Ни один не хотел уходить из команды.
«Ак Барс» вступил в длительной период межсезонья. Больших перестановок в клубе ждать не приходится: у всех лидеров – действующие контракты. Безусловно, точечные изменения будут, скорее всего, и громкое подписание, однако всё это не в большом объёме.
Куда более интересным для «Ак Барса» выдалось межсезонье 2013 года. Всего за один месяц из клуба ушли Алексей Морозов и Данис Зарипов – две главные звезды казанского хоккея. Только та перестройка ничем хорошим не закончилась: клуб вылетел в первом раунде.
Как уходил Морозов?
«Я не могу сказать, что это было предложение. Мне сказали: «Если не трудоустроишься, то мы тебе поможем». Но соответственно уже на других условиях и с другими позициями в команде. Ну, как это расценивать? Как предложение? Ни один уважающий себя человек не захочет соглашаться», – так по завершении игровой карьеры вспомнил Морозов свой уход из Казани. Нападающий хотел остаться в команде, в которой выступал на протяжении 10 лет. С ней у Морозова было три чемпионства, и все он добыл в статусе капитана. Однако в один момент пути клуба и игрока разошлись.
Морозов не хотел понижения зарплаты – хоккеисту было важно сохранить прежний оклад перед скорым выходом на пенсию. В «Ак Барсе» же были иные интересы. В апреле последовало предложение игроку, однако оно было отклонено стороной Морозова. Хоккеист, который около недели находился в Казани и ждал нового контракта, дождался, по его словам, унизительного предложения. При этом переговоров в конце сезона можно было избежать и переподписать контракт по ходу сезона. Представители «Ак Барса» выходили на игрока ещё осенью 2012 года, однако, к соглашению прийти не удалось.
На прощание Морозову вручили орден «За заслуги перед Республикой Татарстан». Через два года под своды «Татнефть Арены» подняли свитер капитана. Сам же хоккеист не раз признавался, что не обижен на руководство «Ак Барса» из-за того ухода и сохраняет с ним хорошие отношения.
Сразу после «Ак Барса» Морозов отправился играть в ЦСКА, который на тот момент имел самые большие деньги в российском хоккее. Напомним, в 2011 году московский клуб перешёл под правление «Роснефти», боссы которой не скупились на дорогие приобретения. Чего только стоил переход Александра Радулова, за которого ЦСКА заплатил «Салавату Юлаеву» 260 млн рублей. Финансовые запросы Морозова московский клуб удовлетворил сполна – хоккеист год провёл в красно-белой форме, а затем завершил карьеру.
Как уходил Зарипов?
«Было очень непросто [уходить] после стольких лет в Казани, добившись таких результатов. Было недоумение, что придётся всё изменить», – спустя 10 лет вспомнил о своём уходе Зарипов. Как и Морозов, он не собирался никуда переезжать, а планировал играть в ставшей родной Казани.
Однако никакой конкретики в переговорах между «Ак Барсом» и Зариповым не было, до предложения дело тоже не дошло. «Но когда встал вопрос о продолжении моей карьеры в Казани, мы откровенно поговорили с руководством, и пришли к совместному решению – что пришло время и мне, и Алексею Морозову искать новые клубы», – отмечал Данис.
Предложений у Зарипова было не так много. На хоккеиста выходил ЦСКА, который хотел забрать нападающего на пару с Морозовым, однако интерес москвичей быстро развеялся. Следом поступил звонок из Магнитогорска, который тогда выстраивал звёздную команду. Годом ранее клуб подписал нападающего Сергея Мозякина – одну из главных звёзд тех времён. С ним в одной тройке и выходил Зарипов. «Я понимал, что для меня начнётся новый этап в моей хоккейной жизни. Все прекрасно видели, что с первого же матча у нас всё пошло на «ура», за четыре года в Магнитогорске мы добились неплохих результатов», – сказал хоккеист.
Через месяц после завершения контракта Зарипову тоже вручили орден «За заслуги перед Республикой Татарстан». Сделал это президент республики Рустам Минниханов. Хоккеисты же подарили президенту две клюшки.
Почему расстались с легендами?1. В спортивных кругах есть известное выражение, что годы идут, а игроки не молодеют. Морозову на момент ухода было 36, Зарипову – 32. В игре капитана чувствовался спад: хоккеист в силу возраста подсдал в скорости и резкости, а также стал меньше набирать очков. Не так сильно это касалось Зарипова, который играл примерно на том же уровне, что и всегда.
Однако, несмотря на возраст, Зарипов и Морозов были лидерами того «Ак Барса». В концовках важных матчей играли всегда они, то же самое – в большинстве. Роковой при принятии решения стала финальная серия Востчной конференции против «Трактора» (3–4). После двух матчей счёт в серии был 2–0 в пользу «Ак Барса», после четырёх 3–1 всё с тем же перевесом. Однако «Трактор» выиграл три матча подряд и выбил «барсов» из розыгрыша Кубка Гагарина. В тех встречах потерялся на льду Зарипов, Морозов же набрал 1+1.
