комментарии 86 в закладки

Сергей Тетюхин: «Задача «Белогорья» на сезон – возвращение в еврокубки»

erid:

Поговорили с генеральным директором клуба. Не забыли и про сборную России.

Самый титулованный российский волейболист Сергей Тетюхин после завершения карьеры стал востребованным менеджером. С 2019 года он работает с мужской сборной России, а летом 2021 года был назначен генеральным директором «Белогорья», сменив на посту руководителя клуба Геннадия Шипулина.

В своё время Тетюхин приносил Белгороду титулы в качестве ведущего игрока, а теперь от него ждут возвращения клуба в число лидеров российского волейбола уже в новом статусе. В интервью «БО Спорт» Тетюхин рассказал о проблемах сборной России на Евро, деталях назначения, переезде на новую арену и поменявшемся отношении к школе «Белогорья».

Сергей Тетюхин / фото: belogorievolley.ru

«К КЛЮКЕ ВОПРОСОВ НЕТ – ОН ПРИЛИЧНО СЫГРАЛ В ДИАГОНАЛИ»

– Сергей Юрьевич, давайте начнём со сборной России. Сами волейболисты говорят, что после Олимпиады их морально и физически не хватило на чемпионат Европы. В чём вы видите причину бледного выступления команды на турнире?

– Мне кажется, эмоциональный аспект сыграл важную роль. Олимпиада это обычно апофеоз сезона сборных, но этот год из-за переноса Игр в Токио получился уникальным – нужно было сразу ехать ещё на один важный турнир и выкладываться там.

Я не могу никого из ребят упрекнуть в нежелании бороться. Но было видно, что им не всегда хватало внутренней энергии. Искры были, но огня, как на Олимпиаде, – нет. Не мы одни столкнулись с такой проблемой. Кто бы мог подумать, что французы не пройдут Чехию? Я смотрел этот матч. Они хотели, но игра не давалась.

Вспоминаю свою карьеру. После больших турниров в сборной я всегда уходил в некоторое пике и это чувствовалось на старте клубного сезона. Даже сейчас на чемпионате Европы лично мне было тяжеловато – такого эмоционального подъема как на Олимпиаде уже не было. Думаю, ребята испытывали похожие ощущения.

Это не оправдание. Мы говорим об одном из факторов, который повлиял на команду и её результаты, особенно в группе. Физическое состояние, на мой взгляд, было неплохим, хотя пик действительно был в Токио.

– Егор Клюка в диагонали. Это была необходимость?

– Да. Максу Михайлову нужны были определённые медицинские процедуры. Был вариант их проведения до Лиги наций, но был риск, что не успеет восстановиться. Остановились на том, что отпустим его после Олимпиады. Рассчитывали, что его место уверенно займёт Виктор Полетаев. Но травмы не позволили Вите поехать на Евро – из-за них у него весь год получился смазанным. Из расширенного списка у нас остались Кирилл Клец, Максим Жигалов и Виталий Папазов. Вызвали на сборы Клеца и Жигалова, но потом пришли к выводу, что более эффективным будет использование в диагонали Клюки.

Егор Клюка в атаке / фото: cev.eu

– С Жигаловым команда была бы слабее?

– Думаю, да. В конечном счёте по игре Егора в диагонали вопросов нет – он прилично провёл все матчи.

– Но при этом ослабла доигровка...

– Возможно. Но позиция доигровщиков у нас изначально была надёжно закрыта. Нам был нужен тот, кто будет много и долго бить. Из возможных вариантов Клюка казался наиболее выигрышным.

– Перед Евро расположение сборной России из-за травм покинули Антон Семышев и Денис Богдан. Семышев через десять дней спокойно играл за московское «Динамо» в Кубке России, а Богдан эпизодически выходил на площадку как либеро.

– По Денису никаких противоречий нет. Ему как раз нужно было около недели покоя, которые он и получил, покинув Новогорск. Нам уже нужно было вылетать на Евро, а он не мог участвовать в тренировочном процессе. Ситуация с Семышевым непонятная. Насколько я помню, там речь шла об операции. Но он приехал в «Динамо» и заиграл. Может, в клубе быстрее всё заживает?

