erid:
Уфимцев уже ждал праздничный торт.
«Уфа» проиграла «Оренбургу» (1:2) в ответном матче за право сыграть в РПЛ в следующем сезоне. Благодаря ничьей (2:2) в первом матче и преимуществу гостевого гола уфимцев устраивал счёт 1:1, который им почти удалось удержать. Однако футбол обмануть не удалось, и хозяева пропустили на предпоследней компенсированной минуте. Результат сложно назвать несправедливым. На победу «Уфа» не наиграла, хотя и хуже «Оренбурга» тоже не выглядела. Но справедливо ли будущее уфимцев, которое теперь окутано мраком?
«ЭТО УЖАС. ЧТО ЕЩЁ ГОВОРИТЬ?»
На последних минутах казалось, что всё идёт под контролем «Уфы». Почти все – от болельщиков до сотрудников и руководителей клуба – уже встали и готовы были ликовать. Возможно, даже на радостях выбежать на поле и праздновать сохранение в республике большого футбола. Приближённые к команде уже были на низком старте с желанием ворваться в раздевалку с 10-килограмовым заранее заготовленным тортом с надписью «Спасибо за сезон».
Но случилось малообъяснимое.
За пару минут до конца компенсированного времени «Оренбург» всё же совершил последний штурм. Эффект от гола на 90+4-й минуте был сродни контузии. Никто не понял, что вообще произошло, за исключением радостных оренбургских футболистов, ринувшихся к партнёрам через всё поле. Как же много ироничного в том, что «Уфа» отлетела в ФНЛ также, как и отправила туда «Рубин» всего неделей ранее! Всё те же улетучившиеся надежды на последних минутах. Всё та же – может даже и невольная – но попытка удержать устраивающий счёт. Вот уж действительно неразрывная связь двух республик.
Алексей Стукалов вживую крах своей команды не увидел. За пару минут до гола главный тренер «Уфы» ушёл в подтрибунку, не выдержав нервного напряжения. После победы в Казани ему ненадолго стало плохо – закружилась и заболела голова. Сейчас всего лишь 38-летний специалист побоялся за своё здоровье. В это же время в подтрибунке сотрудник «Оренбурга» читал намаз и перебирал чётки, видимо, живя по заветам Курбана Бердыева. После финального свистка половина болельщиков сразу же отправилась к выходам со стадиона. Вторая половина продолжала безмолвно стоять, пытаясь ещё переварить произошедшее под триумфальные кричалки фанатов «Оренбурга», которых на гостевом фан-секторе было раза в два больше, чем на фан-секторе «Уфы».
Хотя некоторые и не сдерживали эмоций. Мужчина кричал вслед уходящим разбитым футболистам «Уфы», что они расслабились и изначально вышли играть на ничью. А затем повернулся лицом к VIP-сектору и кричал руководству «Оренбурга»: «Газпром»! «Газпром»!». В этом время оренбургские футболисты радовались вместе со своими болельщиками. Уфимские тоже подошли к своим, но не смогли произнести практически ничего внятного. А в подтрибунке рыдала пиар-менеджер «Уфы» Гузель Мухамедьянова, к которой подошёл и принялся успокаивать форвард «Оренбурга» Джоэль Фамейе, пока местные футболисты проходили мимо. Однако и сами многие футболисты «Уфы» чуть позже покидали стадион в слезах, которые видели юные болельщики, выжидавшие у забора с желанием заполучить автограф.
В зале для пресс-конференций большинство молчали, пока двое мужчин почти на повышенных тонах спорили – могла ли «Уфа» забить больше или нет. Вскоре в комнату вошёл Мацей Личка. «Понятно, что когда забиваешь на 94-й минуте, то это счастье. Игра была равно. Мы видели две команды, которые бились. Между нами не было большой разницы», – сказал главный тренер «Оренбурга». Но больше вопросов к чеху и не было. Все понимали, что «Уфа» сама отдала победу. Во всяком случае, очень хотели в это верить. Вскоре к послематчевому спичу приступил Стукалов. Пока главный тренер уфимцев говорил, по всему зданию разносились крики оренбуржцев, которые на радостях чуть не разнесли гостевую раздевалку, а также повредили рекламное табло ещё на поле.
Стукалов не стал подробно разбирать матч, да и вряд ли это нужно было. Тренер сконцентрировался на главном: «Что здесь комментировать? Весь сезон терпели. К сожалению, не дотерпели одну минуту. Все видели, что эмоции были. Все старались и жили этой игрой. Все хотели. Это не эмоции, когда мяч летит, а мы проигрываем борьбу».
Этот сезон однозначно стал самым тяжёлым в карьере ещё молодого тренера. Вероятно, вдвойне досадно, что при Стукалове «Уфа» создавала в больше моментов, чем когда-либо ранее в РПЛ. Но легче специалисту от этого вряд ли становится. «Конечно, по-другому не назовёшь. Вроде и желание, и старание, и хорошие, и не очень игры. И команда до конца боролась и терпела, старалась максимум, вплоть до концовки. Это ужас. Что ещё говорить? У меня есть только одно разочарование, что мы не остались. Остальное – это уже история и статистика. Мы старались играть для болельщиков, не закрываться. Что-то получалось. Были проблемы с составом и травмами. От меня вы никогда не слышали, что чего-то не хватает. Поэтому и сейчас не собираюсь», – сказал Стукалов.
