комментарии 1 в закладки

Давление со всех сторон, отсутствие легионеров, более 200 млн под потолком. Стал ли «Салават Юлаев» слабее?

Гид по обновлённой уфимской команде.  

Сегодня «Салават Юлаев» начнёт новый сезон КХЛ – в гостях сыграет с «Барысом». Интриг вокруг уфимского клуба в межсезонье накопилось немало. Было и достаточно негативных моментов. «Салават» даже стало модно критиковать. Особенно клубу доставалось за селекцию. Один из главных тезисов лета – уфимцы стали слабее. Но так ли это?

Коллаж: «БИЗНЕС Online» / фото: hcsalavat.ru

Давление на клуб  

Межсезонье «Салават» проводил под давлением и пристальным вниманием. Не изменится ситуация и с началом сезона. И к этому привело несколько причин. Во-первых, сказался вылет от «Адмирала» в прошлом сезоне. Первый столь ранний для уфимцев с 2018-го. Но даже тогда проиграли в семи матчах «Трактору», а сейчас – куда более скромным дальневосточникам. Конечно, болельщики после такого требовали перемен. Однако в самом клубе и руководстве республики были куда спокойнее, пытаясь найти в сезоне и положительные моменты.

Это и серьёзная заявка на будущий ещё больший прогресс от молодёжи. Виктор Козлов, которой проводил свой первый полноценный сезон как главный тренер, местами осторожничал, но глобально всё же не поплыл. Перспективы роста тоже есть. И какое-никакое второе место в регулярном чемпионате на Востоке. В самом клубе изначальные ожидания были хуже. Но в январе-феврале команда покатила мощнее всего, поэтому и ожидания от плей-офф возросли. И соперник хотя и воспринимался неудобным, но представлялся проходимым – как минимум, по статусу. Да и по игре «Салават» в четырёх матчах из шести был заметно лучше, но страдал от плохой реализации, а сам пропускал курьёзные голы в концовках. Поэтому в клубе отчасти считают вылет случайным, а капитан команды Григорий Панин и вовсе охарактеризовал его форс-мажорным обстоятельством.

Фото (здесь и далее): hcsalavat.ru

Но такая аргументация устраивает далеко не всех. Критики от болельщиков и некоторые громкие эксперты были неумолимы. От «Салавата» всегда ждут большего. Всё же не так много клубов выигрывали за последние 15 лет Кубок Гагарина. И это клуб с большими традициями. Уфимцы уже успели приучить всех к яркой игре звёздных хоккеистов. Но сейчас статус топ-клуба словно продолжает исчезать.

Да, руководство и тренерский штаб сохранились в полном составе, как и большая часть костяка команды. Но это не значит, что от клуба не ждали усиления. В первую очередь, это касалось игроков. Места под потолком зарплат много. Почему бы не обозначить свои чемпионские намерения вещественно? Об этом чуть позже. Но спойлер – в комментариях под постом с составом на ближайший выезд некоторые болельщики умудрились назвать «Салават» командой ноунеймов. Пусть на деле это и не так. Вот и получается, что руководству продолжать припоминать упущенных игроков, нынешний состав не получит должной поддержки, а от тренеров будут ждать свежих решений.

Допинг и Амиров

На репутацию клуба повлияли ещё две истории – с четырёхмесячной задержкой зарплаты и допингом в «Толпаре». Первую обещают больше не повторять, а со второй ещё предстоит разгребать последствия.

Напомним, по последним данным из медиа, мельдоний обнаружили почти у всех игроков «Толпара», кроме тех, кто не играл в концовке сезона и не проходил проверку. РУСАДА до сих пор проводит проверку. Баширов назвал ситуацию диверсией, а игроки обвиняют тренера по физподготовке, который, предположительно, давал им неизвестные препараты. Но прецедент уже вышел на федеральный уровень – комментарии уже дают депутаты. И совсем нельзя утверждать, что историю ещё получится замять. Уж за такое ответить кто-то должен. И нельзя исключать, что руководство могут снять даже по ходу сезона. Ранее в «Салавате» такое случалось неоднократно, хотя и по разным причинам.

