комментарии 0 в закладки

«Перевёл игру в овертайм – и Ерёмин сказал: «Не зазнайся!» Он играл в УНИКСе, а теперь отвечает за молодёжь «Зенита»

erid:

Большое интервью с Игорем Заманским.

19 лет профессиональному баскетболу отдал бывший игрок УНИКСа, «Спартака», «Химок», «Триумфа» и «Красного Октября» Игорь Заманский, а на новом этапе он посвятил себя баскетболу уже молодёжному. Третий год экс-баскетболист возглавляет академию питерского «Зенита» – действующего чемпиона России, который в этом году прервал гегемонию ЦСКА в Единой лиге ВТБ.

В интервью «БИЗНЕС Online» Заманский рассказал о подготовке резерва в питерскую команду и пути молодых российских игроков. Также бывший игрок УНИКСа вспомнил лучшие сезоны в Казани, рассказал о дружбе с Петром Самойленко и Владимиром Веремеенко, а также поведал, за кого болел в полуфинальной серии между «Зенитом» и УНИКСом.  

Фото: пресс-служба УНИКСа

«Мой курс для академии – это 20 лет профессионального баскетбола»

– Игорь, сейчас вы занимаете должность директора академии «Зенита». Расскажите, что входит в её структуру?

– Большое количество команд, начиная от cуперлиги и заканчивая детскими школьными командами. Если говорить о последних, то у нас есть детские подготовительные группы, они раскиданы по всему городу. Всего их более десяти, и там занимаются дети восьми-десяти лет. Старшие возраста представляют команду в cуперлиге, в Единой молодежной лиге ВТБ, в ДЮБЛ. «Зенит»-УОР – это чемпионы ДЮБЛ, плюс сейчас думаем над еще одной командой.

Вдобавок в систему входит СШОР «Купчинский Олимп», «Зенит-Центральный» и «Зенит-Адмиралтейская». Это все можно назвать структурой молодежного проекта «Зенита».

– Есть ли интернат в академии?

– Да. Там проживает одна наша команда – «Зенит»-УОР.

– При наборе новых игроков академия опирается на питерцев или рассматриваются молодые спортсмены со всей России? 

 – Естественно, в основном мы смотрим на петербургских ребят. Но если появляются молодые перспективные спортсмены из других городов, то мы можем забрать их оттуда. То есть, для нас необязательно, что раз «Зенит» – клуб из Санкт-Петербурга, то все игроки должны быть из Санкт-Петербурга. Но все равно процентов по восемьдесят в каждой команде – игроки из Петербурга. 

– Подготовка молодых игроков в «Зените» чем-то отличается от других команд Единой лиги ВТБ?

– Думаю, что отличия есть, но мне сложно сказать, какая подготовка в других клубах. В «Зените» мы  стараемся, чтобы наши молодые игроки выступали исключительно на высоком уровне. Конечно, иногда я общаюсь с руководителями других молодежных команд Единой лиги ВТБ, приблизительно представляю, что у них построено. Однако здесь не сравнишь — у каждого клуба своё. 

– В последние годы молодые российские баскетболисты все чаще уезжают в NCAA, молодежные проекты Испании и других стран. Приветствуете ли такой отъезд?

– Я, конечно, не знаю, на какие условия уезжают ребята — возможно, что и хорошие. При этом хотелось бы, чтобы наши лучшие ребята оставались у нас. Но это решение за ними и их родителями.

В этом году «Зенит»-УОР выиграл первенство ДЮБЛ, а «Зенит-М» – молодежную лигу ВТБ. Академия клуба переживает лучшие годы?

– Не могу сказать, лучшие или нет. Структура академий выстроена так, что за один год нельзя взять и сделать всех чемпионами, это применимо к абсолютно любой команде. Это все происходит поступательно. Так и получилось в этом году: два-три года, ребята взрослеют, набираются опыта. Вот в этом году у нас победы ДЮБЛа, молодежной команды и основной – тройное «золото». 

Сейчас же у нас переходный период: ребята из ДЮБЛа перешли в молодежку, из молодежки – в суперлигу. Оттуда, надеемся и хотим, чтобы заиграли за основную команду. Поэтому стараемся идти к этой цели. 

