комментарии 3 в закладки

«Я уже башкирский человек: всё запиваю чаем». Интервью с лидером «Салавата» Хмелевским

Уважает Козлова, слушает русскую музыку и хочет выиграть Кубок Гагарина.

Трансфер Александра Хмелевского в «Салават Юлаев» стал одним из самых громких в минувшем межсезонье. 23-летний американец украинского происхождения до этого провел четыре года в системе «Сан-Хосе», успешно играл в АХЛ, но закрепиться в НХЛ ему не удалось. Хмелевский мог и дальше играть за океаном, получив новое предложение от «Шаркс», но рискнул попробовать свои силы в КХЛ и переехал в Россию.

Как оказалось, не зря. Сейчас Хмелевский – второй бомбардир «Салават Юлаева» с 35 (19+16) очками в 57 матчах. В последних четырех матчах на его счету два победных гола в овертаймах, в том числе в «зелёном дерби». В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, почему нельзя проиграть «Ак Барсу», что его удивило в России, как полюбил холодец и башкирскую кухню.

Фото (здесь и далее): hcsalavat.ru

«Если сказали лететь на Дальний Восток семь часов, значит, лететь. Я никогда не буду ныть насчет таких вещей»

Александр, многие критикуют в этом сезоне главного тренера «Салавата Юлаева» Виктора Козлова за осторожный стиль хоккея. Вы согласны с такой оценкой?

– Я бы точно не сказал, что у нас осторожный хоккей. Отвечу просто – мы играем в свой хоккей. Я не видел ни одну команду, которая бы стала чемпионом с плохой обороной. Оборона – это самое главное. Если мы будем хорошо защищаться, голы придут в любом случае.

В НХЛ звезда команды может не всегда обороняться, самое главное приносить пользу в атаке. В КХЛ же такого нет. Что вы думаете об этом?

– Это совершенно нормально. В любой команде каждый игрок должен чувствовать ответственность за результат. Я считаю, любой игрок должен первым делом уметь обороняться и бежать назад, а уже потом думать об атаке. 

Виктор Козлов (слева)

Какие у вас впечатления от работы с Козловым? Со стороны он очень сдержанный, никогда не показывает лишних эмоций.

– Мне очень нравится работать с ним. Он приятен мне, в первую очередь, как человек, а как тренер он ещё лучше. Он делает меня лучше, знает, когда и что нужно подсказать. Я бы назвал его очень активным тренером, который не просто принимает решения и дальше уже полагается на игроков. Он всегда подойдет и объяснит любое своё решение. Когда ты можешь поговорить с тренером и получить от него ответ, это лучшее для хоккеиста.

В этом плане, наверное, помогает, что он молодой по тренерским меркам специалист?

– Я думаю, дело не в возрасте, а в характере. Он никак не изменился с момента нашей первой встречи. Он такой, какой есть. Я бы сказал, что он настоящий спортсмен, который всегда хочет побеждать. Для него нет разницы, звезда ты команды или нет. Он со всеми разговаривает на равных.

Какой совет от него вам запомнился?

– Мне кажется, он понимал, что мне будет сложно в первое время после перехода с одной площадки на другую. Он ведь и сам играл в НХЛ. Он мне объяснил, что в КХЛ играют по-другому, показал некоторые нюансы. Виктор Николаевич признавался, что у него тоже были определенные проблемы, когда он вернулся из НХЛ в КХЛ.

Если не брать размеры площадок, что еще вас удивило в КХЛ?

– Подготовка к играм чуть другая. В Америке больше самостоятельной работы, а в России – командных упражнений. Зал, растяжка и разминка – мы всё делаем вместе. 

Подготовка к сезону тоже ведь отличается? За океаном ты можешь готовиться один, а потом уже приехать в расположение команды. В России же сборы проходят все вместе. 

– Да, в Америке у тебя может быть свой тренер, ты работаешь с ними 8–12 недель, приезжаешь в команду уже готовым. В России чуть по-другому – много подготовки на земле, чтобы потом тренироваться на льду. 

