комментарии 4 в закладки

Перетасовать состав, улучшить реализацию и быть смелее: как «Ак Барсу» спасти финал Кубка Гагарина

Билялетдинову нужно пойти на изменения.

Сегодняшний матч против ЦСКА для «Ак Барса» может стать последним в сезоне. Казанская команда проигрывает в финале Кубка Гагарина (1–3) и пока никак не может противостоять действующему чемпиону. Плыть по течению в такой ситуации уже не имеет никакого смысла – команда Зинэтулы Билялетдинова должна поменяться перед решающей пятой игрой.

У тренерского штаба «Ак Барса» еще есть возможность повлиять на ход серии, а у самих игроков – прибавить. «БИЗНЕС Online» – о том, как команде необходимо поменяться и в чём прибавить хоккеистам.

Фото (здесь и далее): ak-bars.ru

1. «Разбудить» лидеров. Это не только вопрос финала, но и их будущего в «Ак Барсе»

Особенность этого финальной серии в том, что обе команды показывают хороший и содержательный хоккей. «Ак Барс» не играет плохо, почти не проваливается, но все равно ничего не может противопоставить ЦСКА. Такой парадокс. 

Однако есть одно отличие у команд – игра лидеров. Пока у ЦСКА в трех из четырех матчей забивает лучший бомбардир плей-офф Михаил Григоренко, забрасывает важные шайбы Антон Слепышев, а Константин Окулов раздает передачи, у «Ак Барса» пытается что-то поменять только Александр Радулов. 36-летний капитан «Ак Барса» бьется в каждом матче, пытается за счет эмоций спасти игру и завести своих партнёров. Пока это не получается. У Станислава Галиева – ключевого игрока в большинстве, одна заброшенная шайба в первом матче серии. У Вадима Шипачёва – второго самого высокооплачиваемого игрока команды, одна результативная передача в четырех играх. Ни одного результативного действия в финале у Дмитрия Кагарлицкого – второго бомбардира команды в плей-офф, а самый звездный защитник команды Вячеслав Войнов отметился только одной передачей. 

Как здесь не вспомнить, что летом все спешили отдавать Кубок Гагарина «Ак Барсу» из-за его звездного состава. Но крутой состав на бумаге пока совершенно ничего не показывает на льду. Конечно, нельзя сказать, что все лидеры проваливают плей-офф: Галиев здорово смотрелся в первом раунде, Шипачёв забросил две победные шайбы в серии с «Авангардом», а Кагарлицкий, повторимся, – второй бомбардир после Радулова. Но в финале они пропали со льда. Физически они там есть, но никакого вклада не вносят.

Дмитрий Кагарлицкий

Сегодняшний матч – последняя для них возможность что-либо исправить. И речь тут идет не только о спасении финальной серии, скорее, об их будущем в «Ак Барсе». У того же Шипачёва или Войнова – длительные контракты с «Ак Барсом» до 2025 года. И если представить, что Билялетдинов останется в роли главного тренера на следующий сезон, то велика вероятность, что кто-то из них покинет команду. Оба – точно не те игроки, которые нравятся Билялетдинову. Это же касается и Кагарлицкого.

Источники нашего издания рассказывают, что вчера Билл провел собрание с игроками и высказал всё лидерам, кроме Радулова. Тренер ничего не стал выдумывать и сказал всё так, как оно есть. Если вы в регулярном чемпионате не поняли мои требования, то глупо вам было надеяться, что в плей-офф вы вдруг перестроитесь и начнете играть правильно. Действительно: если в ЦСКА все четыре звена играют строго по тренерскому заданию, то в «Ак Барсе» – два с половиной. Выпадают как раз звезды и за счет этого армейцы получают преимущество в финальной серии.

