комментарии 8 в закладки

«В Аргентине – дикая инфляция, но голы Месси для людей важнее». Интервью с волейболистом «Урала» – о футболе, России и связующих

Максимилиано Каванна – один из миллионов счастливых аргентинцев.

«Таких высококвалифицированных связующих мало в России», – сказал президент «Урала» Валерий Багметов о новичке команды Максимилиано Каванне. С ним уфимцы выдали рекордную 8-матчевую победную серию и сейчас находятся в пятёрке лидеров суперлиги.

В интервью «БО Спорт» Каванна рассказал, что в восторге от пельменей, но не пробовал водку. Назвал Павла Панкова монстром, признался, что звал в Уфу Факундо Конте и отметил, что выступление в России – это проверка на прочность. Но начали мы разговор, конечно же, с обсуждения чемпионата мира по футболу.

Максимилиано Каванна / фото: Александр Лукин, lokovolley.com

«У меня сердце остановилось, когда Франция сравняла счёт»

– Максимилиано, сборная Аргентины – чемпион мира по футболу! Вы вообще спали после финала?

– Это великий день для меня и моей страны. Самые потрясающие чувства! Как я мог спать после такого матча? Мне звонили родственники, друзья, бывшие партнёры по сборной Аргентины, мои нынешние одноклубники Александр Гуцалюк и Алексей Самойленко. Все поздравляли – было очень приятно.

– При счете 2:0 у вас была уверенность в том, что всё – «золото» точно наше?

– Да у меня сердце на мгновение остановилось, когда французы сравняли счёт в конце основного времени! Но таков наш путь, таков путь сборной Аргентины. Мы не можем побеждать легко, без страданий, но зато такие игры запоминаются надолго.

Вы вспомните, как Аргентина начала чемпионат мира? Я не мог поверить, что мы проиграли Саудовской Аравии! Но лучше было проиграть в первом матче. После этого каждый матч был, как финал. Нужно было выложиться на сто процентов с Мексикой, чтобы не вылететь из турнира. Затем была Польша – если побеждаем, мы первые в группе, а если вторые, то в 1/8 финала нас бы ждала Франция. Не лучший вариант, верно? Так что плей-офф для аргентинцев начался ещё в групповом этапе, и это даже помогло команде.

– Сэйв Мартинеса на последних секундах дополнительного времени – лучший момент финала?

– Это было безумие. Я не мог поверить в это спасение. У меня слёзы навернулись на глаза. Я подумал: «Неужели мы упустим этот шанс! Мы же вели 2:0, потом 3:2 в дополнительное время. И сейчас такое?». Просто нет слов. Это был великий день в истории футбола. Лучший финал в истории чемпионатов мира. Я не могу вспомнить другого такого. Это было счастье для всех футбольных болельщиков. И для аргентинских, и для российских, и для всех остальных стран. Настоящее шоу.

– У вас в день финала был матч чемпионата России с «Локомотивом». Где вы смотрели футбол?

– Каждый матч я смотрел в одиночестве в своей квартире. Я ни с кем не общался, отключал телефон, чтобы никто не отвлекал меня. Когда матч завершался, я мог обсудить его с друзьями, но не во время игры. Только один матч я смотрел в Москве, так как у нас был выезд на игру с «Динамо», но и тогда я закрылся в номере отеля и ни с кем не говорил. У меня была традиция – я сидел в одной и той же одежде, в майке сборной Аргентины.

– С фамилией Месси? У вас есть такая в коллекции?

– Нет, у меня была старая футболка, ещё до Месси. У меня футболка с фамилией Марадона, а майки с Месси есть у моей жены и сына. Но я точно куплю себе джерси Месси, когда выйдет новая версия – с тремя звёздами за победы на чемпионатах мира.

Лионель Месси / фото: Joel Marklund, globallookpress.com

– Сейчас все говорят о Месси. А кто ваш второй любимый игрок в команде?

