erid:
Интервью с Александром Юшиным.
Карьера Александра Юшина – это история преодоления себя и сила воли. После школы «Спартака» он мог потеряться, как и десятки других выпускников, но боролся до конца и готов был играть за любителей ради единственной цели – вернуться в профессиональный футбол.
Прорывным для Александра стал сезон 2020/21 в нижнекамском «Нефтехимике», когда он забил 18 мячей в 25 матчах. Лучшего бомбардира ФНЛ в январе забрал «Урал». В 26 лет Юшин добрался до РПЛ и помог уральской команде сохранить место в элите.
В интервью «БИЗНЕС Online» Юшин рассказал, как тренировался с основой «Спартака», почему уезжал в Армению и клуб второго белорусского дивизиона, а также что помогло ему пробиться из любительской лиги в РПЛ.
«СБОРЫ С «УРАЛОМ» СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ГДЕ-ЛИБО»
– Александр, перед сборами у вас был отпуск. Как отдохнули, чем занимались?
– Времени было немного, но успел отдохнуть. Съездили в Минск к родственникам.
– Тяжело проходить предсезонные сборы с командой премьер-лиги?
– Для меня это не первые сборы с командой премьер-лиги, я уже зимой готовился с «Уралом». На сборах никогда просто не бывает. Но сейчас точно сложнее, чем в Беларуси, Армении и где-либо ещё. Гораздо сложнее.
– Сегодня клубы проводят сборы в России, хотя раньше делали это в Турции или Испании. Насколько отличаются условия подготовки?
– Я не считаю что это плюс или минус, что мы готовимся в России. В целом у нас в Екатеринбурге все условия для работы есть, хорошая погода позволяет тренироваться. Так что это вообще не проблема.
В «НЕФТЕХИМИКЕ» ПОМОГЛО ДОВЕРИЕ НОВИКОВА»
– Вы пришли в «Нефтехимик» при Юрии Уткульбаеве. Забивали после выходов на замены, но игроком старта так не стали. Почему?
– Не могу строить предположения, почему так происходило – это было бы неправильным. Но личных бесед с Уткульбаевым из-за этой ситуации у меня не было.
– После назначения Кирилла Новикова вы стали ключевым игроком. Были знакомы с тренером?
– Лично с ним я знаком не был, знал его по «Динамо», к тому же он работал с главной командой. С его приходом в «Нефтехимик» каждый футболист старался показать себя с наилучшей стороны на футбольном поле.
– Как вам помог Новиков в прогрессе?
– Для меня было крайне важно доверие тренера. Неправильно было бы говорить, что Новиков построил команду вокруг меня, я так не думаю.
– Какие задачи на сезон ставил «Нефтехимик»? Продажа своего лидера в разгар турнира не способствует борьбе за высокие места
– Мы хотели быть в четвёрке, хотели добиваться результата в каждом матче, но мечта любого футболиста – играть в российской премьер-лиге. Я думаю, что каждый футболист так или иначе об этом мечтает. Я не форсировал свой уход, но предложение поступило – я согласился. Клуб не стал чинить препятствия.
– Были ещё предложения от клубов РПЛ?
– Да, помимо «Урала» из премьер-лиги выходили клубы, но предложение из Екатеринбурга было самым интересным для меня.
– Что удивило в клубе РПЛ на контрасте с ФНЛ?
– Уровень инфраструктуры. Конечно, премьер-лига во всём отличается. Но главное в другом – продолжать совершенствоваться, особенно на таком уровне.
– Был ли обряд посвящения? Например, где-то песни поют...
– Нет, такого обряда не было. Но в команде приняли. Есть опытные футболисты, которые всегда помогут, подскажут как действовать в той или иной ситуации.
– Например, Олег Шатов. Он тоже пришёл зимой, после его трансфера команда изменилась, поменяла схему.
– Не могу сказать, что зимой мы готовили конкретные изменения из-за прихода Шатова, потому что всегда готовились к каждой конкретной встрече.
– А игра с «Рубином»? Можно сказать, ключевой матч сезона. Ожидали, что соперник так провально выступит?
– По особенному к этому матчу не подходили, готовились в обычном режиме. С моей стороны было бы неправильным комментировать игру соперника.
– Игорь Шалимов эмоционален на бровке, а на пресс-конференции сдержан. Какой он в раздевалке?
– Без эмоций в футболе никак нельзя. Но для нас в раздевалке он совсем другой, не тот, которого вы видите.
«НА БЫТОВЫЕ МИНУСЫ В АРМЕНИИ И БЕЛАРУСИ НЕ ОБРАЩАЛ ВНИМАНИЯ»
– Вы воспитанник «Спартака», но так и не сыграли за главную команду. Почему покинули клуб и осталась ли обида на «Спартак», как это часто бывает у воспитанников?