2. Подтянуть большинство. ЦСКА забивает практически в каждом матче, а у «Ак Барса» – только одна шайба

Ещё команды отличаются тем, что одна реализовывает свои моменты, а другая – нет. В первую очередь это касается большинства, за счёт которого ЦСКА во многом выиграл московские матчи. Реализация помогала ЦСКА в самые нужные моменты, когда необходимо отыгрываться или выйти вперед в счете. В третьей игре они дважды реализовали большинство – сначала открыли счет, а потом сделали его 3:1. А в четвёртом, благодаря голу в большинстве, хозяева сравняли счет.

А что «Ак Барс»? Лучший матч серии казанцы провели на старте, когда забросили четыре шайбы и в том числе одну в большинстве. С того момента голов при численном преимуществе у «Ак Барса» не было. Можно вспомнить вторую игру: казанцы проигрывали в третьем периоде 0:2, а потом дважды подряд играли в большинстве, один раз в формате – пять на три. Итог – ноль голов и поражение. Похожая ситуация была при счете 1:3 в третьем матче: «барсы» играли в большинстве в концовке второго периода и один раз – в начали третьего, но снова не забили и проиграли.

При этом в серии с «Авангардом» во многом за счет большинства команда Билялетдинова как раз и переворачивали матчи: можно вспомнить третью игру, когда «барсы» проигрывали в концовке 0:2, но затем отыгрались. Да и в целом сложно игнорировать реализацию лишнего, когда в регулярном чемпионате команда стала второй в лиге по этому показателю, а в составе у неё по-прежнему такие игроки, как Радулов, Шипачёв, Галиев и Войнов.

Вадим Шипачёв

Что же конкретно не получается при розыгрыше большинства? Выделим два фактора. Первый – совершенно не идет игра у лидеров команды. Придётся повториться. Весь розыгрыш  большинства строится вокруг Шипачёва, который умеет раздавать передачи. В первой игре он отдал шикарную диагональ на Галиева, а тот забил. А затем Шипачёв пропал и перестал создавать моменты для партнёров.

Галиев – еще один ключевой игрок розыгрыша. Практически все передачи идут ему под бросок в касание. Еще бывший тренер «Ак Барса» Павел Зубов в беседе с «БИЗНЕС Online» признавался, что у нападающего один из лучших бросков в лиге. Но пока этот самый бросок у Галиева не летит, а сам он не попадает в пустые ворота. И это вопрос психологии. В хоккейном мире популярно мнение, что если у Галиева с самого начала не задалась игра, то дальше у него всё валится из рук. Станислав – креативный и тонкий игрок, но совершенно не боец.

Станислав Галиев

Вторая причина – отсутствие изменений в большинстве. Практически всю серию на реализацию выходит одни и те же, хотя очевидно, что розыгрыш не работает. Непонятна и роль Радулова в чужой зоне. Если раньше он играл на пятачке и закрывал вратаря, то теперь это делают Дмитрий Воронков или Кагарлицкий, а Радулов чаще всего дублирует их и тоже становится на линию броска. Понятно, что у Радулова нет такого же броска в касание, как у Галиева, а сам он не будет раздавать передачи на месте Шипачёва. Но, судя по всему, Радулову банально не могут найти место в большинстве. 

В плане игры в большинстве «Ак Барс» обязан сегодня поменяться: выпустить других игроков на розыгрыш, возможно, убрать вообще из большинства Шипачёва или Галиева. Попробовать на месте бросающего Кагарлицкого или Панюкова. Это будут хотя бы какие-то попытки что-то изменить, когда реализация совершенно не идёт.

Хоккейный эксперт и бывший генеральный менеджер клубов КХЛ Леонид Вайсфельд в беседе с «БИЗНЕС Online» считает, что в «Ак Барсе» нет понимания, как улучшить большинство. «Мне очень нравится выражение «можно попробовать». Билялетдинову не раз задавали вопрос, почему он ничего не меняет в большинстве, а он отвечал, что это нецелесообразно. Понимаете, сейчас не время идти на эксперименты. В столь сложных ситуациях менять надо, когда ты на 100 процентов понимаешь: вот проблема и вот здесь её нужно решать. В «Ак Барсе» такого понимания нет. Если, например, игрок не попадает в пустые ворота, то что с этим делать?»