Фото: © Роман Кручинин, РИА «Новости»

– Когда вы ещё были игроком, то представляли, что займете должность директора академии «Зенита»?

– Собственно говоря, об этом не думал. Знал, что точно тренером по крайней мере у молодых игроков точно не буду. Потому что у меня не хватило бы терпения, а оно должно быть у тренеров. Однако на тренировках я могу подсказывать – что даже получается, игроки прислушиваются ко мне.

– В чем состоит ваш среднестатистический день на работе?

– Я подключаюсь к тренировкам, но только со стороны: смотрю, как ребята работают, как это делают тренеры, доктора, административный состав. Я хожу почти на каждую тренировку, поэтому всех вижу, всё знаю обо всех. Когда руководство приходит, то ребята и работают по-другому. Кроме того, есть у меня и административная работа.

– Перед тем, как стать директором академии, вы проходили курсы для этой специальности?

– Мой курс – это 20 лет профессионального баскетбола. То есть, после такого стажа я и стал директором академии.

– Подключают ли вас к основному составу «Зенита»?

– Я присутствую на тренировках основной команды. Хавьер Паскуаль спокойно разрешает всем сотрудникам – а особенно приветствуется для тренеров молодежных команд – быть на занятиях. Прихожу понаблюдать за тренировочным процессом, может, и для себя что-то выделю из этого. Однако сейчас моя задача – это молодежный проект. 

– Вы директор академии с 2019 года. Можно ли подвести небольшие промежуточные итоги вашей деятельности?

– На самом деле, было непросто. При этом работа велась с самых первых дней и на данный момент результаты положительные. Вижу это и по игрокам: кто старается и хочет, кто тренируется – это всё бросается в глаза и выделяется. Не раз я приглашал Паскуаля на игры, он сам выделил нескольких игроков, и они на карандаше у первой команды. Мне и самому больше всего хочется, чтобы они заиграли в основе «Зенита». Надеюсь, что в этом году мы кого-то там уже увидим.

«Российский баскетбол не в упадке» 

– А ввиду всех последних событий, связанных с изоляцией российского баскетбола, спрос на молодых игроков возрастёт?

– Мы увидим молодежь не из-за сокращения лимита на легионеров или нежелания иностранцев ехать в страну, а по спортивному принципу. Всегда есть ребята, которые выделяются, они и попадут в первую команду. Это отметил и Паскуаль, и ничего искусственного здесь нет. 

– Можно ли согласиться с фразой, что развитие детских кадров – задача номер один в столь непростой период?

– Конечно. Каждый клуб хочет, чтобы в основной команде играли собственные воспитанники. Поэтому и созданы академии, чтобы эти баскетболисты попадали в первую команду.

– Когда вы ещё играли сами, то российские игроки выступали в НБА, выигрывали «золото» на Евробаскете-2007. Сейчас ничего такого нет. Говорит ли это о том, что российский баскетбол сейчас в упадке?

– Я считаю, что наоборот. Единая лига ВТБ – одна из сильнейших в Европе, поэтому не могу сказать, что российский баскетбол в упадке. Наши игроки остаются выступать в родной стране по причине сильного и качественного баскетбола.

– Смотря на молодое поколение «Зенита» и других академий, можете ли вы сказать, что молодые игроки имеют шанс достойно заменить Алексея Шведа, Тимофея Мозгова, Никиту Курбанова, которые долгие года представляли сборную?

– Да, конечно. Для этого и созданы академии, чтобы достойно заменить бывших лидеров. Сейчас все и делается, чтобы молодые игроки выходили на этот уровень и хороших российских баскетболистов становилось все больше в клубах Единой лиги ВТБ. 

Фото: пресс-служба УНИКСа

«В противостоянии УНИКС – «Зенит» болел за вторых» 

– Помимо побед в академии, у вас прекрасно играет и основная команда. За счет чего «Зениту» удалось обыграть ЦСКА в финале?

– Я вживую смотрел все игры, приезжал и в Москву. Встречались две сильнейшие команды в России, было семь матчей, каждая игра проходила «на тоненького», не было громадного преимущества у кого-то. Но «Зенит» выиграл в этом году, значит, он был сильнее по всем показателям. Например, Паскуаль переиграл Димитриса Итудиса. Подводя итог: мы выиграли, значит, мы сильнее. 