– Ди Мария и наш вратарь Мартинес. Когда ди Мария выходил на поле и был рядом с Месси, игра нашей команды менялась. А ещё Анхель всегда забивал в финальных матчах. Так было на Кубке Америки с бразильцами, в Финалиссима-2022 против Италии и на чемпионате мира с французами. Это очень-очень важный игрок для нашей команды.

– Для вас кто круче – Месси или Марадона?

– Конечно, Месси. Но мы примерно одного возраста, и я следил за его карьерой с самого начала, а Марадону почти не застал. Да, есть ютуб, какие-то архивные видео, воспоминания родителей и деда, но это не то. Если ты спросишь моего папу или дедушку, он скажет, что Марадона – номер один. Но для меня Месси  – лучший.

– Кстати, что в Аргентине думают о Криштиану Роналду?

– Мы не очень любим его. Со стороны Роналду кажется очень высокомерным, что не нравится людям. К тому же Неймару относятся лучше, и он дружит с Лео.

Фото: globallookpress.com

«Говорят, что в Аргентине мальчики рождаются с мячом в ногах»

– Помните свой первый футбольный турнир или матч?

– Мне было 5 лет, когда отец привёл меня на стадион. Но в Аргентине говорят, что мы рождаемся с мячом в ногах. Все без ума от футбола, это больше, чем спорт. Аргентина – не самая благополучная страна в мире. У нас есть проблемы в политике и экономике, инфляция съедает наши заработки, но когда начинается чемпионат мира по футболу, это всё о чем говорят люди. Инфляция может достигать 100 процентов, но гол Месси для людей будет важнее.

– Если каждый в Аргентине помешан футболом, как же вас занесло в волейбол?

– Я тоже пошёл в футбольную школу «Ривер Плейт», когда мне было 7 лет, но мои друзья записались ещё и в волейбольную секцию. Мне хотелось проводить с ними время, и я попросил маму отвести меня и на волейбол. Я совмещал три года, а в 9 лет нужно было выбрать что-то одно. Друзья продолжали играть в волейбол, и я решил, что хочу быть с ними. С тех пор я играл в футбол только с любителями на выходных и уже не ходил на тренировки. Вот так началась моя волейбольная карьера, которая привела меня в Уфу.

– На каком уровне сейчас волейбол в Аргентине?

– Сейчас самый популярный клуб это «Сан-Хуан». Он лучший в Аргентине, но уровень самой лиги заметно просел. В стране высокая инфляция, и игроки стараются уехать в Европу. Ты можешь подписать контракт на условные 10 песо, а через три месяца они обесценятся так, что ты будешь играть бесплатно.

– Сейчас много аргентинских волейболистов играют во Франции. Это объясняется финансовыми причинами?

– Конечно, это деньги. Во Франции могут предложить такие деньги, которые в Аргентине никогда не дадут волейболистам. Общий уровень жизни в Европе значительно выше и к тому же это новый жизненный опыт.

– Вы в свое время перебрались в Европу тоже из-за денег?

– Нет. Мне очень хотелось попробовать себя в итальянской лиге. Меня звали в Турцию, Катар на очень хорошие, даже большие деньги, но я отказался, так как серия А привлекала меня своим уровнем. Я был моложе, высокая зарплата не была для меня главным фактором. Хотелось проявить себя в серии А, чтобы обо мне узнал весь мир, и после этого на меня могли выйти богатые клубы. Сначала дело, а потом деньги.

«Всегда мечтал сыграть в России»

– Далеко не все тренеры готовы строить игру со связующим, рост которого 184 см. Что вы считаете своей сильной стороной?