А как вам комфортнее готовиться к сезону?

– Мне в целом пришлось привыкать ко многим вещам после переезда – к хоккею, еде, отношениям с людьми. Когда ты приезжаешь в другую страну, тебе нужно заново ко всему привыкать. Но я могу сказать, что уже привык и меня всё устраивает.

Вас удивили перелеты на Дальний Восток, когда нужно лететь 7–8 часов ради нескольких игр?

– Наверное, только в России такое может быть, чтобы лететь куда-то так долго. Но самое тяжелое – часовые пояса, разница с Уфой была в пять часов. Ты просыпаешься, а почти весь день уже закончился, или засыпаешь, а день уже идет. Я представляю, насколько тяжело игрокам «Адмирала» и «Амура», которые каждый раз так летают. Хорошо, что они так здорово выступают в этом сезоне. 

Мы летели семь часов. Нам повезло, что у нас был прямой рейс. Пацаны рассказывали, что иногда нужно сделать остановку в Новосибирске и заправить самолет. Но, знаете, я никогда не буду ныть насчет таких вещей. Сказали лететь семь часов, значит, семь часов. Никуда от этого не денешься. Тебе платят за это деньги, это твоя работа – не должно быть никаких проблем.  

«Согласен, что проигрывать «Ак Барсу» нельзя» 

В недавнем «зелёном дерби» вы забили победный гол в овертайме с «Ак Барсом» и эмоционально отпраздновали его, показав на эмблему «Салавата Юлаева». Многие решили, что вы так повторили празднование Радулова...

– Я был эмоционален, потому что мы выиграли важный матч. Вообще, это не моё фирменное празднование. Просто порыв эмоций.

Вы повторили жест Радулова? 

– Да, можно сказать и так.


Через матч вы снова забили победный гол в овертайме. У вас когда-то была в карьере такая серия ?

– Нет. Я никогда больше, чем один раз за сезон не забивал в овертаймах. 

Как игрок, который проводит дебютный сезон в КХЛ, что вы думаете о «зелёном дерби»? Его называют главным противостоянием лиги.

– Изначально я думал, что мы тратили слишком много эмоций и сил в этом дерби. Мне было тяжело играть. Когда я полностью погрузился в это, уже понял, почему все так любят матчи «Салавата» и «Ак Барса». Теперь мне всё нравится – это по статусу игры плей-офф. Знаете, бывают игры, когда тяжело найти дополнительные эмоции, но когда ты надеваешь свитер «Салавата» перед матчем с «Ак Барсом», ты всегда хочешь победить. 

Я согласен с тем, что проигрывать «Ак Барсу» нельзя. Но намного важнее не сдаться в таких играх, ты должен всё достать из себя и отдать ради победы. Даже если ты проиграл, но отдал все силы, тебе будет не стыдно смотреть на себя в зеркало.

Что вы думаете о последнем «зелёном дерби» в Уфе? Его называют лучшим в сезоне и самым эмоциональным.

– Согласен, что игра была очень эмоциональная. Была жесткая и силовая игра, намного жестче, чем обычно. Больше всего я запомнил силовые Гриши Панина, нашего капитана. Он буквально уничтожал игроков «Ак Барса». Вся команда и ребята на скамейке заряжались от его действий. 

Григорий Панин

Хотя внешне Панин не кажется большим или крепким игроком, он всегда умел грамотно проводить силовые приёмы.

– Он точно крепкий, хотя не кажется самым большим. Он никогда не боится идти в борьбу – это самое главное.

Что скажете о Радулове, который весь матч провоцировал игроков «Салавата»?

– Он делает всё для победы своей команды. Я не буду долго обсуждать его игру. Александр – хороший игрок, он уже давно играет на высоком уровне, он хорошо играл в НХЛ и легенда КХЛ. Конечно, мы пытаемся играть против него жестко, но я желаю ему удачи в этом сезоне.

– Вы следили за ним в НХЛ, когда жили за океаном?

