Булат Мусин – о подготовке к чемпионату мира по корэшу в Менгере и деревенских Сабантуях.
«Когда начинал активно вести социальные сети, меня критиковали и говорили, что я выпендриваюсь», – сказал в интервью «БИЗНЕС Online» Булат Мусин. К 29 годам татарстанский батыр выиграл в корэше почти все что можно: становился чемпионом России, дважды побеждал на Кубке мира и дважды становился чемпионом мира по борьбе на поясах. А еще Мусин — один из самых популярных борцов России в социальных сетях: в «Инстаграме»* у него 15,6 тыс. подписчиков. Булат рассказал, почему не ездит на Сабантуй в родную деревню и реально ли прожить на одну зарплату борца.
«В своей деревне не выступаю — местные не хотят со мной бороться»
— Булат, в эти выходные в Казани пройдет чемпионат мира по корэшу. Можно ли назвать этот турнир главным стартом в вашей карьере?
— На данный момент да. Чемпионат мира именно по корэшу я ещё не выигрывал, побеждал на чемпионате мира по борьбе на поясах. Готовился в течение года. Отбор был необычным. Чемпионат Татарстана-2023 провести не успели из-за международного календаря. Вместо него состоялся турнир имени Мусы Джалиля, его сделали отбором на чемпионат России. Я в пятый раз выиграл этот турнир и отобрался на Россию.
— Как проходит подготовка к турниру?
— Хорошо. У нас были сборы, потом начались Сабантуи. Они проходят каждую неделю. Это отличный способ поддерживать форму. Старался не перегружаться, чтобы не получить травму.
— Сколько Сабантуев выиграли?
— Участвовал в 6–7 Сабантуях, выиграл 3–4.
— Как деревенские батыры относятся к тому, что приезжают соперники из других городов?
— Я в своей деревне почти не выступаю. Думаю, местные не хотят со мной бороться. Стараюсь не портить им настроение. Пусть борются между собой. Так даже интереснее.
— Разве ваши успехи не повод для гордости земляков?
— Раньше так и было. Но через пару лет, видимо, им стало надоедать, что я приезжаю и постоянно выигрываю. Многие радовались за меня после первой победы на районном Сабантуе, в дальнейшем такого уже не было. Конечно, есть персональные фанаты, они поддерживают.
— В этом году вас не позвали на Сабантуй в родной Новошешминской район?
— Звали, но я не приехал. В прошлом году меня не пустили на соревнования, потому что я выступаю за Казань. Приехал, потратил свое время, было неприятно. С тех пор решил не приезжать.
— А как воспринимают городских в других районах?
— По-разному. Некоторые относятся негативно, но многие радуются, если приезжает известный спортсмен.
— Чувствуется ли конкуренция на Сабантуях?
— Конкуренция будет всегда. Главное — атмосфера праздника. С детства отношение к Сабантую особенное, жду его целый год. В том году провел пять Сабантуев за три дня. Для меня это больше ощущение праздника, чем соревнование.
— Есть ли батыры, которые живут исключительно Сабантуями: ездят по районам, собирают призы и завершают сезон?
— Сейчас уже другое время. Раньше были четыре-пять мощных батыров, которые собирали все призы по Татарстану. Сейчас конкуренция в разы выше, даже машину выиграть сложнее.
— А вы помните, когда выиграли свою первую машину?
— Кажется, в 2017 году, тогда же выиграл первый Кубок мира по корэшу. Был очень рад, родители тоже порадовались за меня. Мне тогда было 23 года — очень приятно в таком возрасте выиграть автомобиль.
«Специфика правил корэш – изюминка татарской борьбы»
— Если вы победите на ближайшем чемпионате мира, то к 29 годам добьетесь всего в своем виде спорта. Откуда находите мотивацию заниматься корэшем?
— Если честно, чувствуется усталость. 29 лет уже серьезный возраст, пусть карьера у спортсменов моего веса и не такая короткая. Легковесам в этом плане тяжелее. Потому в этом году сделал акцент именно на корэше, борьбой на поясах пока не занимаюсь — взял годичный перерыв.
