Интервью с главным тренером «Динамо-Ак
Барса» и сборной России.
«Динамо-Ак Барс» этим летом расстался с Ришатом Гилязутдиновым, возглавлявшим команду 14 лет. Вместо него казанский клуб пригласил Зорана Терзича, который годом ранее принял сборную России. 57-летний серб – тренер со звёздным статусом. Сборная Сербии под его руководством выигрывала чемпионат мира-2018, три чемпионата Европы и дважды становилась призёром. Олимпийских игр.
В России он уже успешно работал с «Омичкой» и московским «Динамо», а теперь постарается вернуть Казани утерянные лидерские позиции в женском волейболе. Сегодня его команда начнёт сезон в Челябинске матчем Кубка 100-летия с «Метаром».
В интервью «БО Спорт» Терзич пожурил российскую бюрократию, назвал главную волейболистку, с которой ему посчастливилось поработать, а также отметил, что 90 процентов сербов очень любят Россию.
«Мы не фавориты, но у нас есть шансы»
– Зоран, почему вы решили возглавить «Динамо-Ак Барс»?
– На самом деле у меня давно было желание поработать в Казани, но здесь долго и продуктивно трудился Ришат Гилязутдинов, при котором команда выиграла множество титулов. Когда появилась возможность, я сразу сказал «да». Мой прежний клуб «Фенербахче» – возможно, лучший в мире по уровню организации и инфраструктуре. Сравниться с ним могут разве что два клуба – «Вакифбанк» и «Динамо-Ак Барс».
– Вы сделали «Фенербахче» чемпионом Турции и ушли – необычная ситуация.
– Решение принималось в январе. Знаете, когда люди из руководства, которые ничего не понимают в волейболе, начинают вмешиваться в спортивные дела и рассказывать, кто из игроков должен выходить на площадку, не бывает ничего хорошего. Когда это случилось, я сказал, что больше не буду работать в клубе. Потом команда очень хорошо заиграла и завоевала чемпионский титул с двумя 19-летними доигровщицами – россиянкой Ариной Федоровцевой и бразильянкой Аной Кристиной. Конечно, президент клуба просил остаться, но я уже решил, что ухожу в «Динамо-Ак Барс».
– Казанская команда из-за отстранения России не играет в еврокубках и в последние годы утратила былые высокие позиции в национальном чемпионате. Вас это не смутило?
– Моя цель – вернуть команду в число лидеров. В Казани всегда были высокие амбиции. Мы будем пытаться выиграть всё, хотя давайте быть реалистами – мы не фавориты. Есть как минимум две команды, которые выглядят сильнее – московское «Динамо» и «Локомотив» из Калининграда. У них очень большие бюджеты и мощные составы. Но если наши иностранки благополучно доедут, если мы будем качественно работать, и если больше не будет травм, у нас есть шансы побороться за титулы. К сожалению, травмы иногда ломают все планы. Например, мы потеряли связующую Полину Матвееву.
– Контракт с «Динамо-Ак Барсом» подписала доигровщица сборной Италии Елена Пьетрини. Говорят, что на её решение сильно повлияла ваша фигура.
– Я с ней разговаривал и знаю её мотивацию – в России она хочет выйти на новый уровень. Она очень большой талант, но в последние годы у неё в Италии был не такой большой прогресс, как все ожидали. Надеюсь, Елена и «Динамо-Ак Барс» помогут друг другу. Второй нашей иностранкой должна быть талантливая доминиканка Брайелин Мартинес.
– Какие у вас впечатления от Казани?
– Прекрасный город, очень красивый. Знаю, что здесь проходили большие спортивные события – чемпионаты мира по футболу и водным видам. Я гулял в кремле, он произвёл на меня впечатление. С хорошими ресторанами в городе тоже порядок. Сербская и турецкая еда мне ближе, но русскую кухню тоже уважаю. У нас в клубе есть повар, который шикарно готовит. Просто фантастично!
– Что вам не нравится в России?
