Пока карта болельщика есть только у 36% «Ак Барс Арены».
Совсем недавно «Ак Барс Арена» собрала 41 тыс. болельщиков в матче за Суперкубок России между «Зенитом» и ЦСКА, а вот посещаемость первого домашнего матча «Рубина» с «Оренбургом» 30 июля вызывает беспокойство. Причина этому – карта болельщика, с которой Татарстан должен был столкнуться ещё в прошлом сезоне, но после вылета «Рубина» из премьер-лиги свидание пришлось отложить на год. И хотя все уже успели свыкнуться к Fan ID в российском футболе, фанаты по-прежнему бойкотируют карту. Есть проблемы и в технической части.
О нюансах подготовки – в материале «БИЗНЕС Online».
Падения в посещаемости не избежать?
Для успешного возвращения в РПЛ «Рубину» мало просто выигрывать нужно, чтобы эти победы увидело как можно больше людей. Но сделать это с Fan ID трудно. После внедрения карты болельщика вопрос был не в том, упадёт ли посещаемость, а в том, насколько. Картина в других клубах РПЛ не радует. Средняя посещаемость «Зенита» упала с доковидных 39,4 тыс. в сезоне 2019/20 до 30,6 тыс. в 2022/23, «Спартак» зафиксировал падение с 21,8 тыс. до 10,9 тыс., у ЦСКА было 12,6 тыс. зрителей, а стало 9,1 тыс.
«Рубин» собирал в прошлом сезоне Первой лиги 7,7 тыс. зрителей и пока рискует не удержать даже этой планки в премьер-лиге. Карту болельщика к текущему моменту оформили 15,4 тыс. болельщиков – такими данными поделились с «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минцифры РТ. Это 36% от общей вместимости «Ак Барс Арены», которую сайт РПЛ оценивает в 42 398 мест. Как мы понимаем, все 15,4 тысяч обладателей Fan ID не будут исправно ходить на каждый матч.
Промо-кампанию по Fan ID «Рубин» начал 27 мая после матча 29-го тура с махачкалинским «Динамо», когда стало понятно, что казанская команда оформит прямой выход в РПЛ (до этого момента в клубе не решали напоминать зрителям о карте болельщика). На матче с «Динамо» оформить паспорт можно было прямо на стадионе, после чего пройти на игру бесплатно. В этот день на футболе впервые применили практику выездных МФЦ – грубо говоря, палатка с необходимой аппаратурой. На каждую требуется по три человека, которые прошли специальное обучение. Выдавать карту, к слову, может не каждый сотрудник МФЦ и не каждый центр (из 12 центров, работающих в Казани, только десять одобряют выдачу Fan ID – их список можно найти на «Госуслугах»).
К тому моменту Fan ID уже был у 4,4 тыс. татарстанцев. В день матча к ним прибавилось ещё 100 человек. Эксперимент признали удачным, и «Рубин» во взаимодействии с министерством спорта и цифровизации РТ продолжил практику выездных МФЦ.
Идём на заводы
Затем палатки были в парке «Урам» во время празднования Дня молодёжи, на «Ак Барс Арене» на полуфинальных матчах Медиалиги и игре за Суперкубок России, а также на базе «Рубина», где прошла встреча команды с болельщиками.
Выездные МФЦ побывали не только на крупных мероприятиях в Казани, но и на крупных предприятиях. «Казаньоргсинтез», «Нэфис», авиационный и вертолетный заводы и многие другие тоже включились в продвижение карты или включатся в ближайшее время. Сначала сотрудников уведомляли, что к ним придут сотрудники МФЦ, затем они подавали заявку через «Госуслуги», в назначенный день проходили процедуру идентификации личности и получали свой айди. Также заявлялось, что оформить Fan ID предложено всем сотрудникам муниципальных школ, достоянием интернета стало письмо минспорта РТ, разосланное по всем ведомствам, с просьбой поддержать «Рубин».
Но если с административной работой все в порядке, то на разъяснительную акцента явно не делается. В примеру, в клубе не стали призвать к оформлению карты на личных примерах: главный тренер Рашид Рахимов, лидеры команды Джоэль Фамейе, Виталий Лисакович, Олег Иванов и все другие футболисты, включая новичков-легионеров, получили паспорт, но сделали это в закрытом режиме. Представители МФЦ приехали на базу почти сразу после завершения сезона и там присвоили айди всем сотрудникам. Игроков и тренеров планируют подключать к продвижению Fan ID уже после старта сезона.
