erid:
Дело может затянуться на год.
Сегодня утром Спортивный арбитражный суд (CAS) объявил об отклонении апелляции МОК, ВАДА и ИСУ. Таким образом, остается в силе решение РУСАДА снять дисквалификацию с фигуристки, и уже завтра она сможет выступить в одиночном турнире. Как минимум до его завершения Камила Валиева может быть спокойна, но нет гарантий того, что фигуристку оставят в покое после игр.
Вопрос о применении допинга еще не рассмотрен, а награждение медалями командных соревнований по-прежнему отложено.
ПЕРВЫЙ ТРЕНЕР ВАЛИЕВОЙ: "Я ОЧЕНЬ СЧАСТЛИВА"
Слушание по делу Валиевой стартовало вчера в 15:30 по мск, а завершилось лишь спустя семь часов. В Пекине к тому моменту было 3.30 утра. Как проходило заседание, пока неизвестно. Большинство документов было предоставлено онлайн, по видеосвязи к слушаниям подключилась сама Валиева, также был продемонстрирован фрагмент интервью Станислава Позднякова российскому телевидению. Там глава ОКР сокрушался, почему допинг-пробу Камилы почти месяц везли из Санкт-Петербурга в Стокгольм, где расположена лаборатория ВАДА.
Вердикт выездной панели Спортивного арбитражного суда (CAS) был объявлен сегодня в 9.00 — дисквалификация Камиле не грозит. Она сможет выступить на турнире одиночниц, который стартует завтра. «Я очень счастлива, что Камилу допустили до соревнований, о которых она мечтала всю свою жизнь. Верю, что она сможет показать свой максимум, несмотря на весь стресс, который она пережила в последние дни. Есть выражение, что сильный ветер ломает только слабые деревья. Так вот, Камила не из таких», — поделилась своими эмоциями с «БИЗНЕС Online» первый тренер Валиевой Ксения Иванова. Она занималась с фигуристкой в Казани до шести лет.
Вердикт CAS можно назвать смелым, учитывая многочисленные допинговые скандалы вокруг России в последние годы. На это в разговоре с нашим изданием указал почётный президент ОКР и депутат Госдумы РФ Александр Жуков. «Я думаю, что это справедливое и правильное решение. Уже скоро Камила сможет доказать, что именно она — сильнейшая одиночница. Я буду наблюдать за соревнованиями и болеть за Камилу», — сказал он в беседе с нашим корреспондентом.
Сама Валиева утром вышла на тренировку и обкатала короткую программу. Она успешно выполнила все прыжки, в том числе тройной аксель, за который дают больше всего баллов, и в целом была в приподнятом настроении. На катке собралось рекордное количество журналистов. Аншлаг был и вчера, когда Камила расплакалась прямо на льду. Успокоить её смогла только тренер Этери Тутберидзе, она обняла ученицу и прижала к плечу.
ЧЕТЫРЕ АРГУМЕНТА CAS В ПОЛЬЗУ ВАЛИЕВОЙ
Выслушав апелляции МОК, ВАДА и РУСАДА, выездная панель CAS подробно обосновала свое решение в заявлении. Арбитражный суд сделал акцент на следующих факторах, сыгравших в пользу Валиевой.
1. Камила — защищаемая персона, согласно кодексу ВАДА. Таковой считается любой спортсмен до 16-ти лет, который не подавал заявки на снятие этого статуса. Валиевой сейчас только 15.
2. Для защищаемых персон нет особого порядка дисквалификаций. На такой пробел CAS указал в кодексах РУСАДА и ВАДА. При этом для них прописан менее строгий порядок санкций.
3. Дисквалификация нанесла бы Валиевой «непоправимый ущерб». CAS подчеркнул, что «спортсмен не сдавал положительных тестов во время Олимпиады в Пекине и тем не менее находится под дисциплинарной процедурой из-за пробы, взятой в декабре 2021-го». Это нарушило бы фундаментальные принципы справедливости и пропорциональности, уверены в арбитраже.
