.ru Артёмом Рубанковым.
«Нужно сперва посмотреть, кому и как проиграл «КАМАЗ», – предложил он. – Оба раза его победил один и тот же экипаж – «МАЗ» Вязовича. Причём оба раза – с совсем маленьким отрывом, буквально на грани. Это чисто спортивная история: если на старт выходят сходные соперники, рано или поздно один из них проиграет, и может даже несколько раз подряд. Просто потому, что нельзя выиграть все.
«МАЗ» уже давно подтягивался к «КАМАЗу» и прежде всего экипажем Вязовича навязывал конкуренцию. Они выигрывали и этапы «Шелкового пути», брали вторые и третьи места на «Дакаре» и так далее. После перехода на новый грузовик в 2019 году «МАЗ» долго тянулся к «КАМАЗу» и сейчас, наконец, сравнялся».
Находится ли «КАМАЗ» в кризисе и стал ли слабее? На это Рубанков ответил следующее: «Мне кажется, что совершенно нет: «Синяя армада» ездит практически на тех же машинах, на которых выигрывала «Дакар» в 2022-м. Новые пока выдают примерно такой же сравнимый темп. Люди – тоже все те же. Команда просто дожимает выбранный вектор развития, параллельно перестраиваясь из-за санкций. «МАЗ», кстати, в тех же условиях находился на год дольше – возможно, небольшой гандикап сказался сейчас».
При этом в будущем у челнинской команды возможны проблемы из-за санкционной обстановки, которая остановит технологический прогресс в российском ралли.
«Проблема скорее в другом: «КАМАЗ» прежде всего точно не станет сильнее, – уверен Рубанков. – Ралли-рейды – специфический вид спорта даже для гонок: из-за нюансов дистанции медиапокрытие вообще не показывает новинки и любые изменения у соперников. Нужно быть на бивуаке лично и разбираться, а иначе малозаметную новацию за год-два доведут до качественного уровня, на третий год она уже у всех, и без нее ты по-любому отстаешь.
У «КАМАЗа» как раз нет такой возможности проверять себя относительно старых мощных конкурентов. «МАЗ» вряд ли сможет дать такое же: они не настолько продвинулись и побеждают пока одной машиной при полном риске. Других внутренних конкурентов у «КАМАЗа» нет, потому они и гоняются между собой на разной технике, и мечтают, чтобы кто-то из-за рубежа приехал на «Шелковый путь». В «КАМАЗе» умные ребята, они все понимают.
Если бы их нынешнюю версию выставить на «Дакар» – они бы все равно были бы в числе фаворитов. Нынешние поражения не выглядят кризисом – в спорте (особенно техническом) невозможно выигрывать всегда. Но кризис может случиться в ближайшие сезоны – если команда внутри выберет неправильный вектор развития, а конкуренция его не скорректирует, или если они вернутся в международные гонки и столкнутся с новой реальностью».