– Я знал о нём, слышал, что он тоже играл в молодежной лиге Квебека, но специально за ним не наблюдал.

Александр Радулов (слева)

«Многие игроки одеваются нарядно, даже когда идут на арену. Про себя думаю: «Может, мне тоже так надо?»

Вы уже больше полугода в России. Чем запомнился вам этот период в жизни?

– Запомнился как очень добрый период в жизни. Я не знал, чего ожидать от России, волновался, когда подписал контракт. Очень сложно взять и впервые в жизни уехать играть в другую страну. Думаю, мне помогло то, что я знаю русский язык, что у меня есть корни. Я понимал примерно, как люди тут живут. Мне очень нравится тут и самое главное, что я сделал большой шаг в своей карьере. Я рад оказаться в Уфе – мне нравится город, у нас классные болельщики. 

Вы без проблем говорите на русском язык. Как вы практиковали его в Америке?

– В семье мы немного разговаривали, но вообще я выучил русский язык из-за того, что общался на нём со своей бабушкой, когда она была жива. Она мне очень помогла в изучении русского языка. И еще когда я играл за океаном, в каждой команде были русские парни, мы всегда общались, я не забывал язык.

Получается, именно бабушка помогла выучить язык?

– Да, без неё у меня ничего не получилось бы.

Что было самым неожиданным для вас в плане жизни в России? Может быть, что-то в бытовом плане.

– Я не думаю, что меня сильно что-то удивило, просто всё было по-другому. Мне понравилось, что у вас в ресторанах очень хорошая кухня. Знаете, в Уфе можно прийти в ресторан и там будет блюда разной кухни, которые хорошо готовят. У нас в Америке по-другому. Еда мне в России нравится больше, чем в Америке.

Вы живете в отеле или снимаете квартиру? 

– Я снимаю квартиру. Раньше я всегда жил с каким-нибудь партнером по команде, но теперь привыкаю к жизни одному. Проблем с тем, чтобы купить продукты или приготовить что-то, нет. Иногда меня встречают в магазинах, когда я покупаю продукты, смотрят, улыбаются. Мне нравится просто ходить по магазинам и что-то изучать. При этом я не хочу привлекать к себе много внимания.

Что из продуктов или, может быть, еды вам особенно понравилось в России?

– Мне очень нравится творог и сгущенка. Это первое, что я попробовал тут. Теперь могу есть их постоянно.

Многие иностранцы удивляются тому, что в России любят красиво одеваться во всякие брендовые вещи. Замечали ли вы это?

– Да, я полностью согласен с этим! В России очень любят красиво одеваться в хорошие фирмы. Обычно, если я иду на арену, я одеваюсь в повседневные вещи, никакого фэшн. Но у нас есть игроки, которые приходят очень нарядно. После этого думаешь, может быть, мне тоже нужно так одеваться? 

В Америке к этому проще относятся?

– Зависит от ситуации. В жизни можно одеваться как угодно, но если ты связан с бизнесом, то это всегда костюм с галстуком. Если идешь просто на тренировку или в ресторан, то это обычно кэжуал, необязательно одеваться красиво. Если же в России пойдешь в ресторан, то люди одеваются очень нарядно. 

А как насчет того, что в России мужчины здороваются друг с другом за руку?

– Точно, я забыл про это! Когда я только приехал, думал, что они так здороваются со мной потому что впервые видят, хотят познакомиться. Но потом тоже самое было на третий и четвертый день. Я уже привык к этому, сам тоже всегда теперь так делаю. 

«Очень люблю холодец, ем его только с горчицей»

В одном из интервью вы говорили, что любите готовить.

– Да, для меня это не проблема, я могу приготовить, когда хочу есть. Обычно я это делаю в ночь перед игрой – лосось с рисом могут приготовить или курицу с гречневой кашей. Я люблю готовить очень простые блюда, а летом мне нравится делать барбекю. Ничего сложного, но это всегда вкусно.

Как вам национальная башкирская кухня?

