комментарии 2 в закладки

«Первый шаг к тому, что команда перестанет существовать». Переедет ли «Торос» в Уфу?

«Салавату Юлаеву» так может быть выгоднее.

По ходу прошлого сезона и в межсезонье у «Салавата Юлаева» скопилась масса вопросов. Почему команда вылетела уже в первом раунде и будет ли перестройка? Что с допингом у игроков «Толпара»? Что с финансированием и долгами по зарплате? Также пошли слухи и разговоры о том, что руководство клубной вертикали всерьёз хочет перевезти в Уфу «Торос» – фарм-клуб из ВХЛ. Как оказалось, менеджеры сами запустили эту тему в прессу, чтобы прощупать почву и узнать мнения. Так переедет ли «Торос»?

Семён Вязовой / фото (здесь и далее): hctoros.ru

В «Салавате» хотят, чтобы всё было рядом  

Переезд команды из Нефтекамска может быть выгоден с точки зрения управления всей вертикалью. Никто не скрывает, что «Салават» – это флагманский клуб, в который вкладываются основные средства – как материальные, так и кадровые. «Торос» – фарм-клуб. Будет побеждать – хорошо. Но главное, чтобы обкатывал молодёжь во взрослом хоккее ВХЛ и давал шанс проявить себя другим. «Торос» в любом случае отличается от команд типа «Югры», «Кузни» или недавней «Лады», которые заточены на результат в ВХЛ.

Из хоккеистов, уже успевших зарекомендовать себя в первой команде, за последние годы в Нефтекамске хотя бы немного, но поиграли Алексей Пустозёров, Данил Башкиров, Данил Алалыкин, Шакир Мухамадуллин, Ярослав Цулыгин, Егор Сучков, Данил Аймурзин, Родион Амиров. И это далеко не полный список. Есть игроки, как Артём Пименов, которые дозревали в «Торосе». Или как Глеб Кузьмин, которые укрепляют команду и не выпадают из ритма, когда временно теряют место в основе «Салавата». Или вот вратарь Семён Вязовой, который за счёт убедительной игры в фарме в следующем сезоне получит шанс в основе.

Бывает, что молодые игроки часто мотаются туда-сюда между командами структуры, что в, случае с «Торосом», при интенсивном графике, оказывается немного проблематично. Ехать от Уфы до Нефтекамска почти три часа. Такие поездки могут выматывать. Очень редко находится время проверять фарм и у руководства «Салавата». Зато есть примеры Казани, Екатеринбурга или Челябинска. Фарм-клубы «Ак Барса», «Автомобилиста» и «Трактора» находятся в одном городе с первой командой. Хотя у «Ак Барса» есть ещё один аффилированный клуб ВХЛ в Альметьевске – «Нефтяник». Но это лишь говорит о мощи хоккейной системы Татарстана. В любом случае, примеры соседей у уфимцев перед глазами.

Алексей Пустозёров

«Трудно ответить на этот вопрос, тут есть несколько факторов. Может быть, это не очень удобно в плане логистики. Помню, что в своё время мне и другим ребятам приходилось ездить между системами МХЛ, ВХЛ, КХЛ, и в нашем случае много времени тратилось на переезды между городами, – сказал в интервью «БИЗНЕС Online»  Пустозёров. – Но это не было большой проблемой, воспринимали как должное, так как ехали играть в хоккей. Да и таких ребят как мы, которые постоянно ездили туда-сюда, было не так много. Поэтому не считаю этот момент принципиальным. Чуть помотаться придётся пацанам, но зато в Нефтекамске будет хоккей».

У «Тороса» упала посещаемость  

Это вторая причина возможной смены прописки «Торосом». В Нефтекамске  живёт около 132 тыс. жителей. Открытый в 2007 году ледовый дворец спорта вмещает 2000 человек. Но на матчи команды в регулярном чемпионате в прошлом сезоне в среднем приходило 700–800 человек с увеличением показателей примерно в полтора раза на матчах плей-офф. Но это по официальным данным сайта ВХЛ. Руководство же апеллирует совсем разочаровывающими цифрами в 200–300 человек.  

И тогда, конечно, возникает логичный вопрос – а не утратил ли город интерес и нужен ли Нефтекамску хоккей в принципе? При переезде «Тороса» в миллионную Уфу на него наверняка будут ходить больше. Даже при учёте, что в городе есть «Салават», «Толпар» и «Агидель». Например, прошлой весной благодаря соцсетям на матч финала ЖХЛ удалось собрать почти полный (3,5 тыс.) дворец спорта. Пусть и хуже, но не критично были показатели на других матчах плей-офф. То же можно сказать и о МХЛ. Если «Салават» отдыхает или находится не в городе, то в Уфе будет интерес к любому другому хоккейному матчу. «Торос» вниманием не обидят. Да, у «Тороса» есть школа на 400 человек, но её можно оставить и продолжать эксплуатировать арену, а перевезти именно основу. 

«Я с теплотой отношусь к «Торосу» и Нефтекамску, хотя и провёл там немного времени. Мне давали набираться игрового опыта, болельщики ко мне хорошо относились, коллектив был правильный. В то время, когда я играл там пару лет назад, арена всегда была почти полная и это было классно. Но, насколько я знаю, сейчас посещаемость упала. Не знаю, с чем это связано. Необходимо понять, нужен ли нефтекамцам хоккей и насколько они в нём заинтересованы. Если нет, то, может, будет рационально перевести команду в Уфу. В таком случае это будет как раз удобнее в плане перемещений и для  уфимских ребят. Хорошо, они будут жить дома. Но все-таки будет жалко настоящих нефтекамских болельщиков», – считает Пустозёров.  