— В чем разница между борьбой на поясах и корэшем?
— Правила совсем другие. В борьбе на поясах нужно уложить соперника на спину. А в корэше необходимо сначала оторвать соперника от пола, а потом бросить. Акцент делается на бросках, это если объяснять совсем простым языком.
— Будут ли на чемпионате мира сильные соперники из других стран?
— Я несколько лет не участвовал в мировых соревнованиях по корэшу, особо никого не знаю. Есть ребята из Узбекистана, которые занимаются со мной во дворце единоборств «Ак Барс». Также неплохие спортсмены есть из Киргизии. Многие борцы из-за рубежа не понимают специфики бросков, ведь в других видах обычно укладывают на лопатки.
— На ваш взгляд, специфика правил мешает популяризации корэша?
— Нет, это изюминка татарской борьбы, это здорово. Допустим, есть вольная борьба или греко-римская, у них свои правила, а у корэша — свои. В этом отличие, повторюсь, своя изюминка.
— Какие борцы будут вашими основными конкурентами? Представители Татарстана?
— Я об этом даже не думаю, не имеет значения.
— Сколько схваток нужно выиграть для победы?
— Вы не поверите, но я даже сегодня, за день до старта соревнований, не знаю. Зависит от количества участников. Сначала спортсмены отправляют заявки, потом уже на месте проходит взвешивание. После взвешивания смогу сказать (смеется).
— Вы выступаете в категории до 100 килограммов. Соревновались ли в других весах?
— До 2018-го выступал в категории до 90 килограммов.
— У вас ведь тоже практикуется весогонка?
— Да, но я уже давно не гонял вес, потому что у меня есть определенный недобор. Раньше приходилось гонять, однажды сбросил шесть килограммов. Чем быстрее сбрасываешь, тем быстрее вес возвращается. Поэтому часто приходилось оставлять весогонку на последний день. Если гоняешь каждый день, то организм привыкает и изменить вес уже сложнее.
— Есть ли борцы, у которых реальный и соревновательный вес различается на 10–15 килограммов?
— Некоторые борцы выступают в категории до 100 килограммов, но их реальный вес почти на 10 килограммов больше. Бывает, встаю на весы и сравниваю: мой вес — 97, а у другого борца — 107. Хотя выступаем в одной категории. После весогонки мощь борца не уходит, но выносливость теряется.
— В последнее время ходят разговоры, что нужно установить ограничения по максимальному весу батыра. Это в первую очередь касается абсолютной весовой категории. Что вы думаете об этом?
— На официальных соревнованиях такое надо сделать, но на Сабантуях, на мой взгляд, это неприемлемо. Главное, чтобы борец победил, вес в данном случае второстепенен.
— Батыр — олицетворение мускулистого мужчины. Лишний вес смотрится не очень красиво...
— Да, я и сам всегда стремился хорошо выглядеть. Тело спортсмена показывает, как он работает.
— Какой у вас распорядок перед чемпионатом мира?
— Ем, сплю, понемногу тренируюсь, держу мышечный тонус. Но важно не перегореть.
«Когда начинал вести соцсети, говорили, что выпендриваюсь»
— У вас один из самых раскрученных инстаграм-аккаунтов* среди всех батыров в России. Что вас подвигло активно вести социальные сети?
— Тогда он бурно развивался, а я был молодым, было интересно заниматься этим. Раньше делал коллаборации с блогерами вроде Татар-малая, даже был небольшой доход. Сейчас уже женился, не до этого (смеется.) Хотя изредка могу что-нибудь выложить в сториз. Думаю, скоро буду делать больше постов.
— Я слышал, что внутри корэша не особо любят такую активность в социальных сетях. Вас не критиковали за это?
— Если честно, меня многие критиковали, говорили, что я выпендриваюсь. Причем не лично, а писали в интернете с фейковых аккаунтов. Но мне было все равно.
— Вы сейчас самый популярный батыр в соцсетях?