– Бюрократия. Перед поездкой в Челябинск мне пришлось подписать двадцать разных бумаг. Работал в Италии, Румынии, Швейцарии, Турции, но нигде с таким не сталкивался. Или, например, хотел купить телефонную карточку. У меня попросили кучу документов. Ладно, ещё кровь не заставили сдавать! (Смеётся) В Сербии сим-карту можно купить в табачном киоске за несколько секунд. Кстати, о табаке. Есть у меня вредная привычка, а в России десять лет назад приняли закон о запрете курения. Для меня это настоящая катастрофа! Теперь надо искать специальные места, где можно подымить.
– Бросать пробовали?
– Дважды. Один раз не курил год, второй раз – два года. Это был колоссальный стресс. Когда понял, что два года спустя хочу курить также сильно, как в первый день, – закурил заново. Советую молодёжи: даже не начинайте курить!
«Бабешина на первом месте среди игроков, с которыми работал»
– Никто из друзей и родных не отговаривал вас от работы в России?
– Что вы! Наоборот, радовались. Просили привезти футболки и сувениры с флагом России. 90 процентов сербов очень любят Россию.
– Сербы и русские часто называют друг друга братушками. А в чём между ними главные различия?
– Менталитет немного различается. Русские чуть спокойнее. Мне кажется, сербы энергичнее, у них больше адреналина. Это отражается и на обычной жизни, и на спорте.
– Поэтому Сербия, население которой в два раза меньше, чем в Москве, даёт так много классных спортсменов?
– Это феномен. Никто точно не объяснит, почему так происходит. Вероятно, дело как раз в менталитете, характере. Сербы упорные и никогда не сдаются, даже если соперник в три раза лучше.
– Новак Джокович – величайший спортсмен Сербии?
– Стопроцентно. Я вообще думаю, что он в пятёрке лучших в истории мирового спорта, а не только тенниса. То чего он добился – просто невероятно. Думаю, повторить его достижения нереально.
– Многие волейболистки счастливы, что поработали с вами. А с кем из игроков повезло поработать вам?
– Я работал с множеством разных игроков из разных стран, но на первом месте для меня российская связующая Марина Бабешина. Мы с ней пересекались в «Омичке» и московском «Динамо». Она большой профессионал, сильная личность, прекрасный капитан. Также мне очень понравилось работать с американской блокирующей Фолуке Акинрадео. Наталья Маммадова, Мануэла Леджери, Симона Риньери – все они были не только сильными игроками, но и яркими личностями. Наверняка, я кого-нибудь забыл, но на первом месте точно Марина.
– Кого вы видите лидером раздевалки в «Динамо-Ак Барсе»?
– Пока у меня было не так много индивидуальных бесед с игроками, и я ещё не до конца знаю их характеры. По тому, что я видел, может быть, Анастасия Ануфриенко и Екатерина Енина.
–
Вы производите впечатление строгого
и серьёзного тренера. Когда вы последний
раз смеялись в полный голос?
– На самом деле я не всегда такой серьёзный. Я бываю счастливым, когда команда хорошо тренируется, когда игрок что-то делает замечательно. У нас на тренировках бывает много шуток, и я могу посмеяться.
– Главный тренер «Зенита» Алексей Вербов уделяет огромное внимание атмосфере в коллективе, пытается сделать её семейной. Что вы об этом думаете?
– Я солидарен с Вербовым. И в клубах, и в сборной я всегда говорил игрокам, что у нас большие шансы на успех, если мы будем жить как дружная семья. Если нет, побеждать гораздо тяжелее.
– Вы возьмёте в команду сильного игрока со скверным характером?
– Если этот игрок необходим, то да. У меня бывали такие ситуации. Есть игроки с плохим характером, но есть тренеры, которые умеют решать эту проблемы. Понятно, что характер человека тяжело поменять, но поведение в коллективе можно скорректировать.
«Жалко и обидно, что сборная России простаивает»
– Работа со сборной России не кажется вам скучной? Тренер ведь нацелен на результат, а его нет – только товарищеские матчи с Беларусью.
