Уфимцы героически отыгрались с 0:3, доминировали в овертайме, но вновь допустили нелепость.
«Салават Юлаев» дома проиграл «Адмиралу» (3:4 ОТ) в пятом матче 1/4 финала Восточной конференции Кубка Гагарина. Теперь владивостокцы вновь повели в серии (3–2), завладели психологическим преимуществом и многое идёт к тому, что они завершат противостояние у себя дома. Но можно ли уже списывать уфимцев? Да, в Уфе они проморгали начало, но затем проявили героизм и отыгрались с 0:3, установив рекорд клуба. Но затем, превалируя в атаке, вновь пропустили неочевидный гол.
Фатум «Салавата Юлаева»
Вы знаете, что такое безумие? Это точное повторение одного и того же действия. Раз за разом. Иначе как объяснить, что для «Салавата» всё вновь заканчивается вот так? Пока уберём за скобки, что уфимцам пришлось отыгрываться с 0:3, об этом чуть позже. Возьмём картину матча и последних дней в целом. «Салават» берёт напряжённую четвёртую игру и вроде бы улетает из Владивостока с психологическим преимуществом. В Уфе их вновь встречает полная арена, они на подъёме.
Почти весь матч уфимцы именно что играют, давят, создают моменты, героически переводят игру в овертайм. Об этом говорит и банальная статистика за первые три периода. Так «Салават» доминировал по времени в атаке (21:59 на 07:41) при не самой большой разнице по штрафам (8 на 12), нанёс больше бросков по воротам (33 на 23), постоянно шёл на силовые приёмы (26 на 9). В овертайме уфимцы опять несутся вперёд и давят, играя почти всё время в атаке (03:19 на 00:28) и нанеся 7 бросков в створ за 5 минут.
Но оборона «Адмирала» просто выкидывает шайбу, её подхватывает Александр Шевченко, смещается чуть влево, бросает из-под Виктора Антипина и умудряется филигранно попасть в девятку. Да, можно ткнуть в Антипина, который, возможно, мог бы сыграть ещё жёстче. Да, можно ткнуть Илью Ежова, который слишком сильно вышел из ворот. Но Ежов до этого долго не получал нагрузки на свои ворота и был слегка «холодным». Да и он всегда так далеко выходит – это его игра. Тут именно так удачно попал Шевченко. Как до этого в первой игре Прохор Корбит, а в третьей Юрий Паутов тоже в овертаймах забрасывали далеко не самые логичные с точки зрения игры шайбы.
Так и невольно задумаешься о злом роке, опустишь руки и схватишь ощущение подавленности. «Это непростая ситуация, но подавленность – не то состояние, что нам нужно. Вы видели глаза ребят? Кого там мотивировать надо? Они все бились с первой и до последней минуты. Актуально будет отдохнуть и подготовиться к следующему матчу. Подготовка у нас будет в самолёте», – сказал Виктор Козлов. «В большом спорте нет места обидам. Ты либо проиграл, либо выиграл. Нет смысла оправдываться, что какая-то «шляпа» залетела. Почему у нас не залетела тогда? Главное не опускать руки», – не унывал Алексей Пустозёров.
«Я вообще космонавт, столько налетал»
Также невольно задумываешься, а не посещает ли «Адмирал» ощущение чувства самозванцев. К слову, это чисто психологический термин и синдром. В общем, такой вопрос и был задан автором этого текста Леониду Тамбиеву. «Что вы хотите услышать? Самозванцы, отскок… Класс команды определяется, когда при не самой лучшей игре, она умеет добиваться результата. Это определяет всё. Кто сказал, что мы отскочили? Это «Салават» отскочил, мы 3:0 вели», – сказал неимоверно уверенный в себе и команде главный тренер «Адмирала». Неординарный Тамбиев вообще полюбился уфимским журналистам. «Хочется что-то вежливое у вас спросить, всё-таки гости вы», – сказал один из них. «Да мне ровно. Хотите – спрашивайте жёсткое. Меня не пробить, поверьте», – ответил Тамбиев. «Можно, да», – тихо сказал следом журналист. «Я вообще выгляжу шикарно. Я вообще космонавт, столько налетал. Видите, ещё улыбаться могу», – ответил также Тамбиев на вопрос о собственном измотанном виде.
И если главного тренера «Адмирала» вопрос о самозванцах не задел, то, по необъяснимой причине, взбаламутились люди, называющие себя экспертами. Может, и ввиду собственной зашоренности. В частности, воспитанник «Салавата» Никита Щитов. «Какой мерзкий, оскорбительный и бестактный вопрос, стыдно за таких журналистов», – возмутился бывший хоккеист, менявший команду 15 раз за 18-летнюю карьеру. Однако, мнение Щитова, как и то, что c ним, видимо за его абсолютную тактичность по отношению к игрокам «Салавата», прекратили работать даже в БСТ, оставим на его совести.
