комментарии 9 в закладки

30 лет громкому скандалу в Мировой лиге: полуфинал Россия – Куба прервали, партию отменили, Радин хотел увести команду

Нервотрёпка и затяжной матч дорого обошлись россиянам.

30 июля 1993 года в Сан-Паулу в полуфинале Мировой лиги между Россией и Кубой произошёл грандиозный скандал. Россияне вели 2–0 и 14:9 в третьем сете, но когда они находились в одном забитом мяче от победы, встречу прервали. После получасовой паузы организаторы приняли беспрецедентное решение – аннулировать результат третьей партии и заново начать вторую со счёта 13:13. «БО Спорт» вспоминает уникальное событие вместе с его участниками и очевидцами.

Дмитрий Фомин, Рубен Акоста / фото: fivb.org, графика: Владимир Чирков, БО Спорт

«Акоста требовал угомонить Радина и пугал санкциями»

«Когда завершился второй сет, рядом с площадкой началась возня: сначала на скамейке кубинцев, потом у судейского столика, а затем у мониторов телекомпаний, – вспоминает события 30-летней давности Владимир Паткин, который тогда был генеральным секретарём Всероссийской федерации волейбола и руководителем российской делегации. – Мы почти выиграли игру, когда судейская бригада объявила 10-минутный перерыв. Выяснилось, что произошла техническая ошибка – при счёте 13:13 во втором сете секретарь игры ошибочно приплюсовал один мяч сборной России. Тогда ещё не было электронных протоколов, а судьи не уследили за переходом подачи и изменением счёта».

На матче присутствовала вся верхушка мирового волейбола, которая подключилась к дискуссии по поводу дальнейших событий. В итоге президент совета Мировой лиги Ясутака Мацудайра и президент международной федерации волейбола (ФИВБ) Рубен Акоста приняли волевое решение: третью партию отменить, а вторую возобновить со счёта 13:13.

«Мексиканец Акоста симпатизировал Кубе, поэтому принял такое решение. Конечно, мы очень разозлились, когда нас начали лишать победы, которой мы практически добились», – сказал в интервью нашему изданию лидер той сборной России Дмитрий Фомин.

Рубен Акоста / фото: fivb.org

Главный тренер российской сборной Виктор Радин был настолько возмущен ситуацией и пренебрежительным отношением организаторов к стараниям игроков, что угрожал увести игроков с площадки.

«По-моему, они минут 30–40 думали, что делать дальше. Мы всё это время ждали решения на площадке. Судьи и инспектор боялись принять самостоятельное решение, поэтому постоянно бегали на трибуну к Акосте, – вспоминает блокирующий той сборной Олег Шатунов. – Когда приняли решение в пользу Кубы, бойкот действительно обсуждался – почему мы должны были страдать из-за чужой ошибки? И почему её решили признать только на матч-боле?»

Но у ФИВБ были серьёзные инструменты. Организация пригрозила российской сборной серьёзными санкциями и штрафами.

«У нас состоялся серьёзный разговор с Акостой – он требовал угомонить Радина, пугая лишением нас премиальных за турнир и суточных. Учитывая, что у нас тогда не было обилия спонсоров, для нас это было бы чревато. Я уговорил главного тренера не глупить и довести матч до конца», – признаётся Паткин.

Виктор Радин / фото: vcdynamo.ru

Сборная России вновь выиграла вторую партию (15:13), а вот в третьей уступила 12:15 – у кубинцев разбушевались Освальдо Эрнандес и Йосвани Эрнандес, хорошо вышел на замену Джоэл Деспейн. У россиян с повреждением играл Евгений Митьков. В атаке команду тащили Фомин и Андрей Кузнецов. Во многом благодаря их усилиям россияне дожали соперника в четвёртой партии, которая фактически была уже пятой. Встреча продолжалась три с половиной часа! Тогда команды играли партии до 15 очков, но с отыгрышем подачи. И всё это на душной 11-тысячной арене «Ибирапуэра».

Бразильская публика с интересом наблюдала, как выматывается будущий соперник их команды по финалу. Бразильская сборная в первом полуфинале обыграла Италию (3:0) и спокойно готовилась к решающему матчу. У россиян же было минимум времени на отдых и восстановление.

«Мы не могли уснуть, а ноги сводило судорогой – доктор раздавал соль»

Ситуация с ошибкой судьи-секретаря в 1993 году стала вопиющей, но нечто подобное происходило даже в наше время при современных технологиях. В октябре 2018 года в матче чемпионата России между петербургским «Зенитом» и московским «Динамо» волейболист столичной команды Дик Кой забил и сравнял счёт (21:21), но игровое действие не было зафиксировано в протоколе. В итоге «Зенит» выиграл четвёртый сет с фактическим счётом 25:24, а вместе с этим и матч.

«Динамо» протестовало после матча и требовало переигровки, но ничего не добилось. Федерация заявила, что динамовцы во время игры «не предоставили никаких объяснений или доказательств потерянного очка, а судьи и инспектор матча не смогли найти каких-либо следов ошибок в протоколе». После матча инспектор Равиль Самедов убедил москвичей подписать протокол, хотя им нужно было писать протест. А вот в 1993-м партию переиграли.

Фомин на Олимпиаде-1996 / фото: fivb.com

«Вся эта ситуация с переигровкой, безусловно, отразилась на исходе финала. Мы приезжаем в отель, но никто не может заснуть – все перевозбуждены. Но это полбеды. Нагрузка получилась серьёзная и у всех ноги сводило судорогой. Доктор ходил и раздавал соль, – рассказывает Фомин. – С Кубой мы всегда жёстко боролись, но игровых деталей того полуфинала не помню. А вот финал остался в памяти – мы провели его очень плохо».