«УВЕРЕН, ЧТО У НАС ПОЯВЯТСЯ ЛИДЕРЫ»

– Травмы других игроков позволили дебютировать в сборной России вашему сыну Павлу Тетюхину. Это определённый аванс?

– Прежде всего, хочу сказать, что это не моё решение, а тренерского штаба. Предложение исходило от Туомаса Саммелвуо. Аванс или нет – трудно сказать. Если бы никто из ребят не сломался, его бы не было в команде. Безусловно, здесь сыграло стечение обстоятельств. С другой стороны, в прошлом сезоне он проявил себя лидером «Белогорья», хотя команда и была в нижней части турнирной таблицы. То, что он разносторонний – положительный момент. Сейчас Саммелвуо оказался нужен такой игрок. Роль у Павла была небольшая, но он с ней справился.

Павел Тетюхин / фото: cev.eu

– Вы рассказали о собственных ощущениях и проблемах игроков. А как себя после Олимпиады вёл Саммелвуо?

– Я видел как тяжело ему было после Токио. Он был полностью выжат. Но он суперпрофессионал, нашёл в себе силы вновь с головой уйти в работу. Он также скрупулезно готовился к каждому матчу, досконально анализировал соперников, общался с ребятами – в общем, полностью отдавался работе. «Мы решили задачу на сезон, с нас взятки гладки», – подобного отношения вообще ни с чьей стороны не было.

– Вы говорили, что на Евро сборной России не хватало лидера. Кто им должен был стать?

– У нас есть ребята, которые побывали уже не на одной Олимпиаде и могли бы взять на себя эту важную миссию. Тот же Дима Волков, как мне кажется. Такого игрока как Михайлов нам не хватило. Уверен, что ребята до этого дорастут. Егор, Дима уже в том возрасте, когда нужно брать лидерство в свои руки.

– Что вы вкладываете в определение «лидер»?

– Это человек, который забьёт тот самый непростой, но нужный мяч, который определяет судьбу партии или матча. Он может быть меньше задействован, но сделает своё дело в самый нужный момент. Разумеется, вне площадки лидер тоже должен помогать команде быть лучше, создавать правильную атмосферу в коллективе.

Дмитрий Волков / фото: volleyballworld.com

– Италия на чемпионате Европы поразила?

– Ещё как! Вот у них как раз в роли лидера ярко себя проявил Симоне Джанелли. Он объединил вокруг себя молодёжь, повёл ребят за собой. Победа Италии, конечно, большая неожиданность, учитывая, что они отказались от многих ветеранов. Думаю, все считали, что турнир выиграет Польша, в том числе сами поляки. Но итальянцы - молодцы. Кому-то не хватало опыта, но это компенсировалось огромным желанием. Очень понравилась команда.

– Будете ли вы совмещать посты генерального менеджера сборной России и генерального директора «Белогорья»?

– Пока да. Думаю, время само покажет решение. Сейчас моя работа в клубе только начинается. Если не буду справляться, должность менеджера сборной придётся оставить.

«БЕЛОГОРЬЕ» – БРЕНД РЕГИОНА, КОТОРЫЙ НАДО РАЗВИВАТЬ»

– 13 июля вас объявили новым руководителем «Белогорья». Чья это была инициатива?

– Насколько я понимаю, это было совместное решение нового руководства Белгородской области, спонсоров клуба и Геннадия Яковлевича Шипулина. Они решили, что пришло время перемен, обновления клуба.

– С вашей стороны были какие-то условия?

– Если всё будет открыто, цивильно и порядочно, то я готов был взяться. Кроме того, для меня было важно принимать самостоятельные решения. Мне подтвердили все пункты и я с удовольствием начал работу. «Белогорье» – мой родной клуб с очень богатой историей. Постараюсь сохранять традиции и приумножить достижения.

– Перед кем вам держать ответ?

