erid:
Известный хоккейный менеджер – об уровне Знарка, ошибках Нижнекамска и зрелищности КХЛ.
Раил Якупов вложил немало усилий в развитие нижнекамского «Нефтехимика». Сначала он был директором спортивной школы клуба, а впоследствии занял должность генерального менеджера. При нём город превратился в стабильного поставщика талантливых игроков.
В последние годы Якупов работал на должности менеджера по селекционной работе в альметьевском «Нефтянике». Сейчас функционер приостановил карьеру, но ещё не принял окончательного решения о расставании с хоккеем. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о проблемах «Ак Барса», поделился мнением об уровне нынешней КХЛ и раскритиковал селекцию своего бывшего клуба.
«В «Ак Барс» пригласили фамилию»
– Раил Рафисович, прямо сейчас «Ак Барс» можно назвать едва ли не главным разочарованием сезона. Команда проиграла в десяти из последних 12 матчей, и во всех бедах обвинили Знарка. Справедливо ли это, если не забивают лидеры?
– Я ни в коем случае не хочу бросать камни в сторону генерального менеджера Марата Валиуллина и руководства клуба. Они выполнили свою работу на десять баллов и собрали всех, кого можно было собрать. Тарасов и Кагарлицкий были одними из лучших игроков прошлого плей-офф. Шипачёв – лучший игрок регулярного чемпионата. Галиев был одним из лучших в «Динамо», Семёнов был одним из лидеров «Авангарда». Они не могли разучиться играть в хоккей за полгода. Вина за нынешний провал лежит только на тренере.
– С другой стороны, хоккеистам не запрещают играть в своём стиле. Почему они не показывают результат?
– Во времена Билялетдинова в команде была определённая система. Квартальнов также работал, исходя из своей концепции, хоть она немного и отличалась. Раньше тренеры направляли, а сейчас всё сводится к «давай-давай». Нельзя добиться успеха только за счёт эмоций и мотивационных речей. Исход игры решают тактика, схемы и стандартные положения. Можно вспомнить «зелёное дерби». Во втором периоде казанцы встряхнулись, но Уфа оборонялась очень грамотно. «Салавату» удалось засушить игру, а потом уколоть соперника два раза. Хотя у «Ак Барса» лучшая пара вратарей за последние 3 – 4 сезона.
– Вы понимаете, в какой хоккей сейчас играет Знарок?
– Нет. В «Ак Барс» пригласили фамилию. Он что-то выигрывал в прошлом, но уже год нигде не работал и со «Спартаком» ничего не добился. Как тренер Знарок не то, что закончился, он даже не начинался. В СКА и сборной ему создали такие условия, что проиграть было невозможно. А на Олимпиаде, где команду собрал Ротенберг, ему просто повезло, что в последний момент собрались Капризов и Дацюк. Если бы не их мастерство, немцы бы своего не упустили – и это было бы клеймо на нашей сборной на всю жизнь.
– Когда он завоёвывал титулы с «Динамо», и выходил в финал с ХК МВД, Знарка возвеличили в ранг топ-тренера. Возможно, этот тренер хорош только для средних команд, но не подходит для звёздных коллективов?
– Эти победы были очень давно. Конечно, никто не умаляет его заслуг, но хоккей идёт вперёд. Судейство было другое, а команд меньше. С тех пор уровень значительно подравнялся. В современном хоккее роль тренера выходит на первый план.
– Уровень помощников Знарка тоже влияет?
– Несомненно. Наверное, Бабенко – хороший тренер, работал в «Динамо». Ему предлагали работу в «Витязе» главным тренером, а он пошёл помощником в «Ак Барс». Когда тренер отказывается от предложения поработать главным в клубе КХЛ, для меня это непонятно.
– У Бойкова и Бабенко не хватает авторитета, чтобы работать со звёздами «Ак Барса»?
– Это зависит от главного тренера, который создаёт атмосферу в раздевалке. Если он её не создал, при чём здесь помощники? Нужно разговаривать и находить общий язык. Пока это не получается.
– Утверждение, что Знарок «держит раздевалку» – ложное?
– Все эти разговоры про раздевалку – глупости. Никто никого не держит. Держать надо своего игрока на льду. Все люди профессионалы. Мы работали с Назаровым в «Нефтехимике». Он заходил в раздевалку на пять минут, давал установку. Если игрок не хотел выполнять задание, то его отправляли в запас или обменивали в другой клуб.
