История Булата Нургалиева и необычного вида спорта.
В последнее время беспилотники стали как никогда актуальной темой в России: их хотят производить, пилотировать и внедрять в самые разные отрасли. Кратно увеличило внимание к этой сфере спецоперация, однако мир дронов не ограничивается только боевыми действиями. Совсем недавно напомнил об этом 14-летний казанец Булат Нургалиев, который стал самым молодым оператором БПЛА в России, выиграл 12 медалей на форуме «Архипелаг» и получил добро от Владимира Путина на строительство в Татарстане полигона для полётов.
О том, чем живёт мир дрон-рейсинга в стране и республике, узнал «БИЗНЕС Online».
На что потратят триллион от Путина?
Если раньше коптер пользовался репутацией детской игрушки и съемочного аппарата, то теперь это наше всё. Беспилотник можно использовать при прокладке труб, обработке полей, тушении пожаров, строительстве и, конечно же, в боевых операциях на полях СВО.
Два факта об актуальности беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в 2023 году.
- Триллион – столько президент РФ пообещал инвестировать в отрасль при удачном раскладе. Сделано это было в апреле на совещании с руководителями компаний-участников рынка БПЛА.
- Миллион – а столько, по его словам, должно быть подготовлено специалистов в отрасли к 2030 году. Об этом Путин сказал уже 1 сентября на встрече с выдающимися школьниками, среди которых был и казанский оператор дронов (о нём позднее).
Прямо сейчас, понятное дело, Россия не готова к триллионам и миллионам – нужно развивать отрасль, привлекать к ней больше внимания, завлекать больше людей. Как этого добиться? Ответ этому должен дать вице-премьер РФ Андрей Белоусов: за ним в правительстве закреплена вся история с БПЛА.
Как сообщал Белоусов, сейчас ведётся работа над отдельным нацпроектом и через него беспилотная сфера будет получать финансирование, которого ранее никогда не видела. Заработать нацпроект должен в первой половине 2024 года. По нашей информации, у Татарстана уже есть договорённость с Белоусовым об участии в нацпроекте, средства планируется направить на научную и образовательную сферы.
Прежде чем погрузиться в тему, договоримся о терминах. Беспилотники – сравнительно новая тема для широкой публики, так что называют их по-разному. Разберём самые популярные термины. БПЛА (беспилотная летательная авиация) – это общее название всех летательных аппаратов без пилота на борту. Дрон/беспилотник – это тоже аппарат без пилота на борту, но он может быть наземным, подводным и т.д. Каждый БПЛА – это беспилотник, но не каждый беспилотник – это БПЛА. Коптер/квадрокоптер – это разновидность дрона / беспилотника, которая передвигается по воздуху с помощью четырех пропеллеров. Ключевое – пропеллеры. Если их нет, значит, это уже не коптер.
Пока от государства поступают сигналы, что сфера БПЛА будет крайне востребована в ближайшее время, различные организации ищут способы, как хорошо «вписаться» в тему. И одними из первых, кто смог это сделать, оказались спортсмены.
Дроны – официальный вид спорта в России со своей лигой и федерацией
17 и 18 июня «Ак Барс Арену» было не узнать. На поле расположились диковинные надувные конструкции, а на скамейках, где во время футбольных матчей сидят тренеры и игроки, на сей раз были молодые люди с джойстиками и в очках. Посюду летали дроны, выкручивая кульбиты на высоченной скорости. Что же это было? Это был второй этап четвёртого сезона Гран-при Всероссийских соревнований по дрон-рейсингу.
Постойте, дрон-рейсинг? Гран-при? И уже четвёртый сезон? Да, по дронам проводят соревнования, причём очень давно. Их разновидности разберём чуть позже, пока отметим лишь, что мировой лидер в этом сегменте – США. Для понимания американского масштаба: главная дрон-лига в Штатах MultiGP насчитывает 14 тыс. спортсменов (речь идёт о профи-пилотах) и с момента своего старта в 2015 году провела уже 10 тыс. соревнований.