А Тамбиева и «Адмирал», если отбросить эмоции, в сухом остатке упрекнуть и не в чем. Выигрывают то они абсолютно честно и как умеют. Пусть и совсем незрелищно. Но кто виноват, что игроки «Салавата» не могут забивать вот так, обладая куда большим количеством моментов? Кто виноват, что далеко не все номинальные лидеры команды показывают ожидаемых от них уровень и, порой, брать всё на себя приходится молодёжи? Кто виноват, что «Салават» в целом предстаёт менее управляемой командой, чем «Адмирал»? С другой стороны, ладно бы они совсем не пытались и ничего не могли. Но ведь задатков завались. Вот и получается цугцванг, когда и виноватых искать не хочется, но и под конец всё же придётся.
Забавный момент – когда Козлов пришёл на пресс-конференцию и сел, то под ним буквально слегка зашаталось кресло. «Кто здесь такой сидел?», – вопрошал он, слегка вкрапливая между строк матерные слова и регулируя высоту. «Доволен командой, что проявила характер, перевела игру в овертайм, соперник был более удачлив», – сказал также Козлов. «Почему не говорите, что Науменков сегодня забил? Только негатив находите. Сейчас не время думать о негативе, кто и где ошибся. Только позитив», – ответил главный тренер также на вопрос о том, почему больше всех голов пропускает именно первое звено с парой защитников Михаил Науменков – Павел Коледов.
«Вы мне 300 тысяч положите, я вам скажу про судейство»
Но «Салават» вновь сам создал себе проблемы, затем долго пытаясь всё исправить. И, кто знает, как бы сложился матч, если бы не первые две минуты. Но за 1:26 минуты с начала игры дальневосточники уже успели забросить две шайбы – это новый рекорд скорострельности в матчах плей-офф для одной команды. Но не обошлось без случая.
Сначала забил Шевченко, который в итоге оформил дубль, став главным героем матча. После гола тренерский штаб уфимского клуба взял запрос на положение вне игры. Само начало матча очень сильно затянулось, судьи совещались более пяти минут, но гол всё же засчитали. Всё было очень на тоненького и долго решалось – касался ли коньком отдававший ассист Николай Чебыкин синей линии до входа в зону или нет. Но также судьи упустили, кажется, явный момент, когда Чебыкин перед ассистом в борьбе с Науменковым зацепил того клюшкой и уронил. Однако именно «Салават» сначала пропустил, потом был наказан за задержку игры и пропустил вновь уже в меньшинстве.
Да, право скажем, судьи затем не замечали и нарушения уфимцев, но именно та первая ошибка, кажется, и стала ключевой. И не очередная ли это удача «Адмирала»? «Я сейчас могу пройтись по многим удалениям. Вы мне 300 тысяч положите, я вам скажу про судейство», – поберёг свой кошелёк и не стал обсуждать эту тему Тамбиев.
При этом, здесь тоже можно сказать, что «Салават» вовремя не включился с самых первых секунд, когда соперник на них попёр. И тот же эпизод с первым голом Шевченко можно было доигрывать до конца, а не смотреть на судей. Да и в меньшинстве уфимцы тоже поплыли, хотя в предыдущих матчах, как правило, всегда выстаивали против не самой изобретательной атаки «Адмирала». Но сейчас ничего не смогли сделать против лома. Получается, всё вновь решил случай и психология? Ведь «Салават» явно подходил к игре с иным настроем.
«Начало не было провальным. На нашем видео было вне игры. Это было определяющим. Они вошли в зону. Они забили гол, потом взяли запрос и получили большинство», – сказал Козлов. «Какие-то мелочи играют против нас», – сказал Пустозёров. «Плей-офф – это всегда нюансы. Мы к этому команду готовили. Нюансы, человеческие факторы. Ребята это всё знают. Есть вещи, на которые мы не можем повлиять. Ребята – молодцы, что они слушают меня», – подтвердил теорию о мелочах Тамбиев.
«Не получилось, ё-моё»
Но, к чести уфимцев, они ведь перевернули игру и совершили камбэк. И впервые в истории клуба отыгрались с 0:3 в Кубке Гагарина. Именно по самоотверженности и самоотдаче – это была лучшая игра «Салавата» в серии. Хозяева забили именно рабочие голы, дожимая соперника на пятачке. Иначе не получалось пробить почти безупречного Никиту Серебрякова, деморализующего уфимцев эффектными сэйвами. Впрочем, помог и нарастающий градус матча, благодаря которому владивостокцы перестали быть безошибочными и всё же хватали штрафы. Все шайбы уфимцы забросили в большинстве. «Конечно, Серебряков – отличный вратарь, но разве он небезупречен? Нет. Ключи к воротам найти можно», – сказал Пустозёров.