– Определенно, связующий ростом под 2 метра может дать надёжность на блоке и сильную подачу, но невысокий пасующий это другая скорость, хорошая техника, не менее хорошая подача и лучшая игра в защите. Но вообще многое решает психология, а не физические данные. Нужно хотеть развиваться и учиться. Я мечтал играть в Италии, и я сыграл. Мне было интересно попробовать себя в Польше, и я смог показать себя там. Я очень хотел оказаться в России, и вот я здесь. Да, здесь другой волейбол, мне нужно время, чтобы подстроиться к нему, перестроиться от европейского к российскому стилю, но это вопрос времени. Я счастлив, что сейчас играю в России.

Фото: Александр Лукин, lokovolley.com

– Почему вы всегда мечтали играть в России? Разве итальянский или польский чемпионаты, в которых вы играли раньше, были не так интересны?

– Когда мне было лет 14, и моя профессиональная карьера началась, мне постоянно попадались на глаза матчи сборной России. Сборная отлично играла на Олимпиадах, чемпионатах мира, «Зенит» и «Белогорье» побеждали в Лиге чемпионов. Я стал внимательнее следить за российским волейболом, прикидывать, а смог бы я заиграть в такой сложной лиге, и потом понял, что обязательно хочу попробовать. Я знал, что российские клубы обычно берут легионеров-нападающих, а не либеро или связующих, и мне говорили, что шансов у меня немного. И что теперь мне скажут? Я здесь, играю в отличной команде.

– Почему вы выбрали именно «Урал»? Другие предложения из России были?

– А к чему ворошить старое? Я счастлив в Уфе, мне очень нравится моя команда. Признаться, я не ожидал, что мы так хорошо начнём сезон, поэтому очень рад нашему месту в турнирной таблице. Я слышал, что мы установили рекорд клуба по количеству побед подряд. У нас был шанс попасть в «Финал четырех» Кубка России... Стараюсь помогать команде, как могу, и нам нельзя расслабляться во второй части сезона. Сейчас мы идём пятыми, и надеюсь, что мы поборемся за место в четвёрке лучших. Это будет хорошим результатом для «Урала».

«Не понимаю, почему Алекно не взял меня на Олимпиаду». Эсфандиар – об Уфе, России и проблемах Ирана

– Впереди игра с казанским «Зенитом», у которого «Урал» не может выиграть уже 30 матчей...

– Это очень сильная команда, которая играет в другой волейбол в сравнении с «Уралом». Это другой уровень подготовки игроков. Мне также понравилось московское «Динамо», с которым мы недавно встречались. Я посмотрел на них и сказал себе: «Вау, это совсем другой уровень. Для победы нам нужно играть не на 100 процентов, а даже лучше. И нельзя упускать свои шансы в играх с таким соперником».

– Ваша семья прилетит в Уфу?

– Мои родители живут в Аргентине, а жена с сыном – в Италии, где сейчас наш дом. Они прилетят ко мне на Рождество, и я с нетерпением жду их. Очень соскучился по ним, и хочется показать им Уфу, показать им мою команду.

Хочу сводить сына на матч «Салавата Юлаева». Я уже видел хоккей в Уфе, и мне очень понравилось. Вообще город очень приятный. Я с удовольствием гуляю по центральным улицам, когда не холодно. В Уфе есть всё, что мне нужно. Ещё бы было теплее, а то когда «минус 25» это перебор.

фото: volleyufa.com

– С кем в «Урале» сдружились?

– Я общаюсь со многими. Гуцалюк живёт со мной во время выездных матчей. Алексей Самойленко говорит по-английски, наш либеро Вова Шишкин тоже, клубный доктор. Жаль, что я не говорю по-русски, чтобы получше узнать остальных партнёров по команде. Я понимаю, что это моя работа, и я должен учить русский, чтобы в команде было взаимопонимание, но пока ваш язык кажется мне слишком сложным. Пока я выучил только «спасибо», «привет». Ну и плохие слова, о которых мы не будем писать.

– В этом году была история, что вам пришлось лететь в Минск через Стамбул и провести ночь в аэропорту. Должно быть, очень разозлились на менеджеров клуба?