– По ходу серии счет был 3 – 1 в пользу армейцев, следующая игра проходила в Москве. Тогда не попрощались с мыслями о титуле?

– Нет, конечно, нет. Всегда нужно бороться до последнего. Вот, когда звучит финальный свисток, тогда ты и проиграл и ничего не сделаешь. А когда есть шансы на победу, то нужно их пытаться использовать. В этом компоненте «Зенит» и был сильнее. К тому же, мы победили в Москве — с одной стороны, не порадовали болельщиков на своей площадке, а с другой, это ведь даже сложнее.

– В полуфинальной серии Единой лиги ВТБ «Зенит» играл с УНИКСом. В одной команде вы сейчас работаете, во второй провели семь лет. За кого болели в том противостоянии?

– Конечно, в том противостоянии я болел я за «Зенит». Но могу сказать, что с руководством и тренерами УНИКСа я до сих пор хорошо общаюсь. Я прилетал в Казань на два матча серии, встречался с руководством, мы делились опытом как по молодежным проектам, так по основной команде. Поэтому знаю структуру УНИКСа, интересно было об этом послушать.

В той серии казанский клуб предстал непростой командой, хотя она всегда непростая. Зная президента Евгения Борисовича (Богачёва ред.), могу сказать, что там ставят только самые высокие цели.

– В следующем году борьба между ЦСКА, «Зенитом», здесь же и УНИКСом, только возрастет?

– Да, думаю, что следующий год в Единой лиге ВТБ будет ещё интереснее. С интересом следим за подписаниями команд в текущем межсезонье.

– ЦСКА впервые с 2011 года не стал чемпионом Единой лиги ВТБ. Это конец доминированию «армейцев»?

– Я, конечно, не знаю, что происходит внутри московского клуба. Сам я переживаю только за «Зенит», хочу, чтобы мой клуб выигрывал как можно больше трофеев и еще чаще становился чемпионом.

Фото: пресс-служба УНИКСа

«Надеюсь, найду номер Веремеенко - и мы пообщаемся»

– «Зенит» обыграл ЦСКА в прошлом сезоне, у вас тоже была возможность испытать это на своей шкуре. Каково это — сталкиваться с ЦСКА в матчах Единой лиги ВТБ?

– Да, и за УНИКС, и за «Красный Октябрь» я побеждал ЦСКА. Знаю, что многие команды по-особенному настраиваются на игры с армейцами. Все-таки многократный чемпион страны. Когда выигрываешь у ЦСКА, то это придает еще больше эмоций, чем обычные победы.

Хотя лично для меня не было команд, против которых я бы не настраивался на победу. Не было такого: я выхожу на паркет и заранее знаю, что проиграю. Собственно говоря, а зачем тогда выходить? Поэтому я всегда стремился победить в любом матче, будь это ЦСКА или другой клуб. Хотя кто-то может дать слабину при играх с аутсайдерами. Думаешь, что выиграешь на классе, затем выходишь на площадку, а победы нет. По этой причине расслабляться нельзя ни с одной командой.

– У вас была длительная карьеру, она длилась 19 лет. Какое достижение стало главным?

– Нельзя отметить какое-то главное достижение. Все-таки были важные этапы карьеры: как начал заниматься баскетболом, как попал в питерский «Спартак», как пригласили в УНИКС, а затем и в другие команды. Все эти моменты знаковые для меня.

– Но большинство ваших побед пришлось на период в УНИКСе. Что-то запомнилось особенно?

– Я бы сказал, не большинство, а все награды, кубки, медали у меня связаны с карьерой в УНИКСе. Особенно для меня запомнился матч Кубка России в Екатеринбурге — мы тогда играли против ЦСКА и победили в дополнительной пятиминутке со счетом 82:81. В основное время я реализовал трехочковый бромок от щита и перевел игру в овертайм. Та игра запомнилась больше всего. После той встречи подошел ко мне Станислав Еремин и сказал: «Заманский, ты только не зазнайся». Я ему ответил: «Мне рано ещё».

– Можно ли тот матч считать лучшим в карьере?

– Нет, та игра стала самой запоминающейся. Лучшие матчи у меня еще были, как и просто хорошие встречи.