– Подтвердились ли летние опасения, что «Ак Барс» пригласил не того тренера?
– При Дмитрии Вячеславовиче Квартальнове команда играла очень хорошо. Казанцы как и раньше бежали, топтали, проявляли характер. Та команда напоминала «Ак Барс» 98 – 99 годов. Не повезло, что два раза попали под «Авангард» Хартли, но три года они шли в лидерах чемпионата. Дмитрий отлично работал с молодыми игроками и ни на что не жаловался…
– То есть пора возвращать Квартальнова?
– Сейчас возникает такое ощущение, что «Ак Барс» – это корабль без капитана. Думаю, что Квартальнов с удовольствием примет предложение, если оно поступит. Всё можно исправить, ведь не прошло даже трети чемпионата. Если «Ак Барс» вернёт своего прежнего тренера, где-то, может быть, сделав шаг назад, ничего криминального в этом нет.
– Согласны с тем, что при Квартальнове было развитие, а сейчас клуб взял звёзд с прицелом на Кубок Гагарина и прогорел уже в октябре?
– Всё ещё может поменяться, но для этого нужен вожак на тренерской скамейке. На льду вожаков слишком много. Не надо бояться менять тренера. Когда-то поменяли Вуйтека по ходу сезона и выиграли Кубок.
«Мы почему-то взяли за пример НХЛ, но хоккей там не лучше»
– Вы сейчас без работы. Чем занимаетесь?
– Отдыхаю. Занимаюсь собой, смотрю хоккей, футбол, путешествую.
– У вас когда-нибудь был подобный перерыв в карьере?
– Да, конечно. С 2011 по 2015 год я четыре года вообще нигде не работал, когда жил в Северной Америке. Это осознанный выбор. Моя жизнь не ограничивается спортом.
– Обратно не тянет?
– Я и так никуда не уходил. Смотрю все игры «Нефтехимика» и «Реактора». Иногда бываю на матчах «Ак Барса» и «Нефтяника». Даже съездил в Питер на одну игру.
– А если поступит предложение, готовы работать на постоянной основе?
– Летом я получил предложение от одного из клубов КХЛ, но мне это было неинтересно. Может быть, когда-нибудь вернусь к работе, но сейчас не ставлю перед собой таких целей. Если будет интересный вариант, я всегда смогу рассмотреть его. Ко мне всё равно часто обращаются, просят с кем-то связаться, чем-то помочь. Внимательно слежу за хоккеем, так как сейчас свободного времени стало гораздо больше.
– Что в этом сезоне КХЛ вам нравится?
– Мне в целом нравится, как проходит чемпионат. Как бы ни критиковали судей, тренеров и менеджеров за ошибки, КХЛ развивается. Очень хорошо, что теперь сделали 68 игр, убрали перерывы. Это идёт на пользу лиге. В НХЛ же играют 82 игры без перерывов и никто не жалуется. Теперь все находятся в равных условиях. Наверное можно сделать скидку командам с Дальнего Востока, из-за перелётов и часовых поясов.
Сейчас на первый план выходит работа тренеров, которые готовили команды к сезону. Как и в футболе, в хоккее многое решают стандартные положения. На примере «Авангарда» мы можем увидеть, что если у команды работает большинство и меньшинство, она способна выиграть Кубок.
– Многие говорят, что из-за оттока иностранных игроков уровень лиги упал.
– Нет, игры по-прежнему зрелищные и теперь наши игроки получили больше возможностей. Иностранцы, которые приезжают в КХЛ, обычно не первого сорта... Просто принято, что если легионера взяли в команду, так он должен играть в первых двух звеньях. В России появилось очень много сильных вратарей. Лучшие из них играют в НХЛ, но сейчас вернулись Мельничук и Бердин. Им есть, что доказывать.
– Вы работали в годы становления КХЛ и ВХЛ. Повысилось ли качество судейства с тех времён?
– Безусловно. Судить стали гораздо лучше. Конечно, арбитры, как и тренеры, иногда допускают ошибки, но общий уровень сильно вырос. Нужно выработать единую трактовку взятия ворот и сделать упор на атаку. Также следует ограничить время просмотра спорных моментов – примерно до 30 – 40 секунд. Иногда просмотры затягиваются на 5 – 7 минут, из-за чего ломается динамика всей игры.