— Точно не могу сказать. Есть хорошие ребята из Тюмени и Нижнекамска, которые тоже стараются активно вести социальные сети. Если честно, меня радует, что появляется такая тенденция в корэше.
— Лайки вам ставит даже Рустам Минниханов. Какие эмоции были, когда увидели их?
— Сначала не поверил! Подумал, что это фейк. Вроде обычное фото, а лайк Минниханова стоит. Удивительно!
— Кто еще из звезд на вас подписан?
— Боец UFC Ринат Фахретдинов. Раньше общался с хоккеистами, но потом это как-то закончилось.
— Нужны ли корэшу элементы хайпа вроде того, что происходит в ММА?
— Нет, народ не поймет. Городским было бы интересно, но они за корэшем не следят. А для деревенских людей, думаю, даже слово «хайп» звучит дико. Популярность важна, но нужно выбрать подходящий формат.
— Бывает, что перед крупными соревнованиями борцы пытаются поддевать друг друга?
— Очень редко. Бывало, что нелицеприятные сообщения рассылали или меняли голос на видео.
— А во время боя вы пытались залезть под кожу сопернику?
— Нет, я стараюсь сохранять спокойствие. Как говорится, Бог дал, Бог взял. Нужно просто делать свое дело.
— Сделал ли корэш вас финансово независимым?
— Появились знакомства, некоторые люди помогли. Но если говорить о финансах, зарплата не очень большая, суммы не такие, как у футболистов и хоккеистов. Есть стипендии, но они сильно меньше, чем у спортсменов олимпийских видов спорта.
— Какой у вас месячный доход?
— Минимум 50 тысяч рублей. В соревновательный период бывает 100 тысяч и больше.
— У вас есть другая работа?
— Работаю тренером. Раньше тренировал в «Ак Барсе», а в этом году устроился в один из районов — приходится ездить на большие расстояния.
— Не обидно, что корэш не олимпийский вид спорта?
— Обидно, но у национальных видов тоже есть свои плюсы. У нас очень хорошая инфраструктура в сравнении с соседними регионами, например с тем же Башкортостаном. Может быть, когда-то корэш получит олимпийский статус. Я буду только рад. Если, например, на международном уровне появится влиятельный любитель нашего вида спорта, всё возможно. Если бы проводили постоянные турниры хотя бы на уровне Универсиады, было бы уже неплохо.
— Что еще можно сделать для популяризации корэша?
— Трудно сказать, людям из федерации виднее. Я все-таки спортсмен, а не маркетолог.
— Я слышал такое мнение, что батыры сами не любят притягивать лишнее внимание и не готовы развивать свой вид спорта.
— Да, мы же, татары, скромные ребята (смеется.) Сделали свое дело — тихо-мирно пошли домой. Особенно в деревнях всего этого не понимают. Но могу сказать, что постепенно спортсмены раскрываются. В Нижнекамске, Балтасях есть коммуникабельные батыры. Когда-то и я старался проявлять активность.
«Если хочешь стать чемпионом, нельзя воспринимать корэш как хобби»
— Вы из Новошешминского района. До скольких лет росли там и как оказались в Казани?
— Раньше в нашем районе не было условий для занятий спортом. А уже во время учебы в школе я играл в футбол, баскетбол, участвовал в районных соревнованиях. Участвовал в «Лыжне России» и «Кроссе нации». И даже в олимпиадах по математике и литературе. На Сабантуях отец заставлял бороться. Старался отбороться побыстрее и потом убегал играть с друзьями.
Учился в двух разных школах, сначала в одной деревне, потом — в другой. Несколько раз посещал секции борьбы, но не более. Позже секцию закрыли из-за травмы одного из борцов.
Помню, в 11-м классе взял манекен из школы и тренировался на нём. Потом начал ездить по Сабантуям. Сначала выиграл деревенский, затем районный среди молодежи и взрослых. Потом поступил в КАИ, где как раз учился мой брат. Появилась мечта попасть в секцию корэша во дворце единоборств «Ак Барс». После победы на районном Сабантуе позвали на соревнования в Казань, я был самым молодым борцом. С 2 сентября начал ходить в «Ак Барс».
