erid:
Дети плакали и хватались за голову.
Накануне в Пекине случилась настоящая трагедия — фаворитка женского одиночного турнира Камила Валиева осталась без не то что олимпийского «золота», а места на пьедестале вообще. Теперь ей остаётся довольствоваться только медалью командного турнира, которую ещё не факт, что вручат после всех допинговых разбирательств. Особенно внимательно за выступлением Камилы наблюдали в родной для неё Казани и в тех местах, где ныне живут люди, которые знают фигуристку по Казани. С некоторыми из них пообщался в день произвольной программы «БИЗНЕС Online».
«Все мы понимаем, что на Камилу было оказано колоссальное давление», — сказала нам первый тренер Валиевой Ксения Иванова.
«МЫ В СЕМЬЕ ЧТИМ ТАТАРСКИЕ ОБЫЧАИ»
Для Казани Валиева — словно упущенное воспоминание. В эти дни, когда она в центре внимания мировой прессы, город мучительно пытается что-нибудь вспомнить о фигуристке, а не может. Она родилась здесь, жила и каталась, но всё это было очень давно. С тех пор её семья перебралась в Москву, туда же уехал первый тренер. Одногруппницы по казанскому катку уже успели закончить карьеры и максимально отдалиться от фигурного катания.
Тем не менее, с 2006-го по 2013 год Валиева была в Казани. Жила она в хрущёвке по улице Шамиля Усманова, дом №20, подъезд — четвёртый. Если вы хотите красиво украсить его баннерами в поддержку Камилы, не будем вас отговаривать, но семейство Валиевых там уже не живёт. Когда Камила была совсем маленькой, врачи нашли у неё некоторые намёки на косолапость (во что трудно поверить сейчас, когда видишь грациозные прокаты Валиевой). Это и открыло ей дорогу в спорт, который должен был исправить все недуги. Девочку отдали сразу в три секции — фигурное катание, художественная гимнастика и балет. Зная про загруженность девочки, воспитатели в детском саду оставляли для неё завтрак и обед — кушала Камила, когда у остальных детей был тихий час. Валиевой же было не до дневного сна, ведь одних только занятий по фигурному катанию было три на неделе. Каждая тренировка состояла из двух секций: 45 минут — лёд, ещё 45 минут — работа над ОФП или хореографией.
Всю себя дочке отдавала мама Алсу. Её вклад в карьеру Камилы отметили все собеседники нашего издания. «Мама жила ради дочки. Их целью уже тогда был результат», — цитата одного из тренеров по фигурному катанию, который застал Валиевых в Казани. При этом Алсу не занималась спортом сама и на тот момент точно не могла назвать себя опытным специалистом в фигурном катании. Работа у неё была обычная — бухгалтер. Интересный факт: на самый важный шаг в карьере Камилы — переезд в Москву — Алсу решилась не столько по спортивным, сколько по личным обстоятельствам. Об отце Валиевой почти ничего неизвестно, его во дворце спорта не видели. Какую-то информацию о нём можно считать только из отчества фигуристки — Валерьевна. Помнят же только маму. В столице жил её муж, к которому они переехали, когда девочке было семь. Осмелимся предположить, что, когда во время заседаний CAS озвучивалась информация про лекарство дедушки, имелся ввиду отец отчима…
С Казанью всё это время Валиеву связывают дедушка и бабушка по маминой линии. Обычно она приезжает к ним под Новый год, когда тренерский штаб дает несколько выходных после чемпионата России. Там фигуристка может услышать татарскую речь (мама знает язык на самом базовом уровне, а её родители свободно владеют им) и покушать токмач, перемяч, эчпочмак и другие блюда татарской кухни. В Москве всё это тоже можно найти, но ведь не домашнее! «Мы в семье чтим татарские обычаи. Моя бабушка и мама хорошо знают татарские традиции и стараются обучить им меня. Например, у нас в семье очень любят татарскую кухню. Готовит обычно бабушка. Разные блюда: эчпочмак, кыстыбый, очень часто татарскую лапшу. Иногда я помогаю бабушке на кухне, сама стараюсь учить рецепты блюд», — говорила Камила в интервью нашему изданию в далёком 2019 году, когда выступила на этапе юниорского Гран-при в Челябинске.
