комментарии 0 в закладки

Хакшабанович уезжает в Шотландию – и «Рубин» на этом даже заработает

erid:

Осталось продать Абильдгора.

Прошлым летом «Рубин» подписал черногорского полузащитника  Сеада Хакшабановича из «Норчёпинга» за 6,5 млн евро, однако через год футболист покидает клуб всего за 2 млн. Но и это большой успех для Казани в нынешних условиях. Пока Хван Ин Бом, Хвича Кварацхелия, Сильвие Бегич и Филип Уремович уходят бесплатно, за Хакшабановича «Рубин» получит хоть какие-то выплаты. Вспоминаем, каким получился российский опыт Сеада и рассказываем что его ждёт в Шотландии.

Сеад Хакшабанович / фото: пресс-служба «Рубина»

Хакшабанович станет восьмой покупкой «Селтика» за лето

Хакшабанович появился на радаре «Селтика» ещё в начале лета, однако в конкретные переговоры клуб вступил лишь недавно, когда до закрытия трансферного окна остался месяц. По информации британских источников, шотландский клуб выплатит «Рубину» 2 млн евро за переход полузащитника. Ценник совсем не рыночный. Специализированный портал Transfermarkt оценивает игрока минимум в 5,5 млн евро. Такая существенная скидка обусловлена тем, что игрок в любой момент может приостановить, либо разорвать контракт с «Рубином» и перейти на бесплатной основе. А что будет через год – большой вопрос. ФИФА вновь может ввести правило, которое позволит легионерам свободно уезжать из российских клубов. Поэтому продажу Хакшабановича можно считать успехом.

Не было никакой надежды на то, что Хакшабанович вернётся в Россию. Во-первых, из-за геополитической ситуации черногорец одним из первых покинул клуб, а в многочисленных интервью говорил о «Рубине» в прошедшем времени. Во-вторых, Первая лига не соответствует амбициям игрока. Сеад приходил в команду, которая намеревалась выступать в еврокубках.

Сеад Хакшабанович / фото: пресс-служба «Рубина»

После того, как черногорец приостановил контракт в марте, он находился в Швеции: выступал весной за «Юргорден», а потом тренировался с командой, которая дала старт его карьере в Швеции – «Норчёпинг». Этот клуб сразу обрубил слухи, заявив, что Хакшабанович не намерен оставаться в Швеции, а тренируется с командой по старой дружбе.

Попутно в СМИ появилась информация об интересе к игроку со стороны английского «Лестера» и итальянского «Лацио», но предметные переговоры о переходе не велись. Казалось, раз не получается перейти в топ-чемпионат, то всегда есть запасной вариант с шведскими клубами. 11 августа и эта возможность исчезла – в Швеции закрылось трансферное окно. Медлить было нельзя, иначе пришлось бы ехать в российскую Первую лигу. Агенты снова предложили услуги Хакшабановича «Селтику».

«Кельты» проводят агрессивную трансферную кампанию этим летом. Шотландский клуб уже подписал семь новичков на сумму 20 млн евро, теперь к ним добавится и трансфер Хакшабановича. Такое усиление ведётся ради выступления в Лиге чемпионов. «Селтик» в прошлом сезоне стал чемпионом страны и должен быть стартовать в ЛЧ с квалификации. Однако благодаря отстранению российских клубов от еврокубков, «Селтик» сразу попал в групповой этап. Последний раз шотландцы выступали в главном клубном европейском турнире в сезоне 2017/18 и заняли 3-е место в группе.

Эндж Постекоглу (центр) и Каллум Макгрегор (справа) / фото: Jane Barlow, globallookpress.com

Главный тренер Селтика» Эндж Постекоглу пока скромен в комментариях относительно перехода Хакшабановича: «Скоро вы всё узнаете». Но отметил, что основная задача для подписания новых игроков – универсализм на поле. Тем интереснее, какую роль готовят для Сеада, ведь он способен сыграть как на фланге, так и в центре полузащиты. Бывший игрок «Селтика» Фрэнк Макэвенни в своей колонке подверг критике трансфер черногорца: «Зачем «Селтику» еще один вингер? У них на этой позиции как минимум четыре игрока, плюс к этому молодые ребята. Не вижу смысла в этом трансфере. Есть другие позиции для усиления», – написал Макэвенни. Возможно, Макэвенни скептически относится к трансферу из России после покупки Карла Старфельта? Совсем нет, потому Старфельт отмечается лишь с положительной стороны.