К слову, процедура для самого клуба была производственной необходимостью. На «Ак Барс Арену» в дни матчей нельзя будет пройти без Fan ID. Он нужен будет всем футболистам, тренерам, судьям, стюардам, телевизионщикам. Даже сотрудники службы безопасности, которые будут контролировать наличие карты, должны проверить её друг у друга. Также без Fan ID не пройдут те, кто пойдёт не на футбол, а в фитнес-клуб и к другим арендаторам «Ак Барс Арены».
В «Рубине» прогнозируют, что, как и с продажей билетов, основная масса которых расходится в день матча за считанные часы до игры, люди побегут за Fan ID в последний момент. Абонементная и билетная программы, кстати, тоже были скорректированы с учетом Fan ID. Стоимость билетов на ряд определенных секторов составляет всего 50 рублей. В разработке специальный телеграм-бот, в котором болельщики смогут получить всю необходимую информацию о получении карты болельщика, на сайте размещена информация о получении карты.
Болельщики «Рубина» бойкотируют Fan ID
Кто точно не настроен оформлять Fan ID, так это активные болельщики «Рубина». Их количество можно оценить в 100–150 человек – это малочисленная группа на фоне всего стадиона, но очень шумная и авторитетная в определённых кругах. В своих соцсетях фанаты «Рубина» высказали свою позицию еще 4 июля. Они назвали руководителей «Рубина», призывающих оформить Fan ID и ходить на матчи, «временными» (в противовес самим фанатам, бесконечно преданным клубу), а также заявили, что тем не знакомы понятия «принципы» и «верность своим идеалам».
Также в фан-сообществе напомнили, что поддерживали клуб в самые тяжёлые времена, в том числе после вылета «Рубина» в ФНЛ, но делать этого с Fan ID не готовы. «Наш клуб – это огромная часть нашей жизни. Однако в этой жизни есть и принципиальные моменты, переступить через которые сродни измене самому себе», — написано в сообщении. Общий пафос заявления понятен, вот только из него тяжело уловить, какой именно реакции ждали в фанатской среде от «Рубина». Что должен был сделать казанский клуб? Единственным в России восстать против Fan ID?
Причины бойкота рубиновских ультрас лежат на поверхности, подсказывают наши собеседники. Во-первых, фанаты не хотят выделяться на фоне своих собратьев в футбольных кругах. От Fan ID отказались в «Зените», «Спартаке», ЦСКА и фан-сообществе других клубов. «Ахмат» до последнего колебался, но в мае тоже присоединился к этому флэшмобу. Фанаты «Балтики», которая вышла в РПЛ одновременно с «Рубином», тоже не намерены посещать матчи в дальнейшем. Не лезть же вперёд всех? Во-вторых, фанаты опасаются остаться без своих лидеров, которые в силу хулиганского бэкграунда, вряд ли пройдут через процедуру Fan ID.
В любом случае, позиция самого «Рубина» не меняется: не мы вводили Fan ID, и не нам его отменять. «Закон принят, и он равен для всех», — говорил в интервью «БИЗНЕС Online» президент казанского клуба Марат Сафиуллин.
Новый фан-сектор?
О позиции фанатов в «Рубине» узнали ещё по ходу прошлого сезона, когда клуб провёл с ними встречу и попытался навести мосты. Примерно в тот момент на клуб наложили штраф за нецензурные кричалки фанатов и закрыли целую трибуну на последний домашний матч сезона с «Динамо». Не лучшее начало отношений.
Несмотря на это, клуб ещё пытается найти некий компромисс с фанатами и «уважить» их. Лояльного курса к фанатам, бойкотирующим Fan ID, придерживаются не только в «Рубине». Похожей тактики придерживаются во всех клубах премьер-лиги. Дальше всех в этом продвинулся «Зенит»: питерцы организуют фанзоны на площадке у стадиона для без бойкотировавших Fan ID. Убедительной пропаганды карты болельщика нет и у РПЛ с РФС. Это лишний раз указывает, что решение о паспорте болельщика принималось без учёта мнений футбольного сообщества и пришло откуда-то «сверху». Исполняют его без энтузиазма.
Однако понятна и логика властей. В очередной раз о необходимости Fan ID напомнил тот же матч за Суперкубок, который прошёл в субботу в Казани. На самой игре ультра не жгли файеры, не использовали нецензурные заряды, не устраивали драк. Но для этого еще до игры правоохранительные органы задержали 196 человек, которые буянили вне арены.