– В тот момент я хотел бросить всё и вернуться домой. Я был рассержен и голоден, а когда ты в таком состоянии, то думать трезво тяжело. Что ж, была допущена большая ошибка, но все мы люди, все мы ошибаемся. Давайте забудем эту историю. Думаю, каждый из нас может относиться к своему делу ещё более профессионально. Это касается всех членов команды.

– Что из башкирской кухни вам понравилось больше всего, а по чему скучаете?

– Еда здесь отличная. Пельмени – класс! У нас в Аргентине есть эмпанадас – тоже мясо с тестом. Похоже на пельмени, только большего размера.

– Уже пробовали русскую водку?

– Я не употребляю алкоголь. У меня специальная диета, в которой спиртное противопоказано.

«Игра с Вильямом и Феи меня многому научила»

– Кто самый крутой волейболист, с которым вам доводилось играть?

– Бразильский связующий Вильям. Мы с ним примерно одинакового роста, и я многому учился у него и даже копировал его, когда мы вместе были в аргентинском «Боливаре». Расположению рук, техническим моментам, движению на площадке. Мне было 18 лет, когда я оказался с ним в команде, и за три года у меня было считанное количество матчей, но этот опыт я считаю бесценным. Я учился у него на тренировках, он помогал мне после тренировок, отвечая на вопросы.

Вильям после победы на Олимпиаде-2016 / фото: globallookpress.com

 – В «Пьяченце» вы пересеклись в легендарным Алессандро Феи. Ему тогда было 42 года. Он ещё вывозил?

– Великолепный игрок, великолепный чемпион, у которого я многому научился. Для меня было большой честью играть с ним. Я и представить не мог, что именно я был в его команде, когда Алессандро проводил свой последний сезон в карьере. Он рассказывал, как оставаться в классной форме в возрасте за 35 лет. Первое правило – это питание. Второе – сон. Третье – забота о своём здоровье в целом. Нужно относиться к себе профессионально, если хочешь играть долго.

– Вместе с Факундо Конте вы внесли большой вклад в историческую «бронзу» «Заверце». Не звали его с собой в Уфу?

– Звал, но у него были другие планы. Получилось так, что он играл во многих странах, завоевал «бронзу» Олимпиады, но никогда не выступал в чемпионате Аргентины. Факундо сказал, что это время пришло, и ему хочется поиграть дома. Что ж, если это его желание, так тому и быть. Надеюсь, мы ещё сыграем вместе в России.

– Наверняка советовались с ним по переходу – он в своё время играл в Краснодаре. Что говорил про Россию?

Конечно, он рассказал мне всё о погоде в российских городах. Что еще... Язык сложный, страна большая, много длинных перелётов, а уровень волейбола очень высокий. Суперлига – это проверка на прочность, но пока мне всё нравится.

– У вас не очень сложилось со сборной Аргентины. Не повезло родиться в одно время с Лучано де Чекко?

– Лучано – отличный игрок. Он входит в топ-5 связующих мира. И я много раз вызывался в сборную Аргентину и общался с ним. Он хороший человек. Но так случается... Иногда играешь ты, иногда – нет. К примеру, на чемпионате мира-2018 Лучано провёл первый матч, а потом Веласко больше доверял мне, и вы помните, как сборная Аргентины завершила турнир (команда не попала в топ-12 – «БО»). Де Чекко, конечно, лучше меня, как игрок. Я очень уважаю его.

Каванна на ЧМ-2018 / фото: fivb.com

– Так, если Лучано в топ-5. Кто ещё в вашем рейтинге лучших?

– Майка Кристенсен, Бенджи Тоньютти, Бруно Резенде, Вильям. А ещё мне нравится Каванна из «Урала». Ха-ха-ха! Из российских связующих я бы назвал Павла Панкова. Монстр! Его подача это вау, плюс он очень хорошо ведёт игру.

– Де Чекко рассказывал о борьбе с депрессией. У вас бывали моменты, когда хотелось всё бросить?