И да, у дронов в России есть своя собственная лига – называется она Drone Sports Global. Под этим брендом провели уже 130 международных и Всероссийских соревнований, призовой фонд доходит до сотни тыс. рублей. Гран-при – главное соревнование лиги. Там есть два дивизиона (взрослый и юниорский) и 18 команд. Среди партнёров – спортивное общество «Трудовые резервы» (Москва), «Рособоронэкспорт» и ведущие предприятия России в сфере радиоэлектроники «Вектор» (Санкт-Петербург) и «Электросигнал» (Новосибирск). Есть в России и другие лиги, есть и частные турниры. Например, 20 августа Иннополис провёл свои гонки в ходе международной конференции по искусственному интеллекту.
И, да, дроны – это официальный вид спорта. Просто сделали это совсем недавно – 24 июля. Тогда министерство спорта РФ включило дрон-рейсинг во Всероссийский реестр видов спорта, то есть теперь можно формировать сборные, выплачивать зарплату и присваивать разряды.
Также у дронов появилось своё представительство в виде федерации дрон-рейсинга РФ. Основана она в 2022 году. Её президент Илья Галаев – глава ФСО «Трудовые резервы» (поддерживается «Ростехом»), а председатель президиума Одес Байсултанов – замминстра спорта РФ. «Федерация даст большой толчок новым спортсменам, вид спорта сможет охватить в разы больше людей. В ближайшее время будут открыты региональные отделения», – сказал «БИЗНЕС Online» вице-президент федерации гонок дронов России Вадим Дзема.
Особую ставку в Москве делают на Татарстан. По нашей информации, руководство республики дало минспорту РТ поручение запустить республиканскую федерацию дрон-рейсинга. Работа пока на начальном этапе. Также, как стало известно нам, Всероссийская федерация намерена открыть в Казани филиал своей дрон-академии. Она уже работает в Москве на базе десяти общеобразовательных школ и двух вузов – РЭУ им. Плеханова и Российского государственного гуманитарного университета. Дрон-рейсинг будет и в программе «Игр будущего», которые в 2024 году примет Казань.
«У вас второй регион по развитию дронов в России после Москвы», – обозначил Дзема нашему изданию позицию республики в мире дрон-рейсинга. И такого статуса Татарстан добился благодаря 14-летнему школьнику и чемпионату по рабочим профессиям. Как так получилось?
Дроны в Татарстане — наследие WorldSkills
После Универсиады-2013, водного мундиаля-2015 и чемпионата мира по футболу-2018 Казань готовилась принять в 2019-м очередное мировое событие – мировой чемпионат профессионального мастерства WorldSkills, который часто называют Олимпиадой рабочих рук. У турнира была обязательная программа, а ещё была выставочная под названием Future Skills – там организаторы хотели показать профессии будущего. Соревнования проводились на площадках WorldSkills, но не попадали в общий зачёт.
Одной из таких выставочных дисциплин была компетенция «Оператор БПЛА». Как вспомнил в интервью «БИЗНЕС Online» руководитель проекта WorldSkills Kazan 2019, а ныне директор центра развития профессиональных компетенций Эмиль Губайдуллин, она охватывала широкий спектр специализаций: техник, программист, инженер, пилот. Это не был классический дрон-рейсинг, соревнования также шли по радиоэлектронике, инженерному моделированию, робототехнике.
Включили БПЛА в программу турнира по настоянию COEX, «Коптер Экспресс», «Геоскан» (их офис расположен в Татарстане) и другие ведущие компании по производству и обслуживанию БПЛА. Проблемы у них были одинаковые: во-первых, отсутствие специалистов; во-вторых, отсутствие учебных заведений, которые выпускали бы этих специалистов. «Мы услышали этот запрос, — рассказал Губайдуллин, – и в рамках развития компетенций FutureSkills начали работу с учебными заведениями».
После WorldSkills пилотированию БПЛА стали обучать в учебных заведениях. Важно отметить, что Росавиация разделяет беспилотники на два вида – до 30 кг и после. Для «тяжёлых» дронов нужна полноценная лицензия пилота, как будто речь идёт о классическом самолёте. А вот за «лёгкий» может браться любой, кто сможет им управить. Наиболее популярный представитель этой весовой категории – коптер, так что пилотированию на нём стали обучать в Лаишевском технико-экономическом техникуме, лицее КАИ и Казанском техникуме информационных технологий и связи (КТИТС). На их же базе стали появляться спортивные команды.
