Дочь министра обороны готовит шикарную базу для спортсменов.
Стадион на восемь дорожек, олимпийский бассейн, 19 км велотрассы, медицинский блок и бюджет по меньшей мере в четыре миллиарда рублей – спортивный объект с такими параметрами задумали построить в Альметьевске для подготовки сборной России по триатлону. И, несмотря на тяжёлые реалии СВО, эта идея уже очень скоро может воплотиться в жизнь благодаря поддержке Ксении Шойгу.
«БИЗНЕС Online» разбирает амбициозный проект.
Шойгу об Альметьевске: «Локация отличная!»
Если вы считаете, что триатлон – лишь утеха состоятельных людей, желающих пройти «железную дистанцию» (4 км плавания, 180 км велогонки и 42,2 км бега), для вас может быть открытием, что вообще-то это олимпийский вид спорта со всеми вытекающими. У него есть своя федерация, свои сборные, свои официальные турниры. И в триатлоне Татарстан играет не самую последнюю роль, принимая различные турниры.
Например, в этом месяце Альметьевск принимал первенство России по триатлону-спринт – это когда спортсмены плывут 750 метров, катят на велосипедах 20 км и бегут 5 км. Соревнования посетил почётный гость – президент федерации триатлона РФ Шойгу. Казалось бы, цель поездки была банальной: пообщаться со спортсменами, вручить медали и дипломы, произнести торжественную речь. Однако по итогам поездки она сообщила у себя в соцсетях, что посмотрела локацию под строительство федеральной базы для подготовки триатлетов. Также Шойгу выложила фотографии, где мэр Альметьевска Тимур Нагуманов и его команда показывают ей эскизы будущего проекта.
«Локация отличная! Идеальный набор высот, насыщенный рельеф для велоподготовки, рядом есть открытая вода. Итог – площадка подходит как для организации полного цикла тренировок триатлетов, так и для проведения крупных международных и внутренних соревнований», – заключила президент федерации у себя в телеграм-канале.
Тем интереснее, что идея центра, по информации «БИЗНЕС Online», родилась по меньшей мере четыре года назад. В то время Татарстан шёл на сближение с Шойгу по самым разным направлениям: Казань стала регулярно принимать «Гонку героев», в 2017-м и 2018-м признавалась беговой столицей России по итогам серии «Забег.РФ», а в 2019-м организовала чемпионат Европы по триатлону. Всё перечисленное можно считать проектами Шойгу. Помимо проведения ЧЕ, столица РТ пошла на ряд мер по развитию у себя триатлона: доверила республиканскую федерацию надёжному и увлечённому куратору – вице-мэру Казани Денису Калинкину, который сам неоднократно проходил «железную дистанцию», оборудовала центр триатлона на базе Центрального стадиона, открыла первую бюджетную школу в стране по этому виду спорта, а также переманила старшего тренера сборной России Сергея Яковлева, который ныне возглавляет сборную Татарстана и служит важнейшим каналом коммуникации с Шойгу и федерацией триатлона.
За всё это Казань признали лучшим регионам в триатлоне, и на торжественной конференции татарстанцы высказали идею Шойгу: а почему бы не построить у нас масштабный объект по триатлону? Тогда бы в республике триатлет мог бы проходить все этапы подготовки – с самых ранних возрастов до профессионалов. Идея сразу же понравилась Шойгу, однако, прошло три года, прежде чем она приняла более-менее понятные черты и была официально озвучена ей в соцсетях.
И побегать, и поплавать, и прокатиться на велосипеде
Итак, что же это за центр триатлона? По задумке он должен стать идеальным местом для сборов, где триатлеты могли бы закладывать необходимую для соревнований форму и в плавании, и в беге, и в велосипеде. А также могли бы восстановиться от травм, пройти процедуры и, в конце концов, переночевать и отдохнуть.
Как известно «БИЗНЕС Online», изначально под центр рассматривались две локации – посёлок Юдино в Казани и площадка у водохранилища в Альметьевске. Обе точки лично осматривала Шойгу в прошлом году и остановила свой выбор на нефтяной столице РТ. Здесь больше свободного места под застройку, есть доступ к воде и лесной зоне, удобный для триатлона рельеф и перепад высот. Ещё был учтён фактор, что в Альметьевске чуть меньше соблазнов для спортсменов, чем в столице республики.