Другой эксперт «КХЛ ТВ» – Артём Батрак – считает, что казанцы всё правильно делают в большинстве, но не могут реализовать свои моменты. «У «Ак Барса» – рабочая бригада, которая создаёт моменты. Но кажется, что розыгрыш большинства останавливается на Войнове и Шипачёве. Может, последний не всегда правильно распоряжается шайбой.  Есть простое слово – «реализация». И кажется, что «Ак Барс» делает всё правильно, играет в своём стиле, на своём привычном хорошем уровне, но не получается забить. Похоже, что это тот случай, когда ЦСКА сильнее всех и никто с этим ничего поделать не может».

3. Перетасовать игровые сочетания. Возможно, выпустить Мифтахова

У Билялетдинова после четвертого матча спросили, почему он в финале не меняет состав. Тренер в ответ сказал, что всё перетасует и посмеялся. Менять состав тренеру банально некем – в запасе травмированные Михаил Глухов и Кристиан Хенкель, а на защитниках Василии Токранове и Динаре Хафизуллине он давно поставил крест. Получается, что и освежить нынешний состав некем или, например, пойти на риск и убрать из состава кого-то из лидеров. 

Остается другой вариант – изменить игровые сочетания. Тут возможности для маневров есть. Источники нашего издания объясняют, что в первом звене Илью Сафонова может заменить Артём Галимов. Говорят, Сафонов эмоционально и физически просел – в четвертой игре из-под него ЦСКА забил оба гола. Рассматривают вариант с Кириллом Семёновым в большинстве вместо Шипачёва. Никаких гарантий, что эти перестановки сработают, нет. Но нужно идти на риск и что-то поменять, раз серия и без этого идет к поражению.

Илья Сафонов

Еще один вариант – поменять вратаря перед решающим матчем. По нашим данным, Билялетдинов перед четвертой игрой думал выпустить Амира Мифтахова вместо Тимура Билялова, но в итоге не рискнул. Билялов четвертый матч не провалил, но именно его автогол принес победу ЦСКА. В целом к основному вратарю «Ак Барса» не так много вопросов по финальной серии. Да, он ошибается, но и выручает много.

Мифтахов же из тех вратарей, который может выйти и поймать кураж в одном отдельном матче. То есть, он не намного слабее Билялова, поэтому и Билялетдинов может пойти на риск по смене вратаря. В своё время тренер уже исполнил подобный трюк. В 2016 году «Ак Барс» в первом раунде проигрывал «Салавату Юлаеву» с таким же счетом 1–3. На пятый матч Билл убрал основного вратаря Станислава Галиева и выпустил Эмиля Гарипова. Рокировка помогла – «Ак Барс» победил и довел серию до семи матчей, правда, потом всё равно проиграл.

Амир Мифтахов

Возможно, что-то похожее мы увидим и сегодня. При этом Вайсфельд уверен, что пятый матч – не время для экспериментов. «Сейчас просто не время для таких решений. Что касается Билялова, то он ошибся в моменте со второй пропущенной шайбой, но в его исполнении она стала единственной в матче. Вратарь имеет право на одну ошибку, это нормально. При этом Билялов выручал по ходу серии. «Ак Барсу» нужен просто какой-то триггер. Каменев забросил непонятную шайбу из-за ворот, «Ак Барсу» нужна такая же. Но как это сделать, конечно же, никто не ответит. Не просто так Билялетдинов говорит, что они играют не с дворовой командой: в ЦСКА очень опытные игроки. Помимо того, что нужно поменять «Ак Барсу», нужно же и ЦСКА что-то неправильно сделать».