– Я пробовал балеш, курник. Мне очень понравилось. Я люблю блюда с тестом, поэтому часто ем блины и сырники. Еще мне очень нравится медовый торт. Знаете, что еще? Мне кажется, я уже башкирский человек: если я что-то сейчас ем, всегда запиваю чаем (улыбается). 

– Чай с молоком?

– Я пробовал чай с молоком, знаю, что это башкирская и татарская тема. Но пока ещё не привык к этому, только привыкаю.

Еще в России главный праздник Новый год, а не Рождество, как в Америке. Почувствовали разницу?

– Было приятно увидеть что-то другое, познакомиться с другими традициями и в целом провести с друзьями этот праздник.

Вы знаете, что есть такое новогоднее блюдо холодец?

– Ой, слушайте, а я забыл вам об этом сказать. Холодец – одно из моих любимых блюд, вы можете поставить это в моей личный топ. Очень люблю его есть. Если на столе стоит холодец, то я всегда его беру. 

Знаете, что его едят с горчицей?

– Конечно. Обычно еще стоит хрен, но я ем только с горчицей.

«Родителям рассказывал, как на Матче звезд встретил легендарного Сергея Федорова. Из-за него у меня в детстве был 91-й номер»

Как часто вы общаетесь со своей семьей, которая в Америке, насколько тяжело без них здесь?

– Я очень много общаюсь с родителями и своими братьями. Для меня семья всегда была и будет на первом месте. Мне нравится им звонить, узнавать, как дела, рассказывать о том, что нового я узнал о России, какие блюда пробовал. У нас дома есть собака, по которой я скучаю больше, чем по всем остальным (улыбается). 

Эта та собака, которая у вас стоит на аватарке в ватсапе?

– Да-да. Это наша семейная собака, мы её купили девять лет назад. Я бы сказал, что это самый любимый член нашей семьи, для нас он уже человек, а не собака.

Как её зовут?

– Кобе, потому что нашим любым спортсменом всегда был Кобе Брайант.

Тяжело ли общаться с семьей из-за разницы в часовом поясе?

– Никаких проблем нет, потому что я звоню вечером, когда мои родители уже просыпаются. Они у меня работают каждый день, поэтому просыпаются пораньше. Никаких проблем с этим нет.

О чем вы разговариваете?

– Мы мало обсуждаем хоккей, обычно я им рассказывают что-то новое. Например, как в первый раз попробовал холодец или как мы отмечали Новый год. Недавно я им рассказал, как встретил легендарного Сергея Федорова на Матче звезд. Для меня это было очень круто, потому что маленьким я из-за него брал 91-й номер и у меня был свитер «Детройта» с его фамилией. Было круто познакомиться и сфотографироваться с ним.     

Был ли какой-то миф о России, который был у вас до приезда и развеялся здесь? Например, говорят же, что у нас тут медведи ходят по улицам.

– Это неправильно, что люди так говорят. Это некрасиво. Я об этом много не думал. Я понимал, что у меня сильный акцент, и мне было интересно, как меня примут ребята в команде. Но меня очень хорошо приняли, все мне помогали и помогают. Мне нравится, как ко мне относятся тут.

Как вы относитесь к русской музыке?

– Я сейчас слушаю много русской музыки, Лепса, например. Если парни ставят музыку в раздевалке, я всегда подхожу и спрашиваю: «Как эта песня называется?». Мне очень нравится русская музыка, в Америке я её практически не слушал, но сейчас постоянно. Давайте посмотрим в плейлисте. У меня тут есть Егор Крид, Элджей, знаете такое? Поп-музыка.

А фильмы?

– Я слышал о «Брате» и «Брате 2», но я никогда их не смотрел. Думаю, придет время и я посмотрю эти фильмы, чтобы понимать ещё больше о русской культуре.

«Знаю, что «Сан-Хосе» разговаривает с моим агентом, но сейчас я сконцентрирован только на игре за «Салават Юлаев»

– Как команда реагировала на недавнюю серию из четырёх поражений?