Второй год подряд «Рубин» продаёт игрока в «Селтик»

Переход Хакшабановича стал уже третьим по маршруту Казань – Глазго. Ранее клубы провернули сделку по Старфельту за 5 млн евро и Мубараку Вакасо по арендному соглашению в 2014 году. Вакасо ничем положительным в Шотландии не запомнился, а вот Старфельт стал важным игроком чемпионского состава. 

Карл Старфельт (справа) / фото: globallookpress.com

Поначалу у Карла в «Селтике» не задалось – в первом же матче привёз гол, а его команда сенсационно проиграла – 1:2. Но альтернативы Старфельту не было – пришлось тяжело и медленно терпеть, пока швед привыкнет к скоростям шотландской лиги. В конце концов, Старфельт за сезон провёл 4397 минут в основе – третий показатель в команде после вратаря Джо Харта и ключевого игрока и капитана Каллума МакГрегора. Старфельт не только безболезненно заменил ушедшего защитника Кристофера Айера в «Брентфорд», но и сам вырос в качестве игры – его стали на постоянной основе вызывать в сборную, а ценник на игрока возвысился до 6 млн евро, тогда как в «Рубине» Карл уперся в потолок 5 млн.

В России Хакшабановича много критиковали, но его защищал Слуцкий 

Всего год назад «Рубин» купался в лучах славы после 4-го места в чемпионате России: выпустил хит «Рубин» супергуд» и готовился к еврокубкам. В клубе ожидали повышенного спроса на Кварацхелию, который провёл один из лучших сезонов в карьере, поэтому решили подстраховаться на случай ухода грузина – приобрели Хакшабановича. Для «Рубина» было важно найти такого же техничного и эффективного дриблера как и Кварацхелия, ведь за весь сезон 2020/21 казанцы владели мячом  41% игрового времени именно на левом краю. Создавать голы была прерогатива Кварацхелии, Сеад же в Швеции не только создавал, но и забивал – отличительной чертой было то, как полузащитник смещался с мячом к центру штрафной и наносил дальний удар.

Сеад Хакшабанович / фото: Jane Barlow, globallookpress

Черногорец из «Норчёпинга» блистал в Швеции – был выбран в символическую сборную прошедшего сезона, считался одним из главных талантов лиги, к тому же выступал на той же позиции, что и Хвича – слева в полузащите. Только вот по Хвиче так и не поступило щедрого предложения, а двух футболистов одинаковой позиции, к тому же легионеров, нужно было уместить в одном составе. Слуцкий решил проблему, переведя Хакшабановича на позицию в центр поля. Тренер отмечал универсализм футболиста: «По качествам он игрок очень высокого уровня. Он может играть в классической позиции десятки, а также вингера, больше в левой зоне. Хакшабанович может претендовать на открытие этого сезона». 

Игроку с первого же матча было доверено выполнять стандарты от угловых и до штрафных ударов – это его и подвело. Первым значимым действием Сеада в «Рубине» оказался незабитый пенальти на последних минутах в матче квалификации Лиги конференций против «Ракува». Стоило ли вообще новичка команды подпускать к столь ключевому эпизоду в главном матче года?


После этого «Рубин» полетел на дно турнирной таблицы. Команда с горем пополам выступала осенью, Хакшабанович невольно смещался левее на фланг, мешая Хвиче, грузин же пытался обыгрывать в лучшем стиле со смещением в центр. Итог – ни у того, ни у другого не получалось ничего. Хакшабанович за осеннюю часть чемпионата забил лишь один мяч (со штрафного), столько же забитых было и у Хвичи. «Я могу сказать, что с травмой Деспота не так эффективны были действия нападающего. 4-2-3-1 Хакшабанович играл в десятке, а это совсем не его позиция. Дальше мы перестроились на 4-3-3, и он уже играл восьмерку. С его огромным объемом из глубины действовал намного эффективнее», – объяснял осенний спад и неудачные выступления Хакшабановича главный тренер.

