комментарии 2 в закладки

35 лет назад Фёдоров отнял у Билялетдинова последний трофей в карьере игрока

Тогда ещё Александр Белялетдинов всю карьеру страдал из-за армейцев.

ЦСКА для Билялетдинова-тренера далеко не самый принципиальный соперник. У него было больше запоминающихся встреч даже с ярославским «Локомотивом», не говоря уже о командах Востока, вроде «Салавата Юлаева», «Авангарда» и «Магнитки». А вот для Билялетдинова-игрока никого принципиальнее ЦСКА на клубном уровне не было и быть не могло. Почти вся карьера защитника московского «Динамо» прошла в эпоху тотального доминирования армейцев в СССР и раздражителя сильнее просто не существовало.

Накануне финала вспомним, как молодой Сергей Фёдоров своим голом лишил «Динамо» Билла Кубка СССР.

«В ЦСКА работают больше и хотят большего»

Дебют Билялетдинова в союзном чемпионате состоялся в сентябре 1973-го – за следующие 15 лет ЦСКА становился первым 13 раз. Менялась формула проведения турниров, количество предварительных раундов и участников – результат оставался тем же. Иногда судьба золотых медалей решалась за пять–семь туров до конца чемпионата, иногда – в последние недели, но на самом деле предсказать победителя можно было ещё в августе. ЦСКА – первый, а дальше – все остальные. Исключений практически не было. В 1974-м, когда Билялетдинов ещё постоянно не играл в основном составе «Динамо», на первое место взлетели «Крылья Советов», а в 1976-м армейцы, измученные Суперсерией и Олимпиадой на финише не догнали «Спартак».

«Так получается, что команде ЦСКА всегда больше надо, чем остальным. Мы и больше сидим на сборах, мы и больше готовимся. Тот же динамовец или спартаковец, знаю это, и больше дома бывает, меньше себе отказывает в чем-то. Условия везде или почти везде намного лучше, чем здесь у нас в ЦСКА. Просто здесь работают люди больше. И, наверное, хотят большего», – говорил после очередного чемпионства капитан ЦСКА Вячеслав Фетисов для еженедельника «Футбол», как бы перефразируя лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Но гегемония ЦСКА это не только про «честный труд, ***». Армейский клуб в те годы считался базовым для сборной СССР – главной командой и гордостью страны – а в её интересах можно было делать всё, что угодно. Например:

– выдёргивать из клубов послабее ярко проявивших себя игроков (Хельмут Балдерис, Борис Александров, Вячеслав Анисин, Сергей Капустин, Николай Дроздецкий, Вячеслав Быков, Игорь Ларионов и многие-многие другие)

– забирать к себе лучших из ребят призывного возраста, то есть всю самую талантливую молодёжь (Алексей Касатонов, Валерий Каменский, Сергей Макаров, Андрей Хомутов, Александр Могильный, Евгений Белошейкин, Сергей Федоров и т.д).

– подстраивать под себя календарь сезона, без проблем переносить время проведения матчей и даже начала игр (за ЦСКА болел бывший генсек СССР Леонид Брежнев, и чтобы хоккей не накладывался на программу «Время», его начинали не в 19:00, а на час раньше).

Всё это позволяло ЦСКА практически безболезненно проводить смену поколений (за тройкой Петров – Михайлов – Харламов пришли Крутов – Ларионов – Макаров, а за ними уже стояли Могильный – Фёдоров – Буре), иметь в третьем звене игроков, которые были звёздами в большинстве других клубов и, в конце концов, ослаблять конкурентов. «Динамо» и «Спартак» также шерстили по составам провинциальных команд, но всё самое вкусное доставалось не им. Билялетдинов 13 раз становился призёром чемпионата страны в качестве игрока, но среди этих медалей нет ни одной золотой – 7 серебряных и 6 бронзовых.

Гол Третьяку принёс Биллу место в сборной и единственный титул с «Динамо»

Но один трофей у Билялетдинова-игрока на клубном уровне всё-таки есть. Причем в решающем матче был обыгран именно ЦСКА. И победный гол забил именно он. В дополнительное время. Владиславу Третьяку, который был признан лучшим хоккеистом года.