В этот сезон Валиева, как нам известно, уже не приезжала в Казань. Всё-таки год особенный, олимпийский. Это важное обстоятельство в свете последних событий вокруг фигуристки и того, насколько роковой датой для неё стало 25 декабря…
«НАДЕЮСЬ, КАМИЛА СТАНЕТ СИЛЬНЕЕ, ЗЛЕЕ И НАГЛЕЕ»
Первый тренер Валиевой - Иванова - сейчас находится в Москве. Перебралась туда она на пару лет позже самой Камилы, где сначала попробовала себя в «Ангелах Плющенко», затем устроилась в «Армию фигурного катания». За олимпийскими новостями следит только в перерывах между тренировками своих фигуристов. Что во вторник, что в четверг Камила выходила на лёд в 16:50 — в это время Ксения как раз возвращается домой с работы, так что за соревнованиями приходится следить по интернет-трансляции.
Сама Ксения никогда в этом не признаётся, но без её участия Камила могла бы никогда не доехать до Пекина. Когда девушка готовилась к переезду в Москву, её мама сомневалась, получится ли в новом городе продолжить занятия фигурным катанием. Город новый и большой, а талант маленькой Камилы хотя бы и был виден не кричал о будущих олимпийских надеждах. В числе тех, кто настоял на дальнейших тренировках Камилы, была как раз Ксения. «Камила мне запомнилась как не по годам взрослый ребёнок. Она всё схватывала на лету. Зная, как много в неё вкладывается мама, я понимала, что из неё может вырасти большой фигурист», — рассказала нашему изданию Ксения.
Впервые Камилу она увидела в школе олимпийского резерва, которая и по сей день базируется во дворце спорта. Как и в любой другой школе по фигурному катанию, набирают сюда только с шести лет. До этого возраста катаются в спортивно-оздоровительных группах — этаком «ростке» фигурного катания. Как раз в такой группе познакомились Ксения и Камила. Поскольку речь идёт о маленьких детях, большинство занятий шли в игровой форме. Однажды Ксения рассказала своим ученикам о ледовой фее, которая исполняет все желания фигуристов — нужно только записать своё желание на бумаге. Тренер раздала всем листки и ручки, а затем собрала их с обещанием обязательно сходить к фее в гости и передать все письма. Ксения до сих пор хранит их у себя. «Ледовая фея, я хочу, чтобы у меня всё получилось в программе. Валиева Камила», — написала будущая обладательница мировых рекордов, чемпионка России и Европы, а также чемпионка мира по юниорам.
Это сейчас Валиева соревнуется с лучшими фигуристками планеты, а тогда никто не мог сказать, что она будет лучше одногруппниц Анфисы Рябовой и Алины Бутаевой. Затем Рябова станет победительницей первенства России, а Бутаева выиграет «бронзу» юношеской Олимпиады как представительница сборной Грузии и уже в парном катании. Тем не менее Валиева была одной из самых успешных фигуристок в своей группе, той, кто ведёт за собой остальных. При этом она, 2006-го года рождения, была младше всех остальных фигуристок Ивановой. Тренер уже готовил свою юную звёздочку к поступлению в школу олимпийского резерва на полной основе, а также школу № 1, где набирался спецкласс для фигуристов, когда ей сообщили о переезде Камилы в Москву. С тех пор их пути разошлись, но Ксения продолжала следить за успехами Валиевой.
