Поговорили со спортивным врачом.
«Ак Барс» не смог завершить серию 1/2 финала Восточной конференции Кубка Гагарина накануне в Казани и проиграл «Адмиралу» 1:2 в пятом матче. Теперь казанцам снова лететь во Владивосток. И хотя клуб дал игрокам комфортные условия (команда летит на огромном «Боинге», где кресла превращаются в спальные места), удовольствие это не из приятных: надо провести в самолёте 8–10 часов, привыкнуть к другому часовому поясу и климату.
Что лучше делать в самолёте, в каких случаях лучше адаптироваться к дальневосточному времени и какая роль компрессионного белья – всё это мы обсудили со спортивным врачом Валентином Беляевским. Он летал на Дальний Восток, когда работал в футбольном «Ростове», а после ухода в ММА совершал длительные перелёты в Азию.
«Если летите на два-три дня, то можно жить по своему времени»
– Валентин, сколько времени нужно профессиональным игрокам для адаптации к другому часовому поясу?
– Обычно около месяца. Притом оно не отличается от того показателя, сколько нужно для обычного человека, который не занимается спортом на профессиональном уровне. Дело в том, что этому человеку не нужно выполнять никакую работу, он может просто не заметить смену часовых поясов. Профессионалу нужно работать, заниматься спортом – для него перелёт будет ощутимее. При этом процессы в организме будут протекать примерно одинаково что у одного, что у другого.
– За сколько дней или часов до матча желательно прилетать на новое место, чтобы не испытать проблем?
– Существуют определённые адаптационные интервалы времени, когда команде лучше прилетать. В этом плане в спорте нет ничего нового: все спортсмены куда-то летают и здесь всё давно отработано и подсчитано. Рекомендуется либо прилетать сразу на игру – в этот же день или за день до матча, – либо очень-очень заранее, скажем, за два-три месяца. Если мы говорим о последнем, то это происходит при подготовке к Олимпийским играм или другим большим турнирам. Что касается перелёта на одну игру, то команды стараются сделать так, чтобы с момента прилёта до старта матча прошло не более двух-трёх дней.
– Есть ли смысл перестраиваться на дальневосточное время, если команда летит на одну-две игры?
– Если это займёт два-три дня, то можно жить по старому времени. Если это неделя и больше, то, конечно же, нужно менять свой режим с первого дня. Но и здесь есть нюансы, поэтому вердикт – за клубными врачами.
– Если команда решила жить по московскому времени, то она проводит большую часть времени во Владивостоке в тёмное время суток. Как влияет на организм отсутствие солнечного света?
– При ответе на вопрос лучше пойти издалека. В организме человека есть циркадные ритмы, они сильно завязаны на солнечном дне. То есть в сутках – 24 часа, какая-то часть из них солнечная, какая-то – нет. В эти промежутки у человека активируются определённые системы и вырабатываются гормоны. Например, на рассвете – кортизол, у нас учащается сердцебиение, возрастает артериальное давление – одним словом, мы пробуждаемся. Поздним вечером у нас вырабатывается мелатонин, это всё происходит с каждым днём и циклически.
Если мы берём человека и резко его переносим в другой часовой пояс, соответственно весь ритм у него сбивается. Но у нас есть компенсаторные механизмы, которые включатся в этот момент. Их хватит, чтобы обеспечить два-три дня – в это время спада не будет. Однако затем тяжесть новых условий даст о себе знать – индивидуальные показатели игрока пойдут вниз.
Если приехать на Дальний Восток из европейской части России и жить по московскому времени – бодрствовать по ночам и прочее, – то организм не обманешь. Когда на улице солнце, а вы спите, то ваш сон не будет эффективным. Поэтому неважно, что будет на часах, организм всегда будет подстраиваться под солнечный свет.
– Зачастую игроки при перелёте в новые часовые пояса не могут уснуть. Можно ли в таких случаях пить средства, содержащие мелатонин, другими словами гормон сна?
– Да, конечно. В спортивной медицине вообще есть отдельный раздел об адаптогенах. Всегда есть определённые фармпрепараты, которые игроки принимают при перелётах на большие расстояния. Спортсмены заранее готовятся и начинают пить различные средства. Мелатонин, разумеется, входит в эту группу.
– А что входит в группу адаптогенов?
– Это целый класс препаратов, которые помогают организму адаптироваться к новым условиям, притом не только связанных с часовыми поясами, но и со стрессом, перелётами, эмоциональным выгоранием, сменой уровня моря, климатическими условиями. Врач команды заранее знает календарь и заранее ко всему готовится. Поэтому препараты могут быть назначены заведомо до перелёта.
– То есть желательно их принимать заранее?
– Да, чаще всего так, но тут бывают разные схемы. Происходит и такое, что по ходу приёма увеличивают дозировку, иногда, наоборот, уменьшают.
– Меняется ли питание у игроков, которые совершили длительный перелёт для игры с соперником?
– Хоть перелёт долгий, хоть короткий – питание от этого почти никак не изменится. Дело в том, что оно меняется всегда, в зависимости от количества игр, тренировок. У каждой команды оно стандартное, существуют только индивидуальные отличия. Поэтому при перелёте на большие расстояния будет всё то же предыгровое меню, меню после матча и так далее.
– Как эффективнее всего избежать нагрузки из-за смены часовых поясов?