Под конец лета клуб сильно подкосила и скоропостижная смерть от рака мозга Родиона Амирова – воспитанника «Салавата» и потенциально будущую звезду. Команда в полном составе присутствовала на церемонии прощания с Родионом в Уфе и пропустила первый матч предсезонного турнира в Омске. Многие из нынешнего состава успели поиграть с Амировым, в том числе и с малых лет. Но жизнь всё равно продолжается, пусть и от столь сильных негативных эмоций избавиться сразу не так просто.

Вот и получается, что на «Салават» давят со всех сторон. Отчасти клуб даже стал чуть более закрытым. С соцсетями и прочими медийными активностями всё нормально. Но вот закрытия прошлого сезона в Уфе не было – проехались только по городам республики. Хотя очевидно, что наибольшая аудитория была бы в столице. Но тогда руководство аргументировало это желанием побыстрее забыть неудачный сезон. Не было и масштабной презентации новой команды. Хотя на аналогичные мероприятия других клубов КХЛ приходили десятки тысяч людей. И в Уфе могло бы получиться масштабно, но устраивать праздник через неделю после похорон Родиона в клубе посчитали неправильным.  

«Салават» стал слабее?

Главный тезис межсезонья касательно самой команды и игроков – «Салават» по именам стал слабее. Или, как минимум, точно не сильнее. Первыми на ум, конечно, приходят две из трёх легионерских позиций, которые в команде так и не закрыли. Хотя в прошлом все уже привыкли, что в Уфе есть либо лучшее легионерское звено, либо просто самый мастеровитый иностранец лиги.  

В прошлом сезоне у «Салавата» были защитник Райан Мёрфи, форварды Джош Хо-Сэнг и Саша Хмелевский. Первый провёл добротный сезон, был особенно хорош до ноябрьской травмы, но всё равно явно не дотягивал до уровня того же Филипа Ларсена – куда более искусного и разностороннего защитника. «Салават» всё равно хотел продлить канадца, но договориться не удалось.

Графика: «БИЗНЕС Online»

Второй канадец Хо-Сэнг был прекрасен в предсезонке, но пропустил регулярный чемпионат из-за перелома. Он вышел в плей-офф и сыграл неплохо, учитывая полную потерю ритма, незалеченную травму и невозможность даже бросать. Тем не менее, в «Салавате» продолжали верить и хотели сохранить Джоша – он оставался ярким явлением для КХЛ и заслуживал ещё шанс. Весной с ним даже договорились о продлении, причём с понижением в зарплате, но подписи так и не поставили. Потом Хо-Сэнг стал пропадать, редко отвечать, а, по последним данным, и вовсе задумывается о завершении карьеры. Видимо, проявили себя те самые тараканы в голове Джоша, о которых говорилось ещё до его подписания.  

В итоге сохранили только Хмелевского. Но здесь «Салават» был обязан постараться. Александр проявил себя как лучший снайпер команды, будучи ещё и центрфорвардом. Особенно запомнились его волевые голы в решающем матче с «Адмиралом» – последняя попытка «Салавата» зацепиться за серию. Хмелевский заслужил статус не только лидера уфимской команды, но и, возможно, лучшего легионера КХЛ – в том числе и на новый сезон. При этом он даже не стал самым высокооплачиваемым игроком «Салавата» – 57 млн в год: сразу двое выше него. Но и сам Саша хотел остаться в Уфе и поверил в Козлова, при котором он играет как никогда ранее. В коллектив он влился отлично и считает, что ещё должен закрепить личные результаты, попытаться побороться за титул и лучше подготовиться к возвращению в НХЛ. Хотя, на всякий случай, в новом контракте Хмелевского есть пункт о возможном продлении.

Александр Хмелевский / фото: hcsalavat.ru

Кого не подписали?  

На Сашу в обновлённом «Салавате» делается большая ставка. И он её оправдывает, забив шесть голов в шести матчах предсезонки. Но в длинном сезоне ему явно понадобится помощь. Здесь и начинаются проблемы. Из статусных хоккеистов, которые придут и будут сразу тащить, в Уфе никого не подписали. Больших контрактов вновь заключать не стали. Это может быть связано и с экономической ситуацией. В клубе довольны относительной эффективностью за куда меньше от потолка деньги, но также утверждают, что готовы тратить больше. Но это должен быть исключительный игрок, которого в Уфе пока не дождутся.

