erid:
Илья считает, что казанская команда слишком узко играет в обороне.
«Рубин» в недавнем матче с «Химками» (2:3) первым открыл счёт, но почти сразу получил два гола в ответ – в обоих ситуациях постарался Илья Кухарчук. Сначала его удар стал поводом для добивания, а затем он забил сам. Причём полузащитник не в первый раз ярко проводит матчи в Казани, где четыре года выступал на заре своей карьеры. Прошлой весной он тоже забил «Рубину» в победном матче.
В интервью «БИЗНЕС Online» Илья рассказал как на «Химках» отразилась смена главного тренера и отъезд легионеров, готов ли он к сокращению зарплат в футболе и какие установки были на матч в Казани.
«РУБИН» БОЕСПОСОБЕН, НО СЕЙЧАС У НЕГО ТЁМНАЯ ПОЛОСА»
– На матч с «Рубином», как и в позапрошлой игре, вы вышли на позицию левого защитника. Почему?
– Думаю, это из-за того, что у нас отсутствовали некоторые номинальные защитники, ну и исходя из количества футболистов в принципе поставили меня на левый фланг обороны. В этом для меня проблем вообще никаких нет, главное, чтобы давали играть. Ключевое слово для меня «играть», а на какой позиции – без разницы. Нужно выходить и выполнять свою работу на 100 процентов. Это видение тренера – я бы объяснил так.
– На уровне премьер-лиги раньше вы на этой позиции не играли? Как оцените?
– Да, всё так. Оценивать пусть лучше будет тренерский штаб. Но для меня это было не сильно сложным перестроением. Со мной рядом играл капитан Дима Тихий, который всегда подсказывает, что делать в обороне. Это очень выручало. Иногда в упражнениях на тренировках я играл левого защитника, как форварда или инсайда. В разных занятиях по-разному, естественно, но немного с этой позицией я был знаком.
– Был ли план, что во втором тайме вас вернут на более привычную позицию в атаке, или это был экспромт?
– Нет, заранее такого плана не было. Я бы сказал, что переход вперёд меня воодушевил, перестроиться было несложно. Всё-таки я перешёл в атаку – на свою любимую позицию вингера, ближе к чужим воротам. Для меня это не было чем-то тяжёлым.
– Как до вас донесли информацию, что нужно переместиться?
– Увидел, что Брайн Идову ждёт замену и сразу понял, что он выходит на свою номинальную позицию левого защитника. Он поменял Неманью Главчича, который играл на фланге атаки. Соответственно, я пошел вперед. Мне тренерский штаб передал установку через Брайна. Перестроились быстро.
– Вы переходите в атаку, и команда сразу же пропускает. Что подумалось?
– Было внутреннее ощущение, что надо добавлять. Значит, необходимо доставать из себя, потому что отступать уже некуда, нужно включать дополнительные резервы, чтобы как-то этот матч вытаскивать.
– С точки зрения игры в обороне как свою игру оцените?
– Ну как это оценить? Давайте обратимся к статистике: пока я играл левого защитника, команда пропустила ноль голов (смеётся). Пусть цифры тут говорят за меня.
– Момент с первым голом: вы били без сопротивления головой. Можете вспомнить тот эпизод?
– Начался голевой момент с резкой смены фланга атаки, когда Магомедов вырезал длинный пас на Мирзова. Резиуан убрал мяч одним касанием под другую ногу. Я не ожидал, что будет навес, он часто берёт игру на себя. Сложно вспомнить, как в этом эпизоде удалось отклеиться от защитника. Вероятно, он не ждал, что передача последует в эту зону. Ну а когда я пробил по воротам, то великолепно сыграл Дюпин – среагировал на удар с близкой дистанции. Дальше было уже добивание от Глушакова, где Денис проявил своё голевое чутьё: оказался там, где надо.
– Своё участие в этом моменте считаете голевой передачей?
– Ну нет, это точно не голевая передача. В принципе участие каждого игрока в этой атаке было ключевым. Нам тренерский штаб перед матчем говорил, при разборе игры «Рубина», что нужно чаще менять фланги атаки, потому что их оборона играет узко. Несколько раз тренеры об этом говорили и в итоге получилось – с фланга на фланг перевели атаку, это сыграло. Ну и каждое действие, как сказал, стало важнейшим: ключевой перевод, ключевая подача, ключевой удар и решающее добивание. Тут нет необходимости отдельно что-то выделять.
