За трансферы теперь отвечает Дзюба.
В самый разгар летнего трансферного окна «Рубин» прекратил сотрудничество со спортивным директором Эдуардом Сафоновым – всего через полгода после его возобновления. История начиналась красиво: не чужой для клуба человек экстренно вошел в «спасательную команду» для выполнения ключевой задачи – возвращения в РПЛ – и в конце сезона вместе со всеми получил золотую медаль. Почему пути клуба и функционера вновь разошлись?
Никаких конфликтов?
Об уходе Эдуарда Сафонова стало известно после заседания попечительского совета «Рубина». Почему за месяц до старта РПЛ клуб пошёл на такой шаг? «Спорт-Экспресс» полагает, что всё дело в разных взглядах спортивного директора и главного тренера Рашида Рахимова на селекцию, и в конфликтной ситуации руководство отдало предпочтение наставнику-триумфатору.
Сам Сафонов заверил «БИЗНЕС Online», что дело в другом: «Причина проста: после операции у меня некоторые проблемы со здоровьем, из-за чего я не могу посвящать всё время работе. Она подразумевает быть на связи всегда, особенно сейчас, когда ведутся переговоры. Уйти из «Рубина» было моим решением. С руководством остались в дружеских и уважительных отношениях. Конфликт с Рахимовым? Такого не было. Считаю, полгода получились плодотворными. Рад, что выполнили главную задачу – вернулись в премьер-лигу».
Наш источник в клубе тоже опроверг информацию о конфликте между Сафоновым и Рахимовым, отметив, что в процессе селекции споры между специалистами возникали, но это были рабочие моменты. Пока что единственный трансфер – Мачея Рыбуса – был оформлен при непосредственном участии Рахимова во взаимодействии с Сафоновым. Главный тренер высказал свои пожелания – спортивный директор провел сделку.
Также наши собеседники добавляют, что Сафонов удачно вписался в новую управленческую команду клуба, представил свою идеологию, похожую на систему американских клубов, где всю селекцию определяет только генеральный менеджер/спортивный директор, а главный тренер о трансферах может узнавать уже по факту. Однако полноценно убедить клубное правление в верности подхода, по всей видимости не сумел.
Приглашение Сафонова в Казань (это произошло полгода назад) выглядело логичным и в какой-то степени даже символичным, ведь «Рубин» был первой командой в карьере Эдуарда. После Рустема Сайманова из руководителей остался лишь спортивный директор Олег Яровинский, у которого был действующий контракт с клубом. Теоретически он мог бы продолжить работу в клубе, но у Яровинского не было ни какого интереса работать с новым руководством без прежнего главного тренера Леонида Слуцкого и его штаба. С Олегом расстались просто – расторгнув контракт по обоюдному согласию сторон. Не углубляясь в долгие поиски после Яровинского выбрали Сафонова. Да и возможности для долгих выборов и поисков у Сафиуллина и Ко не было. Нужно было принимать массу решений здесь и сейчас. Эдуарда пригласили в «Рубин», чтобы он максимально быстро смог утрясти дела после смены власти. Истекающие контракты, поиск новичков, – всё это входило в юрисдикцию Сафонова. С этой задачей он справился.
Выходит так, что специалист застал два эпохальных для «Рубина» события. В 2003–2005 годах, когда он был помощником директора и техническим директором клуба (и в том числе участвовал в трансферной деятельности), «Рубин» ворвался в элиту российского футбола и в первом же сезоне (2003) выиграл «бронзу». Сегодня «Рубин» вновь добился повышения в классе, и вновь Сафонов был при делах. Кстати, он выходил в РПЛ ещё и с «Оренбургом» в сезоне 2017/18. После Казани он везде обязательно занимался трансферными делами клуба, хотя занимаемые им должности этого вообще не подразумевали. Например в «Тамбове» Сафонов числился как переводчик, в «Оренбурге» – как тренер-консультант, а в «Кубани» – как генеральный директор.
Шесть месяцев в «Рубине»
В зимнее трансферное окно «Рубин» усилился Максимом Ширяевым, Мераби Уридией и Димитаром Митковым. Если по переходу первых двух переговоры с «Нефтехимиком» велись вместе с Дмитрием Самаренкиным, то Митков – креатура Сафонова. Тогдашний главный тренер Юрий Уткульбаев просил высокорослого нападающего, и Эдуард нашел такого в Болгарии. Миткова взяли в аренду на оставшуюся часть сезона, но всё, чем запомнился болгарин в «Рубине», – 0 голов в 11 матчах.
Во время работы Сафонова казанский клуб потерял Илью Самошникова: защитник покинул Казань в статусе свободного агента и в клубе очень огорчены тем, что самый дорогой актив команды ушёл бесплатно. По информации «БИЗНЕС Online», футболист некорректно повёл себя в отношении менеджера. Самошников зимой заявил, что находится без контракта и у него нет ни с кем договоренностей. «Рубин» подготовил предложение и вступил в переговоры. И в этот момент футболист сообщил, что всё уже решено – с «Локомотивом». Говорят, Самошников не рассказал о договоренностях, поскольку боялся, что из-за них в оставшуюся часть сезона руководство будет относиться к нему по-другому. Шансов сохранить игрока в команде не было, он всё для себя решил еще при прежних руководителях клуба.
Расторгли соглашения с казанским клубом Артём Попов, Игорь Горбунов, Александр Беленов, уйдя в другие команды в статусе свободных агентов. Продать этих футболистов вряд ли было возможно. Тут важнее было грамотно расторгнуть контракт, чтобы не продолжать платить людям, на которых клуб не рассчитывает.
Селекцию в «Рубине» вести крайне сложно. Иностранный рынок ограничен, а российский круто перегрет московскими клубами, «Зенитом» и агентами. Помимо Рыбуса, в «Рубин» прочили разных игроков, но до Казани они так и не добрались. Финансовые запросы Алексея Сутормина клуб удовлетворить не смог, Сергей Терехов в переговорах взял паузу и рассматривал Казань вторым или третьим вариантом для продолжения карьеры, Егор Сорокин и Шапи Сулейманов слишком дорогостоящие игроки для «Рубина». Накануне сербские издания сообщили об интересе казанцев к 28-летнему черногорскому центральному защитнику «Партизана» Игорю Вуячичу. Возможно, именно он станет вторым новичком команды в это межсезонье.
По словам Сафонова его преемником станет Константин Дзюба, который с 2018 года работает в «Рубине» исполнительным директором. Он оказался в Казани по инициативе Курбана Бердыева. Дзюба – уроженец Смоленска и сын бывшего генерального директора местного «Кристалла» Юрия Дзюбы, у которого Бердыев начинал карьеру в России. В середине 2000-х воспитанник «Спартака» Дзюба играл за «Рубин-2», а потом вместе с отцом занимался поиском игроков для казанской команды. В 2015–2017 годах был исполнительным директором «Ростова». Отметим, что образование позволяет занимать Константину разноплановые должности: по окончании Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма он уехал в США для обучения в университете Бэри спортивному менеджменту, а стажировку проходил в клубе американского футбола «Майами Долфинс».
Летняя пауза в чемпионате позволяет «Рубину» проводить более тонкую настройку системы. Выбирать не только кризисных менеджеров, а уже действовать на перспективу. Очевидно, что веса и влияния у Рахимова в клубе станет больше, однако это точно не будет повторением авторитарности Бердыева. В клубе уже создана система сдержек и противовесов: есть опытный генеральный директор, есть правление, есть, наконец, президент клуба, который слушает мнение всех, но последнее слово оставляет за собой.