Хотя были и более реальные варианты. Летом «Салават» неоднократно связывали с различными легионерами. С защитниками было потруднее. Разве что, в Уфе хотели бы переманить Тейлора Бека, но тот переподписался с «Сибирью» ещё в апреле. Зато форвардов было достаточно. Например, Мальте Стрёмвалль – швед с опытом игры в КХЛ, снайперскими качествами и выразивший готовность вернуться в Россию. Но из-за семьи он предпочёл играть на родине. Далее Теему Пулккинен – финн, тоже с опытом в КХЛ. Особо звёзд с неба он не хватает, но остаётся крепким профессионалом, способным забивать. Однако его перехватил другой клуб КХЛ – предположительно «Барыс», но контракт ещё не подписан.

А самым заветным был форвард Алекс Гальченюк. Да, у него возникли летом проблемы с законом в США. И это могло потенциально сказаться на репутации его нового клуба, если американец белорусского происхождения вновь что-то выкинет. Но, видимо, эти проблемы его особо не отягощают, и он смог их быстро решить, учитывая его приезд в Россию ещё до старта сезона. При всех прочих, Гальченюк остаётся очень качественным хоккеистом с большим опытом в НХЛ – 56 очков за один сезон это уже солидно. Так и виделась его связка с Хмелевским. Русскоговорящие американцы хорошо бы дополняли друг друга. Либо же добавляли в качестве игры в разных звеньях. Но и Гальченюка перехватили – СКА, совершивший в межсезонье не одно громкое подписание.

Конечно, конкурировать за игроков с Петербургом, столицей или Казанью Уфе сложновато. Хотя в паре ситуаций «Салавату» помещала политическая ситуация – один из легионеров отказался ехать из-за июньских событий. Но в трансферном поведении «Салавата» уже будто видна тенденция и одни упущенные возможности. Ведь и команды поскромнее тоже усиливались иностранцами. С другой стороны, планка по легионерам в Уфе задрана настолько высоко, что нет смысла подписывать среднего игрока, если он всё равно не оправдает ожидания. Пусть уж на его месте играет не сильно хуже и развивается молодой. И это тоже часть стратегии нового «Салавата».

Графика: «БИЗНЕС Online»

По россиянам «Салават» не ослаб

Но стал ли «Салават» слабее в остальном? Ведь легионеры – это всего три игрока, а основную часть составляют россияне. И здесь можно поверить Баширову, заявлявшему, что команда усилилась. По крайней мере, слабее не стала.

Главное провисание виделось в защите. Ушёл Шакир Мухамадуллин, который в 21 год стал лучшим защитником-бомбардиром команды и решил, что дорос до НХЛ. Но на его место с похожим функционалом забрали у СКА Никиту Зоркина. У него уже есть начальный опыт в КХЛ (90 матчей), а в прошлом сезоне 23-летний защитник набрал 17 (10+7) очков в 47 матчах – в арендах в минском «Динамо» и «Сочи». Это не сильно меньше, чем Мухамадуллин. Зоркин поможет «Салавату» в нападении и розыгрыше большинства. Ещё и в прошлых двух командах он проявил себя по-разному – сначала как завершитель, потом как ассистент.

Вот только за Никиту пришлось отдать 18-летнего Александра Филиппова – весьма перспективного воспитанника. И даже тут Баширов подвергся критики, вспоминали ещё Данила Аймурзина, которого пришлось отдать за вратаря Александра Самонова. Выходит, что руководство «Салавата» оказалось в двойной позиции критики. Никого не подписываешь – плохо. Усиливаешься – тоже плохо и неправильно. Возможно, это из-за того, что трансферы уфимцев просто не такие громкие. За статусных россиян «Салават» тоже особо не боролся, уступив «Ак Барсу», СКА и «Авангарду», отдавая предпочтение игрокам попроще, которые ещё только могут выйти на топ-уровень и которым ещё нужно доказывать. Но и ушедшие игроки не были особо звёздами, поэтому «Салават» глобально не сильно потерял, сделав точечные замены, без проседания в качестве.

Александр Шаров / фото (здесь и далее): hcsalavat.ru

В той же защите вместо Мёрфи забрали Динара Хафизуллина. Да, он провёл неудачный сезон в родном «Ак Барса», но всё ещё серьёзно котируется на уровне КХЛ. По тому же статусу он канадцу не уступает. Не удивил и уход Виктора Антипина – последние сезоны он так и оставался, скорее, отблеском себя прошлого в «Магнитке» и всё никак не возвращался на ведущие роли. Вернувшийся Алексей Василевский, который за годы окреп в «Автомобилисте», видится не хуже. К тому же, ключевых защитников – Михаила Науменкова, Павла Коледова и Панина – продлить удалось. И без проблем – все хотели остаться в Уфе.