– Мирзов в этом матче показал совсем другую грань себя, стал чаще ассистировать…
– Да, думаю, Резиуан прибавляет. В следующей игре раскроется опять с новой положительной стороны. Ну и второй гол – тоже его передача ведь.
– Да, второй мяч с передачи Мирзова. Показалось сначала, что пас не дойдёт.
– Прекрасно помню, как бежал в этом эпизоде и думал, как же тяжело бежать – было сложное поле. Мирзов был один сразу против трёх защитников. Посмотрел на меня и так мягко отдал. После паса по мячу сыграл защитник, но это только помогло атаке. Он затормозил мяч, сделав его ещё удобнее для меня. Затем уже удар с левой и гол. В первом тайме у меня с нерабочей особо не получалось – была, например, подача за ворота. А тут вышло попасть прямо в уголок.
– Как вы не приедете в Казань, «Рубин» от вас страдает. По-особенному настраиваетесь на эту команду?
– Честно скажу, что настроя какого-то особенного нет. Просто так получается, что забиваю «Рубину». Да, огорчал их, ещё играя в ФНЛ, когда встречались в Кубке России, потом забил в прошлом году на Центральном стадионе и в этот раз – ну просто так получается. Я на каждый матч настраиваюсь одинаково – «Рубин» это или «Спартак». Даже если какие-то эмоции перехлёстывают, стараюсь голову держать холодной. Надо себя остужать.
– Как тренерский штаб Юрана готовил команду к этой игре. Было ли что-то особенное при подготовке к «Рубину»?
– Каждая игра особенная и к новому сопернику мы готовимся по-разному. Всё зависит от схемы, от игры команды. Я не скажу, что мы подстраиваемся под соперника, нет. Мы гнём свою линию, но при этом штаб находит слабые места, на которых акцентирует своё и наше внимание. Каждый раз подготовка к матчу разная – никогда не бывает одного и того же. Есть подводящие упражнения, которые помогают адаптироваться к требованиям под определённого соперника.
– Какие слабые стороны выделялись у «Рубина»?
– Большой акцент был на том, чтобы как можно чаще переводить мяч с фланга на фланг. Потому что «Рубин» играет в обороне узко.
– То есть обороняющуюся четвёрку надо бросать из стороны в сторону?
– Да-да. Плюс они очень широко атакуют, крайние защитники постоянно подключаются к атакам, действуют как латерали, за счёт этого за ними образуются свободные зоны.
– А что из опасного у «Рубина» выделяли?
– В принципе говорилось о том, что состав высокого уровня, линия атаки квалифицированная. Несмотря на то, что ушли Хвича и другие иностранцы, уровень остался, есть хорошие крайние защитники. Вообще в целом команда очень боеспособная, просто сейчас у них тёмная полоса. Но в принципе это классная команда.
«ЧЕРЕВЧЕНКО ПРОСТО НУЖНО НАЙТИ СВОЙ КЛУБ»
– Перед стартом сезона обсуждали с вами, что у Черевченко не получаются вторые года работы в клубе. Вы говорили, что в этот раз подобного не произойдёт. Почему в итоге не вышло?
– Очень тяжёлый вопрос, и у меня нет ответа – почему у Игоря Геннадьевича не получилось. Вроде всё было, как и прежде, но что-то пошло не так. Надо глобально рассматривать все процессы, но это история не одного интервью. Такая вот специфика работы тренера. Знаете, я тоже на протяжении большого периода карьеры часто менял команды – каждые полгода-год в ФНЛ. Но потом как-то получилось, что уже четвёртый сезон в «Химках». Может, и у него настанет такой момент когда-нибудь и остановится вся эта история. Возможно, ему просто нужно найти свой клуб.
– Сейчас «Химки» играют под руководством Сергея Юрана. Интересно послушать, каково это изнутри?
– Только положительные моменты, не могу выделить чего-то плохого. Разнообразные тренировки, каждую неделю что-то новое. Нет заезженного однообразного тренировочного процесса, одинакового цикла. Он себя в быту ведёт интересно – проявляет эмоции, шутит. Всё на хорошем уровне. Плюс его тренерский штаб: сильный аналитик, сильные помощники. Пока всё только прекрасно.