– Сейчас тренеров стали часто штрафовать за критику судей. Не слишком ли строгий подход?
– В этом плане КХЛ немного перегибает палку. Не знаю, чего лига хочет добиться. Как человек, на которого не наложат никаких штрафов, могу сказать, что в этом сезоне уже было несколько серьёзных ошибок. В то же время лигу тоже можно понять. Если ещё и арбитры будут критиковать игроков и тренеров, то наступит полный хаос. Может быть, отчасти это решение правильное.
– Есть мнение, что наши судьи работают что ли не лучше заокеанских. Это правда?
– Мы почему-то взяли за пример НХЛ, но хоккей там не лучше. Есть игры, которые просто невозможно смотреть. Они показывают красивую картинку: полные трибуны, люди веселятся, пьют пиво. Но игроки ошибаются не меньше, чем у нас. Просто игр очень много, ошибки забываются. А у нас один момент могут мусолить неделю.
«Селекция «Нефтехимика» была непрофессиональной»
– В календаре стало значительно больше матчей. Неизбежен ли спад при увеличении нагрузки на игроков?
– Мне вообще не нравится слово спад. Какой может быть спад, когда «Нефтехимик» проигрывает 10 игр в начале сезона? Я все эти матчи смотрел, такое бывает, что просто не прёт. Потом они выиграли шесть раз подряд с приходом Гарипова. Команда с начала сезона играла хорошо. Кроме встречи с «Динамо» у них не было провальных игр.
То же самое касается их соседей. Если «Нефтехимик» – чисто тренерская команда, то у «Ак Барса» тренера нет вообще. Просто человек, который стоит и жуёт жвачку. В «Металлурге» тренер тоже любит жвачки, но его команда играет. Один скрывает таким образом своё бессилие, а второй снимает стресс перед игрой. Это разные вещи.
– То есть кивать на эмоциональный спад в условиях продолжительного сезона не стоит?
– Давайте представим, что эмоциональный спад будет у водителя троллейбуса или у пилота самолёта. Даже если игры через день, нападающий ведущей тройки максимум сыграет 24 минуты, с учётом овертайма. Неужели так сложно восстановиться за 48 часов? Сейчас в клубах есть врачи, в некоторых клубах по четыре массажиста. На одного игрока приходится по два тренера. О каком спаде может идти речь? Если тренер загнал игрока, то это обычный непрофессионализм.
– Если игроки не должны жаловаться на спады, то бывают ли подобные периоды у тренеров? В таком случае можно сказать, что рулевой не выложился?
– Не нужно зацикливаться на тренерах КХЛ. Некоторые из них даже не видели ни одной игры высшей лиги. Если они летом сыграют с какой-то из команд ВХЛ, то поймут, что это очень приличный турнир. Там есть сильные специалисты, а в КХЛ тренеры ходят по кругу. Услышали фамилию Знарка – давайте его возьмём. А почему он без клуба уже несколько лет? Никто не задумывается. Один тренер говорит: я туда поеду, а сюда не поеду. Кто-то работает только с топ-клубами. Странная ситуация.
– В какой-то степени мы превращаемся в российский футбол, где одни и те же тренеры ходят по клубам?
– Да, есть такая тенденция. Никто не хочет искать что-то новое. Менеджеры находят игроков в ВХЛ – тех же Белозёрова, Назарова или Евсеева, который стрельнул в Альметьевске, а теперь стал ведущим защитником «Ак Барса». Почему бы таким же образом не приглашать тренеров? Когда меня спрашивал менеджер «Нефтехимика», я сказал ему, что Леонтьев – лучший тренер в высшей лиге на данный момент. Этот специалист с молодым составом каждый год попадает в плей-офф. Кто слышал про него два года назад?
– Леонтьев – идеальный тренер для такой команды как «Нефтехимик». Но сможет ли он тренировать более мастеровитые коллективы?
– Он уже показал, что умеет работать с тем составом, который у него есть. Как он будет ладить со звёздами – это другой вопрос. Мы узнаем ответ, только если его пригласят в топ-клуб. У Леонтьева есть своё видение, свой хоккей, так что может и получиться.
– Неудачная летняя селекция «Нефтехимика» – причина столь ужасного старта команды?
– Селекция была непрофессиональной, набрали игроков напрямую, ни с кем не посоветовавшись. Просто брали всё, что лежит под ногами. То, что им удалось выйти из этой ситуации – исключительно тренерская заслуга.