– Я был на четырёх Олимпиадах, на пяти чемпионатах мира и на десяти чемпионатах Европы. Для меня пропуск нескольких больших турниров не критичен. Но я хотел бы на них вернуться со сборной России. Мне очень жалко и обидно, что перспективная и хорошая команда простаивает. Очень хорошая. Я уверен, что сейчас на каждом соревновании мы брали бы медаль.
У нынешних топов мирового волейбола есть одна-две звезды, вокруг которых строится команда. У России много таких игроков. И что важно – они молодые и каждый год будут становиться только лучше. Чтобы прогресс шёл быстрее, конечно, нужно играть с сильными соперниками. И это проблема. У нас есть только Беларусь. К сожалению, ситуация сейчас такая. Остаётся надеяться, что она поменяется и Россия вернётся на международную арену.
– В этом плане хорошо, что российские волейболистки в последнее время уезжают в Европу?
– Конечно. Турецкий и итальянский чемпионаты – самые сильные в мире. Игроки учатся, получают опыт. Это польза и для них, и для национальной команды. Но отъезд игроков за границу для сборной России не столь важен, как, например, для Сербии. Потому что в России есть свой сильный клубный чемпионат с высоким уровнем волейбола. В Сербии – слабая лига, поэтому даже средние игроки уезжают за границу.
– Представим, что сборная России
сейчас играет на Евро. Какой бы вы повезли
состав?
– У нас сейчас хороший подбор доигровщиц, много качественных игроков на этой позиции – Арина Федоровцева, Ирина Воронкова, Ксения Парубец, Татьяна Кадочкина, Екатерина Пипунырова и Светлана Гатина, которая приятно меня удивила. Наверное, я взял бы пять доигровщиц и одну диагональную – Виту Акимову. По либеро нужно определяться непосредственно на сборах. В России есть четыре-пять хороших игрока этого амплуа. С центрами тоже нет проблем. Точно Ирина Фетисова и кто-то из тех, кто у нас в обойме. Со связующими сложнее. Есть Полина Матвеева, Мария Смеленко интересная связка. Татьяна Романова и Елизавета Синицына тоже в нашем поле зрения. На сборах клуба очень хорошее впечатление оставляет Ануфриенко.
– Кто вас удивил на сборах национальной команды в этом году?
– Большим сюрпризом для меня стала Валерия Козлова из Одинцова – 17-летняя девушка с ростом 209 сантиметров! Но при столь высоком росте у неё хорошая координация. Через пару лет мы можем получить очень хорошего игрока.
– Вы называли Федоровцеву и Ану Кристину алмазами, которые надо огранить и превратить в бриллианты. Вам это удалось в «Фенербахче»?
– Сейчас такая ситуация в мире, что они появились и сразу попали в число лучших в мире в своём амплуа. Но если мы возьмём для сравнения игроков прошлого, например, Любовь Соколову, Евгению Артамонову, Симону Риньери, Франческу Пиччинини, то молодые волейболистки им проигрывают. Я очень доволен тем, какого прогресса они добились, но им предстоит ещё много работы, чтобы стать суперигроками.
– В августе у сборной России был
ретро-матч с Беларусью по правилам 80-х
годов. Вам не захотелось что-нибудь
вернуть из прошлого?
– Хм, надо подумать... Наверное, всё-таки нет.
– Игрокам бы, наверное, понравилась возможность второго шанса на подаче, если не удался подброс.
– Подброс мяча – это тоже технический элемент. Если ты его не выполняешь, то наказание в виде проигранного очка вполне логично. Кроме того, волейболу не нужно лишнее затягивание игры. Думаю, ничего из старых правил возвращать не стоит.
«Больше хочу выиграть чемпионат России с Казанью, чем Олимпиаду»
– Сборная Турции играет одновременно с Мелиссой Варгас и Эбрар Каракурт, Италия тоже думает над игрой с двумя диагональными – Паолой Эгону и Екатериной Антроповой. Это новый тренд в волейболе?
– На самом деле первой так начала играть Сербия. У нас были Тияна Бошкович и Бранкица Михайлович. Мы сделали Бранкицу доигровщицей. Так получили два сильных нападающих игрока. При этом приём фактически ложился на двух волейболисток. Сейчас нет таких доигровщиц как раньше, чтобы они одинаково хорошо принимали и атаковали, поэтому команды пробуют другие варианты.