– Официально Юран назначен в клуб в конце предсезонки. Я правильно понимаю, он вообще не готовил команду к возобновлению РПЛ?
– Да, всё верно. Но некоторые ребята уже знакомы с Сергеем Николаевичем. Для них требования были не новыми. Плюс-минус мы понимали, какую философию он пропагандирует. Для остальных да, это было неожиданно. В принципе в футболе такое встречается редко, что команду готовит один тренер и перед началом сезона приходит другой. Наша работа – играть в футбол и исполнять установку тренера.
– Тренировки у Юрана вы уже проходили двумя годами ранее. Он изменился?
– В плане быта, например, я изменений не увидел, он всё такой же человек. В плане футбола, думаю, он, как любой профессионально относящийся к своему делу специалист, прибавляет. Он становится сильнее в тактике, в мотивации, в психологии и так далее. В совокупности он как тренер растёт.
– В клубах, которые идут внизу таблицы, тренеров меняют чтобы встряхнуть команду. У Юрана уже получилось это сделать?
– Я думаю да, конечно. Результаты трёх последних матчей – возможно, следствие этого.
«ИНОГДА СОЧУВСТВУЮ СУДЬЯМ»
– «Химки», как и многие другие клубы, не обошла стороной история с отъездом легионеров. Как на это реагировали внутри команды?
– Нормально. Допустим, уехал Филип Дагерстол у нас – да, ключевая потеря. Вот он и, наверное, Ламкель Зе, который хорошо влился в коллектив, забил «Локомотиву» два мяча. Не сказал бы, что их уход – катастрофа! Просто немного обидно терять хороших футболистов, да и в плане коллектива это потеря. Потому что иностранцы приехали классные и как футболисты, и как люди, никогда претензий не было. Обидно, да, но это переживётся. Все всё понимают – какая ситуация у нас сейчас. Это только их решение – осуждать это не имеет смысла. Жизнь продолжается, играем дальше.
– Сейчас в нижней части какая-то небывалая плотность. Четыре команды с одинаковым количеством очков. Реально ли «Химкам» выбраться из опасной зоны?
– Конечно, всё реально. Главное выкладываться в каждом матче за себя и друг за друга. Если бы это было нереально – зачем тогда вообще играть в футбол. Есть такая фраза «иногда то, чего быть не может, однажды тоже может быть». Так что даже если бы ситуация была хуже – всё равно это реально, надо верить до последнего момента.
– «Уфа» и «Ростов» вам ещё встретятся на финише сезона. Чего ждать от этих игр?
– Это матчи с двойной мотивацией, если не тройной и четверной. Однозначно могу сказать, что игры будут интересными. Очевидно, что в таких встречах достаёшь все свои резервы без исключения. На первый план в этой части сезона уже выходит характер и самоотдача. Остальное пока в тени.
– Леонид Слуцкий говорил, что для него бороться за выживание сложнее, чем за еврокубки. Для вас что труднее – биться за выход в РПЛ или пытаться сохранить в лиге место?
– Сложнее, конечно же, стараться не вылететь. Тут самое главное – об этом стараться вообще не думать и просто выкладываться. Морально легче, когда ты наверху, цена ошибки не настолько высока. Вообще я в ситуации борьбы за сохранение места уже не в первый раз. Нам и тренерский штаб помогает с давлением справляться.
– Начали весеннюю часть вы с двух поражений с тремя красными карточками. Это удаления так сказались?
– Удаления были ключевыми, но почему так получилось – надо спрашивать у каждого игрока, кто получал красные. Может, иностранцы не справились со своими эмоциями, сложно всё одинаково оценивать. Но да, я считаю, что удаления очень повлияли на развитие тех матчей.
– В последний месяц вообще контекст удалений и судейства в целом стал обрастать скандалами. Не наблюдаете тут какой-то тенденции?
– В общих чертах: я не заметил, что судьи как-то более спорно судят. Я смотрел матч ЦСКА – «Урал». Это был очень тяжёлый матч с точки зрения судейства по уровню давления. Иногда судьям по-доброму сочувствую, что у них такая тяжёлая работа. Давление отовсюду: начиная с комментариев в сети, заканчивая высказываниями руководителей, тренеров и игроков. Это тяжёлая работа. В принципе я думаю, что ничего не поменялось с прошлого сезона.
