Казанский клуб теперь можно носить.
Ближайшая суббота – важный день для «Рубина» не только из-за матча в чемпионате России с «Динамо», но и из-за другого события: оно за пределами поля. Ровно в 12:00 откроет двери новый фаншоп казанцев. С первого взгляда, в этом событии нет ничего такого: это всего лишь помещение на 60 кв. метров. Вместе с тем у события огромное символическое значение.
О деталях нового фаншопа – в материале «БИЗНЕС Online».
Дальше без Березуцких
Сложно поверить, но на «Ак Барс Арене» за всё время никогда не было фаншопа «Рубина». При этом стадион, напомним, отмечает в этом году памятную дату – 10-летний юбилей со дня ввода в эксплуатацию. «Поженить» арену с фаншопом мешали самые разные причины: то оставляли желать лучшего отношения между «Рубином» и «Ак Барс Ареной», то сам клуб бросал всё на спортивный результат и игнорировал остальное.
«Почему раньше на «Ак Барс Арене» не было фаншопа «Рубина»? Потому что не было инициативы от самого клуба», – прямо сказал в интервью «БИЗНЕС Online» генеральный директор стадиона Радик Миннахметов.
Зимой в «Рубине» сменилось руководство и обозначился курс на переосмысление всех вопросов, связанных с маркетингом. В частности встал вопрос клубного магазина, который у «Рубина» вроде как был и вроде как нет на Центральном стадионе. С одной стороны, он расположен в локации, с которым у всех болельщиков связаны самые тёплые воспоминания. С другой стороны, там «Рубин» уже давно не играет, возвращаясь лишь в исключительных случаях.
Вдобавок, этот фаншоп принадлежал не клубу, а компании Premier Sport братьев Березуцких. Они даже приезжали в Казань в 2013 году на открытие магазина, пускай и были действующими игроками ЦСКА. Временами этот юридический момент давал о себе знать, особенно когда клубу нужна была какая-то атрибутика, а её приходилось покупать у своего же фаншопа.
К тому же ассортимент оставлял желать лучшего. Порядка 50% фаншопа составляла просто игровые и тренировочные комплекты (при нормальной пропорции в 10–15%). Они заказывались под главную команду и по остаточному принципу уходили в магазин. Другие 50% состояли из кепок, шапок, сумок и сувениров – всё это было разного дизайна, разной степени свежести и даже с разными клубными логотипами.
Это явно не соответствовало уровню «Рубина» как главного футбольного клуба Татарстана и было очень далеко от практик, применяемых в этом направлении «Ак Барсом». Хоккейный клуб каждый год обновляет свои коллекции, владеет широкой линейкой повседневной одежды, даже готовит одежду для детей. К чему-то подобному намерен приблизиться и «Рубин».
В фаншоп можно посетить не только в дни матчей
В марте–апреле началась работа по новому фаншопу. Было принято решение, которое напрашивалось уже давно: надо открывать новую точку на площадке домашнего стадиона. Как рассказал нашему изданию заместитель генерального директора «Рубина» по маркетингу и коммуникациям Айрат Ахметгалеев, «Ак Барс Арена» готова была предоставить клубу две точки – одну внутри стадиона рядом с VIP-ложами, другую в небольшом объекте на территории. Его возвели под чемпионат мира-2018, точный адрес – проспект Ямашева, 115а, корп 1. Здесь уже располагалась точка продажи кофе, но она занимает не все площади. Свободное пространство арена в дни матчей использовала как камеру хранения.
«Мы выбрали эту локацию по нескольким причинам. Во-первых, она будет доступна нашим болельщикам не только в дни матчей. Для её посещения не нужно будет проходить непосредственно на стадион. Во-вторых, она находится рядом с большими автомобильными и пешеходными потоками и на виду у тех людей, кто проходит мимо «Ак Барс Арены», – объяснил нам логику Ахметгалеев.
После ремонта клубный магазин легко опознать: благодаря клубным цветам он выделяется на фоне остальных сооружений. Последние акценты в граффити на фасаде фаншопа сделал, как можно понять из клубного видеоанонса, полузащитник команды Александр Зотов.
Минимализм в дизайне и доступные цены
Ремонт в клубном магазине – лишь полдела, важнее заполнить его качественной продукцией. В этом вопросе «Рубин» обратился к услугам производителя Natural Advance, который специализируется на спортивной одежде. Эта компания имеет большое портфолио в российском футболе – среди её клиентов были «Краснодар», «Урал», клубы Первой лиги «Шинник» и «СКА-Хабаровск», а также представители медиалиги «Бей Беги» и «Деньги». Также Natural Advance выделяется тем, что это казанская фирма и весь цикл её производства замкнут в Татарстане. Два сезона назад компания сделала форму из переработанного пластика для хоккейного «Ак Барса».