– Нужно заранее подобрать фармакологию. Если вы заранее знаете время выездного матча, то можете начать тренироваться по этому времени. Так мы делали, когда я работал в футболе. Например, знаем, что играем в Томске в 16:00. Разница с Москвой – 4 часа, поэтому по нашему времени это будет обед. Поэтому мы ставим тренировки в обед.
– Во Владивостоке зима отличается от той, что в Европе, она мягче. Климатические условия будут влиять на организм?
– Климат неразрывно идёт со сменой часовых поясов и играет такую же важную роль. Если постепенно входить в новые климатические условия, то это пройдёт спокойно. Совсем другой случай, если войти резко. Это тяжело будет сказываться на организме. Но и здесь важно понимать, что в России климат не сильно разнится. Например, тяжело будет из Сибири полететь играть в Африку. И неважно, что будет один часовой пояс, климат сыграет свою злую роль. Но в случае «Ак Барса» это не будет играть большого значения. Нет перепадов по низменности – высокогорью, нет температурных перепадов.
«В командных видах спорта перелёт не играет большой роли»
– Другая большая проблема – это перелёт на Дальний Восток. Команде приходится по 10 часов находиться почти что в одном положении. Опасно ли это для мышц?
– Разумеется, перелёт сказывается на мышцах. Поэтому наиболее оптимальный вариант – приехать за день до игры. Если же вы долго летите в самолёте и через несколько часов после прибытия в город играете матч, то сильно повышается риск травматизма. Но в командах есть массажисты, которые могут начать работать с игроками сразу после самолёта. К тому же есть специальные приборы, например Game ready, которые помогают восстановиться. Это компрессионные штаны, которые сдавливают ноги в определённом алгоритме. Тем самым они готовят ваши ноги к работе. Их, кстати, ещё охлаждают. Есть миостимуляторы (приборы, которые с помощью электрического тока вызывают возбуждение нервов и сокращение мышц – ред.), которыми спортсмены активно пользуются. Многие их ставят прямо в самолётах. Плюс есть ручные массажёры, которые доступны вообще всем. Часто у спортсменов они индивидуальные.
– Есть ли минусы ношения компрессионного белья?
– Только по времени. Существует определённое количество минут или часов, которыми следует ограничиться в день.
– А если слишком долго в нём находиться?
– В компрессионном белье есть смысл находиться только если ваши конечности внизу, то есть если вы в вертикальном положении. Так давление давит на стенки сосудов внизу. Если мы сидим в компрессионном белье, то я бы не говорил о какой-то эффективности. Человек же долго находится в сидячем положении, его давление невысокое.
– Насколько проблема длительных перелётов у спортсменов актуальна в наши дни?
– Могу заметить, что 10 часов в самолёте – это не страшно. Посмотрите на футбольные «Краснодар» и «Ростов», бедолагам, которые не могут летать на игры из города, в котором они базируются. Они по 18 часов едут на поезде в Москву, затем летят в самолёте. Притом они показывают неплохие результаты. Не было такого, что при открытых аэропортах они показывали хорошую игру, а после закрытия произошёл спад. Некоторые команды от этого даже играют лучше. Включаются дополнительные резервы организма, спортсмены становятся более собранными, более сконцентрированными. Одно дело, когда тебя на автобусе довозят прямо до самолёта, другое, когда у тебя в жизни такие испытания.
– В «Ак Барсе» всем выдали матрасы, чтобы игроки могли их положить вдоль трёх мест и так отдыхать. Это одна из наиболее популярных мер в спорте?
– Я бы так не сказал, но, если долгий перелёт, то почему бы так не попробовать. Команда по своей численности обычно меньше, чем сидячих мест в самолёте, а летают чартером, поэтому позволить такое можно.
Но хочу ещё раз отметить, что в командных видах спорта перелёт не играет большой роли. Никогда не будет такого, что все игроки выпадут из-за сложностей при перелёте. Сравните это с индивидуальными видами спорта, где всё зависит от одного спортсмена. У них всё сложнее.
– Чем лучше всего себя занять в самолёте?
– В командах же всё бывает по-разному: одни спят, другие в нарды играют. Самое плохое, что может быть в самолёте, – это выполнять пожелания врача. Спортсмен сам должен понимать, что он больше хочет.
– Возможно ли в самолётах делать специальные упражнения?
– Эти упражнения – встать и пройтись, на этом всё. Никаких разминок и тренировок в самолётах никогда не проводили. Бывает работа с массажёрами, медицинские мероприятия были. Но, чтобы все зашли в самолёт, взлетели и началась тренировка – такого я не слышал.
– Сказываются ли перелёты на психологическом состоянии?
– Они могут сказаться как в положительную сторону, так и в негативную. Для кого-то перелёт – это небольшой стресс, который включает человека и мобилизует. Для других игроков это может сказаться отрицательно.
– С возрастом переносить перелеты сложнее?
– Конечно. С возрастом всё сложнее даётся.
– Насколько тяжело 68-летнему Билялетдинову?
– Да ему-то какая разница. Он же летит тренировать, а не играть.
– Кому сложнее: «Адмиралу», который базируется во Владивостоке и регулярно летает в Европу, или «Ак Барсу», который два раза за полгода летает на Дальний Восток?
– Не стал бы говорить, кому сложнее, а кому проще. Логично, что «Ак Барсу» будет сложнее, они же не привыкли ко всему этому. Команда из Владивостока, наоборот, прекрасно знает, что это и как с этим справляться. С другой стороны, «Адмирал» может быть вымотанным из-за таких перелётов. Поэтому однозначно ответить сложно.