Не вернут флага, но не будут заставлять осуждать режим.
С самого начала событий на Украине в российском спорте был заявлен курс на Азию: в Европе нас лишают флага и гимна, отстраняют от соревнований и всячески унижают, а вот Китай, Индия и другие партнёры только рады видеть. Однако дальше громких заявлений дело не доходило. Ситуацию удалось переломить в шахматах. ФШР официально подала заявку на смену своей прописки и накануне получила одобрение на самом высоком уровне.
У перехода, говорят эксперты, есть много плюсов, и главный из них – теперь у шахматистов нет обязанности высказываться о политике, чтобы участвовать в турнирах.
Первый переход из Европы в Азию
В Абу-Даби прошло историческое для российских шахмат событие – заседание Азиатской шахматной федерации, на котором рассматривали вопрос перехода федерации шахмат России. За вступление проголосовало 29 человек, против высказался только один делегат, ещё шесть воздержалось. Официально переход состоится 1 мая 2023 года, но это уже дело формальности. Принципиальное решение принято: нашим шахматам быть не в Европе, а в Азии.
Сама тема с переходом возникла ещё в апреле прошлого года, тогда наблюдательный совет федерации шахмат России единогласно проголосовал за переход в Азию. Уже в феврале идею одобрила международная федерация шахмат (ФИДЕ), которую возглавляет, напомним, «опальный» вице-премьер Аркадий Дворкович. После ряда критических высказываний по теме СВО он окончательно порвал все связи с Россией, обосновался в Швейцарии и сконцентрировался на своей работе в шахматах.
«Добро» федерации шахмат России в ФИДЕ дали с одним условием: если кто-то из спортсменов захочет остаться в Европейской ассоциации шахмат, ему надо помочь с переходом в европейскую страну. Этим правом воспользовалась, к примеру, двукратная чемпионка мира Александра Костенюк. В январе она объявила о своём переходе в сборную Швейцарии, при том, что новая страна «поленилась» заплатить за неё отступные, так что трансфер официально пройдёт только летом. В целом наши собеседники в шахматном мире оценили тренд на эмиграцию как умеренный. Да, некоторые спортсмены поменяли гражданство, но их количество не выросло по сравнению с мирными годами. Несмотря на сильную «либеральную партию» в шахматах, абсолютное большинство остались при своих местах и не поспешили бежать из страны.
Для шахмат это первый прецедент перехода из одной федерации в другую, так что оформить трансфер в короткие сроки не вышло – пришлось ждать почти год. Зато состоялся переход в самое актуальное время, когда Азия уже официально декларируется как партнёр России в спорте, о подобной инициативе уже задумались в Российском футбольном союзе, а Олимпийский комитет России получил официальное приглашение участвовать в Азиатских играх.
Неудивительно, что инициатива шахматистов нашла поддержку на всех уровнях. Высказался даже пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он назвал это хорошей новостью и отметил, что переход откроет нашим спортсменам доступ к международным соревнованиям, а уровень шахмат в Азии высок как никогда. Министр спорта РФ Олег Матыцин назвал это историческим решением, а президент федерации шахмат России Андрей Филатов поспешил напомнить, что его спорт первым среди других федераций в России смог перейти в Азию. «Это большой успех нашего спорта», — уверен он.
Ничего, кроме поддержки, переход нашёл в шахматном сообществе. «Перспектив в европейском союзе уже не было, право проведения турниров наша федерация не получала. Для будущего развития шахмат в России это необходимая инициатива, другого выхода у нас не было», – рассказала «БИЗНЕС Online» татарстанская шахматистка Алиса Галлямова, которая дважды боролась за титул чемпионки мира.
«Это замечательно! – обрадовался двенадцатый чемпион мира Анатолий Карпов. – Сейчас и Китай, и Индия усилились в шахматном плане. В Тегеране очень сильные шахматисты». «Даже если сейчас не было никаких конфликтов, переход в Азию был бы правильным шагом», – добавил международный гроссмейстер и известный комментатор Сергей Шипов. «Я позитивно расцениваю переход. В Европе нас не ждут, это очевидно», – зафиксировал вице-чемпион мира и с недавнего времени президент федерации шахмат Московской области Сергей Карякин.
«Я думаю, что большинство региональных федераций и школ поддержали это решение, – сказал в разговоре с нашим изданием руководитель школы им. Нежметдинова — главной по подготовке молодых шахматистов в Татарстане Рустам Гарифуллин. – После санкций мы потеряли важный элемент цепочки подготовки и развития спортсмена. Ты можешь выиграть республику, может выиграть на уровне ПФО, на уровне России. Дальше должна быть Европа, а она закрыта. Так что спортсмен был вынужден ограничиваться в своём развитии Россией».