В полуфинале с Кубой Фомин за все партии набрал 19 очков, а если считать отыгранные подачи, то 68! Он реализовал 65 из 90 атак (72%). Вторым по результативности стал Шатунов – 11+19. Уникальную статистику матча нам любезно предоставил известный волейбольный комментатор Владимир Стецко.

«В те годы сбором статистики мало кто занимался. Иногда журналист Лев Россошик ездил со сборной и её добывал. А статистику полуфинала с Кубой вручную считал Юрий Фураев, который тогда был вторым тренером у Виктора Радина. У него была специальная тетрадка, куда он записывал все данные. Он однажды дал мне её на один день и я частично переписал её. Даже не знаю, существует ли эта тетрадка сейчас – Юрий Петрович скончался в 2010 году. Примерно до 1996 года статистические данные по сборной России формировались с его помощью», – рассказал нам Стецко.

Надо сказать, что в российском волейболе в целом пренебрежительно относятся к цифрам и серьёзным статистическим вехам. Когда-то газетой «Спорт-Экспресс» и ВФВ совместно был учреждён символический Клуб Тетюхина для игроков, сыгравших за национальную команду более 200 матчей. Был и Клуб Фомина для игроков, набравших более 2000 очков за сборную. Но со временем всё зачахло.

Например, во время Олимпиады в Токио Максим Михайлов вышел на первое место в списке лучших бомбардиров сборной России (3022 очка), опередив Сергея Тетюхина (3002 очка с учётом отыгранных подач). Большое событие, которое было достойно освещения, но федерация этот момент упустила.

После матча с Кубой россиянам не хватило сил на Бразилию

Вернёмся к Мировой лиге-1993. На финал в стартовом составе вышли Фомин, Кузнецов, Шатунов, Руслан Олихвер, Евгений Красильников, а Илья Савельев заменил травмированного Митькова. Тогда ещё играли без либеро, поэтому большие игроки и принимали, и защищались. Уставшие россияне проиграли Бразилии первый сет с разгромным счётом 2:15. У олимпийских чемпионов бразильцев феерил связующий Маурисио Лима – российский блок не успевал за его скоростными передачами. Чаще всего их замыкал будущий MVP турнира Джованни Гавио. Подопечные Радина дальше навязали борьбу, но всё равно проиграли следующие две партии – 13:15 и 9:15.

«После полуфинала с Кубой была сильная психологическая и физическая усталость. А времени на восстановление намного меньше, чем у бразильцев. В финале мы не смогли показать такой же уровень игры, а бразильцы тогда были мощные», – сказал в интервью «БО Спорт» Шатунов.

Олег Шатунов в 1992 году / фото: vc-dynamo.ru

На групповом этапе Россия и Бразилия обменялись домашними победами (2–2). Тогда в турнире принимали участие 12 сборных, разбитых на две шестёрки. В них они в два круга сыграли спаренные матчи, а затем по две лучшие выходили в «Финал четырёх». Команда Радина выиграла 17 из 22 матчей и завоевала первую в истории медаль, выступая под флагом России. А также заработала чек на 300 тыс. долларов. Бразильцы получили за победу в турнире 1 млн долларов.

«Было обидно, что упустили большие премиальные. Не скажу, что мы тогда бедствовали, но от федерации точно не получали ни копейки. Более того, нас даже не оформляли на лето спортсменами-инструкторами. Из-за этого лично у меня в трудовой книжке есть большие пробелы. А Мировая лига была турниром, где мы могли заработать. Это всегда было дополнительной мотивацией», – признался Фомин.

Впрочем, звезда мирового волейбола 90-х всё-таки получила приличное денежное вознаграждение благодаря индивидуальным наградам. Фомин был признан лучшим нападающим и лучшим подающим «Финала четырёх». В том году он привёл итальянскую «Равенну» к победе в Кубке чемпионов, а ранее становился лучшим игроком Евро-1991 и Кубка мира-1991 в составе сборной СССР.

Игрок «Автомобилиста» Шатунов в Сан-Паулу получил приз лучшему блокирующему. Как и сейчас, тогда за личные награды давали по 10 тыс. долларов.

«Этот личный титул был и остаётся для меня очень ценным. А деньги за него были сумасшедшими. Первое, что я купил – бордоского дога. Щенок стоил около тысячи долларов, – вспоминает Шатунов. – В нашу страну тогда только начали завозить экзотические породы собак. Разумеется, всерую, без всяких ветеринарных справок. Мне в этом плане не повезло. Оказывается, у щенка с детства был подкожный клещ. Собака съездила со мной на сезон в Италию, где я играл за «Кунео», а затем начались осложнения».

В том же 1993 году сборная России стала бронзовым призёром чемпионата Европы, а вот в Мировой лиге в следующий раз поднялась на пьедестал почёта только в 1996 году, обыграв в матче за «бронзу» всё тех же кубинцев.

Мировая лига-1993. Полуфинал

Россия – Куба – 3:1 (15:10, 16:14, 14:9, 15:13, 12:15, 15:10)
30 июля. Сан-Паулу. Арена «Ибирапуэра». 11000 зрителей
Россия: Красильников (3+2), Шатунов (11+17), Фомин (19+49), Митьков (2+8), Олихвер (4+29), Кузнецов (9+21) – старт; Орленко (2+1), Савельев (3+4), Шишкин (1+3).
Куба: Диаго, Мильян, Вантес, Й. Эрнандес, Санчес, О. Эрнандес – старт; Брукс, Николас, Диспейн, Карвахал.

Алмаз Хаиров
Оценка текста
+
129
-