– Перед наблюдательным советом клуба. Стратегические цели и задачи будут ставиться там. У меня было прямое общение и с нашим основным спонсором, и с администрацией области. «Металлоинвест» заинтересован в продолжении сотрудничества с нами, с финансовой поддержкой всё нормально. Губернатор Вячеслав Владимирович Гладков также оказывает нам поддержку. Ему интересен волейбол, он считает, что «Белогорье» – бренд города и региона, который необходимо развивать. В этом наши взгляды совпадают. Со всех сторон чувствуем поддержку остаётся только работать и решать задачи.

– Какая у «Белогорья» задача на сезон?

– Возвращение в еврокубки. По потенциалу, по игрокам у нас неплохая команда. При добротной работе в зале и стабильной игре мы должны пройти в «Финал шести» и там бороться за медали и путёвки в еврокубки.

– Стартовый матч с действующим чемпионом «Динамо» (2:3) наверняка вас обнадёжил.

– Определенный позитив этот матч, конечно, дал. Для командного духа, для понимания своих возможностей. Тренерский штаб и сами ребята убедились, что мы можем противостоять грандам. У нас есть команда, которая хочет и умеет играть.

фото: belogorievolley.ru

Многие ветераны «Белогорья» после завершения карьеры вошли в систему клуба, но не вы. Почему?

Геннадий Яковлевич предлагал стать тренером, но это не то, чем бы я хотел заниматься. А других позиций, в которых я бы мог помочь, тогда не было. Поэтому я был рядом, ходил на все игры в качестве болельщика, но прямого отношения к клубу не имел.

– Команду на нынешний сезон собирала прежняя команда менеджеров?

– Да.

– Судя по составу, зарплатная ведомость «Белогорья» стала больше.

– Да, не буду этого отрицать.

– На каком месте вы в суперлиге по зарплатной ведомости?

– Затрудняюсь сказать, потому что не владею цифрами по другим клубам. Конечно, можно посидеть и поскладывать примерную рыночную стоимость игроков всех команд, но лично мне это сейчас не сильно интересно. Главное – чтобы у нас были финансовые возможности на наши задачи, идеи и проекты.

«КОМАНДА УЖЕ БАЗИРУЕТСЯ НА НОВОЙ АРЕНЕ»

– Раньше «Белогорье» было одним из немногих волейбольных клубов, у которого был свой самолёт.

– Он очень выручал! Особенно, когда мы играли в еврокубках. Большая благодарность Шипулину за тот самолёт. В те времена из Белгорода даже в Москву было проблематично улететь, поскольку был буквально один рейс в день. Сейчас их десятки, поэтому путешествия стали проще и острой необходимости в чартерах нет. Почти всегда есть возможность подобрать удобный стык в Москве.

– Шипулин сейчас оказывает какое-то влияние на жизнь клуба?

– Он почётный президент клуба, который в своё время создал. В случае необходимости, я могу с ним посоветоваться. В целом мы как дружили, так и будем дружить.

фото: belogorievolley.ru

– Что вы первым делом сделали на посту генерального директора?

– Была небольшая кадровая чистка. Мы расстались с людьми, которые, на мой взгляд, не полностью выполняли свой функционал. Полностью поменяли маркетинговый отдел. Будем активнее работать с болельщиками в социальных сетях. Это веяние времени, которое нельзя игнорировать. Важно было наладить отношения и с руководством «Белгород-Арены».

– В своё время Шипулин говорил, что команду не очень-то хотят туда пускать.

– Нет-нет, всё нормально. Волейбол будет важной частью жизни арены. «Белогорье» уже базируется там и все матчи главная команда будет проводить на новой арене. Первая игра – в субботу против АСК. У «Белгород-Арены» тоже новое руководство. Общаемся, есть точки соприкосновения, хотя и вопросов пока хватает. Думаю, какое-то время уйдёт на притирку и мы придём к взаимовыгодному сотрудничеству.

– Вы можете объяснить, почему в Белгороде не будет матчей чемпионата мира-2022?