4. Валиеву уведомили о допинге слишком поздно. Пробу, как уже отметил CAS, взяли в декабре, а сообщили о результате только 8-го февраля — на следующий день после того, как сборная выиграла «золото» в командном турнире. Такая задержка, указал суд, произошла не по вине Валиевой, и, более того, затруднила для неё набор необходимых документов и выполнение всех юридических процедур.
В ходе слушаний CAS преподнёс сюрприз МОК, ВАДА и ИСУ, рассказала «БИЗНЕС Online» глава спортивной практики юридической группы «КлеверКонсалт» Анна Анцелиович. «Все считали, что основной спор будет идти вокруг загрязнённого продукта. Таковым считается любой продукт, на этикетке которого не содержится указание запрещённой субстанции и, тем не менее, она там содержится. Это может быть вода, мясо, какой-либо препарат. CAS же не рассматривал этот вопрос вообще и сделал неожиданные для всех акценты. Он ушёл от вопроса источника допинга и указал на то, что есть пробел в антидопинговых правилах. Для защищённых лиц положен менее строгий порядок санкций и ряд других исключений, а временное отстранение им предлагается выносить по общим правилам».
В этом споре CAS, безусловно, встал на сторону российской спортсменки, полагает Анцелиович. «У меня были опасения, что CAS будет руководствоваться не только юридическими доводами, но и политическим контекстом, интересами других олимпийских комитетов. Но суд доказал свою беспристрастность, — считает юрист. — Среди прочего CAS принял во внимание, что нашу спортсменку ставят в невыгодное положение. От неё требовали доказать всё здесь и сейчас, найти источник допинга. Также её хотели лишить права продолжить выступление на Олимпиаде, тем самым нанеся ей непоправимый ущерб. CAS справедливо указал, что задержка в анализе допинг-пробы произошла не по вине самой спортсменки, и допустил её до соревнований».
ВЫИГРАН БОЙ, НО НЕ ВОЙНА
Исходя из решения CAS, Валиева допущена к участию в женском одиночном турнире Олимпиады, ей разрешено выйти на лёд 15 и 17 февраля с короткой и произвольной программами. МОК, ВАДА и ИСУ пытались оспорить лишь юридический момент, имело ли право РУСАДА 9-го февраля снимать дисквалификацию с Валиевой, которая автоматически вступила в силу 8-го числа, после уведомления о допинге у спортсменки. Вопросы, как допинг попал в организм Камилы, не рассматривались. Международное агентство тестирования, которое выступает от лица МОК, уже анонсировало дальнейшие разбирательства.
По прогнозам Анцелиович, дело Валиевой может затянуть на несколько месяцев. «Дальше будет разбирательство по существу. Был ли факт нарушения, есть ли в этом вина самой спортсменки? Такие дела, как правило, очень длительные и занимают от нескольких месяцев до года. Здесь требуется большой объём доказательств, внутренние расследования, выяснение источника попадания допинга. Так как решается судьба ребёнка и олимпийских медалей, я думаю, что вряд ли кто-то будет настаивать провести слушания в короткие сроки. Вполне возможно, что дальнейшие разбирательства начнутся уже после завершения Олимпиады».
При этом, если на дальнейших заседаниях подтвердится уже факт допинга у Валиевой, тогда результаты в Пекине могут быть пересмотрены как в командном турнире, так и в личном. Произойдёт это не в автоматическом порядке, подчеркнула Анцелиович, а только в ходе дисциплинарного разбирательства. И если это произойдёт, то суд должен принять во внимание и тот факт, что уже во время Олимпиады спортсменка сдавала чистые пробы.
Пока же остаётся радоваться за то, что выступить в Пекине Валиевой уже никто не помешает. Решение CAS не отстранять её от соревнований уже не оспорить. Вот только каковой будет выступать самой Валиевой, зная, что даже честно завоеванную медаль у нее могут отнять?
UPD. Уже после публикации текста МОК заявил, что не проведёт церемоний награждения до завершениях всех разбирательств по Валиевой. Таким образом она не получил медалей во время Олимпиады ни за командный турнир, ни за личный в случае призового места там.