В первом матче второго круга РПЛ против «Зенита» было видно, что «Рубин» плодотворно поработал на зимних сборах. Команда проиграла чемпиону России со счётом 2:3, пропустив в самом конце встречи. Отдельный положительный момент – как дирижировал игрой Хакшабанович в центре поля. Казалось, Сеад нашёл свою игру. После прихода Виталия Лисаковича черногорец с лёгкостью вырезал передачи на скоростного нападающего, но этому тандему не довелось долго поиграть вместе – уже через две недели Хакшабанович на пару с Андерсом Дрейером одним из первых собрал вещи и покинул Россию. При этом Сеад в интервью ни один раз отмечал, что в «Рубине» его всё устраивало. «Моё возвращение зависит от решения ФИФА. Вернусь ли я в «Рубин»? Мне там нравилось, так что это не проблема», – говорил Хакшабанович уже будучи игроком «Юргордена».


Приостановив контракт и уехав в шведский «Юргорден», Сеад заблистал с первых же игр – в дебютной игре забил гол, в всего за 18 игр забил 2 года и сделал 2 голевые передачи. Вполне неплохой результат, если учесть тот факт, что Сеад присоединился к клубу в марте, не проведя ни одной тренировки с командой на сборах. Его действия на поле помогли «Юргордену» закрепиться в первой пятёрке команд в чемпионате Швеции. С Хакшабановичем «Юргорден» мог замахнуться на самые высокие места и желание руководства подписать игрока объяснимо. Только черногорец уже в третий раз покинул Швецию ради попытки вырасти в игрока топ-класса. После неудачного вояжа в «Вест Хэм» и «Малагу» Сеад вернулся в «Норчепинг», потом был «Рубин», а теперь – «Селтик».

«Мои родители не могли спать по ночам, и я это чувствовал, поэтому и сам испытывал проблемы со сном. Они читали новости и изучали ситуацию даже больше, чем я. Мы постоянно находились на связи по телефону. Из-за этого, находясь в России я совсем не мог сфокусироваться на футболе. Это было волнительное время. Но, несмотря ни на что, я могу лишь сказать слова похвалы в адрес казанского «Рубина». В клубе ко мне относились отлично, а в городе и вообще мало что изменилось после начала военной кампании. Я не жалею, что однажды пришёл в этот клуб», – говорил Хакшабанович в интервью. 

Похоже, это последние слова Сеада в статусе игрока «Рубина». Как бы то ни было, футболист отмечает, что благодарен «Рубину», даже несмотря на скомканный сезон. «Рубин» должен был стать для него трамплином перед трансфером в большой клуб, но не сложилось. Возможно, этим трамплином станет «Селтик».

«Рубину» осталось продать Абильдгора

Стоит отметить, что продажа Хакшабановича стала третьим контактом между «Рубином» и клубами Европы. Ин Бом и Кварацхелия расторгли контракты с клубом и присоединились к новым командам в статусе свободных агентов, а вот Монтассар Тальби, Дрейер и Хакшабанович принесли хоть какую-то прибыль в бюджет клуба.

Пока неизвестно, какую сумму казанский клуб успел заплатить за Хакшабановича «Норчепингу». Дрейера покупали в то же время, но установленную сумму «Мидтьюлланд» не выплатили и наполовину. Ещё весной спортивный директор Олег Яровинский утверждал, что «Рубин» перестал переводить транши за купленных игроков: «Конечно мы перестали выплачивать деньги. Некоторые клубы подавали на нас в ФИФА, но пока никаких решений нет. Уверен, что и оно, решение, будет не в нашу пользу, но это коснется не только «Рубина». Это касается всех российских команд», – говорил спортивный директор.

В конце концов, Дрейер вернулся в «Мидтьюлланд» за остаток долга в 5,5 млн евро. Тальби уехал во французский «Лорьян», однако оба клуба не раскрыли тайну, на какой цене остановили торги. По информации французских СМИ, на счёт «Рубина» должно поступить 1,5 млн евро.

Оливер Абильдгор / фото: пресс-служба «Рубина»

У «Рубина» остаётся ещё один ценный зарубежный актив – Оливер Абильдгор. Самый дорогой игрок Первой лиги (7,5 млн евро) всё ещё в поиске новой команды, хотя европейские чемпионаты уже дали старт сезону. Сообщалось об интересе к полузащитнику со стороны итальянских клубов, немецкого «Вердера» и английского «Ноттингема». Переговоры осложняются тем, что датчанин последние полгода был не в лучшей форме – ещё зимой получил повреждение, а в концовке чемпионата Слуцкий использовал Абильгора в играх, хотя игрок не прошёл полный курс восстановления.

Антон Самойлычев
Оценка текста
+
5
-