В КТИТС тренером работает Марсель Нургалиев. Раньше он был известен как один из наиболее видных представителей дрон-движения в Татарстане, а с недавнего времени про него всё чаще вспоминают как о папе Булата Нургалиева.
Самый молодой пилот дронов в России
С виду Булат ничем не отличается от своих 14-летних сверстников. Ходит в школу, делает уроки, гуляет с друзьями. Вот только в 2023 году он выиграл все главные турниры в России по дрон-рейсингу, задал вопрос Владимиру Путину и запустил процесс строительства целого дрон-парка.
Пришёл в спорт Нургалиев с подачи своего папы. «Идея с дронами зародилась у меня давно, – рассказал нам Марсель Нургалиев. — Авиацией и моделированием я интересовался с самого детства. Сразу решил, что если мой сын увлечется полетами, то я обязательно познакомлю его с этим миром». Хотя Булат учится в казанской гимназии № 6, он тренируется в КТИТС и представляет сборную техникума на Всероссийских соревнованиях. Обыгрывать ребят старше его – обычное дело для пилота.
Булат выигрывал на фестивалях «Дронбиатлон» и «РостехДрон» и прилетел первым на завершающем этапе Гран-при России. А этим летом он добавил в коллекцию шесть золотых медалей «Архипелага-2023». Это форум для БПЛА, который организовали вице-премьер Белоусов и глава агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков (не путать с пресс-секретарём президента). К деловой и образовательной программе «Архипелага» добавили соревновательную среди дрон-пилотов. Булат стал лучшим в переносе груза весом 500 граммов, 1 кг, 3 кг, разработке и сборке ретранслятора, сборке дрона, сбросе снаряда на наземную мишень. Ещё он выиграл две серебряные и четыре бронзовые награды.
С 12 медальными комплектами казанец стал самым титулованным пилотом «Архипелага». Также на форуме его удостили званием самого молодого оператора БПЛА в России. Если рассматривать татарстанский дрон-рейсинг в целом, взрослых звёзд у республики нет – они просто не успели вырасти на базе ссузов. Зато есть ряд юниоров, главный из которых – Булат.
Что Булат попросил у Путина
За эти заслуги Булат заслужил приглашение на встречу Путина с выдающимися школьниками России 1 сентября. Когда настала очередь Нургалиева задать вопрос президенту РФ, он сказал: «После введения ограничений стало проблематично летать на дронах и особенно тренироваться. Могли бы ли вы построить несколько коптер-парков по всей России, чтобы люди, как я, могли спокойно летать легально?».
Президент ответил: «В Татарстане руководители очень гибкие, мобильные, творческие – правда. Я знаю, они очень хорошо поддерживают все новейшие начинания. Думаю, что и там это можно будет сделать и наверняка сделают».
Уже после встречи Булат оказался в числе первых, кому удалось сделать совместное фото с президентом. «Булат смог пожать руку президенту, сфотографироваться, задать вопрос. Он в восторге. Говорит, что у него сейчас через одно рукопожатие связь со всеми мировыми лидерами», – поделился впечатлениями Марсель.
Ну, а главный результат мероприятия – Нургалиев получил президентское добро на свою идею коптер-парков. О таком мечтает не только Булат, но и пилоты по всей России. Некое подобие парка есть только в Чертаново: там оборудовано несколько крытых и уличных площадок для нужд беспилотной авиации, летают как коптеры, так и крупные БПЛА, базируется сборная России по дрон-рейсингу.
Раньше в подобном объекте не было острой необходимости: летать можно было везде. Но ныне полёты на коптерах в Казани и многих других городах России запрещены, полноценно тренироваться невозможно. Поэтому Булат и выступил с такой просьбой. Интересно, что перед обращением к Путину Нургалиев уже получил одобрение своей идеи от Рустама Минниханова, когда тот принимал победителей «Архипелага». У президента РТ попросили площадку любых размеров, чтобы татарстанские пилоты могли свободно летать. Минниханов дал поручение заняться этим вопросом.
«Мы очень надеемся, что в республике будет создан коптер-парк. Туда свободно смогут приходить ребята с дронами, чтобы реализовать себя, познакомиться с летным сообществом, втянуться в него. Мы с этим делом уже немного отстали, потому что в Москве такой коптер-парк уже имеется. Нам, конечно, очень бы хотелось увидеть такую площадку в нашей республике», – поделился с «БИЗНЕС Online» от лица всех пилотов республики Нургалиев-старший.