Единственный момент – логистика: добраться из Москвы до Альметьевска сложнее, чем до Казани, но с этим в федерации РФ готовы мириться. Тем более, сборная России уже проводит в нефтяной столице сборы в сужествующей инфраструктуре и делает это последние несколько лет. Наверняка при выборе места Шойгу учитывала и то, что вся мэрия Альметьевска во главе с Нагумановым и топ-менеджеры «Татнефти» занимаются триатлоном и регулярно участвуют в любительских стартах.
Перейдём к техническим параметрам объекта. На новом объекте планируется разместить:
- стадион с восемью беговыми дорожками (столько же, для сравнения, на Центральном стадионе в Казани), каждая шириной семь метров;
- олимпийский 50-метровый бассейн;
- зона для заплывов на базе Альметьевского водохранилища со стартом и финишем на площадке рядом с ипподромом;
- основная велотрасса длиной в 15 км в шириной в семь метров;
- велодорожки для маунтинбайка на 4 км – новое слово в этом виде спорта: горный велосипед входит в программу стартов про кросс-кантри триатлону, набирающему популярность в мире;
- детская велотрасса 1,2 км: в Альметьевске хотят готовить и юниорские сборные;
- ну и, наконец, гостиница на 160 мест – спортсменам же нужно где-то жить?;
- а ещё приятный бонус: медицинский центр с современной аппаратурой, где триатлеты могли бы восстанавливаться после больших нагрузок, проходить реабилитацию после травм, наблюдаться у специалистов.
Для бассейна, стадиона и медблока могут присмотреть место рядом с альметьевским ипподромом и майданом, где проходят Сабантуи. Альметьевское водохранилище может стать основным местом для заплывов, а в лесном массиве неподалёку должны расположиться велодорожки.
Всё перечисленное – полный комплект, который обсуждался с Шойгу и утверждался ей. Если удастся построить всё, тогда это будет настоящий рай для триатлонистов. Аналогов ему нет и не будет в ближайшее время во всей стране, если не в Европе. Нельзя исключать варианта, при котором проект поделят на различные этапы, которые будут реализовывать по мере поступления финансирования (допустим, сначала сделают велотрассу, потом стадион), или же пожертвуют какими-то приятными, но не совсем необходимыми вещами (например, медблоком).
Центр – предвыборный козырь Шойгу
Во сколько оценивается центр триатлона? По предварительным и скромным подсчётам, это 4–5 млрд рублей. Если подрезать стоимость, говорят специалисты, тогда центр лишится какой-то из своих важных составляющих, а этого допускать в федерации не хотят, поэтому ряд наших собеседников высказывают серьёзный скепсис по поводу перспектив такой затеи. Но у триатлетов есть серьёзный повод для надежды это Шойгу и её заряженность построить этот центр во что бы то ни стало.
Лично Шойгу, по нашей информации, уже просила помочь с финансированием республику и минспорта РФ. В сентябре президент федерации прибыла в Альметьевск на открытие школы «Адымнар». Там вместо третьего урока физкультуры детям преподают основы триатлона. Во время неформального общения с Рустамом Миннихановым Шойгу рассказала о проекте и попросила его поддержать. «Конечно, мы поддержим», – сказал, как передают очевидцы, президент РТ. Чуть позже состоялась встреча с представителями минспорта РФ. Там триатлетов не обрадовали: денег нет, а получить их можно только через сложную бюрократическую процедуру на самом высоком уровне. Федерацию триатлона, однако, такой вызов не испугал в силу статуса её куратора.
Для чего это Шойгу? Как объясняют наши собеседники, в следующем году её ожидают выборы – предстоит переизбираться на новый срок в федерации триатлона РФ. Пускай процедура это скорее номинальная, действующему президенту придётся отчитываться о своих успехах. А главный экзамен – Олимпийские игры – российскому триатлону сдать не удалось. В Токио наши спортсмены не выиграли ни одной медали, более того, один из них Игорь Полянский попался на допинге. А новенький центр дал бы хороший старт новому сроку Шойгу.
Помимо этих вещей, президентом федерации движет простое желание создать тренировочную базу для спортсменов. Аналогичные объекты есть у футболистов, хоккеистов, лёгкоатлетов, прыгунов в воду и многих других. Как говорится, чем триатлон хуже? А в Татарстане Шойгу окружают любители триатлона на высших должностях, с которыми у неё многолетние отношения. Так что выбор логично пал на республику.
Однако собрать несколько миллиардов на спортивный объект в реалиях СВО – фантастически сложная задача даже для Казани и Шойгу. Но ведь не просто так триатлетов называют «железными» людьми? Может быть, у них получится справиться и с этой задачей?