«Не должны обращать внимание на эмоциональные вещи»    

Так переедет ли «Торос»? В это межсезонье – точно нет. Об этом рассказал генеральный директор «Салавата» Ринат Баширов:  «Торос» будет играть в Нефтекамске. Я сам эту дискуссию начал, хотел стимулировать кое-какие процессы. Конечно, с точки зрения вертикали было удобно, если бы они играли у нас. Хотя Нефтекамск – это не так далеко, но всё равно нужно время. А здесь они все рядом и многие вопросы решались бы намного легче и эффективнее. Всё-таки задача подготовки игроков для главной команды – это приоритет. Я понимаю, что там и болельщики свои есть. Но перед нами стоит задача, которую мы должны выполнить и не обращать где-то внимание на эмоциональные вещи. И я говорил уже руководству «Тороса», что очень мало ходят. 200 человек – ну, это вообще. Сказал, что раз это никому не надо, то просто буду инициировать переезд. Но мы сейчас купили там новые борта, решили уменьшать площадку. Думаем, это будет полезнее для всех, и болельщики придут. Так что этот вопрос не актуален».

Ринат Баширов

Что помешает переезду команды? Как минимум, отсутствие арены в Уфе. Дворец спорта занят «Толпаром», «Агиделью» и частью школы. А «Уфа-Арену» эксплуатировать под матчи ВХЛ экономически невыгодно. Но в столице республики в одной из частей города собираются строить арену с трибунами, которую планируют отдать под нужды «Салавата». Однако строительство начнётся не раньше 2024 года. Также нужно оценить и лишний раз подумать – действительно ли Нефтекамск заслуживает лишиться профессионального хоккея? Очевидно, что запущенная дискуссия – это лишний повод руководству «Тороса» задуматься, как привлечь интерес к команде.    

«Хоккей в Нефтекамске однозначно нужно сохранять»  

Аргументом против переезда «Тороса» свидетельствует и история клуба. Он был основан в 1984 году, а обороты начал набирать во второй половине нулевых. Тогда в республиканский хоккей пришли большие деньги благодаря президенту республики Муртазе Рахимову. При нём топ-клубом с суперсоставом стал «Салават». Крепкий состав и фундамент появился и у «Тороса». По поручению Рахимова за полгода построили ледовую арену в городе. В результате – в начале следующего десятилетия «Торос» стал топом ВХЛ и за четыре года завоевал три Братины. Нефтекамская команда до сих пор остаётся самой титулованной в ВХЛ. 

Однако в последние годы «Торос» на спаде, что можно связать как с переориентированием на большее развитие молодёжи, так и с сокращением бюджета для всей структуры. Последним удачным для команды можно назвать сезон 2018/19. Тогда «Торос» занял третье место в регулярном чемпионате и дошёл до полуфинала в плей-офф. Но дальше – 9–13 место (в ВХЛ в плей-офф выходят 16 команд – ред.) и максимум выход четвертьфинал. «Я думаю, сейчас больше упор сделан на развитие молодых пацанов в клубе, поэтому из-за недостатка опыта результат не тот, на который рассчитывают. Надеюсь, что тренерскому штабу удастся сплотить молодой коллектив, чтобы «Торос» возвращался на топовые позиции», – говорит Пустозёров.

Ярослав Цулыгин

Конечно, новые победы вновь вернут к хоккею в Нефтекамске массовый интерес. Но будут ли делать на это особый упор внутри всей структуры? В любом случае, нельзя исключать, что вопрос о переезде «Тороса» может вернуться в следующем году. Но и тогда, и в любой другой момент найдутся противники данной идеи. Как, например, бывший директор «Тороса» Антон Леднёв, работавший в клубе с 2006-го по 2010 год.

«Это нереально – перевозить хоккей из Нефтекамска в Уфу. Там есть свои болельщики. Есть площадки, дворец, школа. Заниматься просто надо. Когда я был руководителем, у нас полный стадион был. Может, сейчас там недорабатывают какие-то моменты.     

Вообще, «Торос» нужен. Привезти в Нефтекамск команду ВХЛ было хорошей идеей. Другой момент, что обкатывать молодёжь – тоже правильно. Но, если не ставить цель занимать призовые места, то молодёжь не будет расти. А она должна расти на фоне опытных игроков, к которым будут тянуться. Должен быть баланс соответствующий. В любой команде любого уровня должны быть топовые игроки, звёзды. Своего уровня, но должны. Иначе интерес к команде пропадает, сама игра становится невыразительной. Представьте, что приезжает опытный хоккеист, который уже заканчивает карьеру. Дети из школы видят это, берут у него автографы. Смотрят, как он катается и играет. Соответственно, уже стремление больше у них становится.  

Хоккей в Нефтекамске однозначно нужно сохранять. Не знаю, как сейчас, но в моё время там было два фан-клуба. Очень много болельщиков выезжало даже за свой счёт. Также мастер-классы проводились, ведущие игроки не стеснялись и приезжали. Думаю, что это можно развивать и дальше. Если этим не занимаются, то, конечно, будет скачок вниз. Переезд «Тороса» в Уфу – это первый шаг к тому, что клуб и команда перестанут существовать», – сказал Леднёв в интервью «БИЗНЕС Online».

Максим Иванов
Оценка текста
+
20
-