В силу того, что это необычный объект, тяжело определить его точные параметры. По нашей информации, татарстанская делегация уже побывала в Чертаново, чтобы осмотреть и оценить их коптер-парк. В данный момент идёт разработка проекта. Татарстанский парк намерены оборудовать не только соревновательной зоной, но и мастерской, где можно будет разбирать, собирать и ремонтировать дроны с подходящей для этого техникой.
Где в Татарстане готовят пилотов БПЛА
По нашим данным, наиболее вероятное место для парка – Лаишевский техникум. В его пользу говорят сразу два фактора. Первый из них – он удалён от Казани и значимых для республики объектов, так что у правоохранительных органов возникнет меньше сомнений при выдаче разрешения летать там на дронах. Во-вторых, на сегодня это самое продвинутое заведение Татарстана в отрасли БПЛА.
Раньше Лаишевский техникум обучал специалистов для сельского хозяйства, а после WorldSkills он сменил свою направленность на авиационную. В 2020 году заведение стало единственным в Татарстане, кто обучает по специальности «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». Обучение занимает четыре года, общее число студентов прямо сейчас – 79 человек, сообщил нашему изданию глава техникума Эльвир Якупов. В остальных ссузах пилотированию обучают только в формате кружков. Важный момент, что в Лаишеве и других местах весь процесс тесно связан с соревновательным процессом: на базе заведений формируются сборные, которые участвуют во Всероссийских соревнованиях.
«Признание дрон-рейсинга видом спорта еще больше сподвигло нас развиваться в этом новом течении. Мы уже приобрели скоростные беспилотники для гонок и маневрирования. Круто, что сегодня ты можешь заниматься дронами у себя дома, а спустя время это может стать твоей профессией», – поделился Якупов.
Техникум участвовал в международной выставке «Армия-2023», где китайские компании вышли на студентов техникума с предложением помочь в сборке и эксплуатации беспилотников. «Многие работодатели просят наших ребят для работы на их испытательных полигонах. Сегодня в силу актуальности темы беспилотников оборонно-промышленный комплекс заинтересован в будущих операторах БПЛА и активно берет их на летнюю практику. Мы хотим быть полезными на зоне СВО. Это в первую очередь патриотическое воспитание. Мы выезжаем на полигоны и в течение двух недель учим их основам пилотирования БПЛА», — рассказал Якупов.
Сколько стоит соревновательный коптер и почему он плохо летает в помещениях
Пока в Татарстане строят дрон-парк, разберём, что из себя представляет дрон-рейсинг. Начать стоит с самого важного – самого аппарата, с которым нас познакомил на одной из своих тренировок Булат Нургалиев.
Из чего состоит дрон? Из двигателя, пропеллеров, регуляторов оборотов, антенн, передатчика, видеоприемника, полетного контроллера и аккумуляторной батареи.
Также юный гонщик рассказал о примерной цене комплектующих дрона:
- мотор – 2-3 тыс. рублей;
- цифровая видеосвязь – 15 тыс. рублей;
- рама – 5 тыс. рублей;
- полетный контроллер с регулятором оборотов – 10 тысяч.
«В районе 40–50 тысяч рублей можно собрать хороший дрон, а если профессиональный, то он обойдется в районе 100 тысяч рублей», – подытожил Булат.
Коптер управляется с пульта, который напоминает джойстик. Командовать дроном можно глядя со стороны или в VR-очках, которые позволяют видеть мир от первого лица, «глазами дрона».
Также Булат рассказал, что дрон может летать и в дождь и в снег, потому что он загерметизирован и не боится влаги. Что касается ветра, то небольшие порывы он выдерживает без проблем. Но если речь идет о маленьких дронах типа Mobula, то они не справятся даже с силой в несколько метров в секунду, так как весят всего 40 граммов. Вообще дроны могут развивать скорость до 150 км/час.
