комментарии 0 в закладки

Замаскировались под консьержей: как спортивные перекупщики ушли в интернет и почему с ними почти невозможно бороться

Разбираемся на опыте «Ак Барса».

Кубок Гагарина – главный этап сезона не только для хоккеистов и тренеров, но и перекупщиков, которые хотят «навариться» на большом ажиотаже вокруг матчей. Если раньше ими были забавного вида мужички, которые предлагали билеты зрителям у входа в арены, то теперь всё иначе – весь процесс перепродажи ушёл в интернет, где, пользуясь различными хитростями, предприимчивые люди обезопасили себя от любого противодействия клубов.

Как проблему пытаются решить в «Ак Барсе» и отличить настоящий ресурс от фальшивого – в материале «БИЗНЕС Online».

Фото: ak-bars.ru

Ak-bars.ru или hc-akbars.com?

Серия 1/4 финала Восточной конференции Кубка Гагарина между «Ак Барсом» и «Нефтехимиком» вернулась из Нижнекамска в Казань. Первый и второй матч, которые проходили в столице РТ, собрали в «Татнефть Арене» 6,5 и 8,3 тыс. болельщиков соответственно. Сегодня же, учитывая звёздный состав «Ак Барса», равный счёт в серии (2–2) и вернувшуюся интригу, болельщиков ожидается не меньше.

В наше время купить билет на хоккей проще простого. Помимо касс «Татнефть Арены», есть ещё сразу три легальных способа приобрести билеты онлайн – через сайты «Ак Барса» и «Татнефть Арены», а также сервиса Kassir.ru. Нужно перейти по ссылке, выбрать соответствующий раздел, найти место, ввести данные карты – казалось бы, что может быть проще? Однако если вы прямо сейчас сделаете запрос «билеты ак барс», то поисковые системы выдадут две идентичные ссылки прямо на первой странице – ak-bars.ru и hc-akbars.com.

Лента «Яндекса» на запрос «билеты ак барс» / скриншот: yandex.ru

Сайт hc-akbars.com (сразу определимся, что он липовый) в поисковой раздаче «Яндекса» даже выше, чем ak-bars.ru. Этот самозванец всем видом выдаёт себя за официальный ресурс: здесь есть схема арены, календарь, информация о клубе, лента новостей (правда, обновлялась она в последний раз в октябре). И только в самом низу сайта можно найти надпись «Не является официальном сайтом ХК Ак Барс», а также не обнаружить там ни единого упоминания ООО «СКП «Татнефть-Ак Барс» – юридического лица, под которым работает казанский клуб. В разделе «О нас» говорится, что на этом сайте можно приобрести билеты на мероприятия по всей России и «наша компания на рынке уже десять лет и не понаслышке знает все нюансы этого дела».

Ещё один повод усомниться в достоверности сайта – завышенная стоимость билетов. Место на дальнем ряду 13-го сектора, которое на самом деле стоит 1650 рублей, на данном сервисе оценено в 2700. Билеты на ближайшие ко льду места четвёртого сектора должны стоить 1150 рублей, а стоят 2200–2700. На настоящем сайте одно количество свободных мест, на фальшивом – в три-четыре раза меньше.

Если покопаться в поисковых системах, можно найти ещё несколько таких «клонов» «Ак Барса». Также по тому же запросу можно наткнуться на якобы сайт распространения билетов «Ак Барс Арены» для матчей «Рубина». Если же сделать другие запросы, можно обнаружить аналогичные лже-сервисы абсолютно у всех клубов с хорошей посещаемостью как в хоккее («Салават Юлаев», «Авангард», СКА), так и в футболе («Спартак», ЦСКА, «Зенит»). Так почему же с ними ничего не делают? Мы обратились в «Ак Барс», который уже не первый год борется с перекупщиками.

Фото: ak-bars.ru

Сначала торговля у арен, затем Avito, а теперь – отдельные сайты

Немного предыстории. Само явление перекупа, понятное дело, старо как мир. Купи билет заранее, воспользуйся ажиотажем и «впарь» его тому, кто не успел занять хорошие места – эта схема обкатана десятилетиями. К сожалению, долгое время у клубов и арен не было никакой законодательной основы, чтобы бороться с такими  «предприимчивыми людьми». Можно было только говорить с перекупщиками – вежливо и не очень.

Ситуация изменилась в 2013 году. Тогда вышло постановление правительства РФ «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований», подпункт «н» п.5 которого запрещает зрителям торговать билетами или их заменителями. Инициатива была подготовлена для Олимпиады-2014, но продолжила действовать после Игр в Сочи. Благодаря ст. 20.31 в Кодексе РФ об административных правонарушениях («Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований») у клубов появилось достаточно рычагов для борьбы. После того, как перекупщиков стали запирать в автозаки на время матчей, желающих торговать билетами у входа в арену сильно поубавилось.

Затем перекупщики ушли в интернет и стали распространять билеты через Avito и другие подобные сервисы. С ними бороться тяжелее, так как продажа идёт дистанционно с использованием чужих почтовых ящиков, но можно. Клубу не так сложно вычислить их и заблокировать.