– В 2011 году вы с УНИКСом выиграли Кубок Европы. Что делало ту команду особенной?

– Наверное, так сразу и не сказать. Помню, что и полуфинал, и финал мы выиграли с разницей в 15 – 20 очков, скажем, относительно легко победили. В финале с испанским клубом «Кахасоль», как и во всех финалах, была приятная атмосфера. К тому же, я всегда любил играть на выезде, когда против тебя болеют, когда против тебя пять – десять тысяч зрителей, которые кричат, свистят. Такая атмосфера была мне по душе. Это мне придавало еще больше эмоций, сил и желания победить.

– В том году УНИКСом руководил Евгений Пашутин. Какой он тренер?

– Все тренеры в моей карьеры – особенные. Они выигрывали и кубки, и медали. Тот же Еремин, иностранные специалисты, с которыми я работал, – каждый из них особенный по-своему: у каждого своя философия, каждый по-своему подходит к работе, тренировкам и играм.

– Долгое время в УНИКСе вы играли вместе с Владимиром Веремеенко, который в последние пару лет пропал с радаров. Не общаетесь ли с ним?

– Мы с ним общались, когда он играл еще за «Цмоки-Минск», но в последнее время как-то нет. Я прекрасно знаю, что он любит менять номера, поэтому сейчас у меня с ним связи нет. Но мы с ним провели вместе пять лет, в поездках всегда вместе жили. Надеюсь, что я найду его номер и мы с ним созвонимся-поговорим.

– Может, привет ему передадите, вдруг увидит интервью…

– Владимир, мой большой тебе привет. Надеюсь, что передам тебе привет еще и лично, там же и пообщаемся.

Владимир Веремеенко (слева) и Игорь Заманский (справа) / фото: пресс-служба УНИКСа

– В 2013 году вы покинули УНИКС после пяти лет подряд в клубе. Был у вас еще и первый период (2001 – 2003), то есть суммарно вы провели в Казани семь лет. Хотя большинство российских игроков не задерживается в клубах более, чем на пару сезонов. За счет чего вам удавалось на протяжении столь длинного промежутка времени играть в одной команде? 

– Ты подписываешь контракт, выходишь на площадку, играешь для команды, для зрителей и для себя. Всегда нужно, чтобы ты находился в максимальной форме и приносил пользу клубу. Если это удаётся, то с тобой контракт продлевают. По этому принципу я и провел в УНИКСе семь лет. Хотя другие предложения тоже были, но, как говорится, от добра добра не ищут.

– Тяжело было расставаться с УНИКСом?

– Честно, мне всегда тяжело было уходить из одного клуба в другой. Все-таки привыкаешь к руководству, тренерам и партнерам. Со всеми складывается хорошее отношение — и тут нужно перейти в другой клуб, где много кого не знаешь. Это всегда сложно. Но такова наша жизнь баскетболистов, так устроено и ничего не поделать.

– После завершения карьеры вы с Петром Самойленко играли в любительских соревнованиях. Получается, уже в солидном возрасте баскетбол вас никак не отпускал?

– Он и сейчас не отпускает. Я до сих пор играю, тренируюсь, благо зал у меня рядом – спустился по лестнице и бросай в кольцо. Баскетбол от меня никуда не делся и не денется. Сейчас я играю в любительских соревнованиях, собираемся с академиями, руководством, тренерами. 

– А Самойленко и сейчас играет в любительских соревнованиях. Не пересекались с ним?

  – Он ведь играет только среди казанских команд, а по российским я не помню, чтобы пересекались. Как-то ездили на чемпионат России, там были команды с разных городов, Петя тогда выступал за Петербург. Хотя, точно не помню, но мы ещё с ним играли в Крыму. Туда он приехал, играя за казанскую команду «ТАНК088», но мы не выступали друг против друга. 

Петр Самойленко / фото: пресс-служба УНИКСа

– Из бывших игроков УНИКСа с кем-то связь поддерживаете?

– Как раз с Петром Самойленко. Иногда вижу Сергея Чикалкина, общаюсь с Валерием Дайнеко. Созваниваюсь с ними, когда выезжаю в другие города по делам молодежного проекта. Стараемся встречаться по возможности.