Как и многих болельщиков, Иванову накануне переполняли эмоции. Она лучше остальных понимала, что Валиева заслуживает золотой медали, но в то же время всегда с опаской относилась к разговорам о её статусе фаворита. Кому как не ей, в прошлом фигуристке, а ныне — тренеру с 20-летним стажем, понимать, что в спорте заранее вешать медали нельзя. И вот на её глазах к грузу ожиданий, который годами копился на хрупких плечах Камилы, добавился груз усталости от всех судебных разбирательств и непонимания, что вообще происходит. С самого первого движения в произвольной программе Ксения заметила, что с Камилой что-то не так. «Она каталась совершенно с другим настроением, в другом темпе», — поделилась впечатлениями от проката. Но всем известно, что же так надломило фигуристку.
«Все мы понимаем, что на Камилу было оказано колоссальное давление. Очень обидно и горестно за ребёнка. Её просто психологически задавили. Она ведь мешала им на пьедестале!» — сказала Иванова в тот момент, когда вся страна пыталась обратиться к тем самым «им», всем тем, кто в самый неподходящий момент встал на пути фигуристки к её медали. На вопрос, хватит ли Камиле сил кататься уже после Олимпиады, Ксения отреагировало резко. Разве можно в этом сомневаться? Конечно, хватит. «Я надеюсь, что Камила переживёт это, станет сильнее, злее и наглее и всем всё докажет», — рассказала она.
«А ЕЙ ВЕДЬ ЕЩЁ НЕ ВРУЧИЛИ МЕДАЛЬ!»
В перерывах между тренировками наблюдали за выступлением Валиевой и во дворце спорта. Чисто технически Камила не может считаться воспитанницей школы олимпийского резерва, которая базируется здесь, но ведь кататься-то она здесь каталась. «Нет, — отвечает один из работников школы, хорошо ли помнит тренерский состав Камилу Валиеву. — Это было очень давно. Многие устроились сюда, когда Камила уже успела уехать. К тому же, она была в таком возрасте, что запомнить её другим тренерам было трудно».
Тем не менее, в коридоре дворца спорта традиционно оборудовали все для просмотра соревнований. На телевизоре — трансляция «России 1» с комментариями Андрея Журанкова и Ирины Слуцкой. Перед ним выстроены несколько рядов офисных стульев, каждый занят фигуристами-одиночниками, у которых сегодня были запланированы занятия. Здесь как маленькие, так и старшие. С самого первого проката становится понятно, что в зале собрались настоящие эстеты фигурного катания: они аплодируют южнокорейской фигуристке Юнг Ю. И не просто так, а потому что та успешно выполнила тройной аксель. С аплодисментами и нескрываемым удивлением ребята встречают Александру Трусову, которая сделала не один, не два, а сразу пять четверных прыжков! Настоящая фантастика.
Следом на экране появляется Анна Щербакова. В этот момент к просмотру подключаются девушки из команды по синхронному катанию «Казаночка». Они бегут с тренировочного катка, где у них только-только завершились показательные выступления перед родителями. На них — всё ещё соревновательные костюмы. Их приводят в восторг два четверных прыжка действующей чемпионки мира и чистейший прокат в её исполнении. «Она уступит Трусовой в произвольной программе, но станет первой по сумме баллов», — доносится прогноз из зала. Щербакова действительно становится лидером.
Стоило на льду появится Валиевой, громкость в зале прибавили словно в два раза. Хотя кто-то из ребят не стеснялся рассказывать, что болеет за Щербакову или Трусову, большая часть собралась всё-таки ради казанской фигуристки. Но с самого первого движения становится понятно, что с Камилой что-то не так. Катается она слишком нервно, дёрганно, подмечают ребята. А когда она стала заваливать один прыжок за другим, дети стали отворачиваться от экрана. Смотреть на это было больно. Кто-то начал хвататься за голову, кто-то обниматься с подругами, кто-то смотреть сквозь наворачивающиеся слёзы.
Когда Камила завершила прокат, камеры показали, как она стала плакать прямо на льду. Окончательно её добили оценки, которые отправили её на итоговое четвёртое место. Добили они и присутствующих в зале, где в ожидании вердикта судей высказывались прогнозы, что Камила станет хотя бы третьей. Не в силах уже смотреть на это, ребята стали потихоньку разбегаться по раздевалкам и уже по пути обмениваться впечатлениями. «Бедная Камила! А ведь ей ещё не вручили медаль за командный турнир!» — сообщала своим подругам одна из фигуристок.