– Думаю, что нет. Я очень люблю спорт, люблю волейбол. Не уверен, что хочу быть тренером после окончания карьеры, но позиция директора или менеджера мне нравится. Хотел бы остаться в волейболе и в будущем.

«Никто не знает через какой ад мы проходим». Один из лучших связующих мира рассказал о борьбе с депрессией

– В рейтинге лучших волейболистов в истории Аргентины на каком месте находится Марадона?

– Ха! Это намёк на его гол рукой в 1986-м? La mano de Dios или рука Бога, как мы говорим в Аргентине. Это был невероятный момент, и только Диего мог забить такой гол, это делает его особенными. С современными технологиями такое невозможно.

Фото: globallookpress.com

«Расцвет связующего начинается не раньше 27 лет»

– Часто говорят, что связующий, как хорошее вино – с годами становится только лучше. Вы с этим согласны?

– Согласен, что талант вкупе с опытом это главные качества для связующего. Думаю, расцвет для связующего начинается не раньше 27–28 лет, когда он уже что-то повидал, чему-то научился. Только в этом возрасте ты начинаешь видеть общую картинку, а не отдельные розыгрыши. Ты можешь понять по глазам своих партнёров, когда им нужно отдать пас, кто не подведет при счете 23:23 или на «больше-меньше».

– Какое достижение вы считаете главным в своей карьере на данный момент?

– Пожалуй, прошлый сезон в Польше. Я получил огромное удовольствие не только от результата, но и от самой игры, от того, что я играл со своим близким другом Факундо Конте. Это был очень интересный и насыщенный на эмоции год. Такое не каждому удаётся ощутить.

– После 24 февраля Аргентина стала популярным направлением для россиян. Что иммигрантам стоит ждать от вашей страны?

– Жизнь в Аргентине очень непростая. Я с удовольствием поеду путешествовать туда, но жить хочу в Италии. Так будет лучше для моей семьи, для образования моего сына. Что касается переезда в Россию, то, конечно, были опасения. Я не знал чего ждать, но по приезду в Уфу я увидел, что всё спокойно. С началом мобилизации было тревожно, но до этого и после всё хорошо. Друзья спрашивают меня, как дела, как там в России, и я отвечаю, что все отлично.

– У вас есть итальянские корни?

– Да, мой дедушка жил в Италии и это помогло мне получить итальянский паспорт.

– Футболист Андрей Аршавин сказал, что если бы выборы президента Аргентины проходили сегодня, Лионель Месси их точно бы выиграл. Согласны?

– Может быть, его бы и выбрали, но не думаю, что это хорошая идея. У нас так много проблем в политике, что человек без опыта стране не поможет. Так что пусть Лео лучше играет в футбол, он это делает гениально.

ДОСЬЕ «БО Спорт»
Максимилиано КАВАННА
Амплуа: связующий
Дата рождения: 2 июля 1988 года
Место рождения: Буэнос-Айрес (Аргентина)
Карьера: «Ривер Плейт» – 2005–2007; «Боливар» – 2007–2009, 2013/14; «Вилла Мария» – 2009/10; «Формоса» – 2010–2012 (все – Аргентина); «Броло» – 2012/13; «Равенна» – 2014–2016 (оба – Италия); «Ломас» – 2016/17; «Сан-Хуан» – 2017–2019 (оба – Аргентина); «Заверце» (Польша) – 2020–2022; «Урал» (Уфа) – с сезона 2022/23.
Достижения в сборной: победитель Панамериканского кубка (2017), бронзовый призёр Панамериканских игр (2011).
Главные достижения в клубах: чемпион Аргентины (2008, 2009, 2018), бронзовый призёр чемпионата Польши (2022), обладатель Кубка Аргентины (2008, 2009, 2012, 2017).

Максим Столяров, Алмаз Хаиров
Оценка текста
+
118
-