– Вы завершили карьеру в возрасте 38 лет. В последние пару сезонов тяжело ли было играть?

– Можно играть хоть до 45, но здесь важно здоровье. Главное, чтобы не было травм, и эта база закладывается в детском возрасте. Поэтому я и благодарен своему детскому тренеру, который заложил в меня ту основу. Выходит, что за 19 лет профессиональной карьеры я один раз подвернул ногу, и то это было незначительно. Благодаря этой базе, я играл на необходимом уровне и не чувствовал, что устаю. Мог бы, на самом деле, еще играть в суперлиге – оттуда были предложения, – но решил, что хватит. 

– А сейчас травмы не мучают?

– Нет, с той одной травмой, которая была в карьере, сейчас все хорошо, не чувствуется. Да и по сей день я активно поддерживаю форму. Поэтому травм с возрастом тоже нет. 

– Помимо детской «базы», отводится ли место спортивной медицине при игре в солидном возрасте?   

– Да, но сейчас медицина совсем другая, не то что 20 лет назад, когда я играл. Прогресс не стоит на месте: некоторые баскетболисты делают процедуры после каждой тренировки, что позволяет быстрее восстановиться, появились и аппараты. У меня в карьере такого не было, сейчас в этом плане все гораздо лучше. 

– Сейчас считаете, что приняли верное решение завершить карьеру в 38 лет?

– Конечно. Если я его принял, то это было мое осознанное решение, что пора бы завершить с профессиональным баскетболом. 

– Насколько тяжело было сделать переход из жизни профессионального спортсмена в жизнь обычного человека? 

– На эту тему общался со знакомыми. Одни говорили, что тяжело, другим все далось легко. Я вот остался в баскетболе, и переходный период дался намного легче, чем он мог бы быть.

«У дочери мягкая кисть» 

–  В 2010 вы сказали, что сын будет баскетболистом. Спустя 12 лет ваши слова воплощаются в реальность?

– Да, ему сейчас 14 лет, он играет в «Олимпе», в команде, с которой мы сотрудничаем. Месяц назад он ездил на сбор национальной команды U14, его туда вызвали. Знаю, что приезжал туда и Зоран Лукич (главный тренер сборной России по баскетболу – ред.). Но нет такого, что я заставляю сына играть в баскетбол. Он сам хочет, старается и тренируется. 

– Ваша дочь Дарья Заманская профессионально играет в волейбол, вызывается в молодежные сборные России. Почему она выбрала этот вид спорта, а не пошла по стопам отца?

– С ней было проще. Я ей всегда говорил, что смотри сама, так как баскетбол немного специфичен для девушек. Она выбрала волейбол, этот вид спорта ей понравился с детства. Она занимается в «Динамо-Ак Барс», выиграла со сборной чемпионат Европы и чемпионат мира. Сейчас она как раз на сборах.

– А она в баскетбол не играет?

– Играет, когда приезжает летом. При этом у нее очень мягкая кисть, как раз для баскетбола. Я ей и говорю: «Даш, в баскетбол тебе тоже можно играть».

– А вы в волейбол?

– Тоже с ней играем, но так, между собой. Конечно, это не прям, чтобы настоящая игра – такого не было, потому что шансов у меня мало. А просто пасовать мячик – это конечно.

ДОСЬЕ «БО Спорт» 
Игорь ЗАМАНСКИЙ
Амплуа: форвард
Дата рождения: 16.11.1977
Место рождения: Санкт-Петербург
Рост: 202 см
Карьера: «Спартак» (Санкт-Петербург) – 1997 – 2001; УНИКС – 2001 – 2003, 2008 – 2013; «Химки» – 2003 – 2005; «Динамо» (Московская обл.)/«Триумф» – 2005 – 2008, «Красный Октябрь» – 2013 – 2016.
Достижения: серебряный призер чемпионата России (2002), бронзовый призер чемпионата России (2003, 2009, 2010, 2011), обладатель Кубка России (2003, 2009), чемпионом НЕБЛ (2003), обладатель Кубка Европы (2011), серебряный призер Единой лиги ВТБ (2010, 2012), бронзовый призер Единой лиги ВТБ (2011), победитель регулярного чемпионата России (2011).

Тимур Хуснутдинов
Оценка текста
+
13
-