Но Батрак считает по-другому – тренерскому штабу стоит поменять как минимум игровые сочетания. «Может, стоит что-то поменять в тройках нападения. Думаю, что Билялетдинов попробует это сделать. Если посмотреть на игру «Ак Барса», то ситуация такова: что-то создаёт первая тройка и четвёртая. Эти ребята справляются со своими задачами. Вторая и третья ничего интересного не создают. Может, поменять Галиева с Кагарлицким местами, но ничего от этого кардинально не изменится. Можно сделать так, чтобы Радулов играл максимально много и максимально чётко. Использовать коммерческие паузы для отдыха, хотя «Ак Барс» это и так делает. Радулов даёт эмоции, это может помочь».

4. Сыграть смело против ЦСКА. Или это утопия?

Что остается «Ак Барсу» перед пятом матчем? Начать реализовывать свои моменты, но чтобы они стали появляться, казанцам нужно сыграть смелее. В трусости нынешнюю команду Билялетдинова точно нельзя обвинить: в финале были отрезки, когда «барсы» закрывали ЦСКА в чужой зоне и создавали по несколько голевых моментов за раз. Но в общем и целом «Ак Барс» старается перетерпеть нынешний ЦСКА, а это, судя по всему, невозможно. Взять в пример четвёртый матч. В третьем периоде при счете 1:1 казанцы решили сыграть по счёту, но в итоге были наказаны, когда Владислав Каменев забил за четыре минуты до конца. Армейцы могут создать парочку моментов за весь матч, но обязательно реализуют один из них. 

«Ак Барсу» стоит поменяться в пятой игре и быть смелее соперника – бежать в атаку, давить и играть в давление все три периода, а не только отдельные отрезки матчей. Кто-то скажет, что это утопия, ведь опасно играть против такого ЦСКА на встречных курсах. Но другой хоккей в этой серии не работает – казанцы уже проиграли три матча подряд. 

Та же «Северсталь» играла смело и агрессивно против ЦСКА в первом раунде и довела серию до семи матчей. Агрессия и наглость – козыри «Ак Барса», казанцы практически в каждой игре финала лучше соперника в плане силовых приёмов. И, что касается спортивной наглости, можно вспомнить гол Радулова в третьей игре: он подобрал шайбу на своей синей линии, ушел от троих игроков ЦСКА и забил. Фактически взял игру на себя и сделал гол из ничего.


Сыграть смело – это не значит, что нужно бежать в атаку сломя голову и забыть про оборону. Просто сыграть должны все четыре звена, а не только тройка Радулова или звено Галимова, которое здорово играет в давление. Если у «Ак Барса» не проснется и не сыграет на максимуме каждый игрок, включая всех лидеров, сезон сегодня будет завершен. По-другому этот ЦСКА, который выстраивал и оттачивал свою игру последние три года, обыграть невозможно.  

«Думаю, что «Ак Барс» играет несмело не по причине того, что игроки боятся или не хотят. Всё дело в том, что у команды нет потенциала. Они просто не могут играть более агрессивно, всё-таки в «Ак Барсе» много возрастных хоккеистов, притом среди лидеров. Мы же не знаем, какой ценой достались предыдущие победы», – считает Вайсфельд.

«Вообще, в последнем матче «Ак Барсу» нужно сыграть на эмоциях. Конечно, эти эмоции будут, но не факт, что получится победить. Этот ЦСКА непрошиваемый вообще. Например, первый матч получился почти что идеальным для «Ак Барса»: они открыли счёт, забили голы в нужное время, к тому же помогла арена. В третьем периоде они играли на контратаках, что для весьма удобно. В пятом матче, думаю, «Ак Барсу» поможет арена, всё-таки есть вероятность, что это будет последним матчем в сезоне», – подытожил Батрак.

***

Пятая игра финала начнется сегодня в 19:30. ЦСКА на всякий случай везет в Казань весь чемпионский набор — ящики шампанского, чемпионские кепки, жен хоккеистов и VIP-болельщиков. У Билялетдинова и Ко теперь, пожалуй, есть дополнительная мотивация наказать соперника за излишнюю самоуверенность.  

Руслан Васильев, Тимур Хуснутдинов
Оценка текста
+
41
-