Фанаты у «Рубина», может быть, не такие шумные, как в Питере и Москве, но тоже пользуются определённой репутацией. Каждый год в Казани рассматривают по три-четыре дела с запретом на поход на стадион того или иного болельщика. В последний раз фанаты отличились в прошлом году во время матча с «Уфой»: тогда на поле выбежало четыре фаната, один из которых продемонстрировал нацистскую символику, и они устроили драку с болельщиками гостевой команды. Можно вспомнить много других эпизодов, самый яркий из них случился в 2014 году: тогда во время матча с «Торпедо» фанаты вообще устроили пожар на «Ак Барс Арене». После игры задержали порядка 500 человек.
Сейчас вовсю идут разговоры, что «Рубин» якобы создаёт параллельный фан-сектор. На самом деле на клуб просто вышла группа инициативных студентов, которые выразили готовность активно поддерживать команду на матчах. Мешать им никто в «Рубине» не стал.
«Ак Барс Арене» нужны новые турникеты и камеры
Впрочем, ожидаемый бойкот ультрас – не главная болевая точка для «Рубина» в этой теме. Главная – техническая готовность «Ак Барс Арены» к системе Fan ID. Стадион уже сталкивался с картой болельщика на Кубке конфедераций-2017 и чемпионате мира-2018. Тогда, напомним, карты заменяли иностранным туристам визу. Под систему закупалось оборудование, которое хранится в Казани по сей день. Однако просто взять и перенести его на матчи РПЛ нельзя.
С похожими проблемы сталкивались другие клубы, просто сделали это они на год раньше. Согласно данным, которые привёл Sports.ru, подстройка к Fan ID обошлась стадионам в следующие суммы.
- «Открытие Арена» («Спартак») потратила 200 млн рублей; «ВЭБ-Арена» (ЦСКА) – 122 млн
- «ВТБ Арена» («Динамо») – 70 млн
- арены «Сочи», «Ростова», «Урала», «Нижнего Новгорода» и «Крыльев Советов» – 55,8 млн
- Центральный стадион в Воронеже («Факел») – 54 млн
- меньше всего на эту процедуру ушло у «Газпром Арены» («Зенит») и «Лужников» («Торпедо») – по 10,6 млн.
В Казани приняли коллегиальное решение сэкономить на всём что возможно, а также воспользоваться правом, которое даёт РПЛ, разделить работы на два этапа: сначала поставить то, без чего не обойтись, а всё остальное докупить уже после старта сезона. В итоге получилась сумма, которую можно установить через портал госзакупок. На сегодня у АО «Казань Арена» можно насчитать тендеров на 43,1 млн рублей. Самый дорогой из них касается «модернизации системы видеонаблюдения» – 29,5 млн. Камеры – тот пункт, где наследие ЧМ-2018 совсем не помогает. Требуется новое оборудование с системой распознавания лиц.
В последнее время высказываются опасения, что у Татарстана не получится всё закупить и установить до первого матча «Рубина». Сроки в самом деле экстремальные – осталось меньше двух недель. Но министр спорта РТ Владимир Леонов, который курирует работы, на прошлой неделе был полон оптимизма. «У нас первый матч будет 30 июля с «Оренбургом». Мы проведем тесты после Суперкубка России и к этой дате всё будет готово. У нас есть дорожная карта по этому вопросу, мы следуем ей», – говорил он на пресс-конференции перед встречей «Зенита» и ЦСКА.
Источник «БИЗНЕС Online», знакомый с ходом работ, заверил, что с установкой всей системы на «Ак Барс Арене» точно успеют до первого домашнего матча «Рубина». Уже на следующей неделе можно будет проводить тестовые мероприятия. При этом, отметил наш собеседник, с закупкой оборудования в Казани медлили до последнего. Обсуждения велись ещё в прошлом сезоне, однако, никто не хотел запускать процесс, пока «Рубин» окончательно не завоевал себе право вернуться в премьер-лигу.
Если установить аппаратуру под Fan ID сложно, то оформить саму карту болельщика легче простого. В этом убедился корреспондент «БИЗНЕС Online». Весь процесс занял буквально 15 минут, из которых пять ушло на очередь в МФЦ. Подозвав к себе, сотрудник центра попросил паспорт и номер телефона, после чего моментально отпустил. Номер был присвоен в тот же день. А если вы воспользуетесь системой биометрии или загранпаспортом нового образца, вам даже не нужно будет никуда идти – достаточно пройти несложную процедуру в интернете.