Плюсы перехода - политическая лояльность, высокая конкуренция, логистика
Интересно, что азиатский курс в федерации шахмат России шёл параллельным треком с европейским. Почти сразу после начала СВО, напомним, Россию покинул Марк Глуховский – исполнительный директор федерации и личный менеджер главного российского шахматиста прямо сейчас Яна Непомнящего. Он переехал в Израиль и затем выступил инициатором коллективного письма от лица российских шахмат с осуждением спецоперации и действий Владимира Путина. Под письмом подписались Непомнящий, Костенюк и другие представители российских шахмат. Такое письмо — прямое требование от ряда европейских организаторов соревнований, чтобы допустить россиян.
Когда против этого письма и лично Глуховского выступил Карякин, который, наоборот, прямо заявил о своей пророссийской позиции, отказался от любых писем и за это был исключен из всех турниров. В шахматах наметился идеологический раскол. За этим как бы сверху наблюдал Филатов – президент федерации шахмат РФ, владелец крупнейшего частного железнодорожного оператора в России Globaltrans и олигарх с состоянием, по оценкам Forbes, в 850 млн долларов (145 строчка в рейтинге самых богатых людей России – ред.). Когда же Карякин заявил о своих намерениях выставить свою кандидатуру на пост президента, Филатов стал оппонировать ему в предвыборной кампании. Казалось, что Карякин представлял патриотический лагерь в российских шахматах, а Филатов, под чьим ведомством Глуховский составлял письма и рассылал их спортсменам, – либеральный.
Карякин проиграл выборы и не стал президентом федерации шахмат России. Несмотря на свою популярность и богатую карьеру, регионы не нашли в нём сильного руководителя, способного собрать свою команду, наладить системную работу, поднять на другой уровень российские шахматы. У Филатова же всё это было. Но, несмотря на поражение, какие-то взгляды Карякина и представляемого им лагеря передались действующему руководству.
Однако на азиатских турнирах нашим спортсменам всё равно не дадут выступать под российским флагом и исполнять национальный гимн – эти санкции наложила ФИДЕ, ей же их снимать. Но что важно? Как объясняют наши собеседники, в Азии от России не требуют никаких писем и критических высказываний о СВО. Также минимален риск различных провокаций на турнирах. Так что сейчас если кто-то в шахматах придерживается либеральных взглядов, их можно оставить при себе и не высказывать для продолжения карьеры. Этот мотив – основной в переходе, ведь шахматы, несмотря на большое советское наследие, рисковали попасть в «опалу» после всех скандалов вокруг Дворковича и письма с осуждением украинских событий.
В остальном же плюсы перехода понятны. В первую очередь это уровень конкуренции – в Азии он на порядок выше. Не случайно уже в апреле Непомнящий будет бороться за звание чемпиона мира как раз против китайца Дин Лижэна. Если в Европе явный лидер норвежец Магнус Карлссен, то в Азии вырос целый ряд перспективных шахматистов в ряде стран, которые в будущем могут с ним сравняться. Один из ярких примеров – молодой индийский гроссмейстер Рамешбабу Прагнанандха. В 2016 году он стал самым молодым международным мастером в истории шахмат в возрасте 10 лет, 10 месяцев и 19 дней. «В Индии и Китае шахматам уделяется больше внимания, чем в Европе, – объясняет нам международный гроссмейстер, обладатель Кубка России Артём Ильин. – Европейские шахматы живут за счет меценатов и их не воспринимают за серьезный вид спорта. А в азиатской федерации существует мощнейшая поддержка от государства».
«Игроки из Азии целенаправленно настроены на результат и работоспособны, – рассказала Галлямова, которая сама неоднократно встречалась с азиатскими спортсменами на международной арене. – Азиаты не такие «нежные», как европейцы. Они очень много занимаются потому что хотят добиться результата. Они очень много играют между собой, из-за и появляются сильные игроки».
«Уровень шахмат в Азии на данный момент весьма высок. В некоторых странах, например, в Индии и Узбекистане, появилась целая плеяда молодых, амбициозных и интересных шахматистов. Так что в плане серьезной конкуренции всё очень перспективно», – рассказал «БИЗНЕС Online» один из самых перспективных шахматистов России Владислав Артемьев, проживающий в Казани и представляющий Татарстан. Другой плюс – логистика. «Нам будет проще: в Европу стало сложнее получать визу, а во многие азиатские страны она просто не нужна», – продолжил Артемьев. Правда, есть момент, что новые маршруты в азиатском направлении ещё не отработаны. «Раньше в Европу все хабы были нам понятны, – рассказал Гарифуллин, который постоянно командирует спортсменов на зарубежные турниры. – А тут будет посложнее, логистика ещё чётко не выстроена. К тому же, перелёты в Азию дороже».
Те, кто хочет в последний раз прикоснуться к Европе, могут заявиться на чемпионат Европы по шахматам в сербском Врнячка-Баня. Он стартует 3 марта и туда ещё могут заявиться российские спортсмены – переход в Азию ещё не завершён. Однако многие отобравшиеся на чемпионат спортсмены из России отказались от поездки в Сербию, опасаясь провокаций на политической почве.
Уже с мая для российских шахматистов будут доступны только азиатские соревнования.