– На клуб нет абсолютно никаких обид, просто тогда так сложились обстоятельства. Всё достаточно просто: у меня закончился срок контракта, а новый мне не предложили. Поэтому со «Спартаком» мы расстались.
– Вас допускали к тренировкам с основной командой, когда главным тренером был Валерий Карпин. Что запомнилось больше всего? Карпин что-то советовал?
– Нет, с Карпиным у нас не было никакого разговора. Я был молодым игроком и меня поражало всё увиденное. Тренировка рядом с игроками основы, организация всего вообще впечатляла. Я тренировался и работал, ориентировался только на свой прогресс, но период с основной командой был непродолжительным.
– Как так вышло, что вы оказались в Македонии после «Спартака»?
– Я тренировался с любительской командой и там был человек, который помог уехать. Я не один тогда отправился в Македонию, было ещё несколько ребят.
– Почему в Македонии не получилось?
– У клуба не оказалось таких денег, чтобы выплатить компенсацию «Спартаку».
– В Македонии не получилось и вы уехали в Армению – необычное продолжение карьеры.
– В то время время у меня уже был агент, он появился как раз после Македонии. Возник вариант с Арменией и я согласился, потому что других предложений на руках у меня не было. Позже я уехал в Беларусь.
– Понятно, что футбольные условия в России отличаются от Армении и Беларуси. Было что-то вопиющее?
– Я не обращал внимание на такие моменты, мне хватало того, что было. Я ведь понимал, где я нахожусь и для чего я приехал. Так что к каким-то минусам относился спокойно.
«ОДНОВРЕМЕННО ИГРАЛ ЗА НЕСКОЛЬКО КОМАНД В РАЗНЫХ ЛИГАХ»
– Была «Белшина» из Беларуси и даже любительская лига. Как так вышло, что вы остались без профессионального футбола на год?
– После Армении была Беларусь. Я отыграл 2016 год там и после вернулся домой, в Россию. У меня не оставалось вариантов продолжения карьеры, кроме как поддерживать форму в любительской лиге.
– Понятно, что уровень зарплат в любителях небольшой. Где-то работали ещё в то время?
– Нет, я жил с родителями и был мотивирован, чтобы как можно скорее вернуться в большой футбол. Тренировался два раза в день, выступал за несколько команд в разных лигах, так что времени не оставалось на что-то другое.
– Как относились родители к тому, что после профессиональных клубов спустились в любительскую лигу?
– Родители видели, что я был расстроен, сильно переживал, но они поддерживали! Я не падал духом, продолжал работать над собой. Бывает, вспоминаю этот период, таков мой путь.
– Какие-то преимущества выделили для себя в любительской лиге?
– Я понимал, что мне нужно и для чего я здесь. Нагружал себя по полной, чтобы не терять форму и ждал вариантов. Тогда я нашёл себе нового агента, который стал мне другом, он мне помог.
– Реально ли парню из любителей без агента дойти до премьер-лиги?
– Знаете, ну я ведь тоже был без всего, но тренировался и не терял надежду. У любого футболиста остаются знакомые в футболе, я просто не сидел на месте. Главное – продолжать работать.
– Вы вернулись в «Белшину» и забили 26 мячей в 27 матчах. Чем обусловлен такой прорыв?
– Я уезжал в Беларусь с чётким намерением перезапустить карьеру. Был мотивирован на 100 процентов. От того и получился такой результат.
– Не пугало, что «Белшина» выступала даже не в высшей лиги Беларуси?
– Нет, меня это совсем не пугало. Мне нужны были изменения в карьере и с чего-то надо было стартовать. Я решил, что в «Белшине» мне будет лучше всего это сделать.
– Почему не остались в команде, после того как вышли в высший дивизион Беларуси?
– Не остался потому, что изначально ставил цель вернуться в Россию.
ДОСЬЕ «БО Спорт»
Александр ЮШИН
Дата рождения: 4 апреля1995 года
Место рождения: Москва
Карьера: «Спартак-мол.» (Москва) – 2009 – 2014; «Уиллис» (Армения) – 2015; «Белшина» (Беларусь) – 2016, 2019; «Металлург» (Москва) – 2017; ЛФК – 2017; «Калуга» – 2018; «Химик» (Новомосковск) – 2018; «Нефтехимик» (Нижнекамск) – 2020/21; «Урал» (Екатеринбург) – с 2022 года.
Достижения: чемпион и лучший бомбардир первой лиги Беларуси (2019).