Это был май 1976-го, финал Кубка СССР. Лидеры армейцев только вернулись с неудачного для них чемпионата мира и им хотелось завершить сезон на позитиве. В четвертьфинале и полуфинале они забили 16 голов «Трактору» и «Крыльям Советов», и в успех «Динамо», игравшего без своих главных звёд Александра Мальцева и Валерия Васильева, совсем не верилось.

Динамовская молодёжь не просто выдержала, а стала героями матча. Пятёрка, в которой играл Билялетдинов, забросила все три шайбы, а в середине овертайма он сам бросил от синей линии и забил Третьяку. Затем в истории турнира побеждал только ЦСКА.

Для 21-летнего Билялетдинова – тогда во всех протоколах и спортивных изданиях он был Александром Белялетдиновым – гол стал одним из поворотных событий в карьере. Спустя несколько месяцев после финала Кубка СССР Виктор Тихонов впервые пригласил его в сборную, которая готовилась к Кубку Канады, и в сентябре 1976-го защитник «Динамо» играл против Бобби Халла, Фила Эспозито и Ги Лафлера, заодно ломая языки североамериканским комментаторам своей длинной фамилией. С того турнира обновленная команда СССР вернулась с «бронзой», но Билялетдинов не разочаровал. И когда Тихонов возглавил сборную на постоянной основе, он на целое десятилетие закрепился в национальной команде, выиграв шесть чемпионатов мира и две Олимпиады.

«Руководители «Динамо» в тот момент не были уверены, что он достоин вызова в сборную, но я поверил в него, решил дать шанс – вспоминал Тихонов в интервью «Советскому спорту». – В итоге он вырос в одного из ведущих защитников страны. Без вопросов пошёл бы с ним в разведку. Этот человек никогда не подведёт».

25 лет первой встрече Фёдорова и Билялетдинова на льду

«Говорить о том, каким Фёдоров был игроком, можно долго», – отметил Билялетдинов на пресс-конференции перед серией с ЦСКА. Несмотря на 14-летнюю разницу в возрасте, они успели сыграть друг против друга, а в марте 1988-го в чемпионате страны против «Динамо» вообще вышла тройка Буре – Фёдоров – Могильный. А ещё нынешний главный тренер ЦСКА своим голом лишил Билялетдинова шансов на ещё один, последний титул в карьере игрока.

20-й розыгрыш Кубка СССР получился уникальным – он стартовал в сентябре 1986-го, но из-за подготовки сборной к разным турнирам завершился только спустя два года. Билялетдинов забивал в обоих матчах четвертьфинальной серии с «Торпедо» (декабрь 1986-го), забросил победную шайбу в одном из полуфиналов «Спартаку» (август 1987-го), но непосредственно финал (август 1988-го) пропускал. Причина была уважительной – к тому моменту он уже завершил карьеру игрока и вошёл в тренерский штаб «Динамо», которым руководил Юрий Моисеев.

Согласно регламенту Кубка, в случае победы «Динамо» Билялетдинов стал бы обладателем трофея, как игрок, и его команда была очень близка к успеху. Бело-голубые вели 2:0 до 44-й минуты, имели массу моментов забить ещё, но позволили Крутову сравнять счёт. А в начале овертайма шайба оказалась у 19-летнего Сергея Фёдорова, и он не промахнулся. В дальнейшем он выиграет ещё три Кубка Стэнли и станет одним из лучших в истории НХЛ по победным броскам, а гол в ворота «Динамо» стал для него первым по-настоящему большим в карьере.

Стартовое вбрасывание в той игре делал президент НХЛ Джон Зиглер,  который прилетел в Москву договариваться о серии матчей с советскими командами. Пройдёт всего несколько лет – и Фёдоров с Билялетдиновым окажутся на другом континенте. Первый в 1990-м сбежал в «Детройт», а коуч Билл после четырёх подряд чемпионств с «Динамо» в качестве помощника Владимира Юрзинова/ Петра Воробьева отправился на работу в «Виннипег» в 1993-м.

В дальнейшем Билялетдинов и Фёдоров пересекались в Америке, были в сборной на Олимпиадах-1998 и 2002, а в 2010-м «Ак Барс» на пути ко второму Кубку Гагарина прошёл «Металлург» Сергея-игрока в шести матчах. А уже завтра они впервые встретятся как главные тренеры клубов КХЛ. Говорить о том, почему это будет интересно, можно очень долго.

Максим Столяров
Оценка текста
+
40
-