2. Второй причиной расставания стали запросы хоккеистов по новому контракту. В 2008 году каждый из них подписал пятилетнее соглашение с одними из самых больших зарплат в лиге. Те Морозов и Зарипов были звёздами отечественного хоккея и вызывались как на чемпионаты мира, так и на Олимпиаду 2010 года. Большие деньги за игроков, за которыми пристально наблюдали клубы НХЛ, – обычная практика. Однако хоккеисты хотели всё те же суммы, из-за чего переговоры зашли в тупик.
3. Ещё одна причина расставания – отсутствие должного результата. «Ак Барс» с одним из наибольших бюджетов в лиге три года подряд не попадал в финал Кубка Гагарина. Конкуренты только усиливались – привозили топовых на уровне КХЛ легионеров, выращивали молодёжь, – тогда как казанцы играли примерно в одном и том же составе. Всё в том же «Тракторе» 2013 года результат делали иностранцы и молодые Валерий Ничушкин, Евгений Кузнецов, Максим Карпов, Егор Дугин и Антон Глинкин, которые получали большие минуты. В «Ак Барсе» же молодёжь привлекали неохотно – назревало время для перемен.
«В последний раз подобное было в 2005 году»
В 2013-м вместе с Зариповым и Морозовым клуб покинуло ещё семь игроков: защитники Денис Куляш и Вадим Хомицкий, нападающие Евгений Скачков, Яркко Иммонен, Николай Жердев, Лаурис Дарзиньш и Нико Капанен. Расстались со всеми по-разному: одних обменяли, с кем-то не подписали новое соглашение. Мог уйти и нападающий Алексей Терещенко, однако с ним контракт был продлён.
Вслед за этим последовали приобретения казанского клуба. На лидерские позиции взяли легионеров Шона Хешку, Тима Стэплтона, Криса Бурка и Томаша Винцоура. С первыми двумя в какой-то мере угадали: оба хоккеиста стабильно получали большие минуты на льду. Однако этого не скажешь о Бурке, с которым расторгли контракт через месяц после старта чемпионата, и Винцоуре, который сам признался в неудачном для него сезоне: «Времени было мало, на льду появлялся редко, только в концовке сезона стал чаще играть, стал увереннее».
Не угадали в «Ак Барсе» с подписанием Михаила Варнакова, которому предложили 4-летний контракт с зарплатой 100 млн рублей за сезон. Удачные переходы тоже были: в Казань забрали из «Салавата» Александра Свитова и вернули из-за океана Александра Бурмистрова.
Перед началом нового сезона «Ак Барс» впервые провёл шоу-презентацию, на которой представил новичков. Клуб пригласил болельщиков, которые могли задать вопросы игрокам и главному тренеру Валерию Белову. «В этом году у нас большие изменения. Последний раз подобное было в 2005 году. От нас ушли многолетние лидеры, поэтому от лица команды хочу сказать, что сейчас нам особенно требуется ваша (болельщиков – ред.) поддержка», – отметил специалист.
В том сезоне у «Ак Барса» впервые за 10 лет не было первого ведущего звена. Лидерами клуба стали новый капитан Илья Никулин, молодой Кирилл Петров и Бурмистров. В том сезоне воспитанники «Ак Барса» вдоволь получили время на льду: по 30+ матчей сыграли защитник Альберт Яруллин, вратарь Эмиль Гарипов и нападающий Данил Файзуллин, 52 игры досталось форварду Владимиру Ткачёву.
Однако та перестройка ни к чему хорошему не привела. В регулярном чемпионате команда заняла третье место в Восточной конференции и первом раунде Кубка Гагарина вылетела (2–4) от «Сибири». В матчах навылет не помогло и возвращение экс-главного тренера Зинэтулы Билялетдинова, который освободил должность в сборной после провала в Сочи. По окончании сезона Билл вернулся к своей прежней должности и снова возглавил «Ак Барс». Были разговоры о якобы возможном возвращении Морозова в Казань, однако, ничего подобного не случилось.
К слову, Морозов в столицу Татарстана так и не вернулся, хотя мог. В 2016 году «Ак Барс» предлагал экс-игроку занять должность генерального менеджера, однако тот отказался. Зарипов же вернулся в Казань в 2017-м: полгода не мог играть из-за проблем с допингом, однако затем был оправдан. В дальнейшем хоккеист выиграет с клубом ещё один Кубок и через шесть лет завершит карьеру. Прямо сейчас существуют варианты, что Зарипов останется в «Ак Барсе», однако в какой роли, пока что неясно. Вряд ли в клубе во второй раз просто так расстанутся с легендой.