Совпадение или нет, но камбэк «Салавата» начался с травмы Александра Кадейкина, который своей не всегда торопливой манерой и отсутствием агрессии, порой, тормозил игру команды. В середине второго периода центрфорвард вёл силовую борьбу с Леонидом Метальниковым. После Кадейкин упал спиной на лёд и начал держаться за колено. Александр не смог покинуть лёд самостоятельно, он уезжал на одной ноге, а помогал форварду капитан команды Григорий Панин. На лёд Кадейкин так и не вернулся.
Надежду «Салавату» подарил не самый очевидный персонаж. Подвигов можно было ждать от Александра Хмелевского, Николая Кулёмина, Джоша Хо-Сэнга или Сергея Шмелёва. Но возрастной Кулёмин к пятому матчу уже слегка потерял в агрессии и прыти. Шмелёв отдал три результативные передачи, но все они были вторичными, а подписывали форварда изначально за снайперские качества. Хмелевский тащил шайбу, постоянно продирался через заросли, но всё же был менее эффективен у ворот. Хо-Сэнг вновь создавал движение, больше всех с отрывом контролировал шайбу (0,81 км), но без явной остроты. «Джош – специфический игрок, уникальный, обладает данными. Мастер, хорошо видит игроков. У него была травма непростая. Сказать, что он готов? Физически готов, но есть моменты, которые вызывают затруднения», – сказал Козлов.
И, в итоге, надежду всем подарил Пустозёров, оказывавшийся в нужное время в нужном месте и переведённый после травмы Кадейкина в первое звено и большинство. Алексей и должен был становиться главным героем матча, если бы не этот фатум в овертайме. С другой стороны, именно от Алексея этого и стоило ждать. Ведь он лучший снайпер (11 голов) регулярного чемпионата среди молодых воспитанников «Салавата». А ещё он забивал три гола в прошлогоднем плей-офф. Да и, вообще, спорт – это про проявление характера. И часто то, каким ты предстаёшь в жизни, таким и показываешь себя на площадке. А Пустозёров весь сезон был открытым, никогда не стеснялся общения и всегда старался быть интересным и ярким.
«Горжусь, как команда себя вела в раздевалке. Все друг друга подбадривали. Все друг за друга бились, какие речи у нас были. В глаза каждого смотришь и видишь, как все верят друг в друга. Я был уверен, что мы сравняем и даже выиграем, потому что видел страсть в глазах каждого из парней. Не получилось, ё-моё. Но всё можно перевернуть. Главное, чтобы эта страсть была и на следующую игру перенесена. Не надо думать, как возвести стену. Надо взять кирпичик и возложить его. Всё возможно. В мире спорта много примеров, когда отыгрывались команды. И не из такой жопы вылезали. Всё возможно», – заключил Пустозёров.
Во Владивостоке «Салават» ждёт сложнейший и важнейший матч сезона. У «Адмирала» теперь психологическое преимущество, а уфимцы ещё и играть будут в некомфортное для себя дневное время. Ещё и, вероятно, без Ивана Дроздова, тоже выбывшего, но уже на первых минутах матча, и без Кадейкина, который и вовсе, скорее всего, повредил связки. Лучшего вызова для Козлова и не найти. Теперь на кону, вероятно, стоит и его будущая карьера. «Как команда может, играя против «Салавата», перегореть? Мы же всё понимаем, кто фаворит пары. В чём перегорать? Посмотрим, что будет во Владивостоке», – остаётся невозмутимым Тамбиев.
Кубок Гагарина. Восточная конференция. 1/4 финала. 5-й матч
Салават Юлаев (Уфа) – Адмирал (Владивосток) – 3:4 ОТ (0:2, 2:1, 0:1, 1:0)
9 марта. «Уфа-Арена»
0:1 Шевченко (Берлёв, Чебыкин, 00:52)
0:2 Файзуллин (Червены, Кристоф, 01:26)
0:3 Паутов (Гутик, Берлёв, 23:59)
1:3 Науменков (Шмелёв, 32:56 бол.)
2:3 Пустозёров (Хмелевский, Шмелёв, 34:00, бол.)
3:3 Пустозёров (Шмелёв, Мёрфи, 59:51, бол.)
3:4 Шевченко (65:18)
Вратари: Ежов – Серебряков
Счёт в серии: 2–3 (1:2 ОТ, 5:2, 2:3 ОТ, 1:0, 3:4 ОТ)