– За третьего вратаря Андрея Тихомирова «Нефтехимик» отдал талантливого воспитанника Никиту Артамонова. Как вы относитесь к этому обмену?
– Очень большая ошибка менеджмента. Я просил не допускать этого обмена, но меня не услышали. В системе давно не было таких игроков. Другие именитые воспитанники школы, такие как Хайруллин, Грошев и Шарипзянов, выросли здесь, а сейчас мы продали неограненный алмаз. Насколько был нужен Тихомиров мне совершенно непонятно. В команде есть Гарипов, а игра со СКА показала, что Озолин находится в очень хорошей форме. Это глупое и ничем не взвешенное решение. Парень сам не хотел этого и уговаривал его не трогать.
«Иностранцы не хотят ехать в Россию? Это очень хорошая отмазка для менеджеров»
– Вы часто смотрите «вышку», много ли в этой лиге игроков, потенциально готовых к переходу на другую ступень?
– В высшей лиге есть команды, которые будут на равных смотреться в КХЛ, если туда добавить пару игроков. Учитывая, какой в прошлом году был «Куньлунь», он не попал бы в восьмёрку лучших команд ВХЛ. Таких примеров очень много. Эту лигу недооценивают из-за уровня организации. Не все дворцы соответствуют современным нормам. С точки зрения телепоказа важны хорошая картинка, дворцы, раздевалка. С этим есть проблемы. А качество хоккея очень приличное.
– В КХЛ сейчас хватает интересных команд?
– Предостаточно. Из Уфы уехали три финских легионера, но «Салават» по-прежнему побеждает молодым составом. «Локомотив» также держит высокую планку. В «Металлурге» остались все легионеры,и клуб – в числе лидеров. Может быть, отток легионеров сказался на «Тракторе», но челябинцы скоро выправятся.
– Какие команды удивили вас больше всего?
– В начале сезона приятно удивило «Торпедо», теперь мы уже привыкли к его победам. Очень нравится работа Кудашова в «Динамо». Замечательно играет О’Делл, а ещё они взяли Уила, который якобы не тянул в «Ак Барсе». Мне очень импонирует этот игрок. У них ещё есть молодые ребята вроде Рашевского или Джиошвили, который приехал из питерского фарм-клуба, будучи никому неизвестным. После повышения он сразу начал играть в первой тройке. «Витязь» потрясающе стартовал, эта команда никому не отдаёт свои очки. У «Сибири» есть большинство и характер, плюс соперникам очень тяжело играть на стадионе в Новосибирске.
– В «Авангарде» произошла первая тренерская отставка сезона. Вы работали генеральным менеджером. Насколько тяжело принимать решение об увольнении прямо на старте чемпионата?
– Это очень сложное решение. За этой отставкой стоит целая кампания: построили огромный дворец, вернулись в родной город. Я ни в коем случае не считаю, что Рябыкин – слабый тренер. Просто наслоилось всё вместе. Сезон покажет, было ли это решение правильным.
– Можно ли назвать качество хоккея в лиге сейчас высоким?
– Мы видим множество красивых голов, сколько игр заканчивались с разницей в одну шайбу. Зрелищно играют даже прежние аутсайдеры, вроде «Адмирала». Половину своих очков они набрали в овертайме или по буллитам. Тамбиев собрал команду из хоккеистов уровня ВХЛ. А если бы клуб находился в центральной части страны, его результаты были бы ещё лучше. У них в календаре будет 10 матчей с «Амуром». Тот коллектив, который победит в дальневосточном противостоянии, имеет очень хорошие шансы попасть в плей-офф. А вот «Барыс» и «Сочи» на данный момент кажутся самыми слабыми командами чемпионата.
– Насколько тяжело привезти иностранцев в нынешней ситуации? Говорят, что никто не хочет ехать в нашу лигу...
– Это очень хорошая отмазка для менеджеров. Даже во Владивосток приехали такие игроки, как Криштоф и Шулак. В Нижнекамск – Камара и Шинкарук. В Хабаровске тоже есть иностранцы. Конечно, на игроков из Европы оказывают серьёзное давление, но Пулккинен хочет зарабатывать деньги, и он не ушёл из «Трактора». В «Салават» приехали новые легионеры. Отлично на этом рынке работает «Витязь». Игроков всегда можно найти, просто некоторые команды решили в этом году отказаться от иностранцев.