– Конечно, мы не были рады такой ситуации, но понимали, как из нее выйти. Это уже не в первый раз в сезоне случилось. Нужно было дальше играть в свой хоккей. Лучше соперника, чем «Ак Барс», чтобы завершить эту неудачную серию, нам было не найти.

Ходили разные слухи относительно того, что для Виктора Козлова это мог быть последний матч на посту главного тренера в случае поражения. Перед дерби было собрание с командой?

– Всё было по-обычному, никакой паники не было. Все тренировки и занятия проходили в штатном режиме. Насчет срочных собраний лично я тоже ничего не знаю, а что касается игроков, то мы все сами понимали, что должны лучше играть.

– Игроки вообще могут собраться сами и поговорить без тренерского штаба?

– Думаю, в каждой команде такое есть. Это нормально. Мы всегда друг с другом обсуждаем, что и как можем сделать лучше. При этом тренерский штаб никогда не остаётся в стороне, всегда участвует во всех разговорах.

– Нынешний сезон в КХЛ – самый длинный: 68 матчей в регулярном чемпионате. Вы согласны с тем, что на такой дистанции у любой команды будет спад?

– Если было бы легко, то никаких спадов не было бы. Я считаю, хорошая команда должна знать и понимать, как преодолевать свои трудности. А если ты играешь в комфортных условиях, никогда не проигрываешь, в этом тоже ничего хорошего нет. Через такие спады и проблемы команда растет.

Неудачная серия «Салавата» совпала с вашей безголевой. О чём вы думаете, когда не можете забить в трех-четырех играх подряд? 

– Забивать и набирать очки хочется всегда, но иногда такое бывает. Когда у меня вообще нет моментов в играх или отрицательный показатель полезности, я, конечно, начинаю копаться в себе. Понимаю, что если я буду набирать очки, то команде будет от этого лучше. Но я не могу злиться, если наше звено набирает очки, а я не забиваю. Голы придут в любом случае, если мы будем играть правильно.

Многие игроки меняют клюшки или шнурки на коньках, когда у них идет безголевая серия. Вы делали что-то подобное?

– Конечно! Психология меняется, когда ты меняешь что-то, даже клюшку, ленту или шнурки. Это маленькие вещи, но они освежают тебя психологически.

Что вы делали из этого?

– Я могу поменять шнурки на коньках. Иногда хорошо помогает изменить разминку на льду, потому что чаще всего ты делаешь одно и тоже, ты едешь как машина по определенному маршруту.

В мае у вас заканчивается контракт с «Салаватом Юлаевым». Какие мысли у вас о будущем?

– Пока у меня идет всё хорошо, но сейчас такое время, когда нужно смотреть и оценивать все варианты. Я знаю, что «Сан-Хосе» разговаривает с моим агентом. Мне очень приятно играть в «Салавате», работать с Козловым.

Какие шансы, что вы останетесь в КХЛ?

– Пока я ничего не могу сказать на этот счет. Конечно, желание есть поиграть и тут, и там. Сейчас я об этом не думаю, потому что это забирает удовольствие от игры в хоккей. У меня есть агенты, которые занимаются этим и помогают мне. А я сейчас фокусируюсь на оставшихся матчах в регулярном чемпионате. Пока у меня лучший сезон в карьере. Моя главная задача – помочь выиграть Кубок Гагарина «Салавату Юлаеву». 

ДОСЬЕ «БО Спорт»
Александр ХМЕЛЕВСКИЙ
Дата рождения: 9 июня 1999 года
Место рождения: Хантингтон-Бич (США. Калифорния)
Карьера: «Сарния Стинг» – 2015/16; «Оттава Сиксти Севенс» – 2016–2019; «Сан-Хосе Барракуда» – 2018–2021; «Сан-Хосе» – 2021/22; «Салават Юлаев» – 2022-н.в.
Достижения: серебряный призер молодежного чемпионата мира-2019, бронзовый призер чемпиона мира-2021, участник Матча звезд КХЛ-2022. 

Руслан Васильев
Оценка текста
+
57
-