«Мы начали свою работу в 2015 году и с тех пор шаг за шагом собирали все элементы производства у себя дома, – рассказал нам соучредитель Natural Advance Эмиль Сиразев. – Мы давно хотели сотрудничать с «Рубином», но для этого всё никак не находилось повода. Наконец, в мае этого года клуб обратился к нам с просьбой сделать для них коллекцию повседневной одежды».
Опираясь на свой опыт, Natural Advance выбрал самые ходовые вещи для любого клубного фаншопа – худи, футболки, поло, спортивные костюмы. По словам Сиразева, одежду было важно сделать, во-первых, функциональной. «Мы не хотели делать сувенирную одежду. Её должно удобно носить в повседневной жизни, тем более речь идёт о спорте, где функциональность выходит на первый план», – объяснил Эмиль. Во-вторых, дизайн должен отражать принадлежность к «Рубину», при этом не быть кричащим. «Мы придерживались концепции минимализма, – сказал Сиразев. – Чтобы из вещей считалось, что это «Рубин», но это не было бы рекламой. В этой одежде должно быть комфортно как молодому человеку, который активно болеет за «Рубин», так и взрослому, кто ходит на игры со своей семьёй».
Интересная деталь – на всей продукции есть надпись «Без булдырабыз». Это ненавязчиво добавляет одежде местного колорита.
А теперь к главному вопросу – что почём? Рубиновская футболка будет стоить 2500 рублей, поло – 2990, худи – 6200. Конечно, цены отличаются от аналогов в масс-маркетах, но важно понимать, что условная Zara заказывает у производителей свои вещи в объёмах кратно больше рубиновских – и за счёт этого снижает цену на отдельную футболку или худи. «Считаю, что нам удалось добиться доступных цен, – отметил Сиразев. – В этом нам помогло, что все вещи произведены в Татарстане. Если бы мы шили где-нибудь в Китае, у нас была бы совсем другая математика».
Гораздо доступнее стали и игровые майки, которые, конечно, тоже доступны в фаншопе. В этом сезоне «Рубин» играет в новом комплекте от Jako. Форму критиковали за простоту: если ранее клуб заказывал у фирмы уникальный дизайн, то теперь выбрал стандартный вариант. Логику в этом решении можно увидеть сейчас. Если раньше майка «Рубина» уникального дизайна стоила 8500 рублей, то теперь цены доступнее. Красный и золотой цветовой варианты стоят 4000 рублей, а зелёный – 3000.
Помимо одежды и формы, в новом фаншопе будут доступны более 10 разновидностей новых бейсболок, брелоки, магниты, стаканы, ежедневники, зажигалки, а также небольшая детская коллекция. Как рассказывают в клубе, продукцию уже успели оценить игроки «Рубина» во время съемок промо-ролика.
От фаншопа на Центральном отказываться не будут
В субботу в фаншопе будет доступна вся новая коллекция полностью. Там пройдёт автограф-сессия игроков «Рубина», также пройдёт конкурс: обладатели самого длинного и большого чека получат призы. А после официального открытия «Рубин» продолжит делать фаншоп более удобным для болельщиков. «Среди первостепенных задач стоит обновление сайта фаншопа, настройка всех механизмов онлайн-продажи. Также в наших планах быть на всех ведущих маркетплейсах», – анонсировал Ахметгалеев.
А ещё важно уделить внимание старому фаншопу. С открытием нового магазина «Рубин» не планирует бросать объект на Центральном стадионе – в клубе считают, что терять такую локацию в центре города было бы большой ошибкой. По словам Ахметгалеева, его тоже ждёт масштабное обновление: стоит начать хотя бы с того, чтобы изменить внутреннее оформление и убрать изображения игроков, уже не выступающих за «Рубин». В юридическом плане клуб уже навёл порядок: оба фаншопа находятся под юридическим лицом ООО «Рубин». Березуцких и их Premier Sport в Казани больше нет.
В целом клуб не хочет концентрировать всю свою продукцию в одном месте и ещё одно подтверждение этому – клуб избавился от палаток с шарфами и футболками, которые ранее были на «Ак Барс Арене» в дни матчей. Им на замену пришли пять полноценных точек продаж с витринами и стеллажами, расставленных по всему стадиону.
Чтобы «загрузить» все точки, нужно увеличить объёмы клубной продукции. «Мы не будем останавливаться на том, что сделали. Это не единственная коллекция, которую мы сделаем совместно с «Рубином» – сказал Сиразев. «То, что мы сделаем сейчас, можно назвать пробой пера», – поясняет Ахметгалеев.
«Ак Барс Арена» готова предоставить «Рубину» большие площади, если у них появится в этом необходимость. Об этом нам рассказал генеральный директор стадиона Миннахметов. «Если Рубин захочет в будущем открыть флагманский магазин, совместно будем искать возможность для его расширения», – сказал он.