комментарии 1 в закладки

Умер Муртаза Рахимов. При нём «Салават Юлаев» стал топ-клубом и башкирским достоянием

Даже с Путиным Бабай говорил о хоккее.

11 января ушёл из жизни Муртаза Рахимов – первый президент Республики Башкортостан. Переоценить его значимость для региона вряд ли представляется возможным. В том числе, дело касается и спорта.

Бабай Башкирии, вероятно, ключевая фигура в современной истории «Салавата Юлаева». Именно он инициировал превращение уфимского клуба из середняка в одного из флагманов российского хоккея. Только при нём «Салават» становился чемпионом.

Муртаза Рахимов / фото: Анвар Галеев, globallookpress.com

Не хотел проигрывать татарам  

В самом уфимском клубе уже отреагировали на столь значимые для республики новости. «Салават Юлаев» выражает соболезнования родным и близким в связи с большой утратой. Муртаза Губайдуллович был большим поклонником хоккея, проделал огромный путь по развитию нашего вида спорта. Его заслуги перед «Салаватом Юлаевым» и поднятые кубки над головой навсегда останутся в памяти», – сообщили в уфимском клубе.

Хотя Рахимов начал активно поддерживать в Башкирии большой хоккей далеко не сразу после прихода на должность главы республики. В девяностые «Салават» финансировался нефтеперерабатывающим заводом (НУНПЗ), а курировал клуб один из топ-менеджеров завода Салават Гайнанов, который был убит в 1994 году. Финансовое положение клуба в те годы сложно было назвать стабильным. Однако с 1995 года по 1997 год уфимцы выиграли три подряд «бронзы» чемпионата России. Причём, команда тогда комплектовалась только местными воспитанниками, за исключением пары человек. Большую часть нулевых «Салават» был середняком без явных амбиций, а медовые времена настали для клуба в 2007-м.

У прихода в «Салават» огромных денег по инициативе Рахимова есть и явный политический аспект. Его всегда волновал вопрос башкирской национальной идентичности. И ему явно не давали покоя успехи соседей из Татарстана в том же хоккее. К тому времени «Ак Барс» уже дважды становился чемпионом России и ещё три раза брал «серебро». «Мы же и по языку, и культуре, обычаям очень близки. У нас почти 99,9 процента слов одинаковые. Много смешанных браков: многие на татарках женаты, многие на башкирках женаты. Правда, они, конечно, религиознее. Но мы и раньше ревностно относились друг к другу в отношении развития. Мы негласные соцсоревнования устраивали, чтобы у нас лучше было. Ну, по хоккею, я говорю: «Можно всем проиграть, только не татарам», – говорил Муртаза Губайдуллович.

Виталий Прошкин и Игорь Щадилов / фото: hcsalavat.ru

Дата восхождения «Салавата» на вершину была выбрана не случайно. В 2007-м в Башкортостане отмечали 450-летие добровольного вхождения в состав России. Тогда же была достроена «Уфа-Арена», ставшая новым для клуба и главной спортивной площадкой республики. Старый дворец спорта на улице Зорге хотя и был памятен, но уже не соответствовал амбициям. Тогда же «Салават» собрал и первый суперсостав. В частности, возвращаясь к теме политического аспекта, из чемпионского «Ак Барса» в Уфу переманили сразу пятерых игроков: вратаря Александра Ерёменко, защитников Виталия Прошкина и Игоря Щадилова, нападающих Алексея Терещенко и Владимира Воробьева. Всем обеспечили солидную прибавку в зарплате. Предложения поступали и другим игрокам казанской команды, в том числе и воспитанникам, но те отказались по идеологическим соображениям.

Вложения себя оправдали сразу же. Весной 2008-го «Салават» под руководством легендарного Сергея Михалёва выиграл своё первое в истории чемпионство и последнее в эпоху суперлиги, обыграв в финале «Локомотив». Это был неописуемый праздник не только для Уфы, но и для всей республики. Во всех городах Башкирии люди выходили на улицы, зажигали фейерверки, гудели машины, из окон доносились радостные крики. Многие расхаживали с башкирскими флагами. Победа «Салавата» была нечто большим, чем просто хоккей. «Ваша победа – это победа всей республики, самый настоящий праздник для всех жителей Башкортостана», – говорил тогда Рахимов.

Игорь Захаркин (слева) и Вячеслав Быков / фото: hcsalavat.ru

Бюджеты уровня НХЛ  

Останавливаться на этом в Уфе были не намерены. В том же 2008-м «Салават» совершил определяющий трансфер. Из «Нэшвилла» со скандалом уфимцы переманили будущую суперзвезду Александра Радулова, у которого оставался ещё год контракта с североамериканским клубом. Зарплату ему повысили с 1 до 3 млн долларов. НХЛ грозилась дисквалификацией для 22-летнего форварда, но в КХЛ заявили, что не признают контракты игроков в других лигах. Вскоре это создало прецедент, а КХЛ и НХЛ подписали договор и взаимоуважении контрактов хоккеистов. Переманивать игроков с действующими соглашениями более было нельзя.