Из форвардов главной потерей видится Александр Кадейкин, который отчасти оголил позицию центрфорварда в команде. Но в прошлом сезоне на него рассчитывали, как на лидера, а он ожидания, скорее, не оправдал. К тому же, за пять лет Кадейкин действительно мог исчерпать себя в «Салавате» – он прошёл путь от четвёртого звена до ведущего, а сейчас пошёл навстречу переменам. Но на его роль взяли более голодного Александра Шарова – лучшего снайпера «Сибири» прошлого сезона, способного сыграть и в центре. Да и уход Аймурзина быстро восполнили Матвеем Гуськовым – возможно, даже более перспективным центром, которого взяли у ЦСКА за копейки. То же можно сказать и о Владиславе Ефремове вместо Владислава Картаева в четвёртом звене – потери в качестве нет. И о Самонове вместо Андрея Кареева – оба сильные вратари, но первый был лучше в сборной в последние годы. А в случае в Вячеславом Лещенко (вторым бомбардиром «Нефтехимика» вместо Хо-Сэнга так и вовсе усиление, учитывая, что второй просто не играл.

Графика (здесь и далее): «БИЗНЕС Online»

«Салавату» стоит дать шанс, но он последний

Но, учитывая отсутствие звёздных подписаний, усиления «Салавату» вновь стоит ждать из внутренних ресурсов. Конечно, речь идёт о молодёжи. Общее качество игры упасть не должно. Это показала и предсезонка, где у уфимцев вновь были и успехи, и неудачи, и много экспериментов. Вновь одна из желаемых миссий «Салавата» на сезон – выровнять все четыре звена и сбалансировать игру. Так, например, в четвёртом номинально рабочем звене показывал себя 22-летний Егор Сучков, которому развязывали там руки, хотя по качествам он больше подходит для топ-6.

Вообще, этот «Салават» в идеале выглядит обнадёживающее. Если те же Алексей Пустозёров, Данил Башкиров, Иван Дроздов, Гуськов, Данил Алалыкин, Сучков, которые уже плотно поиграли в КХЛ минимум пару сезонов, предстанут куда более опытными и хладнокровными игроками, то банально будут набирать больше очков – это разительный прирост для «Салавата». Не забываем и о 20-летних защитниках Ярославе Цулыгине с Александром Комаровым, у которых теперь тоже будет много времени в основе. Зачем тебе легионеры, если есть свои сильные и преданные игроки? Как у ЦСКА, например. Потенциально «Салават» может построить династию. Об этом приятно помечтать с точки зрения романтики хоккея. Также и нынешней молодёжи потом придётся платить больше, отсюда и экономия сейчас.

Пока «Салават» предстаёт тренерской системной командой, в которой развивают культуру изнутри и постепенно. Такие примеры в КХЛ есть – «Нижний Новгород» с Игорем Ларионовым, «Магнитка» Андрея Разина, в идеале ЦСКА. «Салават» может удивить, но и с почти равными шансами может поникнуть. Другой вопрос, что права на ошибку у уфимцев после провала в прошлом сезоне уже нет, о чём говорил сам Баширов. Если бы вылетели хотя бы во втором раунде, ещё можно было бы говорить о постепенном развитии, а сейчас нужно топить педаль газа в пол. От этого и интереснее – способен ли нынешний «Салават» на успех и дальнейшее развитие или нет? До дедлайна ещё и стоит ждать от уфимцев усиления. Свободно более 200 млн. По крайней мере, обсуждаться это точно будет.

Вкупе со всем давлением, было бы неплохо удачно стартовать. А с этим могут возникнуть проблемы. Второй матч – и сразу выезд к «Автомобилисту» – одному из прямых конкурентов. Первая домашняя игра 11 сентября – с «Металлургом». А ведь тогда же ещё и повесят свитер Амирова под своды арены, проигрывать непозволительно. А через три дня – ещё и первое «зелёное дерби».      

Максим Иванов
Оценка текста
+
13
-