Последняя капля для перехода в Азию?
В 2022-м году УЕФА выкинул наши клубы из еврокубков, отстранил сборную, разрешил легионерам бежать из РПЛ, несмотря на контрактные обязательства, отключил от трансляций международных матчей. Тренд продолжился и в 2023-м году, стало понятно из заседания исполкома союза накануне. На нём было принято решение о переносе из Казани игры за Суперкубок. Теперь в России нет ни одного предстоящего события от УЕФА.
Но в РФС по-прежнему ждут, что УЕФА вернёт Россию.
Матч за Суперкубок УЕФА перенесли в Грецию
Первые прогнозы, что Казань лишится встречи победителя Лиги чемпионов и Лиги Европы, можно было сделать ещё в феврале 2022 года, когда УЕФА отстранила все сборные и клубы и заодно перенесла финал Лиги чемпионов из Санкт-Петербурга. Однако роковое решение по Суперкубку, сложилось впечатление, в европейском союзе максимально оттягивали. То ли из надежды на восстановление отношений с Россией, то ли из-за формальностей – таких, как необходимость собрать под это дело представителей исполкома УЕФА и провести среди них голосование.
«Думаю, шансов сохранить Суперкубок нет. О решении не объявляют просто из-за того, что ещё не было заседаний исполкома», – доводилось слышать от одного функционера РФС ещё в августе.
И вот, накануне заседание наконец-таки состоялось в Швейцарии. На нём, кстати, должен был присутствовать президент РФС Александр Дюков, один из 16-ти членов исполкома, но в своём желании сохранить топ-матч он был абсолютно одинок. По итогам УЕФА сообщил, что встреча перенесена из Казани в Афины. Причин такому решению названо в релизе не было, но всем понятно, в чём дело. Надеяться на мировые события в России, когда на Украину готовятся поставлять танки, было бы глупо. В РФС отметили, что решение по переносу было ожидаемым и не имеет отношения к спорту. В министерстве спорта РТ подчеркнули, что Казань была полностью готова принять матч за Суперкубок.
«Никто и не надеялся, что УЕФА сохранит матч Суперкубка в Казани, – сказал в интервью «БИЗНЕС Online» почётный президент РФС Вячеслав Колосков. – Это решение вытекает из логики УЕФА и ФИФА. Раз у России отобрали финал Лиги чемпионов, кто же даст провести Суперкубок? Это просто невозможно».
УЕФА вновь ждёт скандал?
Чем известен стадион им. Георгиоса Караискакиса (героя войны за независимость), где будет разыгран Суперкубок УЕФА 16 августа? Во-первых, объект уступает «Ак Барс Арене» по вместимости. В Казани – 45 тыс. зрителей, тогда как в Афинах – 32 тысячи. Столица Татарстана опытнее в проведении международных матчей и соревнований, а в Афинах ни разу проводились европейские топ-матчи, уровня финала и полуфинала. Во-вторых, местные болельщики отличаются буйным нравом. Часто в домашних еврокубковых матчах фанаты «Олимпиакоса» нападают на приезжих гостей с дубинками и ножами, бывает, что достаётся и журналистам. У фанатов совсем недружественные отношения, например, с «Баварией» – их ультрас атаковали даже на матче юношеской Лиги чемпионов в 2019 году. Ехать в Афины на матч Суперкубка как минимум для немецких болельщиков будет опасно.
Тем более, у УЕФА уже есть горький опыт с переносом матча в другую страну. Вместо Санкт-Петербурга матч «Ливерпуль» – «Реал» провели в Париже на «Стад де Франс», а президент страны Эммануэль Макрон уверял – Франция готова к финалу. Встреча запомнилась не столько футболом, а скандалом. Перед входом на стадион образовалась давка, на трибуны не пускали болельщиков с билетами, а полиция во избежание беспорядков травила людей слезоточивым газом. Что-то подсказывает, что в России такого удалось бы избежать.
Как Казань получила Суперкубок
Право провести матч за Суперкубок УЕФА Казань получила в 2020 году. Тогда Дюков, только что занявший должность президента РФС, активно налаживал взаимодействие с УЕФА по поводу турниров. Россия стала соорганизатором чемпионата Европы-2021, выиграла право на проведение матча Лиги чемпионов. Все матчи должны были пройти в родном для Дюкова Санкт-Петербурге. И ещё один турнир – Суперкубок УЕФА – было решено доверить Татарстану – самому надёжному региону в плане проведения больших спортивных событий. Сыграли свою роль и связи мэра Казани Ильсура Метшина в футбольном мире, оставшиеся со времён его президентства в «Рубине» и членства в исполкоме РФС.
Когда Казань была одобрена как кандидат от России на проведение матча исполкомом, началась кропотливая работа по подготовке заявки. Казани нужно было ответить сразу на 500 вопросов от УЕФА. Налаживались и дипломатические связи. Делегация от Татарстана во главе с президентом РТ Рустамом Миннихановым в 2019 году отправилась в Стамбул, где проходил матч за Суперкубок между «Челси» и «Ливерпулем». Сам матч имел второстепенное значение, важнее всего было побеседовать с главой УЕФА Александером Чеферином.
Матч Суперкубка УЕФА мог не достаться Казани из-за заявки на финал ЛЧ от Санкт-Петербурга. Матчи за Суперкубок УЕФА до 2012 года проводились только в одном городе на протяжении нескольких лет – Монако, а после он стал гастролировать по Европе. То, что Санкт-Петербург выбрали местом проведения финала ЛЧ усложнило выбор города-хозяина для проведения Суперкубка. Может ли одна страна на протяжении двух лет подряд принимать главные матчи Европы? Выяснилось, что может. В конце концов, казанская заявка победила, опередив конкурентов из Ирландии и Албании.
В августе этого года столица РТ должна была стать центром футбольного мира с десятками тысяч иностранных болельщиков, лучшими игроками, десантом функционеров ФИФА, УЕФА, представителей политических и бизнес-элит. Сколько же могла заработать Казань на топ-матче европейских команд можно лишь догадываться. Суперкубок прошлого года прошёл в Хельсинки и принёс в казну города более 15 млн евро, но и город, и футбольный стадион существенно меньше, чем «Ак Барс Арена» и столица Татарстана.
Дюков всё ещё рассчитывает на УЕФА?
Несмотря на потерю евроматча в Казани, РФС всё ещё надеется восстановить отношения с УЕФА. Два дня назад – 24 января – представители РФС и УЕФА впервые встретились в этом году. Видимо, это работа по той самой рабочей группе совместно с европейским союзом, о которой в РФС объявляли под конец года, задвинув идею с переходом в азиатскую конфедерацию. После встречи появились сообщения, что возвращение российских клубов в Европу может начаться с детских и женских команд. Пока нет речи о возвращении мужских команд, хотя отбор на Евро-2024 стартует в марте, на ЧМ-2026 – осенью.
Выходит, что УЕФА одной рукой даёт, а другой отнимает? Колосков считает, что отмена матча в Казани не имеет ничего общего с рабочей группой УЕФА и РФС. «Они обсуждали абсолютно другие моменты. Речи о Казани даже не было, ведь все прекрасно понимали, какое решение будет вынесено по Суперкубку. Разговор шёл о возвращении российских команд, пока, как известно, сошлись на женском и детском футболе, что движение начнётся с них», – сказал Колосков нашему изданию.