Но успех Михалёву, несмотря на усиление, повторить не удалось. И тогда в Уфу пригласили тренерский супертандем Вячеслава Быкова и Игоря Захаркина, который только что привёл сборную России к «золоту» чемпионата мира второй год подряд. Состав «Салавата» стал ещё мощнее, с четырьмя равносильными звеньями. По сути, в Уфе была своя сборная России в миниатюре. Так, аж в четвёртом звене тогда играл нынешний главный тренер уфимцев Виктор Козлов, тогда только вернувшийся из НХЛ и ещё уверенно считавшийся звездой российского хоккея. Однако в первый год при Быкове «Салават» иронично вылетел в плей-офф от «Ак Барса», но затем всё же забрал в 2011-м заветный Кубок Гагарина – пока для себя последний. Тот состав «Салавата» мог бы спокойно выступать и в НХЛ.

Впрочем, и бюджет уфимского клуба был на уровне НХЛ. Forbes сообщал, что в 2009–2010 годах он составлял около 88 млн долларов. Правда, распределялся он на всю хоккейную вертикаль от СДЮШОР до команды мастеров: «Торос» (ВХЛ), «Толпар» (МХЛ) и женскую «Агидель». Но даже так бюджет «Салавата» оставался на уровне лучшей хоккейной лиги мира.  

Виктор Козлов (слева) и Александр Радулов / фото: hcsalavat.ru

Откуда Рахимов взял деньги?

Фундамент Рахимов начал закладывать задолго до первых больших вливаний в хоккей. В 1998 году по его указу была образована «Башкирская топливная компания» (БТК), в которую вошли крупнейшие республиканские предприятия топливно-энергетического комплекса. Топ-менеджером был назначен как раз младший Рахимов, а все акции компании принадлежали республике. В 2002 году старший Рахимов разрешил продажу акций БТК и после они были переданы в новую компанию «Башкирский капитал», которую также возглавил Урал Рахимов. К 2009 году её полностью поглотила инвестиционная компания компания АФК «Система». Суммарная стоимость сделки оценивалась в 2,5 млрд долларов. Доходы предприятий распределялись по нескольким благотворительным фондам, который после соединились в один – «Урал». Он и стал генеральным спонсором «Салавата». Больше всего средств шло, конечно, от «Башнефти».

В 2010 году Муртаза Губайдуллович сложил полномочия главы региона, но всё равно оставался главным человеком в «Салавате», поднимая Кубок Гагарина в 2011 году уже в статусе председателя фонда. «Я думаю, ни для кого не секрет, что в Уфе все решает глава благотворительного фонда «Урал» Муртаза Рахимов. Как он головой кивнет, так и будет», – рассказывал Михалёв. К слову, «Урал» спонсировал не только уфимскую хоккейную вертикаль, но и отдельно ВХЛ, созданную в 2009 году. Однако после 2010-го Рахимов постепенно всё же начал сдавать позиции. Так он заявлял, что решение о не продлении контрактов Быкова и Захаркина после чемпионства было принято без его ведома, пригрозил клубу проверкой правоохранительных органов по поводу расходования средств и даже ненадолго приостановил финансирования до разрешения вопросов.

Муртаза Рахимов, Владимир Путин и Минтимер Шаймиев / фото: Wikimedia Commons

Как Рахимов ушёл в тень

Однако в 2015 году «Урал» приостановил финансирование «Салавата» окончательно. Всё из-за знаменитого дела «Башнефти». В 2014 году суд признал незаконными сделки по приватизации нефтяных компаний, «Башнефть» перешла в собственность Росимущества, а после стала дочкой «Роснефти». АФК «Система», которую признали добросовестным приобретателем, взыскала в итоге 70 млрд рублей, а счета «Урала» были арестованы. На Урала Рахимова, который и занимался приобретением главных предприятий топливно-энергетического комплекса республики, было заведено уголовное дело. Он скрывался в Австрии, которая его так и не выдала властям РФ.

Существование хоккейной вертикали в Уфе было под вопросом. А «Салават Юлаев» даже обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой защитить «Урал». Сам Рахимов тоже любил поговорить с Путиным о хоккее. «Мы с ним обсуждали многие текущие вопросы. И в конце беседы президент спросил меня: «Может быть, еще какие-то проблемы есть, о которых я не знаю, чем могу – помогу». И я сказал: «Есть, Владимир Владимирович, только помочь нам не в ваших силах». Он поинтересовался, что же это такое, и я признался, что «Салават Юлаев» на следующий день играют с татарским «Ак Барсом», очень нужно нам у них выиграть. Путин засмеялся и говорит: «Ну, успехов, вашей команде!». И башкирские хоккеисты одолели татар!» – вспоминал он после чемпионства в 2008.

Однако после 2015 года Рахимов окончательно ушёл в тень. Но «Салават Юлаев» не бросили. К тому времени клуб благодаря Рахимову стал полноценным республиканским достоянием, а его матчи, вероятно, главными культурно-массовыми событиями в столице Башкортостана. «Башнефть» продолжила поддерживать клуб, но не официально, через республиканский «Фонд социальных и целевых программ». Спонсорство продолжается и по сей день. По сути, сейчас нынешний глава республики Радий Хабиров продолжает дело Бабая, каждый год заявляя, что финансирование «Салавата» будет осуществляться в полном объёме.

Однако после Рахимова уфимский клуб пока трофеев не видел.

Максим Иванов
Оценка текста
+
15
-