Ещё одна особенность дрона » маневрировать с ним можно не во всех помещениях. Если речь идёт о простом полёте, подойдёт любая площадка. Но профессиональные гонщики двигаются на высоких скоростях, и им важно, чтобы коптер максимально быстро «схватывал» сигналы от пульта. Иначе – авария и дорогостоящий ремонт. В манежах, выставочных комплексах и других крытых площадках пилоты наблюдают помехи, поэтому соревнования предпочитают проводить на открытых площадках, допустим, футбольных стадионах.
Полёты на компьютере и ремонт с 3D принтером
Перед тем, как взяться за реальный дрон, пилоты включают виртуальный. В интернете можно найти множество симуляторов полётов на коптерах, ими активно пользуются спортсмены. «Для онлайн-полетов подойдут LiftOff, Uncrashed, DSL или более профессиональный симулятор VelociDrone», рассказал Марсель Нургалиев.
Для первых уверенных полетов вживую тренер рекомендует однодюймовый мини-дрон Mobula: «Они имеют защиту для пропеллера, поэтому на них можно спокойно летать по квартире. Они скоростные, могут преодолевать различные препятствия такой». Также Нургалиев посоветовал взять пульт попроще в самом начале, чтобы было не так жалко если бросишь. «А если решите серьезно заняться этим спортом, то лучше взять сразу хорошую аппаратуру. У наших ребят сейчас пульты от Radio Master», – сообщил он.
Пилотам постоянно приходится сталкиваться с починкой дронов. В своей работе они активно используют фены для термоусадки, паяльники для тонкой пайки, осциллографы, тестеры, мультиметры с помощью которых можно проводить четкие замеры и не только. Так, спорт воспитывает в ребятах не только любовь к полетам, но и к электронике. Запчасти приходится заказывать из-за рубежа. В некоторых случаях их легче напечатать на 3D принтере.
Какие бывают гонки дронов
Теперь о том, как проходят сами гонки. Все состязания на дронах подразделяются на дрон-рейсинг (гонка дронов с полосой препятствий), драг-рейсинг (гонки по прямой) и дрон-фристайл (участники соревнуются в выполнении трюков).
Существует два вида соревновательных дронов классический и FPV. Первый управляется с помощью специального пульта без дополнительного оборудования, при этом пилот смотрит на коптер со стороны. FPV (First Person View) предполагает управление полетом от первого лица.
Также существует несколько режимов полета классического коптера – стандартный и интеллектуальный. Первый включает в себя полеты трех видов: плавный полет по GPS, полет на предельных скоростях и режим без GPS. Интеллектуальный создает заданный маршрут для дрона, например, преследование объекта или полет по орбите.
Дрон-рейсинг предполагает прохождение дроном полосы препятствий на скорость. При это пилот сидит в FPV-очках и управляет дроном дистанционно, дрон транслирует изображение с камеры гонщику, а тот с пульта отдает команды. На длинных дистанциях в десятки кругов участвуют команды из 2–3 человек. Один из них управляет дроном, а другие ждут на питстопе, словно это «Формула-1», заменяют сломанные детали и обновляют аккумулятор.
«На самом деле полеты – только верхушка айсберга. Основная работа – это полёты в симуляторе, постоянный ремонт дронов после падений и столкновений, знание схемотехники полетных контроллеров», – объяснил Марсель Нургалиев.
Булат намерен стать гражданским пилотом
Серьёзным препятствием для пилотов стал запрет на полеты беспилотников. В Казани его ввели 25 ноября 2022 года на неопределенный срок.
Сейчас спортсмены могут тренироваться только с спортивных залах и собственных жилых помещениях. Получить же разрешение полетать на улице практически невозможно. «Раньше мы могли выезжать за город и заниматься там, сейчас это невозможно. Сейчас мы стараемся, чтобы все было в рамках закона и с пониманием относимся к происходящим в стране событиям», — поделился Нургалиев-старший.
Несмотря на трудности, тренировки не прекращаются ни у Марселя, ни у Булата. Самый молодой оператор БПЛА в России горит мечтой стать в будущем гражданским пилотом. В отрасли надеются, что таких, как Булат Нургалиев, будет как можно больше. Соревнования – это лишь подспорье, чтобы к миру беспилотников подключалось как можно больше молодых и перспективных ребят, получали навыки и выявляли лучших среди себя. А конечная цель – подготовить кадры для авиации.