erid:
Трансферный блокбастер от казанцев.
Сегодня состав УНИКСа пополнил О Джей Мэйо – американский защитник, на счету которого восемь лет выступления в НБА. Четыре сезона он провёл за «Мемфис», один – за «Даллас», ещё три – за «Милуоки». В своё время Мэйо считали главным талантом во всей Америке и сравнивали с великими игроками. Этих сравнений он не оправдал, но в то же время успел заявить о себе в главной баскетбольной лиге мира.
Тем не менее, казанский клуб оформляет переход с пониманием рисков: последние три года О Джей играл в заграничных чемпионатах низкого уровня, а в Европе ещё себя не пробовал. Однако скудность рынка и потребность в ещё одном исполнителе в атаке заставили УНИКС пойти ва-банк.
НЕ СМОГ ОБЫГРАТЬ ДЖОРДАНА ОДИН НА ОДИН
Новичков с такой богатой карьерой за океаном, как у Мэйо, в истории УНИКСа ещё не было. Можно отметить разве только Дикки Симпкинса, который выигрывал три чемпионства с «Чикаго» (1996 - 1998), но его вклад в успехи «быков» был незначительным. Мэйо же как минимум четыре сезона был ключевым игроком в «Мемфисе» – одной из самых крепких команд Западной конференции НБА, где вместе с ним выступали Марк Газоль, Зак Рэндольф, Руди Гэй, Майк Конли и другие.
Уже в школе Мэйо пророчили большое будущее. В 15 лет он перешёл в лигу старшего возраста и, выступая против старшеклассников, набирал по 23 очка в среднем. Молва о новом суперталанте быстро пошла по всей стране. В 2005-м, когда Мэйо было уже 18, известное американские издание Sports Illustrated написало о нём материал с заголовком The Next One («Следующий»). Специалисты были уверены, что из Мэйо может получиться новый Майкл Джордан или Кобе Брайант. «Джордан с трёхочковым», «Молодой Кобе» – в каком только статусе не преподносили публике молодого баскетболиста.
И с Джорданом, и с Брайантом, к слову, О Джей (сокращение от Овинтон Д’Энтони) пересекался – он участвовал в их летних лагерях как лучший школьный баскетболист страны. С Джорданом он «закусился» во время игры пять на пять. Молодой Мэйо выкрикивал Майклу, который уже три года как завершил карьеру в НБА, что тот не может против него защищаться. Джордан не мог пропустить это мимо ушей и после матча попросил выскочку остаться в зале – уже для игры один на один. В ней Мэйо проиграл, не набрав ни одного очка. «Может быть, ты лучший школьный баскетболист. Но я лучший в истории», – сказал Джордан, как гласит легенда, на прощание. С Брайантом О Джей был уже поосторожнее – и просто попросил игрока «Лэйкерс» позаниматься с ним индивидуально. «Окей, приходи завтра в три часа», – сказал Кобе. Однако тренировка так и не состоялась. На следующий день Мэйо выяснил, что он всё проспал – речь шла о трёх часах ночи, а не дня.
Мэйо мог бы пойти по пути Брайанта и перейти в НБА сразу после школы. Но правила говорили ему, что нужно провести как минимум год в вузе. Выступая за университет Южной Каролины, он не подвёл ожидания и набирал в среднем 20,7 очка. На драфте НБА в 2008-м его выбрали под третьим номером – выше таких игроков, как Расселл Уэстбрук, Кевин Лав, Брук Лопес, Джавейл Макги. Последние трое становились чемпионами НБА, а Уэстбрук попробует выиграть свой первый титул в следующем году вместе с Леброном Джеймсом в «Лэйкерс». К слову, с последним Мэйо также сравнивали в школьные годы. Журнал Dime поместил защитника на обложку с надписью «Следующий Леброн».
ПОСЛЕ США – ПУЭРТО-РИКО, ТАЙВАНЬ И КИТАЙ
В НБА Мэйо, тем не менее, не стал ни Кобе, ни Леброном, ни Майклом. Он не играл в финале НБА, не вызывался на Матч звёзд и не получал громких индивидуальных наград. О Джея можно назвать жертвой завышенных ожиданий: он готов был стать просто хорошим игроком, где-то даже выше среднего, а от него ждали суперуровня просто из-за пары успехов за школьную команду.
Совсем незаметной карьеру Мэйо в НБА назвать, конечно, нельзя. В первом сезоне (2008/09) он набирал в среднем за игру 18,5 очка и попал по итогу в первую символическую сборную новичков. В сезонах 2010/11 и 2011/12 он бился с «Мемфисом» в плей-офф, а в 2011-м команда с его участием даже смогла обыграть «Сан-Антонио» (4 - 2) и впервые в клубной истории пройти дальше первого раунда. В каждом из своих восьми сезонов в НБА он проводил больше 40-ка матчей, а его среднее время на площадке не падало ниже 25 минут.
Закончилась карьера в НБА у Мэйо, однако, на грустной ноте. В июле 2016-го года лига дисквалифицировала его на два года за нарушение антидопинговой программы. Какое именно вещество обнаружили у баскетболиста, в заявлении НБА не уточнялось. Сам Мэйо указывал, что прошёл через несколько личных трагедий: его отца приговорили с десяти годам, в тюрьму также попали брат и близкий друг, ещё один друг погиб. «Мне казалось, что я смогу справиться со всем этим, – говорил он. – Я не смог». В том же интервью он отметился яркой цитатой о своем будущем: «Я вырыл себе яму, но не попал в гроб. У меня получится выбраться». Выбираться ему пришлось уже в заграничных чемпионатах.