Из-за чего споры? Появился VAR, стали возникать различные новые трактовки. Конечно, футболистам обо всём этом говорят. Но никто не проводит брифинги с болельщиками: как, что и почему. Как обычно, все разбираются в судействе, на этот счёт каждый хочет сказать своё мнение и, как следствие, растёт уровень обсуждаемости работы арбитров.
– «Ростов», «Урал», «Арсенал» и «Уфа» – кто из этих конкурентов на ваш взгляд самый серьёзный в борьбе за выживание? Может, кто-то уже не сможет выплыть?
– Тех, кто не сможет справиться с давлением – таких точно нет. Знаете, наступило такое время, когда тяжелее анализировать соперников. Придётся открывать составы команд и смотреть: кто у кого уехал, а у кого кто остался. С отъездом иностранцев гораздо сложнее сказать, какой коллектив самый боеспособный.
– 22 гола за сезон – у «Химок» третья с конца результативность в лиге. Есть объяснение, почему?
– Капитан очевидность: потому что мы не реализуем свои моменты. Мы играем в атакующий футбол и создаём реально немало эпизодов у чужих ворот – моменты есть в каждом матче. Где-то может быть фарт отвернулся, но везение надо заслужить через работу и труд.
– В прошлом сезоне вы сыграли 23 матча в РПЛ и забили пять голов. В этом только 22 и 4 гола. Успеете и перекроете свой самый результативный сезон?
– «Самый результативный»? Третий сезон, давайте быть откровенными. Первый был, когда мне было 20 лет – я вообще не понимал, как за мячом бегать. Сейчас в осознанном возрасте это только второй сезон. Конечно, я стремлюсь к голам и было бы очень приятно забить больше, чем пять голов. Помочь команде – это в первую очередь. Свои эмоции и личные амбиции с результатом ставлю на второй план, для начала нужен успех команды и решённая задача. Естественно, я хочу помочь своими голами «Химкам» остаться в премьер-лиге.
– Клубы РПЛ потеряли возможность играть в еврокубках. Это как-то влияет на нижнюю часть турнирной таблицы?
– В футбольном плане, я думаю, нет. На меня, например, это никак не повлияло. А вот в зрительском плане, конечно, обидно. Теперь нельзя посмотреть и поболеть за наших ребят, которые попадают в еврокубки. Это большая потеря, надеюсь, в ФИФА и УЕФА в скором времени пересмотрят свою позицию.
– В российском футболе вскоре может стать гораздо-гораздо меньше денег, госкомпании сокращают финансирование, частные бизнесмены беднеют. Лично вы готовы к тому, что в нашем футболе скоро будет сокращение зарплат?
– Знаете, я никогда звёзд с неба не хватал. У меня никогда не было зарплат заоблачных, как привыкли говорить, сплетничая о деньгах футболистов. Я такого никогда не испытывал, поэтому морально к подобному сценарию готов.
– Вы не раз отмечали, что хотите попасть в сборную. Для футболистов престиж национальной команды не упал после того, как она лишилась всех турниров и только тренируется?
– Ни в коем случае. Это по-прежнему также престижно – иных мыслей и быть не может. Участвует – не участвует, не важно. Хочется надеть футболку с гербом своей страны.
– Вам в этом году 32. Когда будет дебютный вызов?
– Я на знаю, просто надо сказать главному тренеру сборной, что Кухарчук – как хорошее дорогое вино, с годами становится только лучше. В алкоголе я не эксперт, но выражение такое слышал (смеётся).
ДОСЬЕ «БО Спорт»
Илья КУХАРЧУК
Амплуа: полузащитник
Дата рождения: 2 августа 1990 года
Место рождения: Кострома
Карьера: «Рубин» (Казань) – 2007 – 2010; «Анжи» (Махачкала) – 2010 – 2012; «Урал» (Екатеринбург) – 2012; «Спартак-Нальчик» – 2012; «Шинник» (Ярославль) – 2013 – 2014; «Волга» (Нижний Новгород) – 2014 – 2016; «Енисей» (Красноярск) – 2016; «Балтика» (Калининград) – 2017; «Тамбов» – 2017; «Томь» (Томск) – 2018; «Химки» – с 2019 года.