– Треть сборных на чемпионате Европы возглавляют итальянские тренеры. Почему они захватили мир?
– Потому что они умные. Они могут не любить друг друга, но держатся вместе. Кроме того, их хорошо продвигают агенты. Как это происходит? Допустим, какой-то клуб ищет сильную диагональную. Агент говорит: «У меня такая есть, но нужно взять и моего тренера». В Италии есть хорошие тренеры, но не так много, чтобы тренировать каждую третью сборную. Я не согласен с тем, что они лучшие в мире.
– Кто из тренеров был вашим учителем?
– Их много было. Это и опытные сербские тренеры, и Николай Карполь. У него в 90-х была лучшая команда в мире, и у него все учились. К своим учителям могут отнести и Желько Булатовича, который сейчас помогает мне в Казани.
– Финал Олимпиады-2016 наверняка остался
занозой в вашем сердце. Ещё мечтаете
добраться до олимпийского «золота»?
– Я больше хочу выиграть чемпионат России с Казанью, чем Олимпиаду. Серьёзно. Мне кажется, Олимпиаду переоценивают. Для меня самое большое достижение – победа на чемпионате мира. В первый раз мне было интересно на Олимпиаде, но потом я разочаровался. Ты ешь в столовой, живёшь в деревне, словно это Универсиада. Отсутствие нормального тренировочного процесса – вообще катастрофа. Если говорить о мечте, то это победа в Лиге чемпионов. В этом турнире я с «Фенербахче» трижды останавливался на полуфинале.
– Вам предлагали возглавить мужские команды?
– На самом деле я начинал как тренер мужчин в «Црвене Звезде». Но в январе 1999 года женская команда осталась без главного тренера и Александр Боричич – ныне президент ЕКВ – попросил меня поработать с женщинами. Я сразу сказал «нет», но он всё-таки убедил. В марте войска НАТО начали бомбить Югославию и всем стало не до спорта. Я подумал: «Ну, хоть что-то хорошее – больше не буду работать с женщинами». Однако судьба сложилась так, что меня хотели видеть именно в женском волейболе, в котором я уже почти четверть века.
– Помните, что чувствовали во время бомбёжек?
– Знаете, сначала это казалось какой-то фантастикой – трудно было поверить, что в современном мире в центре Европы могут падать бомбы. Конечно, это было ужасно, много людей пострадало. Но я уверен, что сербский народ стал сильнее, пережив эту тяжёлую ситуацию.
Зоран ТЕРЗИЧ
Главный тренер «Динамо-Ак Барса» и
сборной России
Дата рождения: 9 июля 1966 года
Место рождения: Белград
Карьера главного тренера: «Црвена
Звезда» (Белград, Югославия) – 1998–2005;
сборная Сербии – 2002–2022; «Метал» (Галац,
Румыния) – 2006–2010; «Перуджа» (Италия) –
2010/11; «Динамо» (Бухарест, Румыния) –
2011/12; «Омичка» (Омск) – 2012–2015; Тырговиште
(Румыния) – 2015/16; «Волеро» (Цюрих,
Швейцария) – 2016/17; «Динамо» (Москва) –
2017/18; «Фенербахче» (Стамбул, Турция) –
2018–2023; сборная России – с 2022 года; «Динамо-Ак Барс» (Казань) – с
сезона 2023/24.
Главные достижения с клубами: чемпион
Турции (2023), России (2018), Швейцарии (2017),
Румынии (2007–2010), Сербии (2002–2004),
бронзовый призёр Лиги чемпионов (2019,
2022, 2023), бронзовый призёр клубного
чемпионата мира (2022).
Главные достижения со сборной Сербии:
серебряный призёр Олимпиады (2016),
бронзовый призёр Олимпиады (2012), чемпион
мира (2018), бронзовый призёр чемпионата
мира (2006), чемпион Европы (2011, 2017, 2019),
серебряный призёр чемпионата Европы
(2007, 2021).