Такой же просмотр, но уже для горожан мэрия Казани организовала на старейшем катке городе в парке «Чёрное озеро». Там также выступили местные фигуристы. Мероприятие задумывалось с ожиданием праздника, но праздника не случилось…
«КАМИЛА ОЧЕНЬ СКРОМНАЯ, КАК И ВСЕ ТАТАРКИ»
Большинство казанцев смотрели за выступлением Камилы, конечно, у себя дома. Одним из таких зрителей стала финалистка «Голос.Дети» Саида Мухаметзянова. Мало кто может похвастаться фотографией с олимпийской чемпионкой (всё-таки у Валиевой есть «золото» командника), а вот у Мухаметзяновой их сразу две. Первую удалось сделать во время совместной прогулки в декабре 2019 года. О ней Саида и Камила договорились через инстаграм, с помощью него они и познакомились. В 2018-м Валиева выступала с произвольной программой на первенстве Москвы под Ya Ilahi в исполнении Саиды. Это «Аллилуйя», только на арабском языке.
Видео с постановкой выложила фан-страница Валиевой в инстаграме, отметив саму Саиду. Девушки обменялись парой сообщений в директе инстаграмы и затем приостановили общение. Возобновили его, когда Камила выложила сториз, что летит из Москвы в Казань, и согласилась на предложение Саиды встретиться. Пересечься они договорились у памятника Мусы Джалиля в четыре часа. Камила как человек спортивный подошла точно в срок, Саида как человек творческий чуточку опоздала. Обменявшись подарками они спустились до набережной и прогулялись там. «Не по годам взрослая, — поделилась с нашим изданием впечатлениями от Камилы Саида. — Это, видимо, идёт от спорта. Ребёнок в ней сочетается с борцом и трудоголиком. И, конечно, она очень скромная, как и все татарки».
Затем общение между девушками свелось до поздравлений Саиды с победами на соревнованиях и благодарностей от Камилы в ответ. У одной — концерты, съёмки, сессии в студии и учёба, у другой — тренировки и турниры. Тем не менее, им удалось встретиться снова в апреле прошлого года. Тогда Камила, а также другие фигуристки группы Тутберидзе приехали в Казань с шоу «Чемпионы на льду». Саида понимала, что лучше момента для её давней мечты — сделать совместное фото с Валиевой и Алиной Загитовой — больше не будет. С Алиной она знакома не была, хотя начала следить за фигурным катанием как раз с её выступлений, так что вся надежда была только на Камилу. Фигуристка с радостью согласилась помочь давней подруге. Маму Саиды и её саму встретила мама Камилы Алсу, она же провела их в раздевалку. Там же певица встретила фигуристок и исполнила мечту. «Татарки собрались вместе», — в шутку комментирует это фото Саида сейчас.
В тот день у Камилы и других участников шоу был напряжённый график, так что уехать с «Татнефть Арены» им пришлось сразу же. Времени поговорить не было. Тем не менее, Саида не остаться равнодушной в последние недели, когда вокруг Камилы происходило столько событий. Она одной из первых откликнулась на предложение фан-группы Валиевой записать видеообращение в поддержку фигуристки. И, самое важное, видео Саиды посмотрела сама Валиева: фигуристка поблагодарила подругу в инстаграме.
«У меня были холодные руки», — рассказывает Саида о своём состоянии, когда Валиева выходила с короткой программой в Пекине. В это время финалистка «Голоса» находилась в студии и на время выступления Валиевой приостановила запись. Накануне же она пропустила пару в университете, чтобы увидеть самый важный прокат Камилы у себя дома в компании с родителями, которые тоже неравнодушны фигурному катанию. «За Камилу болеешь как за родную», — признаётся Саида. Уже после проката Валиевой в произвольной программе до девушки дозвониться не удалось. За родных переживаешь особенно сильно, когда они терпят неудачи.