СПЛОШНЫЕ «ЕСЛИ БЫ»
Матч «Уфы» выдался едва ли не самым эмоциональным за последние годы. В ключевые моменты болельщики стучали ногами, создавая вибрации по всему стадиону. Да, в прошлом сезоне судьба команды тоже решалась в последнем тура. Но всё же стыки – это совсем иной уровень накала и напряжения. На кону стояло всё. Болельщики в столице Башкортостана, которые не так уж и часто и много ходят на футбол, подобное почувствовали. Да и после эмоциональной победы над «Рубином» интерес к «Уфе» явно подрос. Полный стадион заполнить не удалось, но и пришедшие порядка 10 тыс. человек – тоже неплохой показатель. Проходя по территории стадиона, можно было услышать разговоры о в принципе первом походе на футбол. Потакая ответственному моменту, перед матчем в качестве развлекательной программы проводилась викторина на знание значимых моментов в истории клуба – кто был тренером, какие футболисты выступали, в каком году команда вышла в РПЛ. Отвечали, как правило, мальцы 10 – 11 лет. И отвечали неправильно.
Матч посетил и самый известный воспитанник «Уфы», а ныне защитник ЦСКА и сборной России Игорь Дивеев, которого окружили у входа на стадион. «Первая игра была их [«Уфы»]. Не было стопроцентных моментов у «Оренбурга». Но концовку второго тайма они провалили. Если 2:0 выигрываете, а потом пропускаете два гола – это как ещё назвать? Наверное, они думали, что уже выиграли и расслабились. Но против «Уфы» всегда тяжело играть – и дома, и на выезде. Можно посмотреть статистику, что с «Уфой» топ-6 команд почти всегда играют 1:1, либо минимально выигрывают», – делился ожиданиями от игры 22-летний футболист.
Однако большие ожидания обернулись столь же большим разочарованием. И так ли важно теперь, что уфимцы неважно начали первый тайм, пропустили быстрый гол, но затем прижали оренбуржцев и отыгрались? А во втором тайме практически не допускали опасных моментов у своих ворот. Или что Остон Урунов вроде бы был активен, но так и не сделал ничего по-настоящему полезного, а в концовке утыкался носом в газон и бежал с мячом к своим воротам, пока Стукалов хватался за голову? Или что Чичкану нужно было всего лишь сделать дополнительный шаг, а не сразу валиться, и тогда ничего бы этого не было? Или что, если бы в воротах стоял опытнейший Александр Беленов, которого травмировал Эльмир Набиуллин (какая-то заочная казанская месть получилась), то он вряд ли бы пропустил такой гол? Вряд ли это уже так важно. Хотя это и повлияло на дальнейшую судьбу клуба.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Ранее Шамиль Газизов заявлял, что, в случае вылета в ФНЛ, сам вопрос существования клуба будет под огромным сомнением. «Вопрос Газизову. Вы понимаете, в каком состоянии все находятся. О чём тут говорить? Никто не планировал, что матч закончится так. Сейчас говорить о будущем проблематично. Все были настроены, что команда останется и делали для этого максимум», – сказал Стукалов. Сам Газизов был завален звонками уже в первые минуты после финального свистка и вскоре поставил телефон в режим «Не беспокоить».
Да, вылет получился неожиданным и случился в самый последний момент, а болельщики и клуб праздновали победу над «Рубином» так, словно все вопросы уже решены. Однако разговоры и финансовых проблемах, и сомнительном будущем клуба велись уже не первый год. И у всех неравнодушных к «Уфе» за это время была возможность морально подготовиться к худшему, хоть они и рассчитывали на лучшее.
Уже сообщается, что финансирование «Уфы» резко сократится, а власти Башкортостана вряд ли смогут помочь. Впрочем, они и так особо не помогали, учитывая, что тот самый базовый спонсор клуба назван так и не был. «В любом случае, финансирование – это основа клуба. У нас был самый маленький бюджет в РПЛ. К сожалению, я не знаю, как он наполняется. Это не мой вопрос. В мае мы не имели права проигрывать, у нас каждый матч как финальный был. Представляете, какой это психоэмоциональный фон? Сегодня мы говорили, что нужно дотерпеть 90 минут и оставить команду. Всё взаимосвязано», – заключил Стукалов, который даже с таким ресурсом смог избавить «Уфу» от статуса команды-автобуса. Специалист уже заявил о готовности продолжить работу в ФНЛ. Но будет ли работа в принципе?
Стыковые матчи за право играть в РПЛ. Вторая игра
Уфа – Оренбург – 1:2 (1:1)
28 мая. «BetBoom Арена»
0:1 – Фамейе, 13
1:1 – Журавлёв, 44
1:2 - Малых, 90+4
Уфа: Чичкан, Никитин,
Журавлев, Плиев, Сухов (Ортиз, 38), Кабутов, Иванов, Камилов (Фищенко,
85), Урунов, Агаларов (Мрзляк, 85), Касинтура (Йокич, 61).
Оренбург: Гошев, Малых, Сиваков,
Гойкович, Эктов, Бреев (Полуяхтов, 46), Аюпов, Капленко, Ковалев
(Сычевой, 83), Обухов (Титков, 61; Корян, 82), Фамейе.
Предупреждения:
Касинтура (38), Журавлев (52), Камилов (57), Малых (60), Плиев (64), Ортиз (72), Титков (80).
Первый матч – 2:2.