Определяет наказания за игровые ошибки и нарушения дисциплины.
В каждом волейбольном клубе есть внутренняя система наказаний за разные мелкие проступки игроков. Обычно это денежные штрафы, которые складываются в копилку, а затем используются на какие-то командные нужды или благотворительность. В некоторых командах к процессу подходят более творчески.
Например, в нижегородском АСК уже несколько сезонов действует «колесо наказаний». Провинившийся игрок в присутствии всей команды крутит волчок и сам определяет свой штраф – денежный или продуктовый, подразумевающий угощение партнёров кофе, бананами или пиццей.
В «Автомобилисте» подсмотрели эту идею, но реализовали её несколько иначе. В петербургском клубе высшей лиги А судьбу игроков вершит жёлтый кубик, который возят с собой даже на выезды.
Основная цель кубика – дисциплина
У каждой цифры на кубике своё значение, которое волейболисты уже отлично выучили: 1 – кофе, 2 – конфеты, 3 – бананы, 4 – орехи, 5 – 500 рублей, 6 – ничего. У АСК на «колесе наказаний» есть штрафы до 5 тыс. рублей, но в высшей лиге А зарплаты всё-таки на порядок скромнее, поэтому и штрафы ниже. Да и кубик в «Автомобилисте» называют не штрафным, а бонусным.
Кубик бросают волейболисты, допустившие третью подряд ошибку на подаче. Связующие, которые ошиблись при выполнении второй передачи. Либеро, которые допустили два подряд эйса. Всё это распространяется и на игры, и на тренировки. Всевозможные опоздания – на тренировку, командное собрание или выезд – тоже кубик. Но есть и прямые наказания. Например, проигранный переходящий мяч – это сразу штраф в 3 тыс. рублей. Подача под сетку – пицца в раздевалку.
После того как игрок (или тренер) бросил кубик, ему на исполнение даётся два дня. Если кто-то не укладывается в этот срок, то наказание удваивается. Дедлайн ввели, чтобы не копились долги. Инициатором появления в «Автомобилисте» жёлтого кубика стал 39-летний Максим Шульгин. В прошлом связующий «Самотлора», «Белогорья», «Губернии», «Локомотива» и «Зенита» СПб сейчас выступает в качестве играющего тренера.
«Не буду лукавить, увидел идею у АСК, но мы всё сделали по-своему. Я предложил – тренеры и ребята поддержали. У всей этой истории несколько целей. Во-первых, дисциплина, контроль своих ошибок. Во-вторых, дополнительная мотивация. В-третьих, это небольшой элемент развлечения», – рассказал Шульгин в интервью «БО Спорт».
Роль первого номера в «Автомобилисте» в этом сезоне доверили 25-летнему Егору Казбанову. Конкуренцию ему составляет 20-летний Дмитрий Мачнев. Шульгина пригласили помочь этим связующим в развитии, а также подстраховать их по ходу длинного сезона. Когда Мачневу в сентябре на тренировке сломали палец, Шульгин оказался в игровой обойме.
«Потихоньку собираюсь завершать игровую карьеру. Очень благодарен «Автомобилисту» за возможность плавного перехода к тренерской работе. Учусь у Андрея Сергеевича Ноздрина, который много лет работал с молодёжными сборными России. У него интересный тренировочный процесс – набираюсь опыта», – сказал Шульгин.
«Автомобилист» сейчас занимает 4-е место в Западной конференции, выиграв 8 из 14 матчей. В этом году из фарм-клуба в «Зенит» СПб подняли блокирующего Василия Тарасенко и доигровщика Тимофея Тихонова. В составе главной команды в прошлом сезоне успел дебютировать Андрей Котов, а вот Мачнев, Борис Фистюлёв, Егор Поторочин и Михаил Елфимов попадали в заявку «Зенита» на матчи суперлиги, но на площадке ещё не появлялись.
В межсезонье из «Белогорья-2» в «Автомобилист» перешёл 19-летний Максим Богомолов, который в прошлом сезоне был одним из лучших блокирующих молодёжной лиги. Он – сын известного волейболиста, а ныне агента Александра Богомолова. К слову, Богомолов-старший свою профессиональную карьеру начинал именно в «Автомобилисте», а потом играл за «Изумруд», «Искру», «Зенит-Казань» и «Белогорье». Он дважды выиграл Лигу чемпионов и трижды брал «золото» чемпионата России. Максим уже догнал отца в плане роста (208 см).
«Колесо наказаний» пришло из футбола
В российском волейболе «колесо наказаний» появилось благодаря тренеру Юрию Филиппову, который заложил эту традицию в АСК. В свою очередь ему идею подсказал сын-волейболист Дима Филиппов, прочитавший о подобном опыте в футбольном «Лейпциге». Именно оттуда пошла мода на подобные «колёса неудачи».
Оригинальный способ борьбы с нарушением дисциплины в 2018 году придумал главный тренер немецкого клуба Ральф Рангник. У его игроков были следующие варианты наказаний: сделать подарки всем 60 сотрудникам клуба, постирать грязные футболки, провести тренировку в балетной пачке, поработать в клубном магазине, провести экскурсию для болельщиков по стадиону, подавать мячи, постричь газон, поработать на базе официантом или поваром, выступить водителем клубного автобуса.
«Думаю, эта простая идея действительно укрепит дисциплину в клубе, так как самолюбие нынешних игроков достигло невиданных высот, и оказаться в нелепой ситуации, выставленной на обзор публике, для некоторых игроков хуже всякого штрафа. Штрафы вообще редко производят нужный эффект. Поверьте, главное наказание для игроков – отсутствие свободного времени», – сказал Рангник.
Вскоре подобное колесо появилось у Пепа Гвардиолы в «Манчестер Сити», а его помощник Микель Артета затем перенёс идею в лондонский «Арсенал». У них из оригинальных наказаний были помывка бутс всем игрокам команды, уборка туалета, мойка машины капитану или оплата ужина тренерскому штабу.
В волейболе тренеры пока не готовы лишать игроков свободного времени. Всё сдержаннее и в основном направлено на веселье. «Определение штрафных санкций у нас превращается в целое шоу», – рассказывал нам блокирующий нижегородской команды Виктор Никоненко. Только посмотрите на его реакцию, когда он получил удвоение штрафа в 5 тыс. рублей.