Последние три года О Джей провёл за пределами Америки. Сначала он выступал в Пуэрто-Рико, затем переехал в Тайвань, а оттуда – в Китай. В вопросах иностранных баскетболистов клубы Поднебесной крайне щепетильны. Правила разрешают находиться на площадке только двум легионерам одновременно, так что китайцы подписывают двух-трёх надёжных иностранцев. Мэйо заслужил в прошлом сезоне доверие «Ляониня». С его помощью команда стала второй в регулярном чемпионате и дошла до финала плей-офф, где уступила «Гуанчжоу» (1 - 2). В среднем за 51 игру в Китае О Джей набирал 20,2 очка, делал 4,9 подборов и 3,1 передач, что можно назвать неплохой статистикой.
МЭЙО ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ ХЕЗОНЬЕ
В новом сезоне УНИКСу предстоит сыграть в Евролиге, и, собирая команду под самый конкурентный турнир Старого света, руководство сильнее всего искало талантливых исполнителей в атаке. Тех, кто выходит на первый план, когда игра у команды не ладится, и создаёт моменты из ничего. Именно они выше всего котируются на рынке. В одном только регулярном чемпионате УНИКСу предстоит провести больше матчей, чем за весь прошлый сезон в розыгрыше Кубка Европы (а там казанцы дошли до финала); к тому же, никто не отменял матчи чемпионата Единой лиги ВТБ. Так что на команду ляжет бешеная нагрузка и помощь таких суперисполнителей понадобится не раз.
Летом УНИКС подписал Марио Хезонью, чем заслужил своё почётное место в рейтингах лучших трансферов Евролиги этого межсезонья. Хезонья три года играл в НБА (за «Орландо», «Нью-Йорк», «Портленд»), а зимой перешёл в «Панатинаикос». В Евролиге 26-летний хорват выступил достаточно убедительно, чтобы заинтересовать множество топ-клубов. К Марио был интерес и в НБА, но заокеанский вариант игрок всерьёз не рассматривал – примерно по тем же причинам, что из года в год Алексей Швед. Хезонья хочет постоянно получать практику, играть важную роль, не менять команды посреди сезона – и всё это готовы предоставить ему только в Европе. УНИКС смог первым договориться с хорватом и заполучить себе лидера на начинающийся сезон.
Главный тренер Велимир Перасович, который возглавил команду летом, был уверен, что даже такого таланта, как Хезонья, УНИКСу не хватит на весь сезон. Надо было найти ещё одного исполнителя, желательно защитника. Схожего мнения были и менеджеры казанского клуба, постоянно мониторя ситуацию на рынке. Однако задача была не из простых. Со схожей проблемой столкнулись ещё ряд клубов Евролиги, и они готовы были хорошо потратиться, чтобы решить её. К примеру, УНИКС мог бы в теории побороться за Майка Джеймса, который недавно расторг отношения с ЦСКА, тем более под американец успешно играл под руководством Перасовича в «Басконии». Но соревноваться по финансовым условиям с «Монако», который расщедрился на Джеймса, было нереально.
Взвесив все за и против, УНИКС остановился на кандидатуре Мэйо. За игрока говорит его огромный опыт в НБА и та игра, которую он недавно показал в прошлом сезоне. Конечно, по уровню китайский чемпионат далёк от европейских, но точно можно сказать, что О Джей не растерял своего арсенала в атаке. К тому же, у игрока есть огромная внутренняя мотивация – он хочет показать, что его зря списали со счетов, а за пределами США это возможно сделать только в Евролиге. Перасович рад работать с топ-игроками, которые оступились на определённом этапе своей карьеры и хотят исправиться. Тренер считает, что они играют с большим желанием, чем те, у кого всё идёт гладко.
Факторы против также не нуждаются в представлении. Мэйо уже 33 года, и из НБА он выпал давно и не просто так. Никто не знает, как он адаптируется в России. Так что, прежде чем вступить в переговоры, УНИКС проделал большую работу по наведению справок о последних сезонах Мэйо. В скандалах баскетболист замечен не был, оставлял у одноклубников о себе приятное впечатление, режима не нарушал. В прошлом у него были проблемы, подчёркивали близкие к баскетболисту люди, но в последние годы он проделал большую работу над собой. Если бы Мэйо рассматривался как первая опция в нападении, УНИКС, конечно, вряд ли присмотрелся к его кандидатуре. Но, учитывая наличие Хезоньи, который даже с Мэйо в составе будет безоговорочным лидером, а также дефицитный рынок в это межсезонье, клуб готов был пойти на риски.
Переход, по нашей информации, уже завершён. В будущем Мэйо предстоит оформить визу, прибыть в Казань, пройти медосмотр. Присоединится к команде он, если всё пройдёт успешно, уже после старта УНИКСа в сезоне. 23 сентября казанцы откроют чемпионат Единой лиги ВТБ матчем с «Локомотивом-Кубань», а 1 октября – Евролиги игрой с «Зенитом».