— До переезда в Казань вы были самоучкой?
— Да, можно так сказать. У нас было несколько борцов, но каких-то особых навыков мы не получали. Занятия в районной секции вел учитель физкультуры.
— У вас были паузы в карьере из-за переезда?
— Нет, я заселился в общежитие в августе, до начала занятий по корэшу был еще месяц. Старался подготовиться, часто бегал в парке.
— Вам было важно попасть именно в корэш?
— Да, было желание чего-то добиться. Если я берусь за что-то, стараюсь прийти к цели.
— Городская молодежь не особо интересуется корэшем. В деревнях ситуация обстоит по-другому?
— Все зависит от человека. Если хочешь стать чемпионом, нельзя воспринимать это как хобби, нужно быть полностью погруженным в борьбу. В деревнях корэш — самый популярный вид спорта, а в городах все по-другому.
— У вас не было желания перейти в другой вид спорта?
— Нет. Но я занимался вольной борьбой для общего развития.
— Помните свою первую большую победу?
— В 2014 году победил на турнире Мусы Джалиля. Звоню отцу, а он не верит, что я выиграл. Да и я сам был в шоке. Соперник-башкир был значительно старше, но я одержал уверенную победу.
— Дагестанские борцы занимаются в зале сутками. Вы жили по такому же графику?
— Мы с друзьями часто посещали качалку по утрам, а вечером я ходил на корэш. Было время, когда занимался по три раза в день. Когда-то ходил даже на американский футбол, занимался с командой кроссфитом.
— Много было соблазнов после переезда из маленькой деревни в большой город?
— Сначала даже времени на это не было. Утром проснулся, потренировался, сходил на учебу, поел, опять сходил на тренировку — а время уже 10 вечера. Не могу сказать, что появились какие-то соблазны, но, может быть, чуть расслабился. В тот момент я сделал небольшой шаг назад, но взял себя в руки. Надо осознавать, если идешь не по правильному пути. Если осознал, значит, решил половину проблемы.
— Корэш — травмоопасный вид спорта?
— Количество травм зависит от уровня подготовки. Если человек умеет правильно падать, опасность серьезной травмы снижается. Нередко травмы случаются в схватках профессионалов с любителями. Последние не контролируют свои движения, часто травмируются при падении.
— У вас были серьезные травмы?
— Повреждал колено, мениск, связки. Слава Богу, операций не было. На сборах перед чемпионатом мира по борьбе на поясах был разрыв бицепса бедра на 40 процентов. Боролся с травмой. Мне сделали обезболивающие уколы, втер мазь, выпил таблетку и пошел в бой.
— Это связано с хорошей генетикой деревенских?
— Не имеет значения, из города человек или из деревни, тут гораздо важнее воспитание родителей.
— Какие у вас планы на будущее? До какого возраста планируете оставаться в корэше?
— Зависит от того, как сложатся обстоятельства, никто не знает, что будет завтра. Примерно до 35 лет еще смогу бороться, но конкретной возрастной планки нет. Даже в сравнении с тем, что было пять лет назад, суставы изнашиваются быстрее. На профессиональном уровне всегда работаешь на износ. Надо внимательно следить за здоровьем.
*принадлежит признанной экстремистской и запрещенной в России организации Meta
ДОСЬЕ «БО Спорт»
Булат МУСИН
Борец корэш и борьбы на поясах
Дата рождения: 29 июля 1994 года
Место рождения: деревня Чертушкино, Новошешминский район
Весовая категория: до 90 кг.
Главные достижения: чемпион России по корэш (2016, 2017, 2023), победитель Кубка мира по корэш (2017), чемпион России по борьбе на поясах (2019, 2020, 2022), чемпион мира по борьбе на поясах (2020, 2022), обладатель Кубка России по борьбе на поясах (2021), обладатель Кубка мира по борьбе на поясах (2021).