Наиболее же «предприимчивые» стали создавать собственные сайты. Феномен стартовал примерно пять-шесть лет назад. Схема всегда одна и та же: собирается небольшая команда, она создаёт сайт, использует его шаблон на нескольких клубах и занимается активным продвижением своих лже-ресурсов в поисковых системах, чтобы они не отставали и даже опережали официальные.

По первой «распространители» закупали билеты вручную, а теперь обзавелись специальными ботами. Они сканируют официальные сайты, дожидаются часа, когда открывается продажа билетов, и «пылесосят» определённое количество мест. При желании они могли бы выкупать всю арену, но их останавливают лимиты, прописанные на сайте. Например, в случае «Ак Барса» один болельщик может взять до пяти билетов за раз. Затем эти билеты уходят на лже-сайт и продаются там по завышенной цене.

Фото: ak-bars.ru

Перекупщики звонят в клубы и хотят «договориться»

Клубам не остаётся практически ничего, кроме как наблюдать за этим процессом со стороны. Перекупщики хорошо защитили себя в юридическом плане: они стали регистрировать себя как консьерж-сервисы, то есть формально заниматься доставкой билетов вам на электронную почту.

Ещё оборонительная линия в таком случае – товарные знаки и имиджевые права, поскольку сайты используют клубные логотипы. Но многие учитывают этот фактор и либо вообще не используют логотипов, либо берут их устаревшие версии. А если же перекупщик «попадётся», то суд не обяжет его закрыть сайт. Так что, увы, сегодня нет какого-либо закона, на основании которого можно было бы в оперативном режиме устранять таких «консьержей». Если пользоваться административным кодексом, можно призвать к ответственности разве что чат-бота, который покупает билеты...

«Единственным способом борьбы с таким лицами является обращение в суд с требованиями о блокировке сайтов и аккаунтов, а также обращения в правоохранительные органы для проведения проверки и вызова на допрос», – рассказали нашему изданию юристы АНП «Зенит», осуществляющие юридическое сопровождение «Ак Барс» по вопросам борьбы с перекупщиками и контрафактной продукцией клуба.

У «Ак Барса» есть успешные случаи обращения в органы и последующей блокировки лже-сайтов с продажей билетов. Однако не всё так просто. Как только до перекупщиков достаёт длинная рука закона, они закрывают свой URL-адрес и… открывают другой! Сайт мигом перемещается на новое место, работа продолжается. Клубы тратят месяцы, пока оформляют официальные запросы, дожидаются на них ответов и доводят дело до суда, а вот разработчиком достаточно для манёвра нескольких часов. Поэтому абсолютное большинство клубов смирилось с работой перекупщиков.

Понимая этот момент, лже-сервисы ощущают себя очень свободно. В «Ак Барсе» нам рассказали, что некоторые интернет-перекупщики даже не стеснялись звонить в клуб, представляться и призывать к сотрудничеству. Мол, мы берём у вас билеты и перепродаем их, давайте договариваться. Разумеется, ни в каком сотрудничестве казанский клуб не заинтересован. Вместо этого он продолжает обращаться в органы, а также в режиме реального времени мониторить свои продажи. Те пользователи и IP-адреса, которые покупают аномально много билетов, «Ак Барсом» блокируются. К сожалению, сделать это сложно: лже-системы каждый раз мимикрируют под реальных людей и меняют свои адреса и данные.

Главная реального сайта «Ак Барса» / скриншот: ak-bars.ru

Как распознать фальшивку?

Напоследок, дадим несколько советов, как не попасться на поддельные сайты. Чем они отличаются от официальных ресурсов?

– Билеты там очень дорогие. У вас возникают подозрения, что они на порядок выше нормальной цены.

– Билетов необоснованно мало. До матча много дней, а свободных мест на сайте единицы.

– В «подвале» сайта написано, что это не официальный ресурс и что это консьерж-сервис. Сделано это мелким и не очень ярким шрифтом.

– На сайте, как правило, неактуальная информация, разделы не обновляются, на ресурсе не найти свежих новостей о жизни команды.

– В разделе «О нас» подчёркиваются не клубные регалии, а достоинства распространителя билетов. Якобы мы давно на рынке продажи билетов, работаем без перебоев, дарим людям незабываемые ощущения.

– Сам дизайн сайта кажется устаревшим, несовременным, простым.

Очень важный момент – на таких ресурсах вы можете купить уже занятый билет. Продавать одно и то же место по несколько раз – это очень распространенная практика. В таких случаях на хоккей попадает тот, кто первым придёт на арену. Остальным обладателям того же билета клуб каждый раз пытается помочь, но лучше всё-таки не попадать в такие ситуации. Если в официальной продаже уже ничего не осталось, а вы сильно хотите на хоккей, лучше дождаться следующего матча, чем обращаться к фальшивке.

Артур Валеев
Оценка текста
+
19
-