– Для меня самого это загадка. Арена у нас уже построена, волейбольная история прекрасная, добираться до города удобно. Я убеждён, что Белгород заслужил проведение матчей чемпионата мира больше, чем некоторые другие города. Конечно, я задавал идентичный вопрос руководителям российского волейбола. Мне отвечали, что так решили специальные комиссии, которые ежегодно инспектировали города. Я не занимался организацией ЧМ-2022, поэтому не могу сказать, что именно не понравилось этим делегациям при их визитах. Остаётся только доказывать, что Белгород достоин в будущем принять самые большие турниры.  

– Что будет с «Космосом»?

– Там остаётся молодёжная команда и группа подготовки. В долгосрочной перспективе по «Космосу» есть два варианта – либо масштабная реконструкция, либо снос и строительство нового спортивного комплекса с общежитием и гостиницей. Волейбол – значимый вид спорт для нашего региона и подобное улучшение инфраструктуры поможет помочь с подготовкой новых поколений игроков.

фото: belogorievolley.ru

«ВТОРАЯ КОМАНДА В ВЫСШЕЙ ЛИГЕ ЗАТРАТНА, КЛУБЫ ОПТИМИЗИРУЮТ РАСХОДЫ»

– На прошедших в нынешнем году чемпионатах мира U19 и U21 в составе молодёжных сборных России не было ни одного игрока из системы «Белогорья».

– Впервые за многие годы ни одного белгородца не было и в олимпийской сборной. Это беда. Будем пересматривать работу с молодёжью, внутренние процессы в клубе, пытаться исправить эту ситуацию. Раньше любой молодой игрок считал честью попасть в «Белогорье», достаточно было поманить пальцем. Сейчас всё изменилось – ребята не рвутся в Белгород. Это важнейший момент. Нужно менять это отношение, возрождать реноме школы. Безусловно, это требует времени, но мы точно будем работать над этим.

– «Локомотив» ликвидировал команду в высшей лиге А и теперь фарм-клубы там остались только у двух «Зенитов». У Белгорода нет желания возродить там вторую команду?

– Высшая лига А затратна по финансам, при этом большой отдачи нет. Часто ты катаешь людей, которые переросли молодёжку, но никак не могут пробиться в суперлигу. Безусловно, это неплохое промежуточное звено в системе, но во всех клубах умеют считать деньги. Думаю, в нынешней непростой экономической ситуации это желание оптимизировать расходы. Если игрок хорошо подготовлен и достаточно талантлив, он перейдёт в команду суперлиги и из молодёжной лиги. Таких примеров много. А если очень нужно дать игроку практику в высшей лиге А, то вопрос можно решить с помощью аренды. У нас в Белгороде сейчас есть молодёжная команда и группа подготовки, в которой занимаются 14 - 15-летние мальчишки.

– Раньше «Белогорье» неводом проходило по соседней Украине, вытягивая оттуда все волейбольные таланты...

– Сейчас это невозможно, учитывая напряженные взаимоотношения стран. В последние годы такой практики уже нет. Даже пригласить кого-то на просмотр – большая проблема, которая будет решаться очень долго.

– Вы входили в состав совета депутатов города Белгорода, а в 2015 году были избраны в депутаты Белгородской областной думы. Почему решили не продолжать политическую карьеру?

– Понял, что политика не моё. Или я не для политики. Шёл с простым желанием помогать людям. Но на деле многие желания утопали в бумажной волоките. Все процедуры очень длительные. А у нас в России народ терпеливый, до последнего пытается сам справиться. И люди приходят, когда уж совсем плохо и помогать нужно было ещё вчера. По мере возможности помогал своими средствами, как и многие другие депутаты, но есть вопросы, которые не решить самому, а через аппарат всё проводится долго. Ты сидишь и нечего не можешь сделать. В какой-то момент я решил, что это слишком тяжело для меня. Вся моя жизнь связана с волейболом и лучше мне заниматься тем, что я больше всего люблю.

Алмаз Хаиров
Оценка текста
+
118
-